НИМБ
НИМБ
(лат. nimbus) - условное обозначение сияния в виде круга на изображениях богов или святых (обычно вокруг их головы, реже - вокруг тела). Происхождение Н. связано с культом Солнца, характерным для мн. религий земледельч. народов древнего мира - Египта, Вавилонии, Индии, Перу, Греции и др. Отсюда Н. заимствован и христианством.
НИМБ
Лат.) Ореол вокруг головы Христа и Святых в Греческой и
Римской Церквях имеет Восточное происхождение. Как известно
каждому востоковеду, Будда описан имеющим вокруг головы
светящиеся сияние шириною в 6 локтей; и, как показал Харди
("Eastern Monachism"), "его главные ученики изображаются местными
художниками со схожим знаком величия". В Китае, Тибете и Японии
головы святых всегда окружены нимбом.
Римской Церквях имеет Восточное происхождение. Как известно
каждому востоковеду, Будда описан имеющим вокруг головы
светящиеся сияние шириною в 6 локтей; и, как показал Харди
("Eastern Monachism"), "его главные ученики изображаются местными
художниками со схожим знаком величия". В Китае, Тибете и Японии
головы святых всегда окружены нимбом.
Источник: Теософский словарь
НИМБ
от лат. nimbus — облако, туча) — усл. обозначение сияния обычно вокруг головы на изображениях богов, в христианстве — также богородицы, святых, ангелов, пророков, а в Др. Греции - и героев. Происхождение Н. связано с солярным и астральными культами у земледельческих народов, от к-рых христианство заимствовало иконографич. символику Н. В христ. иконографии Н. различается: при изображении ангелов и святых это просто блестящий кружок, у богородицы Н. часто украшается звездами, Н. бога-отца имеет форму шестиконечной звезды.
Источник: Атеистический словарь
НИМБ
(лат. - облако, туча) - условн. обозначение сияния вокруг головы (реже - всей фигуры) на изображениях богов и святых. Один из древнейш. символов, означающ. истечение жизн. силы, энергии, мудрости и т. д. Позднее Н. стал трактоваться как сияние от святости, добродетели, как потустор. свет знания. На христ, иконах Н. появился в 4 в. Он бывает разной формы (круглый, квадратный, треугольн., шестиугольн.) и разного цвета (синий, желтый, всех цветов радуги). Существует и крестообр. форма Н., характерная только для христ. иконописи и символиз. Христа. Треугольн. Н. вокруг головы бога-отца символизирует триединство христ. бога и его могущество как творца, демиурга.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Нимб
Блестящий кружок, среди которого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев, нередко помещали их головы, дабы через то обозначить, что это – высшие, неземные, сверхъестественные существа. В иконографии христианства нимб сделался с древнейших времен принадлежностью изображений ипостасей Пресвятой Троицы, ангелов, Богоматери и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых икон установились нимбы особого рода. Например, лик Бога-Отца помещался среди нимба, имевшего вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками. Нимб Девы Марии всегда круглый и часто изысканно украшен. Нимбы святых или других божественных персон как правило круглые и без орнаментов.
Источник: Православный церковный словарь.
НИМБ
от лат. nimbus — облако, туман) — в христианской и буддийской традициях символ святости, условное изображение сияния только вокруг головы в религиозном искусстве, тогда как термин «ореол» обозначает свечение, окружающее всю фигуру, а не только голову. Этот специфический атрибут божественности остался только для образов Христа и Девы Марии. Нимб также называют «гало» — от греческого названия деревянного круглого настила, по которому ходил бык, вращавший жернова на мельнице, — «халос». Гало как символ света, излучаемого божественной личностью, не является исключительной принадлежностью христианства. В древнем мире это понятие широко использовалось при обозначении власти и величия. Например, Будда в индийском искусстве иногда изображается с внушительным красным нимбом. Голубые нимбы имели Зевс и Юпитер. По аналогии римские императоры, почитавшие себя божествами, также изображались с нимбами. Иногда так изображались древние боги Индии и Китая. Нимб является у греков атрибутом солнечных богов — Митры, Аполлона и Гелиоса. На Востоке нимб символизировал скорее силу, чем святость, и поэтому в византийском искусстве им нередко наделялся Сатана. В христианском искусстве нимб появился около V в., и его использование сначала ограничивалось тремя лицами Троицы и ангелами, но постепенно распространилось на апостолов, святых и др. Существуют четыре главных разновидности нимба: для святых и таких персон, как папа, нимб имеет квадратную форму; при изображении одного из персонажей Троицы, особенно Христа, нимб имеет форму креста или трех лучей; для Бога — нимб треугольный. Четвертая форма — мандорла, овальный ореол, включающий в себя все тело, — произошла от символа «рыба». Поначалу он изображал облако, в котором спустился Христос, но через некоторое время стал также представлять свет, исходящий от Девы Марии. Богословские и основные добродетели, а также другие аллегорические фигуры, как правило, имеют шестиугольные нимбы. До XII в. нимб напоминал золотую тарелку, к которой позднее были добавлены орнаментальная каемка и радиальные лучи света. Для простоты эта форма к концу XVI в. была сведена к золотому кругу. Если в живописи позднего Средневековья нимб изображался как плоская золотая пластина, на которой было начертано имя его обладателя, то художники раннего Возрождения свели изображение к простому кругу, изображенному в перспективе. Позднее нимб вышел из употребления и в искусстве постренессанса использовался довольно редко. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия