НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ

Найдено 1 определение
НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ
Модель (от лат. modus, modulus – мера, образ, способ) – искусственно созданный объект, опытный образец или информационно-знаковый аналог изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала. Некий объект (макет, структура, знаковая система и т. п.) может играть роль модели в том случае, если между ним и другим предметом, называемым оригиналом, существует отношение тождества в заданном интервале абстракции.
В этом смысле модель есть изоморфный или гомоморфный образ исследуемого объекта. Под моделью понимается система, способная замещать исследуемый объект, с целью получения нового знания об объекте познания. Например, наблюдать процессы прошлого или явления микромира не представляется возможным, поэтому они изучаются на моделях. Процесс моделирования включает в себя постановку задачи, создание или выбор модели, исследование модели, перенос знания с модели на оригинал. Научные модели в процессе познания выполняют критериальную (функцию проверки теории), объяснительную и предсказательную функции.
Термин «научная модель» употребляется в значении некоторой теории и в значении того, к чему теория относится, т. е. к тому, что она описывает или объясняет. В значении теории термин «модель» чаще всего употребляется в математических науках. В данном контексте модель обозначает теорию, которая обладает структурным подобием по отношению к другой теории. Эти теории стали называть изоморфными, причем одна из них выступает как модель другой и наоборот. В науках о природе понятие модели применяется для обозначения того, что она описывает. Модель – это мысленно или практически созданная структура, которая воспроизводит ту или иную часть действительности в схематизированной или идеализированной, в упрощенной или наглядной формах. Подобные модели представляют собой важную составляющую научной картины мира, которая содержит элемент фантазии, творческого воображения, но при этом отражает реальные факты.
В. Томсон в «Балтиморских лекциях» писал, что понять явление – значить построить его механическую модель. В 1946 г. была опубликована статья Н. Винера и А. Розенблюта «Роль моделей в науке», в которой анализируются гносеологические и методологические проблемы научных моделей и моделирования. Научные модели отображают и воспроизводят в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами изучаемого объекта, непосредственное изучение которого связано с какими-либо трудностями. Создание моделей невозможно без использования метода аналогии. Конструируя модели, необходимо не упускать из виду, что любая модель лишь приближенно отображает исследуемый объект, огрубляя и упрощая его. Модель и оригинал не тождественны, а только сходны. Умозаключения по аналогии, понимаемые как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования.
Существуют различные классификации научных моделей. В . А . Штофф в работе «Моделирование и философия» (1966) предлагает классификацию, основанием которой служит понимание модели как средства отображения, воспроизведения той или иной части действительности. В связи с этим он подразделяет модели на мысленные (идеальные) и материальные. К мысленным моделям относятся: образные (модели-аналоги, модели-идеализации, гипотетические модели), смешанные (схемы, карты, структурные формы химии, графики, чертежи) и знаковые (определенным образом интерпретированные знаковые системы) модели. Идеальные модели существуют лишь в мыслительной деятельности людей и функционируют по законам логики. К материальным моделям относятся модели, существующие объективно и имеющие материальное воплощение, их называют натурными моделями. Материальные модели подразделяются на пространственно подобные (макеты, муляжи), физически подобные (модели, обладающие механическим, динамическим, кинематическим и другими видами физического подобия с оригиналом) и математически-подобные (аналоговые, структурные модели, цифровые машины, функциональные кибернетические устройства).
Примером идеализированной модели физического тела является абстрактный объект, воспроизводящий некоторые физические свойства реального объекта, существенные для определенного круга задач. Модели такого рода позволяют изучать реальные объекты, формулировать физические законы, создавать физические теории. В настоящее время большую роль в науке играет математическое моделирование, в основе которого лежит общность функциональной зависимости различных по своему вещественному составу и свойствам объектов. Математическая модель объекта, процесса или явления позволяет раскрыть математические закономерности, с помощью которых описываются основные характеристики моделируемого феномена. Различают также формальные и неформальные модели: неформальная модель представляет собой упрощенное описание процесса или ситуации в терминах естественного языка, тогда как формальная модель задается на математическом или другом формализованном языке. Метод построения моделей носит общенаучный характер. Научная модель служит средством познания явлений объективного мира и в особенности тех, которые не даны нам непосредственно. О. Н. Томюк

