НЕБО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЭБО
Халд.) То же, что индусский Будха, сын Сомы, Луны, и
планета Меркурий. (См. "Набу".)

Источник: Теософский словарь

НЕБО
В мифологии и религиозных воззрениях кельтов небесные божества обычно фигурировали отдельно от бога Солнца; бог неба считался повелителем стихий, ассоциируемых с небом. Он был владыкой света и жизни и противопоставлялся силам тьмы и смерти. Юпитер классической античности ассоциировался с целым рядом кельтских богов.

Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.

НЕБО
свод, который, как кажется, обволакивает землю и днем является голубым, а ночью - темным; в религиозной вере "небесное" - ни с чем не сравнимое, прекрасное обиталище Бога. Согласно вавилонскому и евр. воззрению, существует семь одна другую покрывающих небесных сфер. "На седьмом небе" покойники становятся причастными к Богу. Греч, выражение "ha basileia ton uranon" - "господство неба", переведенное Лютером как "царство небесное", - встречающееся в Евангелии от Матфея (в др. Евангелиях не встречается), имеет в виду эти семь небесных сфер. Современная ценностная этика толкует семь небесных сфер как ступени восходящей пирамиды ценностей (см. Этика), так что небесное царство (о котором говорится: оно внутри вас) становится царством этических ценностей, которые люди должны осуществить, и "рай на земле" равнозначен (недостижимому) состоянию реализации всех этических ценностей (ср. Бог).

Источник: Философский энциклопедический словарь

НЕБО
(Himmel) — в мифологическо-религиозной вере «небесное», ни с чем не сравнимое, прекрасное обиталище Бога. Согласно вавилонскому и еврейскому воззрению, существует семь одна другую покрывающих небесных сфер. «На седьмом небе» блаженные становятся причастными к Богу. Греческое выражение «hai basileia ton uranon», встречающееся в Евангелии от Матфея (в других евангелиях не встречается), — «господство неба», переведенное Лютером как «царство небесное», имеет в виду эти семь небесных сфер. Современная ценностная этика толкует эти семь небесных сфер как ступени восходящей пирамиды ценностей (см. Этика), так что небесное царство (о котором говорится: оно внутри вас) становится царством этических ценностей, которые люди должны осуществить, и «рай на земле» равнозначен (недостижимому) состоянию реализации всех этических ценностей; ср. Бог. Небо в астрономическом смысле со всеми происходящими в нем явлениями изучено ныне столь конкретно, что новые представления о нем отсылают любое религиозное толкование к мифу.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НЕБО
важнейшая часть мифологизированного космоса. Небо и земля — воплощение верха и низа, оно Все «видит», «дом» всего мира.
Небо — активная творческая сила, иногда как женское начало (Нут, Адити), но чаще — мужское (например, Тянь, Ахура-мазда, Тенгри, Нуми-Торум, ср. наполняющий Н. воздух как животворящий дух); при параллелизме макро- и микрокосма Н. нередко представляется душой универсума. воплощением абсолютной духовности. Во многих космогонических мифах Н. появляется при расчленении хаоса (часто — яйца мирового), священный брак Н. и земли (Ср. Гея и Уран, Дъяус и Притхиви. Ан и Ураш, Дева и Ниту и др.) передает их первозданную слитность и служит началом жизни во вселенной.
Нередко демиург творит Небо и землю из чудовища, воплощения первозданного хаоса (в более архаичных Космогониях оно может само порождать Н. в землю), или иного первосущества (ср., например, Намму, Гуйму, Пуруша, Тиамат). В отделении Н. от земли участвует бог воздуха, демиург или сам бог Н. (ср., например, Шу, Энлилъ, Панъгу). В космологических описаниях может присутствовать персонаж— опора Н.: Атлант, Убеллури и др.
Нередко мировая гора Держит на своей вершине Небо, Или ее вершина и есть Н,— обиталище богов (ср. Олимп, Меру, Сумеру. СМ. также в ст. Нгаи, Тлалок, Гаропмана), гора также фигурирует как место почитания бога Н., встречи человека (например, Моисея) с богом. Другие образы связи Н. в земли — лестница (ср. лестница Иакова, лестница, по которой Шакьямуни спускался в мир людей с Н. myiauma, а др.), река (особенно в шаманских мифах, ср. также Ганга, Сарасвати, Ардви), Мировое Древо. Нередко отмечаются материал, Из к-рого сделано Н. (камень, металл, иногда — жиа-кость, «хлябь небесная»), форма Н. (шатер, шалаш, купол, образующий стены и крышу над землей).
Связь Неба с первозданными космическими водами (ср. также Варуна) находит отражение в представлениях о светилах, плавающих по Н. (ср., например, Ра, Млечный путь как Серебряная река в мифе о Ню-лап). Широко распространены представления о многоуровневом Н. (ср. в ст. Аллах, лока, дгвалока, урдхвалока, Тенгри, Нум, Фаро и др.).
Популярен сюжет путешествия на Небо (например, Иолофата, Ичи, Нъямбе, шаманов, ср. Урэр, Этана и др.), нередко вознесение на Н.— подвиг или знак избранничества (ср. в ст. исра ва-л-мирадж, Енох), на Н. уходят культурные герои, предки по завершении своей деятельности, герои, превращенные в небесные тела, и т. д. Н.— обитель не только богов, но и душ праведных (ср. иару, джанна, ром), нерожденных душ и т. д. (ср. также фраваши). С Небом соотносится верх человеческого тела (ср. в ст. аддхалока, Имир, Пуруша, Паньгу). В архаических уранических мифах обожествлялось само Н. (ср. Нум, Тенгри, Тянь, Дьяус и др.), различные небесные явления — атрибуты бога-Неба (ср., например, в ст. Укко).
Впоследствии бог-Н. превращался в антропоморфного бога, небесные явления нередко выступали как его родственники (см., например, в ст. Нуми-Торум, Адад, сын Ана, и др.); богов Н. могло быть несколько (ср. Зевс и Уран). Во многих мифологиях фигурируют боги Н., часто демиурги, удалившиеся от дел и не участвующие в жизни мира (т. н. deus otiosus, «праздный бог», ср. Ан, Нум, Нуми-Торум).
На определенном этапе развития мифологии главные боги делались небесными (семантический комплекс Небо — верх — благо — власть — вечность и т. д.), процесс объединения (на основе общей семантики) божеств приводил к выделению верховного небесного бога, часто эту роль выполнял громовержец (ср. Индра, Зевс, Перун).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

