Нагарджуна
ок. 150–250), великий мыслитель школы мадхьямика в буддизме махаяна. Известен своим учением о «пустоте» (шуньята) любого существования.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
НАГАРДЖУНА
буддистский философ, выходец с юга Индии, преимущественно легендарная фигура (кон. I — нач. II в. после Р.Х.). Но легенда создана вокруг действительно гениального человека, который решающим образом повлиял на ориентацию направления Махаяны в буддизме.
Источник: Философский словарь
НАГАРДЖУНА
ок. 2 в.) - др.-инд. философ, теолог, поэт, реформатор буддизма, основатель школы шуньявада (мадхьямика). Н. доказывал, что в мире нет ничего, кроме следствий, обусловленных причинами, а все остальное мираж, пустота (шунья). Следовательно, нет ни вещей, ни мыслей, имеется лишь непрерывный поток сансары, или процесса перерождения. От Н. берут начало школы виджнянавада, тантрич. буддизм, дзэн-буддизм, основывающиеся на идее интуитив. знания.
Источник: Атеистический словарь
НАГАРДЖУНА
Санскр.) Архат, отшельник (уроженец Западной Индии),
обращенный в Буддизм Капималой, четырнадцатый Патриарх, теперь
считается Бодхисаттвой-Нираманакайей. Он был знаменит своей
диалектической тонкостью в метафизических спорах; был первым
учителем доктрины Амитабхи и представителем Школы Махаяны. Считая
его величайшим философом буддистов, к нему обращались как к
"одному из четырех солнц, освещающих мир". Он родился в 223 г. до
Р.Х., и, отправившись в Китай после своего обращения, в свою
очередь обратил всю эту страну в Буддизм.
Источник: Теософский словарь
НАГАРДЖУНА
(Nagaijuna) — южноиндийский философ, жил и работал в начале II в.; систематизатор позднебудцийской философии; основоположник буддийской логики, которую он изложил в своих четырех учениях: 1) учении о двух истинах, 2) учении о четырехкратной мудрости приведения доказательств, 3) учении о восьмикратном отрицании становления и 4) учении об истинном действительном (о «срединном пути»). Логика отрицания, которая на этом «срединном пути» получает дальнейшее развитие, выливается в результате в нигилистическую систему Нагарджуны. См. Индийская философия.
Е. Frauwallner. Die Philos, des Buddhismus, 1956; К. Jaspers. Lao-tse, N., 1957.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
НАГАРДЖУНА
2 в. н. э.), инд. философ, основатель буддийской школы мадхъямика, один из учителей махаяны. Согласно традиции, проповедовал в Наланде учение «Праджнапарамита-сутр». Гл. соч. Н. «Мадхья-мика-карика» («Карики срединного учения»), известное как «Н.-шастра» или «Сутры H.». H. назвал свою философию «средним путем», в согласии с определяющим понятием раннего буддизма. Для Н. характерно не систематич. изложение собств. концепции, а опровержение существующих уже концепций (вайбхашики, саутрантики и др.) своеобразным «диалектич.» методом демонстрации абсурдности их логич. конструкции. Так, в своем гл. соч. Н, опровергая учение вайбхашики (и санкхьи), стремился доказать противоречивость понятия причинной связи и др. понятий.
Источник: Советский философский словарь
НАГАРДЖУНА
легендарный инд. основоположник махаяны и автор базисных текстов ее первой филос. школы - мадхьямики, к-рые создавались во 2- 4 вв. Н. причислен к лику бодхисаттв махаяны и сиддхов ваджраяны, канонизирован в тиб.-монг. иконографии. Ему приписывается ок. 200 трудов, сохранившихся на санскрите, а также в кит. и тиб. переводах по самым различным предметам: от комментариев на махаянские сутры, логико - полемич. трактатов и высокопоэтич. культовых гимнов до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т.д. Это дает основания ученым говорить о нескольких лицах, действовавших под данным именем или получивших его позднее, из них не менее двух - раннемадхьямиковские и столько же - тантрич.авторы, жившие примерно 6 веков спустя.В будд.традиции и агиографич. лит-ре все Н. выступают как один персонаж. В науке первым Н. считается создатель «Мадхьямика-карики» («Строф о срединности») и доктрикально родственных ей текстов. В них сформулированы осн. положения учения мадхьямиков.
