НАТУРФИЛОСОФИЯ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Натурфилософия
умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Натурфилософия
или философия природы – абстрактно-умозрительная концепция природы в ее единстве и целостности, стремящаяся восполнить конкретные данные естественных наук.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Натурфилософия
лат. natura – природа) философия природы, философское учение о развитии природы (к. XVI – нач. XIX вв.). Н. строилась на догадках и произвольных логических построениях.  

Источник: Словарь по культурологии

НАТУРФИЛОСОФИЯ
в древнегреческом философии умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и последователь-ности. Возникла в досократовский период и явилась по существу первой исторической формой философии.

Источник: Тематический философский словарь

Натурфилософия
философия природы; философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы , рассматриваемой в ее целостности. Фактически являлась первой исторической формой философии.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

НАТУРФИЛОСОФИЯ
(от лат. natura — природа) — общее название существовавших с древности вплоть до XIX в. философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественнонаучные знания. Для натурфилософии характерно понимание природы как душевного переживания.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Натурфилософия
особый подход к истолкованию природы, основывающийся главным образом на методе философского умозрения. Для натурфилософских концепций характерно стремление к созданию всеобъемлющих картин мироздания, рассмотрение философии как «царицы наук», играющей главную роль в развитии теоретического знания, и уже упомянутая опора главным образом на умозрение в построении картины реальности. Натурфилософский характер присущ учениям Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, Парацельса, Шеллинга, Гегеля.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Натурфилософия
умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия (досократика) явилась первой исторической школой натурфилософии. Интерес к природе способствовал новому подъему интереса к натурфилософии в эпоху Возрождения (Дж. Бруно, Г. Галилей, Т. Кампанелла и др.). В немецкой классической философии получила наибольшее развитие у Ф. В. Шеллинга и у Г. В. Ф. Гегеля. Развитие естествознания начиная с Нового времени вытеснило натурфилософию теориями природы, которые базируются на естественнонаучных данных. Иногда натурфилософию называют философией природы, однако, на наш взгляд, эти понятия не следует отождествлять (см. Философия природы).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Натурфилософия
философия природы, первая историческая форма философской мысли, возникшая в милетской школе, хотя сам термин «натурфилософия» появился значительно позже в учении стоиков. Характерную особенность натурфилософии составляли абстрактность и умозрительность в истолковании природы, связанные с отсутствием эмпирической научной базы. Вместе с тем в рамках натурфилософии были выдвинуты значительные идеи (например, атомистическая гипотеза, представления о развитии, закономерности, противоречивости, непрерывно-дискретном движении и т.д.), сыгравшие значительную роль в развитии как философии, так и науки. Появление научного естествознания показало ограниченность и метафизичность «старых» натурфилософских концепций. Современная философия природы, научная картина мира обязательно основывается на имеющихся научных данных.

Источник: История и философия науки

Натурфилософия
(дословно – философия природы) – пограничная область между философской онтологией и естествознанием. Ее существование, несмотря на различие исторических форм, имеет в своей обусловленности следующие инвариантные черты. 1) Наличие проблем, для решения которых в данный момент нет адекватных методологических средств ни в естетсвознании, ни в онтологии. 2) Стремление решать эти пролемы, исходя из некоей общей картины природы. 3) Смешение в этой картине и в решении проблем общенаучных и философских представлений без определения интервала применимости первых и достаточной отчетливости вторых. В результате неточные понятия и несовершенная дедукция приводит порой к фантастическим построениям. В то же время в этом «котле» варятся и прообразы будущих более строгих идей, и высказываются замечательные догадки. Если Н. понимает ограниченность своих возможностей и не претендует ни на построение научной картины мира, ни на замену собой «абстрактной» философской онтологии, то ее существование как неизбежно, так и оправдано. К сожалению, соответствующее взаимопонимание пока еще не выработано.

Источник: Философские категории авторский словарь

НАТУРФИЛОСОФИЯ
философия природы) – исторически различные философские концепции анализа природы в целом. Одной из главных задач первоначальной натурфилософии (античность и древний восток) был анализ природы для поиска основополагающих принципов бытия. Стихии природы (огонь, земля, вода, воздух) выступали такими первопринципами. Природа для натурфилософии всегда была главной сферой бытия, часто она обожествлялась и одухотворялась, но всегда выступала в качестве субстанции, поэтому для натурфилософов важно было познание связей и закономерностей природы, объединение знаний о природе в единое целое, выработка понятийного аппарата для анализа природы, взаимосвязь человека с природой и ряд других вопросов. Вершиной античной натурфилософии, начало которой положили досократики (философы до Сократа, VI-V вв. до н.э.), по праву считается атомистическая философия Левкиппа, Демокрита, Эпикура. Атомистическая гипотеза была опорой науки вплоть до XVIII века. Сыграла свою методологическую роль натурфилософия и в становлении знания и формировании частных наук в эпоху Нового времени XVII-XVIII вв. В настоящее время натурфилософия потеряла самостоятельное значение и входит частью в философию науки или именуется философскими проблемами естествознания.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Натурфилософия
от лат. natura — природа) — понятие «phiiosophia naturalis» впервые встречается у римского философа Сенеки в I веке н. э., почти через VI веков после основания натурфилософии — философами милетской (ионийской) школы. По первоначальной сущности, это философия природы, умозрительное (теоретическое, так как «теория» с греческого — умозрение) истолкование природы, рассматриваемое в ее целостности, в основе которой был античный космоцентризм. В античности поставленные вопросы о материи и ее атомистической структуре, о математической гармонии Вселенной, о соотношении вещества и силы, органического и неорганического с естественнонаучных позиций начинает решать впервые Аристотель, затем его последователи — перипатетики и стоики. Новые идеи были внесены в средние века Фомой Аквинским и Альбертом Великим, позднее, когда все более важную роль начинает играть наблюдение и опыт, то идеи таких мыслителей, как Роджер Бэкон, Николай Орезмский и др. Постепенно возникает натурфилософия неорганического (Леонардо да Винчи, Коперник, Кеплер, Декарт, Фрэнсис Бэкон, Галилей), завершившаяся созданием! классической механики, фактически отвергшей натурфилософию в ее старом понимании. В настоящее время она рассматривается как теория, критика и теория познания естественных наук.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

НАТУРФИЛОСОФИЯ
философское учение о природе, о ее наиболее общих свойствах, отношениях и закономерностях. Сыграла свою большую положительную роль в течение длительного этапа формирования научного познания природы (естествознания), играя роль теоретического уровня знания в естественных науках. Уже первые системы натурфилософии (концепции милетских философов, Демокрита и Левкиппа, Аристотеля и др.) оказались чрезвычайно эвристичными для развития естествознания. Однако после того как естественные науки сформировали в Новое время собственную методологию и теоретический аппарат, натурфилософия была вытеснена на периферию науки, на уровень ее философских оснований, философской интерпретации и обобщения содержания частных наук о природе. Попытка чисто спекулятивной разработки философского учения о природе, без опоры на данные современного естествознания, может привести только к дискредитации философии вообще в глазах ученых. Подобная реакция с их стороны уже имела место в отношении натурфилософских построений Гегеля и Шеллинга и др., а позже — в отношении некоторых натурфилософских построений в рамках марксистско-ленинской философии, отказавших генетике, кибернетике, математической логике и теории систем в статусе истинных теорий, как противоречащих законам материалистической диалектики. С другой стороны, необходимо признать право натурфилософии на ее относительную самостоятельность и независимость от уровня, достигнутого современной ей наукой, иначе она перестает выполнять свои эвристические функции. Высокомерие, как и «хвостизм» философии по отношению к пауке — одинаково неприемлемые стратегии во взаимоотношении философии и естествознания. (См. онтология, картина мира, метатеоретическое знание, философские науки).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Натурфилософия
(от лат. natura – природа) – философия природы. Совокупность философских попыток толковать и объяснять природу, рассматривая ее с точки зрения единства и целостности. Цель натурфилософских размышлений – в выяснении устойчивых, регулярных начал природных явлений, познании связей и закономерностей природного мира, объединении общего знания о нем, определении важнейших естественнонаучных понятий. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности. Рождаясь из космогонии, сохраняя в себе мифологические черты, античная натурфилософия возникает фактически до появления собственно философии в ее классической форме и может быть названа исторически первой формой философии. Ее родоначальницей является ионийская философия (6-5 вв. до н.э.), которая поставила и рассмотрела следующие основные проблемы: материя и ее структура, гармония Вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и органического и т.д. Греческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки, например, атомистическую гипотезу, которая стала опорой науки нового времени (17-18 вв.). В дальнейшем многие вопросы натурфилософии получают уже естественнонаучный характер и именуются физикой, физиологией или учением о природе (например, Аристотель, Лукреций и т.д.) Само понятие «натурфилософия» (philosophia naturalis) впервые встречается у Сенеки (стоицизм, 1 в. н.э.) Состояние развития современной натурфилософии в большей степени зависит от соответствующего состояния естественных наук. Пройдя сложный исторический путь от мифологической космогонии до современной научно обоснованной космологии, в настоящее время натурфилософия рассматривается как критика и теория познания естественных наук и нередко именуется философией естествознания.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