НЕБО
символ обители богов и других высших существ. Одним из общепризнанных способов изображения небес является картина на тему «все святые», охватывающая как канонизированных святых, так и тех, кто остался неизвестным при жизни и потому не почитаем. Во всех культурах небеса противопоставляют земле и аду или подземному царству. Символика неба получила различную трактовку в религиях мира. В Ветхом Завете небом названо жилище бога Яхве. Но поскольку сам Яхве является творцом небес, он стоит выше их. Вплоть до II–III вв. до н. э. иудеи считали, что все умершие — как праведники, так и грешники — спят в Шеоле, подземном царстве. Только в позднем иудаизме небо стало местом обитания праведников, воскресших к жизни с Господом. По аналогии с иудейской моделью, христианские небеса также населены истинно верующими людьми и последователями Христа. После смерти — или после Страшного Суда — на небеса попадают также спасенные, избранные или блаженные. Согласно более поздним толкованиям, небо стало выступать символическим обозначением жизни во Христе. В сцене Страшного Суда готическая скульптура использовала общепринятые символические условности для обозначения неба — сидящую фигуру патриарха Авраама, держащего души праведников на полотнище, лежащем у него между рук. Ранняя ренессансная живопись изображала небо в виде готической церкви или радуги, с апостолом Петром у врат, приглашающим новоприбывших. Общепринятая версия, особенно любимая художниками Северной Европы, представляла небо в виде сада. В V в. Дионисий Ареопагит в трактате «О небесной иерархии» классифицировал ангелов на девять чинов или хоров, объединенных в три иерархии: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы, власти; 3) начальства, архангелы, ангелы. Первая иерархия окружает Бога в вечном поклонении, а престолы поддерживают его; вторая правит звездами и элементами; начальства защищают земные царства, а архангелы и ангелы являются божественными посланниками. Под влиянием иудаизма и христианства у мусульман сложилось аналогичное представление о небе как о месте радости и блаженства, куда попадают правоверные, исполняющие волю Аллаха. Однако в Коране говорится, что, перед тем как попасть в рай, каждый человек должен пройти сквозь ад. На Востоке распространены самые разнообразные представления о небесах. Китайское небо — тянь — является блюстителем нравственных установок человека и физических законов природы. Слово «тянь» служит также синонимом «божественной воли». Некоторые секты буддизма отождествляют небо с «Западным раем», куда попадают избранные Будды Амитабхи. Однако ортодоксальные буддисты говорят обычно не о небе, а о нирване или «угасании всех желаний». Последователи Вишну верят, что попадут на небо, где освободятся от страдания, страхов и смерти и будут жить в вечном сиянии бога Вишну. По даосским представлениям существует наивысшее небо — Великая Сеть, — расположенное над всеми прочими и обнимающее все мироздание. Везде, за исключением Египта, небо являлось проявлением мужского принципа. В религиозных представлениях небо связано с понятием духа и с числом 3. Оно разделяется на семь уровней, в каждом из которых помещено божество или группа божеств, форма предчувствия и выражения теории гравитации и гравитационного поля, законы органических структур и взаимоотношения качественного и количественного. Небо иногда рассматривается и как источник вселенской катастрофы, поэтому У. Блейк говорил о «злой религии звезд». Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
287.78 кб

Язык символов эпоса Л. Н. Толстого (небо земля дверь круг)

Панова Ольга Борисовна
Рассматривается проблема Слова и Символа в философском и художественном творчестве Л.Н. Толстого.
Читать PDF
287.94 кб

Звездное небо над головой? (к вопросу о смыслах известного изречения И. Канта)

Зенец Н.Г., Максименко Л.А., Мироненко Т.В.
В статье авторы обращаются к известному высказыванию И. Канта о звездном небе, которым философ завершает «Критику практического разума». Как и почему изменялось отношение к идее, заключенной в кантовском афоризме?

Похожие термины:

  • Небо (Тянь)

    одна из основных категорий китайской философской мысли, под которой понимается высшее божественное и природное начало мира, безличная сила, организующая мир, холодная и безразличная к человеку.