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
НАГАРДЖУНА
2 в. н.э.) - индийский мыслитель, основоположник буддийской философской школы мадхьями-ка, "учения о срединности", представитель школы махаяны. В буддизме Н. является Архатом, 14-м Патриархом и считается Бодхисаттвой. Ему воздаются почести как "Второму Будде". Проповедовал в Наланде (Западная Индия). Путешествовал в Китай, много сделал для обращения в буддизм народов этой страны. Н. приписывается около 200 трудов. Основной из них: трактат "Карики срединного учения" ("Mylamadhyma Ka-Karikas") известное как "Сутры Н." или "Н.-шастра". Основу философии Н. составляет учение о "пустотности" (шуньяте), т.е. о нереальности, иллюзорности окружающего мира. Н. выступает с критикой учений вайбхашики, ньяи, санкхьи и др., используя метод сведения к абсурду философских положений противника. Он показывает односторонность и противоречивость главных категорий философских систем его времени: объекта и субъекта, бытия и небытия, движения и времени и др. Называя свое учение "средним путем", Н. отрицает как тезис, так и антитезис, как единую Субстанцию, так и отдельные драхмы. Указывая на иллюзорность реального мира, Н. развил учение об интуитивном сверхразумном знании, и явился основоположником т.н. буддистского интуитивизма. Н. знаменит своей диалектической тонкостью в метафизических спорах. Диалектика Н. близка диалектике элеатов и скептиков. Если у элеатов Единое постигается разумом, то Н. отвергает роль разума в познании, т.к. разум, по его мнению, приводит к неразрешимым противоречиям. В настоящее время существует целая отрасль буддологии - Нагарджуноведение.
В.В. Лобач
Источник: Новейший философский словарь
НАГАРДЖУНА
санскр. Naga-arjuna — Змей-древо) (150 до н. э.— 250) — основоположник мадхытики, автор ее базисных текстов. Причислен к просветленным существам, или бодхисаттвам, махаяны и совершенным магам, или сиддхам, ваджраяны. О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 400 до 600 лет в подвигах во славу махаяны. Возможно, он был брахманского рода из Южной Индии, мастером философской полемики и медитации, творцом более дюжины религиозных и логико-диалектических произведений, хотя в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачевашпо, металлургии и т. д.
В научной буддологии Нагарджуну принято считать автором «Мадхьямика-карики» и доктринально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались в полемике идеи ранней махаяны. В этих текстах (нзкоторые из них дошли до нас и на санскрите) использовались различные подходы, в т. ч. и метод негативной диалектики, для передачи неописуемости недвойственного Абсолюта через отдельные мадхьямиковскне учения: о тождестве нирваны и сансары, о пустоте, об отсутствии во всеобщей относительности и взаимообусловленности независимой сущности, о двух истинах — условной и безусловной, о двух телах Будда, о двоякой практике Просветления — посредством накопления нравственности (пунья) и интуитивно-йогических знаний (джняна) и т. д. Труды Нагарджуны изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма, эта традиция продолжается до сих пор в тибето-монголо-российском и в определенной степени в китайско-японском буддизме.
Лит.: Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990; Lamotle E. Le Traile de la grande vertu de saggesse de Nagaijuna (Mahaprana-paramitasliastra), t. 1—5. Louvain, 1944—80; Ramanaii K. V. Nagarjunas Philosophy. Delhi, 1978; Undiner Ch. N.igaijunia.u. Studies in the Writings and Philosophy ofNagarjuna. Cpli., 1982; Tolu F., DragoriettiC. On Voidness. A siudy on Buddhist Nigilisni. Deilii, 1995.