Натурфилософия
Так называют умозрительное учение о природе или построение природы, которое в особенности развито было Шеллингом и некоторыми его последователями. Натурфилософы рассматривают весь мир и человека как последовательный ряд явлений, возникающих от непрерывного действия идеи или духа на вещество. В прежние времена экспериментальная физика с одной стороны и общие космологические понятия в метафизике — с другой, как чисто формальные (например, о субстанции, видоизменении, причине и действии и т. д.) не только существовали отдельно, но не имели с физикой никакой связи по содержанию, а натурфилософы усиливались возвести к философским началам содержание той же экспериментальной физики. Их попытка выражает общую отличительную черту философии XIX века от философии предыдущего периода, так как эта последняя ограничивалась только различением души и тела, мира умомыслимого и фактического, как предмета чувственного наблюдения; тогда как философия XIX века усиливается различными путями выяснить не только связь между идеальным и реальным миром, но и проникновение силой мысли и цели всего вещественного. Если бы их усилия увенчались успехом, то мы имели бы одно осмысленное естествознание, которое получило бы органическое значение в целом систематическом построении космоса, не исключая и нравственной жизни в полном его составе; из двух прежде совершенно разобщенных сторон также образовалось бы одно высшее понимание мира, как из двух прежде разобщенных психологии — эмпирической и рациональной в той же школе образовалась одна цельная наука о душевной жизни. Но частью по самой недостижимости подобного мироведения, частью по причине странных крайностей умозрения, допущенных этой школой, натурфилософия не имела успеха, хотя основная мысль ее, в видоизмененном виде, при другом более осмотрительном методе не лишена важного значения. Первый, очень слабый шаг к натурфилософии сделан еще Кантом в его метафизических началах естествознания, хотя у него это высшее построение физической природы не имеет никакой связи с его же метафизикой нравов, что именно и желали представить натурфилософы в своем умозрительном миросозерцании.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

НАТУРФИЛОСОФИЯ
философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности (нередко включая также и человека, особенно его телесное начало). В той или иной мере натурфилософия опирается на понятия, выработанные естествознанием, хотя границы между ними и самой натурфилософией в системе философии исторически менялись. В античной философии натурфилософия, именовавшаяся тогда физиологией (рассуждением о природе) или физикой, выдвинула ряд гипотез, сыгравших весьма значительную роль в истории науки, например, атомистическую гипотезу. Римский стоик Сенека ввел в обиход термин «естественная философия», который получит большое распространение в эпоху Нового времени. В средние века, когда философия стала зависимой от теологии, натурфилософия как целостное понимание природы фактически исчезла с философского горизонта и лишь отдельные ее элементы были приспособлены к креационистским представлениям христианства, мусульманства, иудаизма. Рост интереса к природе в философии Возрождения в XV - XVI вв. привел к новому ее расцвету, связанному с именами Бруно, Телезио, Кампанеллы, Патрици, Парацельса. Натурфилософия этих и других мыслителей развивалась главным образом на основе органицизма (особенно широко использовался принцип тождества микрон макрокосма) и пантеизма. Натурфилософия Ренессанса включала как плодотворные идеи (например, связанные с астрономией Коперника), так и представления астрологии и магии. Однако стремление к овладению силами природы привело к развитию представлений о «естественной магии» (magia naturalis), фактически значившей уже стремление к развитию естествознания. В эпоху бурного развития механистического естествознания, когда возобладали аналитические методы исследования природы, натурфилософия отступает на второй план. Ее последний всплеск, связанный с расширением естествознания, развитием его новых отраслей, необходимых с позиций механистической методологии (электричество, магнетизм, некоторые явления живой природы), а также со стремлением немецких идеалистов включить в свои системы целостное понимание природы, особенно глубоко выразил Шеллинг. Его натурфилософия была развита в гармоничном единстве с естествознанием той эпохи. Натурфилософию Шеллинга развивали Л. Окен, Д.М. Велланский, а также некоторые естествоиспытатели. Все большая дифференциация естествознания в XIX - XX вв. сопровождалась у некоторых философов и ученых: В. Оствальда, X. Дрища, А. Уайтхеда, 3. Фрейда и др. формулировкой лишь отдельных идей натурфилософии.

Источник: Краткий философский словарь 2004

НАТУРФИЛОСОФИЯ
философия природы, рассматривающая природу в ее целостности. Н., зародившись в античности, прошла через всю историю философии. Попытки первых европ. философов объяснить сущее через воду, огонь, атомы можно считать первыми шагами Н. Само название Н. восходит к стоикам. Почти прекратив свое существование в Средние века, Н. расцвела в эпоху Возрождения. Развиваясь в рамках пантеизма (природа есть Бог) и гилозоизма (мир погружен в Бога) в работах Дж.Бруно, Б.Телезио, Т.Кампанеллы, Парацельса и др., она заявила необходимость исследовать природу как макросом в ее целостности, включающей и человека как микрокосм. Антич. геоцентрическая картина мира начала подвергаться сомнению, а с революционным открытием Коперника была заменена на гелиоцентрическую. Дж.Бруно — сторонник философии «бесконечности», — преодолев границы Вселенной, возродил идею античных атомистов о множественности миров. Расширил свои земные границы и человек: живя на Земле, он теперь живет не в «подлунном мире», а во Вселенной. Благодаря пантеизму и гилозоизму природа наделялась способностью творчества, магии, особым языком, понимание к-рого давало возможность понять (как в астрологии, алхимии) тайны мира. В эпоху Возрождения в Н. сформировался особый стиль мышления во взглядах на природу, опирающийся на наиболее развитую из наук — механику. Наряду с этим постепенно возобладали аналитич. методы познания, интенсивно развивался рационализм, что принижало возможности Н. В классической немецкой философии Гете, Шеллинг, Окен и др., рассмотрев возможности дифференциации первоначального единства природы и ее развития через преодоление полярностей, дали новый толчок в развитии Н. Стала возрождаться идея единства макро- и микрокосмоса. Материалисты XIX в. (особенно вульгарные — Фохт, Бюхнер, Молешотт) внесли свой вклад в поддержание авторитета Н., для чего были использованы работы Дарвина и Геккеля. Еще одна попытка реанимации Н. относится к рубежу XIX—XX вв., когда нем. биолог и философ Г.Дриш предложил теорию витализма для объяснения процессов органической жизни, а химик и натурфилософ В.Оствальд стал утверждать, что энергия, а не материя лежит в основе объяснения процессов неорганического мира. Ярких представителей в XX в. Н. уже не имела. Лит.: Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюзис» и «натура»). М., 1988; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. Л., 1977; Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999; Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

