НАГА
НАГА
(жен. р. — нагини) — змея; мифич. существо, получеловек-полузмея, божество низшего разряда, к-рое может быть и милостивым, и грозным по отношению к человеку; Н. — противники и богов, и демонов. Н. — осн. объект почитания в культе змей. См. также НАГАЛОКА, НАГАПАНЧАМИ, ЗМЕЙ КУЛЬТ.
Н. Краснодембская
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
НАГИ
Полубоги со змеиными телами и человеческими головами, великие чародеи. Нагам принадлежит подземный мир, однако они часто принимают человеческий облик и даже селятся среди людей. Бывают наги водяные и земные. Дыхание нагов ядовито, а взгляд убивает на месте. Наги часто сходятся с людьми; потомство от таких союзов отличается изяществом и физической слабостью по причине «водяной природы», унаследованной от нагов.
Источник: Буддизм. Энциклопедия.
НАГА
(санскр. na–ga, тиб. klu, лу, змей) — могущественное водное (иногда подземное) мифическое змееподобное существо, которое может принимать получеловеческий вид (змей с головой и руками человека). Издревле, задолго до Будды Н. являлись весьма почитаемыми в Индии персонажами религиозных представлений. Шакьямуни обратил их в буддизм, и с тех пор они охраняют сокровищницы текстов Закона. Их цари называются Н.-раджами, и один из них вручил Нагарджуне тексты сутр Совершенствования мудрости (Праджня-парамита) — начало Махаяны. Н. символизировали внутренние, скрытые от глаза силы природы. Нередко они описывались изрыгающими дым и огонь. При классификации живых существ их относят либо к животным, либо к полубогам (асура). В Тибете выработаны сложные ритуалы почитания лу.
Наги
индуист., будд.) – 1. В индуистской мифологии – полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Н. считались детьми Кадру, жены Кашьяпы, и постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, детьми Кашьяпы от его другой жены Винаты. Н. принадлежит подземный мир (патала), где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Н. считаются мудрецами и магами, способными оживлять людей и менять свой внешний вид. В человеческом облике они часто живут среди людей, причем их женщины (нагини) славятся своей красотой и нередко становятся женами царей и героев. Среди царей Н. наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю, и Васу-ки, которым боги и асуры пользовались как веревкой во время пахтанья океана. По легенде, Н. получили бессмертие, слизав капли амриты с острых стеблей травы куши, но при этом их языки раздвоились. 2. В буддистской мифологии – змееподобные полубожества, разделяющиеся на два класса – живущих в воде и на суше. Могут превращаться в людей и вступать в любовные отношения с мужчинами и женщинами. Потомки этих связей очень нежны, так как имеют «водяную сущность». Н. часто бывают приверженцами буддизма. По преданию, Шакьямуни несколько раз перерождался в образе Н.
Источник: Мифологический словарь
НАГИ
в индийской мифологии змеи, которые часто принимают человеческий облик. В «Руководстве по индийскому буддизму» его исследователь А. Керн определяет нагов как похожих на облака змей, которые живут глубоко под землей в подземных дворцах. По легенде, Будда, сидя под смоковницей, предавался медитации, как вдруг начался сильный дождь с ветром. Тогда сердобольный наг обвился вокруг него семь раз и простер над ним семь своих голов вроде зонтика. Будда, в свою очередь, обратил его в истинную веру. Члены секты «Большое колесо» рассказывают, что Будда проповедовал один закон для людей и другой — для богов, причем этот последний, тайный закон хранился на небесах и в чертогах змей, которые несколько столетий спустя открыли его монаху Нагарджуне. В одной из книг Махабхараты в Арджуну влюбляется дочь царя нагов Улупи, но он вынужден отказать ей, так как принял обет целомудрия. Только после того как девица напомнила ему о долге помогать несчастливым, герой уделил ей одну ночь. Есть еще легенда, записанная в Индии китайским паломником в начале V в., где фигурирует наг. Царь Ашока пришел к озеру, близ которого стояла пагода, и пожелал разрушить ее, чтобы возвести более высокую. Но некий брахман повел его внутрь башни и заявил царю, что его человеческий облик — мнимость и что на самом деле он — наг, за грехи обреченный жить в этом теле, но надеющийся заслужить искупление. После того как змей показал царю ритуальные сосуды, не похожие на человеческие, Ашока отказался от своих планов. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
НАГА
Санскр.) Букв., "Змий". В индийском Пантеоне название
Духов-Змиев или Духов-Драконов, а также обитателей Паталы, ада.