В. П. Андросов
Источник: Новая философская энциклопедия
НАГАРДЖУНА
(санскр. na–ga-arjuna, тиб. klu grub, Змей-древо) — буддийский мыслитель II – начало III в., основоположник мадхьямаки (первой религиозно-философской школы Махаяны), автор её базисных текстов; входит в число просветлённых существ, или бодхисаттв Махаяны, и совершенных магов, или махасиддхов Ваджраяны), канонизирован в тибетомонгольской иконографии. О Н. известно только из агиографических источников, описывающих его, скорее, как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 300 до 600 лет и прошла в подвигах во славу Махаяны. Возможно, он происходил из брахманского рода из Южной Индии, был мастером философской полемики и медитации, творцом десятков религиозно-идеологических и логико-диалектических произведений. Впрочем, в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т.д. В научной буддологии Н. (или «первым» Н.) принято считать автора «Мула-мадхьямака-карики» («Коренных строф о Срединности») и доктринально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались идеи ранней Махаяны. В этих текстах (некоторые из них дошли до нас и на санскрите) использовались различные подходы, в том числе и метод негативной диалектики, чтобы передать неописуемость недвойственного Абсолюта через отдельные мадхьямиковские учения: о тождестве нирваны и сансары, о пустоте, об отсутствии независимой сущности во всеобщей относительности и взаимообусловленности, о двух истинах — условной и безусловной, о двух телах Будды, о двоякой практике «Просветления» — посредством накопления нравственности (пунья) и интуитивно-йогических знаний (джняна) и т.д. Труды этого мыслителя стали теоретическим фундаментом религиознофилософской школы, они изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма; эта традиция продолжается до сих пор тибето-монгольским (в том числе российским) и, в определенном смысле, китайско-японским буддизмом. См. также «Акутобхайя», «Виграха-вьявартани», «Мадхьяма-бхава-санкранти-шастра», «Махаяна-вимщика», «Мула-мадхьямака-карика», «Опро- вержение идеи Бога-творца…», «Пратитья-самутпада-хридайя-карика», «Ратна-авали», «Сухрил-лекха», «Чатух-става», «Шуньята-саптати», «Юкти-шаштика».
Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.
НАГАРДЖУНА
Индийский философ с мировым именем. Религиозный деятель. Основатель школы мадхьямика. Настоятель монастыря Наланда. Учение Нагарджуны (предп. 150-250) ознаменовало новый этап в развитии буддизма. Произведения, приписываемые Нагарджуне, создавались до IV в. включительно, образуя направление, называемое нагарджунизмом. Биография Нагарджуны мифологизирована. Большое значение придается его имени, содержащему символ высшей мудрости (наг). Методологически Нагарджуна последовательно проповедовал срединный путь (мадхьяма марга), возведенный им в универсальный принцип срединности во всем. Истинную конечную реальность он считает непостижимой (ачинтья). Мир иллюзорен и обусловлен развертыванием (прапанча) потенций, содержащихся в пустоте (шунья, шуньята). В зависимости от точки зрения существует две истины (две сатье): мирская, условная (самврити, вьявахарика) и высшая необусловленная, абсолютная (парамартха, парамартхика). Четыре благородные истины и восьмеричный путь к спасению относятся к истинам мирским и могут быть поняты, восприняты на первых этапах духовной практики. Истины о пустотности мира, о его единстве и о всеобщей относительности постигаются в высших состояниях сознания. Это возможно только после хорошей подготовки и усвоении истин мирских. Центральным понятием, ядром учения служит пустота, пустотность (шунья, шуньята), в связи с чем учение и школа называются шуньявада. Развитие идеи началось, как считают, с доктрины анатмавада, отрицающей существование субстанциальной души. Трактовка пустоты Нагарджуной нетривиальна. Он приводит логические обоснования опровержения существования творца (карака), утверждая, что все порождается кармой и не имеет собственной независимой природы (нихсвабхава) У мира есть только имя, он номинален, его нельзя назвать существующим, несуществующим или существующим и несуществующим одновременно. В нем все взаимообусловлено, взаимозависимо (пратитьябхава) Эта