НАТУРФИЛОСОФИЯ
(лат. natura — природа) — философия природы, умозрительное, основанное на отвлеченных философских принципах истолкование явлений природы, попытка дать общую картину природы. Н. возникла еще в античности, когда не было естественных наук и все знания о явлениях природы развивались в рамках философии. Древнегреческой Н. был свойствен наивный, не подкрепленный научными исследованиями взгляд на природу как на связное, постоянно изменяющееся целое. Она выдвинула ряд плодотворных идей, напр. догадку об атомном строении материи (Атомистика). Большое распространение получила Н. в эпоху Возрождения, когда в связи с возникновением капиталистического способа производства усилился интерес к изучению природы. Дж. Бруно, Николай Кузанский и др. пытались осмыслить единство природы и человека, выдвигали идеи бесконечности природы, универсальности движения в ней, единства противоположных начал. Поскольку естествознание того времени не раскрыло многие связи и закономерности природы, натурфилософы часто заменяли неизвестные им реальные связи надуманными, фантастическими, а недостающие факты — вымыслами, обращались ко всякого рода суевериям, к магии, алхимии и т. и. В эпоху 17—18 вв., когда лучше всего была изучена механическая форма движения, природа рассматривается как некая система, подчиненная законам механики. Видное место занимает Н. в немецкой идеалистической философии 18— 19 вв. (Шеллинг, Гегель). Здесь она служит для обоснования исходного идеалистического положения о порождении всего существующего в природе духовным началом. В рамках этой Н. был сделан ряд глубоких догадок о диалектических переходах в явлениях природы, об их специфических закономерностях, о наличии в них противоположных начал (полярности). Но в целом натурфилософское понимание природы оставалось в рамках произвольных искусственных конструкций. Н. подминала под себя естествознание, рассматривала его как низшую, несовершенную ступень познания явлений природы. Развитие естественных наук в 19 в., в особенности три великих открытия (клеточная теория, эволюционная теория Дарвина, открытие закона сохранения и превращения энергии), привело к тому, что Н. потеряла всякий смысл. Науке удалось самой проникнуть во взаимосвязи, взаимопереходы явлений, что позволяет получить целостную научную картину природы. Диалектико-материалистическое понимание природы ничего общего не имеет с Н. Это понимание природных явлений с точки зрения их собственных связей. Диалектический материализм не навязывает естествознанию своих положений, как это делала Н., а дает ему общий метод исследования. В современной буржуазной философии наблюдается тенденция возрождения Н. в учениях неотомистов (Томизм и неотомизм), Уайтхеда, Н. Гартмана и др. Вместе с тем существует и другая тенденция — вообще отказаться от целостного постижения природы (Неопозитивизм).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Натурфилософия
построение завершенной системы природы, претендующей на исчерпывающее объяснение всех природных феноменов. Для Н. характерно умозрительное выведение частных представлений из априорно заданных всеобщих принципов. Сам термин «натурфилософия» (philosophia naturalis) впервые употребил Сенека в I в. Самые ранние натурфилософские построения можно обнаружить в учениях греческих философов. Вместе с тем в наследии древних много разрозненных специальных гипотез, которые никак не укладываются в образ Н. и являются, скорее, «протонаучными». К ним относятся, например, гипотезы Анаксимандра о происхождении града из замерзшей воды, о происхождении радуги, о природе затмений, о происхождении человека. Натурфилософские построения можно обнаружить в наследии Дж. Бруно, Парацельса, Г. Галилея, И. Ньютона, Ф. Шеллинга, И. Гете, Г. Гегеля. Н. в виде целых систем или отдельных компонентов систем долго оставалась основной формой осмысления природы. Критическое отношение к Н. уже в XVIII в. высказывал И. Кант. В XX в. негативное отношение к Н. стало необходимым аспектом любой философской концепции. Представители некоторых философских направлений (экзистенциализма, прагматизма) считают, что философия вообще не должна заниматься изучением безжизненного мира объектов. Ее основной предмет — человек. Представители неореализма, критической онтологии, эмерджентной эволюции, холизма, марксизма считают, что Н. неверно подходили к познанию природы, пренебрегая данными естественных наук и подменяя их своими собственными спекуляциями. Единственная задача философии — исследовать инструменты познания природы. В основе конкретных натурфилософских систем лежит особый «натурфилософский стиль мышления», основанный на особом понимании специфики философии, соотношения философии и специальных наук. В рамках этого стиля мышления философия рассматривается как высший тип любого теоретического знания, обладает абсолютной достоверностью. Предполагается, что научное знание однородно; философские постулаты содержат в себе в скрытом виде все богатство знаний о природе, необходимо только развернуть его, соблюдая правила логического вывода. Развитие экспериментального естествознания вело к постоянному столкновению натурфилософских идей и результатов научных исследований. Например, Гегель в своей «Философии природы» отрицает ньютоновское учение о световом спектре, критикует атомизм, идеи эволюции. В настоящее время Н. как системосозидание отошла в прошлое; натурфилософский стиль мышления до сих пор проявляет себя не только в области познания природы, но и в изучении социальных явлений.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

натурфилософия
НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы; часть философии, призванная истолковать первоначала, связи и закономерности природных явлений из общих принципов. Впервые понятие philosophia naturalis встречается у Сенеки; в Англии термином «натуральная философия» до 19 в. обозначалось теоретическое естествознание. Родоначальниками Н. были античные философы-досократики, которые обсуждали проблемы начала и гармонии космоса, круговорота природных стихий, происхождение жизни и т.п. У Аристотеля место Н. начинают занимать естественные науки. Новый интерес к Н. приходится на эпоху Возрождения. Дж. Бруно, Т. Кампанелла, И.Дж. Кардан, Парацельс строили натурфилософские системы на основе пантеизма, приписывая материи жизненные и духовные силы. Представители нем. Н. начала 19 в. (В. Гете, Ф. Шеллинг, Л. Окен, В.Ф. Гегель, К. Г. Карус и др.) полагали, что ньютоновское естествознание является односторонне-механистической формой понимания природы и противопоставляли ему Н., исходящую из идей единства духа и природы, субъективного и объективного. Природа представала у них как органическая целостность, а не слепой механизм; соответственно отрицался механистический редукционизм и примат количественных методов над качественными. Интеллектуальная интуиция и диалектическое развертывание понятий замещали эксперимент и причинные объяснения. Наряду с этим в Н. восстанавливался уже порядком забытый к 19 в. язык природных «стихий» и идея единства «макрокосма» и «микрокосма». Все это приводило к появлению построений, выходящих за пределы не только норм научного познания, но и здравого смысла. С.Н. Трубецкой так оценивал эту сторону Н. нем. идеализма: «Это были оргии априорной фантастики, каким до тех пор никогда еще не подвергался человеческий ум. Теперь нам трудно представить себе, чтобы эти гностические рапсодии, эти грубые сказки сказывались в нашем веке и слушались с полнотою веры, как откровение высшей мудрости. Нам ближе, нам понятнее учения несравненно более древние, чем эти философемы, где газы разрежались в логические категории и логические категории сгущались в материальные силы и тела» («О природе человеческого сознания»). После краткого периода популярности эта Н. подверглась жесткой критике со стороны крупнейших ученых 19 в. (Ю. Либих, К. Гаусс, Г. Гельмгольц, Л. Больцман и др.), а также многих философов. В середине 19 в. развивались также материалистические варианты Н. (Л. Бюхнер, Я. Молешотт), к которым во многих отношениях относится и «Диалектика природы» Ф. Энгельса. Позднее натурфилософские построения возникли на базе эволюционного учения Дарвина, из них наиболее популярным был монизм Э. Геккеля. В начале 20 в. в сфере философии неорганической природы к Н. относится энергетизм В. Оствальда, органической — витализм Г. Дриша. Ныне большинство философов отрицают возможность Н. как особой философской дисциплины. Ее современным критическим аналогом можно считать одно из направлений в философии науки, в рамках которого предлагаются обобщенные «научные картины мира», базирующиеся на фундаментальных научных теориях и концепциях (на теории относительности, квантовой механике, космологических моделях, синергетике и т.пп.).         В.П. Филатов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НАТУРФИЛОСОФИЯ
философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии. В древности Н. фактически сливалась с естествознанием и в древнегреч. философии обычно именовалась физикой. Древн. Н. свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого целого, идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм). Органическую часть Н. составляли также космология и космогония. Элементы Н. присущи даже средневековой схоластике, они состояли гл. обр. в приспособлении к геоцентрической картине мира нек-рых принципов аристотелевской Н. и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в неоплатонизме. В эпоху Возрождения Н. в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной Н., но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей (напр., идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом — Николай Кузанский, Бруно). В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и механика, выделяются из Н., но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, наз. “Математические начала натуральной философии”. В 18 в. в философии фр. и европейского Просвещения и материализма Н. выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся по сравнению с достигнутым в предшествующем столетии. В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла Н. Шеллинга, к-рая, хотя и на идеалистической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи. Один из последователей Шеллинга, Л. Окен, высказал идею развития органического мира. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны мн. гениальные мысли и предугаданы мн. позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть ст. эр. их собственной связи, “чтобы составить удовлетворительную для нашего времени “систему природы”, и когда сознание диалектического характера этой связи проникает даже в метафизически вышколенные головы естествоиспытателей вопреки их воле,— теперь натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад” (Т. 21. С. 304—305). В дальнейшем (конец 19 — начало 20 в.) такой шаг назад был сделан В. Оствальдом, Авенариусом, Т. Липсом, X. Дришем и нек-рыми др. философами-идеалистами, пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы Н. прослеживаются в теории эмерджентной эволюции, “критической онтологии” Н. Гартмана и т. п. В совр. условиях натурфилософские воззрения проявляются в качестве рецидива метафизических подходов, в неумении применять диалектику в естественнонаучных обобщениях.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НАТУРФИЛОСОФИЯ
от лат. iiatura - природа), философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значит. роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой историч. формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит. роль в истории науки, напр. атомистич. гипотезу. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе. Само понятие «H.» (philosophia naturalis) восходит к стоицизму (Сенека).
В ср. века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с; филос. горизонта: отд. элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христ., мусульм. и иудейской теологии.
Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете IT., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохи развивалась гл. обр. на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения),
однако понимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхимич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и мистикой чисел.
В 17-18 вв., в эпоху бурного прогресса механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафизич. способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классич. философии Н. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Н. Шеллинга развивали Л. Окен, Д. М. Велланский, а также нек-рые естествоиспытатели.
К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали значение «старой» Н., однако показали ее историч. ограниченность. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она «... заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи, ... натурфилософии пришел конец» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 304-05). Попытки возрождения Н. были предприняты в кон. 19 - нач. 20 вв. В. Оствальдом, X. Дришем, Т. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью II. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии А. Уайтхеда.
Диалектич. материализм, исходя из ленинского разграничения филос. понятия материи и естеств.-науч. ее исследования, исключает возможность существования Н. как особой филос. дисциплины, возвышающейся над естеств. науками и директивной по отношению к ним.