Но так как Патала означает страну противоположного полушария и
было названием, данным древними Америке, которые знали и посещали
этот континент до того, как Европа что-либо о нем услышала, то
термин этот, по-видимому, родственен мексиканскому Нагалу,
(теперь) колдун и знахарь. Наги - это бирманские Наты, боги-змии
или "драконы-демоны". Но в Эзотеризме, и как уже говорилось, это
- прозвище, данное "мудрецам" или адептам. В Китае и Тибете
"Драконы" рассматриваются как божества-покровители мира, а также
различных мест на земле, и слово это объясняется как означающее
адептов, йогов и нарджолов. Этот термин просто указывает на их
огромные знания и мудрость. Это также подтверждается в древних
Сутрах и жизнеописаниях Будды. Всегда Нага - это мудрец,
одаренный исключительными магическими силами, - в Южной и
Центральной Америке, в Индии, в Халдее, также как и в древнем
Египте. В Китае "поклонение" Нагам было широко распространено и
стало еще более выраженным с тех пор, как Нагарджуна (букв.,
"великий Нага", "великий адепт"), четырнадцатый буддийский
патриарх, посетил Китай. Китайцы считают "Нагов" "Духами или
богами-хранителями пяти сфер или четырех стран света и центра;
хранителями пяти озер и четырех океанов" (Эйтель). Это,
прослеженное до первоисточника и переведенное эзотерически,
означает, что пять континентов с их пятью коренными расами всегда
находились под защитой "земных божеств", т.е. Мудрых Адептов.
Предания, что Наги омыли Готаму Будду при рождении, оберегали его
и охраняли останки его тела, когда он умер, опять-таки указывает,
что Наги суть просто мудрецы, Архаты, и никакие не чудовища или
Драконы. Это также подтверждается бесчисленными рассказами об
обращении Нагов в Буддизм. Нага лесного озера близ Раджагрихи и
многие другие "Драконы" были таким образом обращены Буддой к
благому Закону.
Духов-Змиев или Духов-Драконов, а также обитателей Паталы, ада.
Но так как Патала означает страну противоположного полушария и
было названием, данным древними Америке, которые знали и посещали
этот континент до того, как Европа что-либо о нем услышала, то
термин этот, по-видимому, родственен мексиканскому Нагалу,
(теперь) колдун и знахарь. Наги - это бирманские Наты, боги-змии
или "драконы-демоны". Но в Эзотеризме, и как уже говорилось, это
- прозвище, данное "мудрецам" или адептам. В Китае и Тибете
"Драконы" рассматриваются как божества-покровители мира, а также
различных мест на земле, и слово это объясняется как означающее
адептов, йогов и нарджолов. Этот термин просто указывает на их
огромные знания и мудрость. Это также подтверждается в древних
Сутрах и жизнеописаниях Будды. Всегда Нага - это мудрец,
одаренный исключительными магическими силами, - в Южной и
Центральной Америке, в Индии, в Халдее, также как и в древнем
Египте. В Китае "поклонение" Нагам было широко распространено и
стало еще более выраженным с тех пор, как Нагарджуна (букв.,
"великий Нага", "великий адепт"), четырнадцатый буддийский
патриарх, посетил Китай. Китайцы считают "Нагов" "Духами или
богами-хранителями пяти сфер или четырех стран света и центра;
хранителями пяти озер и четырех океанов" (Эйтель). Это,
прослеженное до первоисточника и переведенное эзотерически,
означает, что пять континентов с их пятью коренными расами всегда
находились под защитой "земных божеств", т.е. Мудрых Адептов.
Предания, что Наги омыли Готаму Будду при рождении, оберегали его
и охраняли останки его тела, когда он умер, опять-таки указывает,
что Наги суть просто мудрецы, Архаты, и никакие не чудовища или
Драконы. Это также подтверждается бесчисленными рассказами об
обращении Нагов в Буддизм. Нага лесного озера близ Раджагрихи и
многие другие "Драконы" были таким образом обращены Буддой к
благому Закону.
Источник: Теософский словарь