всеобщая относительность и определяется как пустота. Пустотны дхармы, пустотно само представление о пустоте. Вводится понятие «пустота пустоты». Истинно сущим, имеющим собственную природу (свабхава), признается абсолют (татхата), который не может быть определен вербальным способом (авачья) Шуньята выступает как синоним татхаты. На мирском уровне сознания допускается присутствие представлений о вечном и невечном, различение субъекта и объекта. На высшем уровне сознания они не имеют места как нерелевантные. Миры едины, пустотны, бессамосущностны. Учение Нагарджуны оказало влияние не только на буддийские школы, но и на другие религиозно-философские системы, в том числе на веданту.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
НАГАРДЖУНА
(II в. н. э. ?) — великий буддийский философ, создатель относящейся к Махаяне философской школы мадхьямака (шуньявада). Нагарджуна происходил из брахманского рода из южной Индии. В юности он был учеником одного индуистского йогина, который научил Нагарджуну и его друзей становиться невидимыми. Юноши использовали эту способность весьма легкомысленно: они стали проникать в царский гарем и развлекаться с его обитательницами. Царь, однако, очень скоро понял, в чем дело, и переловил всех невидимок, кроме Нагарджуны. Их гаремные развлечения закончились на плахе, а Нагарджуна был настолько потрясен последствиями легкомыслия и привязанности к чувственным удовольствиям, что немедленно стал буддийским монахом, отправившись на север, в знаменитый монастырь Наланду. Плодом его напряженных размышлений стало видение, определившее характер философского учения Нагарджуны. Он увидел ступу, окруженную Буддами и бодхисаттвами. Нагарджуна открыл ступу и увидел внутри еще одну, точно такую же. Тогда он решил найти самую первую, исходную ступу. Он открыл вторую ступу и увидел внутри такую же третью, в ней — четвертую и так далее Нагарджуна до бесконечности. И тогда понял Нагарджуна, что никакой первой ступы, иначе говоря — первосубстанции, первоосновы, — нет и не может быть. Это понимание сделало его достойным обрести сутры праджня-парамиты, Запредельной Премудрости, скрытые за пятьсот лет до того Буддой у змеев-нагов. Нагарджуна спустился в подводный дворец царя нагов и обрел там сутры праджняпарамиты, медитация над которыми и привела его к разработке философской системы (или, быть может, «антисистемы »). Нагарджуна много лет был настоятелем знаменитого монастыря-университета Наланда, однако в старости он вернулся в родные места, куда его пригласил правивший тогда царь, надеявшийся на то, что Нагарджуна станет его гуру, духовным наставником.
Нагарджуна согласился, и царь построил для него новый монастырь, получивший позднее название Нагарджунаконда (его руины сохранились до нашего времени). Для принца-наследника Нагарджуна даже написал трактат «Ратнавали», особенно интересный для изучения социологии знания в древней Индии, поскольку материалы трактата показывают, какой объем философского знания был доступен мирянам (в буддизме всегда считалось, что философское умозрение — дело монахов, «носящих желтые одежды», а не мирян домохозяев, «носящих белые одежды»). Из учеников Нагарджуны самым известным был Арьядэва. Самым важным из философских текстов, написанных самим Нагарджуной, являются «Мула мадхьямака карики» («Коренные стихи о срединном воззрении»), на основе которых обычно и излагается мадхьямака в западной литературе. Однако на Востоке (прежде всего, в Тибете) предпочтение отдается другому тексту — трактату «Мадхьямакаватара» («Введение в мадхьямаку»), написанному радикальным мадхьямиком Чандракирти (ок. VII в.), по которому мадхьямака и изучалась в монастырских университетах (дацанах) Тибета, Монголии и других регионах распространения тибетской формы махаянского буддизма. Что касается другого очень важного текста — «Махапраджня-парамита [упадеша] шастры» («Великий трактат о Запредельной Премудрости»), сохранившейся только в китайском переводе Кумарадживы, то его принадлежность самому Нагарджуне вызывает определенные сомнения. И, безусловно, апокрифическими являются малые дидактические трактаты, приписываемые Нагарджуне (самый известный из них — «Сукрилекха», «Письмо к другу»).