Источник: Советский философский словарь

НАТУРФИЛОСОФИЯ
с лат. философия природы. Родоначальниками Н. были представители Милетской школы (VI в. до н. э.); сам же термин был введен значительно позже римским философом Л. Сенекой. Начиная с возникновения и на протяжении всего своего существования Н. отличалась двумя характерными чертами: вопервых, стремлением к рациональному объяснению природы, разрывом с мифологией и отрицанием существования сверхъестественных сил, якобы управляющих мирозданием; вовторых, умозрительным стилем мышления, обусловленным неразвитостью естественных наук, отсутствием опытного естествознания, вследствие чего теоретические знания о Земле, космосе, человеке подменялись умозрительными догадками. Так, Фалес и его последователи изображали Землю то в виде плоского диска, то в виде цилиндра, плавающего в воде или свободно парящего в воздухе.
В средневековой культуре Н. не играет скольконибудь существенной роли. Но уже в период раннего, а тем более позднего Возрождения, когда начинают развиваться естественные науки, вновь появляется интерес к Н. Натурфилософские тенденции проявились в это время главным образом в форме пантеизма, представители которого, не отрицая существования бога, фактически объединяли его с природой, вплоть до полного слияния с нею (Н. Кузанский, Дж. Кардано, Т. Кампанелла, Дж. Бруно).
Новое время отмечено бурным развитием производства, естественных наук, опирающихся на эксперимент, разработкой методов научного познания. Все это постепенно ограничивало возможности Н. Но процесс шел медленно и до середины XIX в. натурфилософский подход к объяснению природы был все еще весьма влиятельным. В XVIII—XIX вв. место пантеизма занял панлогизм, получивший свое наивысшее выражение в немецкой классической философии. Одна из главных книг Ф. Шеллинга носила характерное название «Натурфилософия», а вторая часть гегелевской «Энциклопедии философских наук» называлась «Философия природы». Основой бытия, по
Г. Гегелю, является некая абсолютная идея, восходящее развитие которой порождает систему взаимосвязанных логических категорий. Природа, общественная жизнь и история человеческого познания представляют собой не что иное, как отражение и воплощение логики. При этом природу Гегель вообще лишил способности к саморазвитию. Вполне в духе Н. был им решен и вопрос о соотношении философии и конкретных наук. Философия для Гегеля наука наук, и потому все другие науки должны согласовывать полученные ими результаты с ее принципами. Если же естественнонаучные данные противоречат философским постулатам, то тем хуже для естествознания. Одним из первых критиков панлогизма был основоположник позитивизма О. Конт. Однако, справедливо критикуя претензии философии на роль науки наук, он свел ее функции к единственной — быть логикой научного познания и превратиться тем самым в одну из конкретных наук наряду с прочими конкретными науками.
Характеризуя Н., следует сказать о ее историческом значении. Вопервых, представители этого течения открывали новые, еще неизвестные науке объекты и тем расширяли поле познания. Вовторых, заменяя реальные связи фантастическими, они тем не менее порою высказывали догадки, предвосхищавшие будущие научные открытия. Подтверждением тому является учение Демокрита об атомах. Пантеизм Дж. Бруно расчищал путь последовательноматериалистическому объяснению природы. Благодаря трудам классиков немецкой идеалистической философии идеи диалектики прочно вошли в фонд научного познания. Число таких примеров легко увеличить, что позволяет положительно оценить историческую роль Н. В XX в. Н. как самостоятельная философская дисциплина уже не существует. Но поскольку процесс познания связан с получением преимущественно относительных истин, постольку «белые пятна» в науке, невзирая на ее прогресс, регулярно появляются и отдельные рецидивы Н. вполне вероятны (см. Античная философия. Демокрит. Бруно Джордано. Гегель Георг).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

