ДЕВЯТЬ КОЛЕСНИЦ НЬИНГМЫ

Найдено 1 определение
ДЕВЯТЬ КОЛЕСНИЦ НЬИНГМЫ
или девять Путей обретения Просветления(тиб. theg pa gsum) — учение самой древней школы тибетского буддизма, в котором соединяются три главных направления Закона – Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна, традиции сутр и тантр (см. Сутра, Тантра), из которых высшей объявляется ати-йога (тиб. дзогчен). Вот описание девяти Колесниц согласно Джикмэ Лингпе. Два первых пути принадлежат Хинаяне, а третий — Махаяне. Следующие шесть Путей относятся уже к Ваджраяне, из них 4–6-й являются «внешними тантрами», а 7–9-й — высшими «внутренними тантрами», или ануттара-йогатантрой. 1) Путь слушающих Слово Просветлённого (шравака-яна). Целью этого Пути является достижение умиротворения (шанти и нирваны) и счастья (сукха, в том числе архатства) посредством соблюдения обетов, нравственных норм, монашеских правил и созерцания. 2) Путь просветлённых одиночек (пратьека-буддха-яна), или будд, которые не учат и которые обретают Просветление собственными духовными усилиями и практиками. 3) Путь просветлённых существ (бодхи-саттва-яна), стремящихся к Просветлению из сострадания к другим существам. Они практикуют совершенствование (парамита), созерцание, духовные способности и т.д. и отказываются уходить в нирвану. 4) Путь тантры действия (крийя-тантра) состоит в выполнении ритуалов тела и речи, их очищении, как окружающего пространства, в том числе пищи, а также в молитвах и медитации, когда практикующий предстаёт в качестве слуги реально существующего йидама; всё это делается ради обретения тройственной мудрости Ваджрадхары, т.е. Просветления за 16 рождений (иногда полагают, что для этого достаточно 7–13 жизней). 5) Путь тантры правильного поведения (чарья-тантра) состоит в дополнении ритуалов тела и речи внутренними методами совершенствования (другое название — упайя-тантра или упайога-тантра), а также в молитвах и медитации, в которой практикующий предстает в качестве друга йидама; всё это делается ради обретения состояния Ваджрадхары, т.е. Просветления, за семь рождений (другие считают от 5 до 13). 6) Путь йогического совершенствования (йога-тантра) состоит в уходе от внешней деятельности к созерцанию мандалы и визуализации йидама сначала в собственном сердце, а затем к созерцанию Абсолюта, истинной сущности (татхата), недвойственной природы (адвайта); это делается ради обретения со- стояния Ваджрадхары, т.е. Просветления за три рождения. Согласно А. Терентьеву, «Медитация проходит в устремлённости к абсолютной истине, божества визуализируются либо перед йогином, либо он мысленно преображает в божество себя самого, созерцая соответствующую мандалу и актуализируя «Пять мудростей» на благо всех живых существ. Начиная с третьей жизни после начала практики, возможно рождение в «Чистой земле» Акаништха (Ог-мин). Данные три класса тантр ассоциируются с процессами очищения тела, речи и ума, а результатом практики считается обретение «Тела блаженства»». 7) Путь Великой йоги (маха-йога), или «отцовской тантры», предполагает созерцание Иллюзорного тела (майя-деха) и предназначен для тех, в ком преобладает ярость к врагам Закона. Медитация направлена на недвойственность мудрости и ясного света, на отсутствие каких бы то ни было движений мысли и умозрительности. Согласно А. Терентьеву, «Здесь вводится новая система инициаций, мандала из цветных порошков заменяется текстом, цветовые символы божеств мандалы — мантрами и т.д. Скандхи, дхату и айятаны йогина освящаются, в процессе созерцания божества, визуализируемые перед собой, «джняна-саттвы» и божества в которые йогин себя трансформировал; «самайя-саттвы» сливаются в совершенной недвойственности. Результатом практики считается обретение «Явленного тела» в следующей жизни». 8) Путь йоги следствия, плода, результата (ану-йога), или «материнской тантры», предполагает использование блаженства завершающих искусных способов, в том числе медитационных сексуальных практик, а также демонстрацию половой силы и могущества; созерцание направлено на ясный свет и изначальную мудрость. Согласно же А. Терентьеву, именно этот тип тантр «подразделяется далее на два класса: «отцовские» и «материнские» тантры. Вводятся два высшие типа посвящений: «тайное» и посвящение «мудростью (санскр. prajñ, тиб. shes rab)», связанные уже не с внешними мандалами, а с мандалой тела. Сущностью медитативного процесса становится созерцание пустоты как Ясного света сознания. В момент смерти обретается «Тело великого блаженства»». 9) Путь великой полноты и совершенства (ати-йога, или маха-санпатра, тиб. дзогчен) вляется вершиной всех колесниц. На этом Пути естественно возникает Изначальная мудрость, равность, чистота, свобода от домыслов, интеллектуальных препон и догм. Но этот Путь годится только для высокоорганизованных йогинов, обладающих чрезвычайными умственными способностями, дающими возможность признать не на словах, а на деле единую природу всех вещей и существ мироздания, отсутствие каких бы то ни было различий. В практиках ати-йоги превалирует созерцание Ясного света и дхарма-кайи как единства тел Будды. Ануттара-йога-тантра, или тантры наивысшей йоги (с 7 по 9), предполагают три новых посвящения: тайное, мудрое и словесное. Здесь все истины признаются тождественными, все вещи равно чистыми, отсутствует двойственность признания и отрицания, а главные яды (клеща) буддизма (неведение, жажда-похоть, ярость-гнев) используются в каче- стве подспорий на Пути. Так, страсть становится единством блаженства и пустоты (шуньята), ненависть — единством Ясного света и пустоты, неведение — соединением мудрости и пустоты. Особенностью созерцания здесь является то, что медитирующий предстает в виде йидама, пребывающего в соитии с духовной супругой (яб-юм), что означает единство искусного способа (упайя-каушалья) и мудрости (праджня). Все три новых Пути обещают обретение Просветления в течение одной жизни. По словам Намкая Норбу Ринпоче, если две первые «внутренние тантры» — это Пути преобразования сознания, то Путь дзогчена — это самоосвобождение (тиб. grol lam).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.