Источник: Буддизм. Карманный словарь
НАГАРДЖУНА
инд. мыслитель, основоположник буддийской филос. школы мадхьямика. Согласно свидетельствам тибетских и кит. историков, время жизни Н. относится ко 2 в. н.э. Осн. положения своей философии Н. сформулировал в трактате "Карики срединного учения" ("M?lamadhyamakak?rik?s"). В этом трактате он выступил с опровержением учений вайбхашики, ньяи и санкхьи, используя метод свед?ния к абсурду филос. положений своих противников. Так, он доказывал, что все объяснения причинной связи, к-рые приводились различными филос. школами его времени, противоречивы. Полемизируя с последователями санкхьи, утверждавшими, что вещь возникает "из себя", что следствие содержится в причине, Н. указывал, что если следствие тождественно своей причине, то тогда нет никакого различия между причиной и следствием и следствие бессмысленно. Поэтому порождение следствия становится простым удвоением причины, и весь мир сводится к бесконечному повторению самого себя, к однообразной, тождественной, лишенной различий массе. Н. опровергал и учение ньяи о том, что вещи возникают "из другого", что следствие и причина различны. Он показал, что учение о возникновении ведет к абс. различию причины и следствия, к упразднению связи между ними, к распадению причины и следствия. Н. отрицал также и учения, отвергающие и тождество и различие причины и следствия, т.е. считающие, что вещи происходят случайно, беспричинно. Следуя своему методу, Н. показал также противоречивость и всех др. понятий совр. ему филос. систем: движения, времени, субъекта и объекта, бытия и небытия, субстанции и аттрибута. Н. назвал свою философию "средним путем", т.е. учением, к-рое отрицает как тезис, так и антитезис, как единую субстанцию, так и отд. дхармы. Осн. содержанием споров Н. с вайбхашиками и саутрантиками была защита последовательно идеалистич. философии против материалистич. тенденции в раннем буддизме. Отрицание реальных субстанций мира, отрицание реальности причинной связи, движения, возникновения и уничтожения субъекта и объекта, учение об интуитивном сверхразумном знании открыло путь идеализму, интуитивизму и религ. фантазии. На систему Н. опирались йогачары и зен-буддизм, тантризм и философия Шанкары. Н. был одним из первых мыслителей в истории инд. философии, к-рый дал рацион. опровержение бытия бога. Если бог создает несуществующее, – говорится в одном из трактатов Н., специально написанном для опровержения бытия бога, – то пусть он создает такие вещи, как масло, выжатое из песка, шерсть на черепахе и т.д. (см. Ф. И. Щербатской, Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904, с. 072). Н. опроверг понятие бога-творца как логически несостоятельное, как немыслимое понятие. "Когда нет семени, то не может быть ни ростка, ни ствола, ни листьев, ни цветов, ни плодов и т.д. Почему? Потому что нет семени. Точно также, если Бог не имеет начала, то он и сам не существует" (там же, с. 074). Диалектика понятий Н. близка к диалектике элеатов и скептиков, она представляет своеобразную параллель той диалектике, к-рую развивали Зенон Элейский, Секст Эмпирик, Пиррон и Прокл. Однако если элеаты считали, что единое постигается разумом, то Н. отвергает все понятия человеч. разума, считая, что разум приводит к неразрешимым противоречиям. Соч.: издания на санскрите M?lamadhyamakak?rik?s (M?dhyamikas?tras). De N?g?rjuna avec la Prasannapad?. Commentaire de Candrakirti. Publi? par L. de la Vall?e Poussin, St.-P?tersbourg, 1903-1913 (Bibliotheca Buddhica, v. 4); переводы на европ. яз. - Щербатской Ф., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904; Die mittlere Lehre [M?dhyamika-??stra ] des N?g?rjuna. ?bertragung von M. Walleser, в кн.: Walleser M., Die buddhistische Philosophie..., Tl 2, Hdlb., 1911; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddhismus, В., 1956. Лит.: Wаlleser M., The life oi N?g?rjuna, "Asia Major", L., [1923 ]; его же, Die Lebenszeit des N?g?rjuna, "?. f?r Buddhismus und verwandte Gebiete", 1925, Jg. 6, H. 1, 2; Bu-ston, History of Buddhism, [v. ] 2, trans, by ?. Obermiller, Hdlb., 1932, в серии: Materialien zur Kunde des Buddhismus, 19. И. Кутасова. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.