НАТУРФИЛОСОФИЯ
от лат. natura – природа и философия) – философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значит. роль Н. играла в древности. Она обычно именовалась физикой или физиологией, т.е. учением о природе. Фактически Н. явилась первой историч. формой философии. Стихийно-материалистич. тенденции древнейшей филос. мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеч. опыта и естествознания, приобрели форму Н. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит. роль в истории науки. Так, в истории философии и науки важное место занимает атомистич. гипотеза. В эллинистическо-римский период из Н. выделяется ряд науч. дисциплин, однако, поскольку уровень опытно-математич. исследования природы был крайне ограничен, Н. продолжала оставаться осн. формой теоретич. осмысления природы. В ср. века, когда философия должна была обосновывать теоцентрич. представления, Н. почти исчезает с филос. горизонта, лишь отд. элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. Напр., восходящая к неоплатонизму метафизика света у христ. теологов 13–14 вв., элементы перипатетич. Н. и космологии у Фомы Аквинского, элементы теологически извращенной атомистики у мутакаллимов. Бурный рост интереса к природе – одно из следствий развивающегося капиталистич. способа произ-ва – в философии эпохи Возрождения нашел свое выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Бруно, Телезио, Кампанеллы, Кардано, Парацельса, Патрици. Н. эпохи Возрождения развивалась на основе натуралистич. пантеизма, динамизма и гилозоизма. Особенно широко был использован принцип тождества микро- и макрокосмоса. С одной стороны, это привело к злоупотреблению примитивной аналогией между природой и человеч. организмом и к появлению многих фантастич. утверждений. С другой же, оно усиливало принцип целостного рассмотрения природы и порождало ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения). Однако сравнительно неразвитый уровень естествознания обусловил то, что понимание этих связей носило во многом фантастич. характер. Оно включало, напр., астрологич. суеверия. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, алхимией, каббалистич. и пифагорейской мистикой чисел и т.п. В 17–18 вв., в эпоху бурного прогресса экспериментально-математич. и механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафизич. способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классич. философии Н. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося объективно-идеалистически обобщить достижения современного ему естествознания (в частности, электрич. открытий Гальвани и Вольты, электрохимич. исследований Дэви, открытия кислорода Лавуазье, биологич. теории Броуна и Кильмейера). На идеалистич. и телеологич. основе Шеллинг выдвигает диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первонач. единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Шеллингова Н. имела талантливых сторонников (Окена, Велланского). К ней примкнули также нек-рые естествоиспытатели (напр., физик Эрстед, геолог Стеффенс, биологи Тревиранус и Карус, психолог Шуберт). Маркс и Энгельс высоко оценивали историч. значение "старой натурфилософии", однако показали ее историч. ограниченность. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она "...заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи..., натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом н а з а д" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 304–05.) В дальнейшем такой шаг назад был сделан Оствальдом, Дришем, Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии Уайтхеда. Лит.: Reichenbach H., Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie, Lpz., 1931; Dingler H., Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Holl?nder ?., Vom Wesen der Natur. Einf?hrung in die traditionelle Naturphilosophie, W., 1948; May E., Kleiner Grundri? der Naturphilosophie, Meisenheim, 1949. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Натурфилософия
 (лат. natura — природа) —философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии. В древности Н. фактически сливалась с естествознанием и в древнегреч. философии обычно именовалась физикой. Древн. Н. свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого целого, идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм). Органическую часть Н. составляла также космология и космогония. Элементы Н. присущи даже средневековой схоластике, они состояли гл. обр. в приспособлении к геоцентрической картине мира некоторых принципов аристотелевской Н. и космологии. В эпоху Возрождения Н. получает большое распространение. В борьбе против схоластической картины природы Н. этой эпохи (в основном сохранившая понятия и принципы античной Н., но опиравшаяся на более высокий уровень естественнонаучных знаний) развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей, напр. идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров (Бруно) и идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом (Николай Кузанский, Бруно). В 17 в., хотя ряд отраслей естествознания, и прежде всего математика и механика, выделяются из И., последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, наз. «Математические начала натуральной философии». В 18 в. в философии фр. и европейского Просвещения и материализма Н. выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся по сравнению с предшествующим столетием. В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла Н. Шеллинга, к-рая, хотя и на идеалистической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи. Один из последователей Шеллинга, Окен, высказал идею развития органического мира. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она «...заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи, чтобы составить удовлетворительную для нашего времени «систему природы», и когда сознание диалектического характера этой связи проникает даже в метафизически вышколенные головы естествоиспытателей вопреки их воле, — теперь натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад» (т. 21, с. 304—305). В дальнейшем (конец 19 — начало 20 в.) такой шаг назад был сделан Оствальдом, Авенариусом, Липпсом, Дришеч и некоторыми др. философами-идеалистами, пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Наука — форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность к-рых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики. Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности. В отличие от искусства, к-рое отражает мир при помощи художественных образов, Н. постигает его в понятиях, средствами логического мышления. В противоположность религии, дающей извращенное, фантастическое изображение действительности, Н. строит свои заключения, опираясь на факты. Сила Н. в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные законы, без знания к-рых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность. Движущей силой Н. являются потребности развития материального производства, потребности развития об-ва. Прогресс Н. заключается в том, что она переходит от раскрытия относительно простых причинно-следственных отношений и существенных связей к формулированию более глубоких и фундаментальных законов бытия и мышления. Диалектика научного познания, новые открытия и теории не отменяют прежних результатов, не отрицают их объективную истинность, а уточняют лишь границы их применения и определяют их место в общей системе научного знания, Н. тесно связана с философским мировоззрением, к-рое вооружает ее знанием наиболее общих законов развития объективного мира, теорией познания, методом исследования. Идеализм заводит Н. в тупик агностицизма, подчиняет ее религии. В совр. условиях только философия диалектического материализма способна служить орудием правильного подхода к действительности, быть источником широких и плодотворных обобщений. Возникнув из потребностей общественно-производственной практики и непрерывно испытывая стимулирующее влияние последней, Н. сама в свою очередь сильно воздействует на ход развития об-ва. Совр. производство немыслимо без Н., роль к-рой постоянно растет. Сближение Н. с производством в процессе создания материально-технической базы коммунизма превращает ее в непосредственную производительную силу об-ва.

Источник: Философский словарь. 1963

НАТУРФИЛОСОФИЯ
философия природы) — область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека. Натурфилософия — форма спекулятивного знания, построенного с помощью дедукции. Понимание натурфилософии изменялось в истории человеческой мысли и обусловлено тем, как трактовалась природа (то ли как совокупность всего изменчивого и становящегося, то ли как нечто, противоположное душе, истории, культуре, свободе, то ли как внутренний принцип вещей, то ли как область причинно-закономерного и каузально-необходимого). Термин «натурфилософия» возник давно и употреблялся вместе с равнозначными терминами «метафизика природы», «философия природы», «спекулятивная физика». Аристотель говорил о «физике», Сенека и X. Вольф о «philosophia naturalis», Шеллинг — о спекулятивной физике.
Первый этап в развитии натурфилософии связан с определением первоначал всего сущего, которые по-разному трактовались (эйдосы, атомы, материя и форма, стихии, гомеомерии и др.). Этот этап можно назвать космологической натурфилософией. Античная и средневековая философия еще не знали разделения натурфилософии и наук о природе. Физика как учение о фюсис (природе) охватывала в античности три области: космологию (учение о неорганическом мире), телеологию (учение об органическом мире) и психологию (учение о душе). Фюсис в античном смысле связан с ростом, рождением, возникновением и противопоставляется таким понятиям, как «номос» (закон), «техне» (искусство), «матесис» (обучение). Учение о космосе, развитое пифагорейцами и Платоном, особенно в «Тимее», связано с представлениями о нем как живом организме, наделенном душой и умом, состоящем из четырех стихий и обладающем сферической формой. В античной атомистике атомы рассматривались как неделимые начала вещей. Аристотель в «Метафизике» (V 4; 1041 в1б — 1015а 17) отмечает, что фюсис — это и акт возникновения вещей, и начало процесса, и первичный материал (стихии) вешей и сущность вещей (их материя и форма и их цель, их внутренняя движущая сила). Разделив материю как неопределенное начало всего сущего и универсальное начало возникновения, изменения и движения от формы как источника конкретной определенности вещей, Аристотель выдвигает учение о четырех видах причин (материальной, формальной, действующей и целевой) и пяти стихиях, важные для его философской концепции природы. Натурфилософия Аристотеля носила квалитативистский характер, исходила из метафор организма в описании космоса, его структуры и действующих причин.
В римской философии акцент смещается с натурфилософских на этические проблемы, хотя и здесь философия подразделялась на нравственную и естественную (philosophia naturalis) у эпикурейцев, на этику, натурфилософию и гносеологию у стоиков. Естественная философия, в свою очередь, подразделялась ими на учение о телесных и бестелесных вещах (Сенека. Письма к Луцилию. М-, 1977, с. 198—199). Подчинив систему образования и философию жизненно практическим задачам — воспитанию этических добродетелей, римские мыслители не оставили без внимания проблемы натурфилософии (ср.: «Изыскания о природе» Сенеки; «Естественная история» в 37 кн. Плиния Старшего), однако исследования природы носили не теоретический, а описательный характер, ориентируясь на практически-утилитарное познание природных событий и феноменов. Природа мыслилась у стоиков как пневма, у эпикурейцев как система атомов, у неоплатоников как эманация божественного Единого (Плотин. Эннеады. IV 4,13).
Второй этап в развитии натурфилософии можно назвать креационистской натурфилософией. В средневековой философии природа рассматривалась как творение Богом из ничто, учение о творении мира в шесть дней составляло основу описания природных явлений и существ (эти описания представлены в различных «Шестодневах» и комментариях к Книге бытия Библии), причем мифологема шести дней творения трактовалась по-разному: либо символически как одновременность творения, либо как последовательное творение день за днем всего многообразия природы. Иерархия мира» построенная в соответствии с порядком творения, задавала и способы описания мира и построения различных энциклопедий, сумм и трактатов: напр., труды Исидора Севильского «О природе вещей» (De rerum natura), «О порядке творений» (De ordine creaturam) и «О порядке природных вещей» (De Universe da rerum naturalis), Фомы из Шантемпре «О природе вещей» (De natura rerum), Александра Неккама «О природе вещей» (De naturis rerum) н др. Наряду с трактовкой природы как реальности, лежащей в основании всех вещей, уже в 19 в. у Эриугены возникает более сложное разделение природы на 1) природу творящую и не сотворенную; 2) природу сотворенную, но творящую; 3) природу сотворенную и не творящую; 4) природу не сотворенную и не творящую. Природные явления интерпретировались как символы определенного отношения Бога к человеку. Философия природы в средние века занимала подчиненное место не только относительно теологии, но и относительно практической философии (прежде всего этики). Лишь в 12 в. формируется теоретический интерес к философии природы; Радульф Арденский в труде «Seculum Universale» выделяет совокупность спекулятивных дисциплин, изучающих природу и причины вещей, и среди них физику, в «Дидаскаликоне» Гугона Сен-Викгорского теоретическая философия подразделяется на теологию, математику и физику как учение о природе. Доменико Гундиесалин в трактате

