санскр., пали, букв. «цепь»,«связь»). Термин обозначает процесс перерождений живых существ, представляющий собой «колесо», образуемое 12 ступенями. Все они должны быть преодолены. Первой ступенью является неведение (авидья), называемое первой причиной существования. Затем, основанные на неведении — кармич. результаты (санскара). За кармич. результатами следует индивидуальное сознание (виджняна), затем — определяемый им ум и его выражение в опред. форме (нама-рупа). Далее следуют шесть чувственных способностей и их функции (шадаятана), касание (спарша), чувство (ведана), желание (тришна). Желание порождает привязанность к бытию (упадана), к-рая в свою очередь определяет возникновение (бхава) и невозникновение. Возникновение влечет рождение (джати). Рождение—конечный результат кармы, за ним следуют старость, вместе с горем, огорчениями, печалью, нуждой и отчаянием, и смерть (джара-марана). Синонимами Н. в палийском языке был термин патичча-самуппада, в санскрите — пратитья-самутпада, т. с. закон зависимого происхождения (см. «Колесо жизни.»). Н. А. Канаева
НИДАНА
НИДАНЫ
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
НИДАНА
Санскр.) 12 причин существования, или цепь причинности,
"сцепление причины и следствия во всем ряду существования через
12 звеньев". Это фундаментальная догма буддийской мысли,
"понимание которой разрешает загадку жизни, раскрывая пустоту
существования и подготовляя ум к Нирване". (Эйтель, "Sans. Chin.
Dict.") Порядок 12 звеньев таков. (I) Джати, или рождение,
согласно одному из четырех видов вступления в поток жизни и
реинкарнации - или Чатур Иони (см.), причем каждый вид ставит
рожденного в одну из шести Гати (см.). (2) Джарамарана, или
старение и смерть, следующие за зрелостью Сканд см.). (3) Бхава,
кармический посредник, который ведет каждое новое чувствующее
существо к рождению в той или иной форме существования в
Трайлокье и Гати. (4) Упадана, созидающая причина Бхавы, которая,
таким образом, становится причиною Джати, которое есть следствие;
и эта созидающая причина есть привязанность к жизни. (5) Тришна,
любовь чистая либо нечистая. (6) Ведана, или чувствование;
восприятие посредством чувств, что есть -ая Сканда. (7) Спарша,
чувство осязания. (8) Чадаятана, органы чувств. (9) Намарупа,
личность, т.е. форма, имеющая название, символ нереальности
материальных феноменальных явлений. (10) Виджнана, совершенное
знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и
единстве. (11) Самскара, действие на плане иллюзии. (12) Авидья,
отсутствие истинного восприятия, или невежество. Так как Неданы
относятся к самым тонким и глубоким учениям Восточной
метафизической системы, то более глубоко заняться этим вопросом
нет возможности.
"сцепление причины и следствия во всем ряду существования через
12 звеньев". Это фундаментальная догма буддийской мысли,
"понимание которой разрешает загадку жизни, раскрывая пустоту
существования и подготовляя ум к Нирване". (Эйтель, "Sans. Chin.
Dict.") Порядок 12 звеньев таков. (I) Джати, или рождение,
согласно одному из четырех видов вступления в поток жизни и
реинкарнации - или Чатур Иони (см.), причем каждый вид ставит
рожденного в одну из шести Гати (см.). (2) Джарамарана, или
старение и смерть, следующие за зрелостью Сканд см.). (3) Бхава,
кармический посредник, который ведет каждое новое чувствующее
существо к рождению в той или иной форме существования в
Трайлокье и Гати. (4) Упадана, созидающая причина Бхавы, которая,
таким образом, становится причиною Джати, которое есть следствие;
и эта созидающая причина есть привязанность к жизни. (5) Тришна,
любовь чистая либо нечистая. (6) Ведана, или чувствование;
восприятие посредством чувств, что есть -ая Сканда. (7) Спарша,
чувство осязания. (8) Чадаятана, органы чувств. (9) Намарупа,
личность, т.е. форма, имеющая название, символ нереальности
материальных феноменальных явлений. (10) Виджнана, совершенное
знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и
единстве. (11) Самскара, действие на плане иллюзии. (12) Авидья,
отсутствие истинного восприятия, или невежество. Так как Неданы
относятся к самым тонким и глубоким учениям Восточной
метафизической системы, то более глубоко заняться этим вопросом
нет возможности.
Источник: Теософский словарь
НИДАНА
сс. Причина. Логическое основание. Сущность. Завязка. В буддизме нидана выступает как звено причинно-следственной зависимости в цепи перерождений. Согласно закону взаимозависимого возникновения (пратитьясамутпада), каждое звено обусловлено предыдущим и обусловливает последующее Разорвать эту цепь, удерживающую человека в мире страданий, можно только волевым усилием, изменив свое мировоззрение и прекратив создание предпосылок для новых рождений. Двенадцать звеньев-нидан раскрывают механизм действия закона. Первое звено (авидья) — неведение, в котором рождается человек. Второе звено (санскара) — формирование личности под воздействием прошлой кармы. Третье звено (виджняна) — совершение действий под влиянием непросветленного сознания. Четвертое звено (нама-рупа) — развитие в соответствии с психическими и материальными потребностями. Пятое звено (шадаятана) — восприятие через шесть органов чувств. Шестое звено (спарша, пхасса) — контакты, взаимодействие с миром. Седьмое звено (ведана) — ослепленность эмоциями Восьмое звено (тришна, чханда, таньха) — чувственные желания. Девятое звено (адана, упадана) — привязанность к мирским ценностям. Десятое звено (бхава) — зарождение нового существа, начало нового двенадцатичленного цикла Одиннадцатое звено (джати) — рождение ребенка, обусловленное прошлой жизнью, которая проходила по той же схеме. Двенадцатое звено (джара-марана) — старость (джара) и смерть (марана, мритью), которые ожидают всех родившихся. Модель иллюстрируется сюжетами в живописной мандале (бхавачакра). Поборов в себе чувственность, уничтожив неведение и карму, отказавшись от привязанностей, человек может заняться духовной практикой и достичь освобождения от новых рождений в круговороте эмпирического бытия.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003