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
284.74 кб

Модель комплексных научных исследований

Суханов А. Л.
Читать PDF
150.57 кб

Моделирование как метод научного познания

Синявская Елена Валентиновна
В статье сделана попытка с различных позиций раскрыть суть и особенности метода моделирования в научном познании универсального мира.
Читать PDF
405.97 кб

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ НАУЧНЫХ КАДРОВ

Балацкий Е.В., Юревич М.А.
В статье рассматривается проблема возникшего перекоса в возрастной структуре научных кадров России, выразившейся в сильном доминировании группы молодых исследователей.
Читать PDF
88.83 кб

Модель научной биографии в «Новой культурной истории»

Петрина Анастасия Борисовна
Данная статья является одним из доказательств существования гипотезы о новой модели научно-биографического текста.
Читать PDF
143.33 кб

Модели и творческая интуиция в научном прогнозировании

Гришунин Сергей Иванович
Статья посвящена анализу роли творческой интуиции в научном поисковом прогнозировании. В статье также показано соотношение объективных моделей интуитивных допущений и формальных процедур в данной области.
Читать PDF
1,001.24 кб

Информационная модель результатов научного исследования

Беглер А.М.
Результаты научного исследования существуют в разных формах, появляются на разных этапах процесса исследования и описываются несколькими относящимися к ним понятиями. Во-первых, это этапы исследования, на которых они производятся.
Читать PDF
634.68 кб

Гуманитарная модель научности и ее философские основания

Корниенко Алла Александровна, Ардашкин Игорь Борисович
В статье представлена оценка построения гуманитарной модели научности современной отечественной философией науки. Констатируется неоднозначное отношение к построению такой модели.
Читать PDF
3.13 мб

Анализ моделей развития отечественных научных организаций

Мальцева Анна Андреевна, Веселов Игорь Николаевич
Обоснованы целесообразность управления развитием научных организаций и необходимость формирования специфических научно-методических подходов к его реализации и оценке.
Читать PDF
161.90 кб

Информационное моделирование в современном научном познании

Караваев Эдуард Федорович
В статье рассматриваются некоторые философско-методологические вопросы информационного моделирования, которое все более широко и успешно применяется в научных исследованиях и разработках.
Читать PDF
5.32 мб

Моделирование в научном познании и художественном творчестве

Альбертин С.В.
В статье рассматриваются возможности моделирования как одного из основных методологических подходов, используемых в научном познании и художественном творчестве.
Читать PDF
2.48 мб

Специфика моделирования и мысленный эксперимент в научном познании

Иойлева Галина Валентиновна
Структурирование моделей как процесс, состоящий из ряда этапов и уровней, представляет собой современное и продолжающее постоянно возрастать научное познание действительности.
Читать PDF
1.17 мб

Прообразы научных моделей Нового и Новейшего времени в учении Стои

Гришин Алексей Юрьевич
Исследование посвящено стоическим концептам, которые представляются близкими научным теориям Нового и Новейшего времени и в условиях преемственности идей могли бы составить методологические и типологические предпосылки для соответ
Читать PDF
1.53 мб

Моделирование процесса управления научной деятельностью организации

Герасимов Б.Н.
Научная деятельность является важным фактором развития научно-технического прогресса в стране. Процесс управления научной деятельностью организации включает несколько составных частей подпроцессов.
Читать PDF
113.40 кб

Проблема в системе философских оснований научной модели естествознания

Ардашкин Игорь Борисович
Рассматривается особенность понимания проблемы в системе философских оснований научной модели естествознания. Доказывается, что проблема характеризуется в рамках естествознания исключительно как явление гносеологическое.
Читать PDF
624.08 кб

Научные журналы гуманитарного профиля и моделирование социальных реалий

Спачиль Ольга Викторовна, Волков Илья Леонидович
На примере выходящих 10 и более лет изданий авторы статьи анализируют специфику современной научной периодики и ставят вопрос о ее социально-моделирующем потенциале.