Источник: Новая философская энциклопедия

НАТУРФИЛОСОФИЯ
(Naturphilosophie; понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки) — совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, исходя из переживания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук) с целью обобщения и объединения общего знания о природе, выяснения основных естественно-научных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы. Состояние развития натурфилософии в настоящее время в большей степени зависит от соответствующего состояния естественных наук. Возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония. Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские философы. Основными проблемами, которые рассматривались ими, являются следующие: четыре элемента, материя и ее (атомистическая) структура, гармония (математическая) Вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и органического. Значение ионийцев заключается не в решении проблем, а в их постановке. У Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. Дальнейшее развитие натурфилософии связано со школой перипатетиков (аристотелевской) и стоиками. Впоследствии натурфилософия превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую форму фантастики. Однако вместе с развитием естественных наук в средние века развивалась также и натурфилософия, главным образом со времени расцвета схоластики, и особенно в лице таких мыслителей, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Наблюдение и эксперимент играют все большую и большую роль как в натурфилософии, так и в естественных науках (Генрих фон Лангенштейн, Альберт Саксонский, Роджер Бэкон, Николай Оремский и физики-оккамисты). Относящееся к началу нового времени понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (Джордано Бруно). Вскоре произошло разделение натурфилософии на натурфилософию органического (Парацельс), близкую к витализму, и натурфилософию неорганического (Галилей), близкую к механицизму, причем последняя все больше и больше одерживала верх (особенно позднее, в период Просвещения), и в первую очередь благодаря начавшемуся триумфальному шествию естественно-научных методов исследования — шествию, возглавляемому Леонардо да Винчи, Коперником, Кеплером, Сеннертом, Галилеем, Декартом и французскими материалистами. Натурфилософия Вселенной основана Коперником, Кеплером, Ньютоном; последний под натурфилософией понимал теоретическое (математически-дедуктивное) учение о природе («natural philosophy» — «точная наука о природе»). В XVIII в. различаются «physica speculativa» и «physica empirica» (физическая констатация фактов). Натурфилософию органического развивали оба ранних просветителя — ван Гельмонт и Юнгий, преимущественно в традициях Парацельса. В 1786 Кант в «Метафизических началах естествознания» дал первую критическую натурфилософию современного (механистического) естествознания, в 1790 в «Критике способности суждения» — дополнительную критику натурфилософии органического, т. е. критику биологических понятийных построений. Появившиеся в 1797 «Идеи к философии природы» Шеллинга открыли собой идеалистический, конструктивно-умозрительный период натурфилософии. Натурфилософия романтизма (Окен) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий; близко к ней стояли Гегель и Шопенгауэр. Исследованиями в сфере органического специально занимались Гёте и К. Г. Карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно схватывающую жизненные и полные сил формы. Все большие успехи естественных наук и связанное с этим растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в XIX в. к тому, что натурфилософия обратилась к материализму; наконец она исчезла почти полностью — так же как и метафизика и по тем же причинам. Материалистическую натурфилософию представляли Бюхнер, Молешотт и другие; ее использовал в своих аргументациях также и марксизм. У физиологов — Иоганнеса Мюллера, Лотце, Гельмгольца — натурфилософия становится критической теорией принципов естествознания; в натурфилософии Фехнера еще присутствует спекулятивный элемент. Натурфилософия особого рода развилась на основе естественно-научных и естественно-исторических исследований Дарвина и Геккеля (см. Монизм). К началу XX в., в связи с обращением европейской мысли к метафизике, возникла новая натурфилософия. Вильгельм Оствальд создал натурфилософию неорганического («Vorlesungen über Naturphilosophie», 1901, рус. пер.: Философия природы, 1903; см. Энергетика); натурфилософия органического была создана Рейнке («Philosophie der Botanik», 1905), Дришем («Philosophie des Organischen», 1909; см. Витализм), Паладьи («Naturphilosophische Vorlesungen», 1908) и другими. Господствующей с этого времени стала натурфилософия неорганического (см. Причинномеханическая картина мира; Физикалистская картина мира; Органический), особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности; при этом натурфилософия принимает все более абстрактную форму. В настоящее время она рассматривается как теория, критика и теория познания естественных наук, что нашло отчетливое выражение в книге Н. Гартмана «Aufbau der realen Welt» (1940), в то время как его «Philosophie der Natur» (1950) следует рассматривать как очерк специального учения о категориях.
Kant. Metaphysische Anfangsgründe der Naturwiss., 1786; Schelling. Ideen zu einer Philos. der Natur, 1797; L. Oken. Lehrbuch der N.. 1809; W. Ostwald. Vorlesungen, 1901— 1903; J. Reinke. Philos. der Botanik, 1905; M. Palägyi. Naturphilos. Vorlesungen, 1908; H. Driesch. Philos. des Organischen, 1909; B. Bavink. Hauptfragen der heutigen N..
I—II, 1928; H. Dingler, Gesch. der N.. 1932; N. Hartmann. Der Aufbau der realen Welt, 1940; B. Bavink. Das Weltbild der heutigen Naturwiss., 1947; A. March. Natur und Erkenntnis, 1948; J. Seiler. Philos. der unbelebten N.. 1948; E. May. Kleiner Grundriß der N.. 1949; N. Hartmann. Philos. der Natur, 1950; T. v. Uexküll. Der Mensch und die Natur, 1953; F. Dessauer. Naturwiss. Erkennen, 1958; G. Frey. Gesetz und Entwicklung in der Natur, 1958; G. Hennemann. N. im 19. Jh., 1959; W. Zimmermann. Evolution und N.. 1968;
Hennemann. Grundzüge einer Gesch. der N.. 1975; M. Drieschner. Einf. in die N.. 1981; E. Jaeckle. Vom sichtbaren Geist, 1984; B. Kanitscheider (Hg.). Moderne N.. 1984; G. Böhme (Hg.,) Klassiker der N.. 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НАТУРФИЛОСОФИЯ
лат. natura - природа) - философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, - в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см. Метафизика). Исторически Н. может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания (см. Античная философия): в древнегреческой философии Н. именовалась "физиологией" (от греч. Fusis - природа) или "физикой" (ср. с "мета-физикой"); лат. калька "Н." была введена в философский оборот Сенекой. В своих мировоззренческих основаниях Н. как таковая во многом является порождением культуры западного типа, основанной на фундаментальных презумпциях логоцентризма, с одной стороны (см. Логоцентризм), и гносеологического оптимизма - с другой, что в своей совокупности задает идею возможности выражения результатов когнитивных человеческих усилий в универсально общем, доступном для рационального осмысления и репрезентативно объективируемом в человеческом знании законе (см. Логос). Собственно, как Н., так и европейское естествознание постулируют в качестве своей цели именно постижение "законов природы" (демонстрируя при этом очевидную тенденцию экстраполировать последние на универсум в целом). Классическим примером подобной ориентации могут служить "Математические начала натуральной философии" Ньютона, воспринятые западной культурой как выражение универсального закона не только природы, но и общества: по свидетельству Дж.Т.Дезагулье, попытки моделирования "лучшей системы правления" в ньютонианскую эпоху "как в сфере этики, так и в сфере политики черпали в теории Ньютона... свои аргументы". В посвященном Ньютону панегирике, написанном сыном Ампера, эксплицитно фиксируются указанные мировоззренческие презумпции западной культуры: "...И нарекли человека Ньютоном. // Он пришел и открыл высший закон - // Вечный, универсальный, единый и неповторимый, как сам Бог". В целом, по оценке И.Пригожина, "в глазах Англии XVII в. Ньютон был "новым Моисеем", которому Бог явил свои законы, начертанные на скрижалях". Таким образом, в ментальном пространстве классической культуры западного образца, по формулировке Лиотара, "общепринято считать, что... "природа" является референтом... предсказуемым, как кость, брошенная большое количество раз". В противоположность этому, философские модели природы в культуре восточного типа фундированы презумпцией, существенно отличающейся от обрисованной: так, например, по оценке Дж.