фр. format, от лат. formatus — сформированный) —
1) издательский термин, означающий размер книги, газеты, листа, иллюстрации;
2) внутренний термин телевидения и FM-радиостанций, обозначающий любой материал — чаще музыкальный, — неприемлемый для трансляции по соображениям «формата» того или иного СМИ: редакционной политики, определенных стилистических или вкусовых пристрастий слушателей, зрителей, читателей и т. п.
Н. служит эффективным орудием отбраковки всего, что, как представляется менеджерам вещательной структуры, может сказаться на популярности станции, количестве аудитории той или иной программы, вызвать нежелательную реакцию надзирающих органов. Одним словом, налицо постоянный контроль репертуара, осуществляемый из видимо экономических соображений. В разряд Н. обычно попадает любая музыка, на йоту отличающаяся от расхожей попсы, составляющей репертуар развлекательного вещания: рок, очень часто — джаз, значительная часть хип-хопа и регги, конечно, авангард, классическая музыка, любые песни с употреблением мата, почти весь спектр экспериментальных электронных стилей — от рейва до хауса. Одним словом — все мало-мальски неординарное.
Налицо явно негативный принцип работы: по сути, эфирная сетка в той части, что касается развлечений, формируется путем постоянного исключения и отсева. Такой подход обычно оправдывается желанием соответствовать вкусам аудитории, которая при этом рассматривается как однородная масса с одними и теми же пристрастиями. На самом деле, и радио, и телевидение, работая только с тем материалом, который предоставляет шоу- бизнес, становятся частью его стратегий; последние же предполагают не столько следование вкусам потребителей, сколько формирование (даже, в некотором роде, зомбирование) самих потребителей с помощью разного рода массовых технологий. Иными словами, структурирование программ по принципу отсева Н. строится на убежденности в том, что публика априори поддается стадному манипулированию, будучи глупее самих создателей программ, которые, чаще всего, ни попсу, ни так называемый «русский шансон» не слушают.
Было бы ошибочным рассматривать неформатность только как чисто экономическое явление. Здесь также есть неакцентируемый идеологический мотив. Ведь эфирный мейнстрим постоянно сбрасывает в аудиторию расслабляющий, не дающий поводов задуматься культурный продукт. Исключенный Н. и благостно-приторный формат порождают сон обывателя, следовательно, и видимость покоя в обществе: недаром именно концерты попсы столь любимы властями постсоветских стран, а поп-фестивали возрастают числом и размахом в моменты политических кризисов.
Таким образом, Н. являет собой, в слегка обновленном и смягченном виде, старую добрую цензуру.
Но уже не раз доказано, что все цензурируемое и табуируемое со временем только усиливается во влиянии и качестве. Это особенно заметно по Сети, где разнообразнейший Н. значительно преобладает над мейнстримом. А именно в Сети проектируется будущее. То самое, в котором шоу-монополия на рынке развлечений будет раздроблена на множество малых и сугубо индивидуальных ниш, каждая — со своей локальной аудиторией.
Такой, истинно многополярный, мир.
[Д. Десятерик]
СМ.: Андерграунд, Мейнстрим, Мат, Панк, Политкорректность, Попса, Сеть, Срамной Рок, Телевидение, Цензура.
0.00 байт
Проблема взаимоотношений логики формальной и философской (неформальной и воображаемой Н. А. Васильев
Рассматривается проблема взаимоотношений логики формальной и философской (неформальной и воображаемой Н.А. Васильева). Высказывается предположение о том, что в XXI в.