Нидама, "идея о том, что природа подчиняется простым познаваемым законам, была воспринята в Китае как непревзойденный пример антропоцентрической глупости", - даже если бы и можно было в контексте восточной философии природы вести речь "о каком-то законе природы", то "это был бы закон, не достижимый ни для Бога, ни для человека; такой закон выражался бы на языке, разгадать который человек не в силах, но не был бы законом, предустановленным создателем, постигаемым человеком в собственном образе". Таким образом, содержание понятия "Н." выходит далеко за рамки этимологии: под Н. понимается не просто "философия природы", но философская концепция природы как объясненной "из самой себя". Отсюда - характерные для Н.: 1) холизм трактовки природного мира, порождающий как предельную генерализацию его натурфилософских моделей, так и жестко номотетические когнитивные установки Н., частным проявлением которых является характерный для нее (в равной мере - в конститутивной и в регулятивной своих версиях) принцип единства микро- и макрокосма, позволяющий непротиворечиво вписать человека в природное целое (если для классического естествознания характерно моделирование отношений человека и мира посредством оппозиционной формулы Я - Оно, а для теологии - посредством формулы Я - Ты, то для Н., в противоположность этому, характерен синкретизм в истолковании соотношения человека и мира); 2) естественно вытекающий из холизма и номотетизма Н. дедуктивизм натурфилософских концепций природного целого, в контексте которого любые отклонения от унифицированной нормы рассматривались как нарушения природного закона и преступление перед универсальной гармонией (открыто негативная аксиология понятия "аномалия" во всех европейских языках); не случайно в средневековой Европе устраивались открытые суды над животными с физиологическими отклонениями и их показательные казни; 3) умозрительный объективизм в истолковании Н. природы, вытекающий из презумпции самодостаточности природного мира, органично обнимающего практически все сферы бытия, включая и человека как часть природного целого; 4) гилозоизм, предполагающий рассмотрение природы в качестве живого саморазвивающегося организма (см. Гилозоизм), и отказ от каких бы то ни было форм гилеморфизма (см. Гилеморфизм); 5) своего рода романтизм натурфилософской трактовки природы, основанный на ее аксиологической идеализации, т.е. фундированное холистскими и гилозоистическими установками видение Н. природы как не просто упорядоченного целого, но как воплощения всеохватной гармонии ("гармония, безраздельно царящая", по Ньютону): природа видится Н. как одухотворенный и прекрасный мир, гармоничный в самих своих основаниях; отсюда, например, артикуляция авторами 17 в. натурфилософских моделей в качестве так называемых "romans de la matiere" - "романов о материи"; 6) как правило, пантеистическая либо материалистическая (за отдельными яркими исключениями: например, элементы Н. в теологии Фомы Аквинского, натурфилософские модели в немецком трансцендентализме и др.) интерпретация природы, равно позволяющие видеть в ней целостное единство, развивающееся по имманентным законам (см. Материализм, Фома Аквинский, Шеллинг). Данная амбивалентность трактовки природного целого в Н. задает в эволюции последней два семантически альтернативных вектора, позволяя выделить как а) направление, характеризующееся ориентацией на магию: феномены числовой магии в пифагореизме, алхимия и т.п., так и б) доминирующее в европейской традиции Н. направление характеризующееся ориентацией на естественно-научные данные и опорой на понятийный аппарат естествознания: от синкретизма древнегреческой физики (см. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит), из которой впоследствии и выделились дисциплинарно дифференцированные ветви математического и опытного естествознания, и гармоничного взаимодействия естественно-научного и натурфилософского подходов к природе в культуре Ренессанса (см. Философия Возрождения) - до попыток натурфилософского синтеза открытия в сфере электрохимии (Гальвани, Дэви), химии (Лавуазье), биологии (Броун, Кильмайер) у Шеллинга и натурфилософских реминисценций в контексте философии Уайтхеда. В эволюции Н. два указанных ее направления, развиваясь параллельно, задают и аксиологичес-ки не пересекающиеся парадигмы отношения человека к природе (субъекта к объекту): а) парадигму монолога, т.е. парадигму построения умозрительных моделей одухотворенного и гармоничного мира (в пределе своей реализации стыкующуюся с традицией теологии), и б) парадигму диалога, т.е. парадигму разработки операциональных моделей природной среды (в пределе стыкующуюся с традицией естествознания); могут быть отмечены также и попытки программного синтеза указанных парадигм (Х.Дриш, Уайтхед и др.). Таким образом, вопрос соотношения Н. с естествознанием является одним из важнейших вопросов в осмыслении ее внешней структуры (статуса в культурном контексте). Объективно традиция Н. исторически оказала существенное влияние не только на развитие, но и на само формирование и естествознания как такового (см. Наука), и естественно-научного стиля мышления (объективизм, дедуктивизм, номотетизм, генерализация концептуальных построений и т.п.). Однако в сфере метаосмысления соотношения Н. и естествознания могут быть зафиксированы как сугубо позитивные, так и сугубо негативные позиции естествоиспытателей в отношении Н.: от пафосной солидаризации естествоиспытателей с тем или иным направлением Н. [например, Н. Шеллинга была адаптирована физикой (Эрстед), геологией (Стеффенс), биологией (Карус), психологией (Шуберт) и т.д.] до программного неприятия Н. как таковой (например, в мыслительном пространстве марксистски ориентированного естествознания, опиравшегося на ленинский тезис о том, что философское определение материи в принципе не может быть тождественно естественно-научному ее определению). Специфична в данном контексте позиция позитивизма: противостоя Н. как умозрительной концепции природного универсума, в своем отношении к метафизике позитивизм, тем не менее сближается с Н. в программном неприятии любых попыток объяснения природных явлений, исходя из трансцендентально артикулированных объяснительных принципов. Статус Н. в историко-философской традиции претерпевал в ходе ее эволюции существенные трансформации: являя собой мощную ветвь традиционной европейской философии, Н., начиная с Нового времени, во многом теряет свои позиции в сфере историко-философских приоритетов, что связано с 1) ориентацией классической западной культуры на метафизическую традицию; 2) ориентацией западноевропейского естествознания на аналитизм и эмпиризм; 3) дисциплинарным оформлением гуманитарной сферы, перенесшим акцент в осмыслении предмета познания с природных на социальные явления, что, с одной стороны, вызвало критику Н. как сосредоточившей свое внимание на природной сфере (по словам Вико, "невозможно не удивляться, зачем... философам понадобилось затратить столько энергии на
изучение мира природы, известного лишь одному Господу с тех пор, как он сотворил этот мир, и почему они пренебрегли изучением мира наций, или цивилизованного мира, созданного людьми и познаваемого ими"), с другой - обнаружило содержательную и методологическую несостоятельность принципа единства микро- и макрокосма для истолкования человеческих экзистенции и социальности (согласно оценке, данной Ж.Моно картине мира классического естествознания, опирающегося на натурфилософские презумпции, в ее рамках "человек... оказался в полном одиночестве, в абсолютной изоляции... он, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира, - мира, глухого к его музыке, безразличного к его надеждам, равно как и к его страданиям или преступлениям"). Несмотря на спорадические всплески интереса к натурфилософским построениям (В.Оствальд, Х.Дриш и др.), в культуре 20 в. Н. практически полностью утрачивает свои позиции, что во многом связано с адаптацией в культурном пространстве идей Копенгагенской школы, разрушивших презумпцию тотального объективизма в исследовании природных явлений. Что же касается культуры рубежа 20 - 21 вв., то современная ситуация в философии (см. Постмодернизм), задающая невозможность построения универсальных онтологии (см. Онтология, Постметафизическое мышление), делает невозможным и конституирование Н. как таковой, поскольку натурфилософские модели природы, несмотря на свою методологическую альтернативность метафизике, подобно ей, характеризуются атрибутивной логоцентричностью, ибо содержательно предполагают, видение своего предмета в качестве целостного и фундированного в своем развитии глубинными имманентными закономерностями (см. Логотомия, Логомахия, Корень). В свою очередь, современная ситуация в естествознании, задаваемая синергетическим отказом от идеи всеобщей необходимости и универсальной ориентацией современной науки на идиографические методы познания, делает невозможным построение теоретических систем, характеризующихся, подобно Н., тотальным дедуктивизмом.

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Натурфилософия как феномен культуры

Штомпель О. М.
Читать PDF
0.00 байт

Натурфилософия и ее методология в трактате «De rebus naturalibus» джакомо Дзабареллы

Кузьменко Екатерина Николаевна
Джакомо Дзабарелла, падуанский натурфилософ перипатетического толка, творил на стыке двух эпох Возрождения и Нового времени.
Читать PDF
0.00 байт

«Математизация природы»: натурфилософия и метафизика науки Декарта

Кауфман И. С.
В статье исследуется значение учения Декарта для генезиса философии науки.
Читать PDF
0.00 байт

Натурфилософия как спекулятивное знание: актуальность, типология, модернизация

Елисеева Наталья Евгеньевна
Девизом современного мироздания служит понятие «онтологическая усталость», причиной которой служит фрагментарность бытия, «разорванность» природы.
Читать PDF
0.00 байт

Натурфилософия античности в зеркалах науки и культуры. Математика и логика

Герасимова И. А.
Читать PDF
0.00 байт

Натурфилософия античности в зеркалах науки и культуры: учения о первоначалах

Герасимова И. А.
Читать PDF
0.00 байт

НАТУРФИЛОСОФИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ВКУСА В ИНДИИ: ВАЙШЕШИКА И БУДДИЗМ

Лысенко В.Г.
В статье исследуются представления о вкусе и его восприятии в двух школах индийский философии вайшешике (по тексту «Прашастапада-бхашья» Прашастапады, VI в.
Читать PDF
0.00 байт

Антропоцентрический характер натурфилософии Н. Н. Страхова

Антонов Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Были ли досократики натурфилософами? («Вода» Фалеса как «Трансцендентальная» проблема)

Петрова Галина Ивановна
Предметом анализа является «архе» как «первоначало» мира, на которое указывали греческие натурфилософы в своих метафизических поисках предельных оснований мира. Автор делает заключение, что «вода», «воздух», «земля» и т.п.
Читать PDF
0.00 байт

Время и вечность в натурфилософских воззрениях Новалиса

Казакова Ирина Борисовна
Статья посвящена сопоставлению натурфилософских воззрений немецкого романтика Новалиса с неоплатонической концепцией природы.
Читать PDF
0.00 байт

Естественное и искусственное: взаимоотношение натурфилософии и современной философии

Прохоров Михаил Михайлович
The author of the publication investigates a problem of cardinal reorientation of philosophy.
Читать PDF
0.00 байт

Натурфилософские подходы в биологии как проявление метатеоретического знания

Шустова О. Б., Сидоров Г. Н.
Рассматривается место натурфилософии в современной биологии. Представлена характеристика и анализ натурфилософских построений XIX-XXI вв.
Читать PDF
0.00 байт

Идея историзма в натурфилософии Ф. Шеллинга как идея активности познания

Истюфеев А. В.
В данной статье рассматриваются основные философско-исторические идеи немецкого философа-идеалиста Ф. Шеллинга. Идея историзма выводится мыслителем из идеи активности познания.
Читать PDF
0.00 байт

Включение оккультных традиций в натурфилософию раннего Нового времени: новый подход к проблеме упадк

Генри Джон
В статье рассматриваются различные направления использования оккультных учений и прежде всего магической традиции в процессе возникновения новоевропейской науки.
Читать PDF
0.00 байт

95. 02. 040. Биалас Ф. Натурфилософские основоположения Кеплера и их влияние на лейбницевскую програ

Громыко H. В.

Похожие термины:

  • Натурфилософия Джордано Бруно

    Впечатляющие и глубокие результаты натурфилософия Возрождения получила в творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600). Жизнь этого горячего, искреннего и бескомпромис
  • Натурфилософия Шеллинга и естествознание

    С первых самостоятельных шагов в философии Шеллинг обращался как к истории естествознания, так и к его современным достижениям. Но делал это скорее не как естествоиспытатель, а как натурфилософ; н
  • Органистическая и пантеистическая натурфилософия Ренессанса

    Другим направлением философского интереса к природе в ренессансной мысли стала натурфилософия, развивавшаяся в XVI в. все более интенсивно по мере того, как теряла авторитет аристотелевско-схолас
  • НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    философское учение о природе как целостной организации, основанное на пантеизме, динамизме и гилозоизме, а также на тождестве микро- и макрокосмоса.
  • АФИНСКИЙ ЭТАП  АНТИЧНОЙ  НАТУРФИЛОСОФИИ  

    расцвет древнегреческой философии науки в V-IV вв. до н.э., связанный: 1) с созданиемпервых классический философских систем – объективного идеализма Платона и дуализма Аристотеля; 2) атомистического
  • ДРЕВНЕРИМСКИЙ  ПЕРИОД  АНТИЧНОЙ  НАТУРФИЛОСОФИИ  

    развитие  западноевропейской науки на территории Римской империи с I в. до н.э.-VI в.н.э. Этот период связан с именами Тита Лукреция Кара (I в.до н.э.) автора известной поэмы «О природе вещей», Клавдия Пт
  • ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП  АНТИЧНОЙ  НАТУРФИЛОСОФИИ  

    развитие науки в Древней Греции периода упадка цивилизации, приблизительно сIII в. до н.э. по IV в. н.э., когда возникают центры научной и духовной жизни. Этот период – время  существования македонской
  • ИОНИЙСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ

    становление античной философии и науки в VI-V вв. до н.э. Этот этап связан с формированием первых философских школ:  милетской школой, пифагорейским союзом, Гераклитом Эфесским и основан на их предст
  • Натурфилософский период греческой философии

    Фалес (основоположник милетской школы, 625-547 гг. до н. э.); основные положения: «все из воды», «все одушевлено и полно демонов». Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.); основные положения: начало мироздания - «апе
  • СОБЫТИЕ В ПОСТБЕРГСОНИАНСКОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ

    А. Н. Уайтхед, Ж. Делез). Под влиянием идей «метафизики природы» Уайтхеда складывается традиция понимать событие в качестве «конечной единицы природного явления», как «живой организм», непрерывно