НАБЛЮДЕНИЕ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАБЛЮДЕНИЕ
преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное некоторой задачей деятельности.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Наблюдение
внимание к чему-нибудь или естественное умственное следование за фактами или явлениями, с целью заметить, что есть отличительного в их соотношениях и силах.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Наблюдение
внимание к чему-нибудь или естественное умственное следование за фактами или явлениями, с целью заметить, что есть отличительного в их соотношениях и силах.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

НАБЛЮДЕНИЕ
внимательно следить за кем-, чем-нибудь, не упускать из виду, из поля зрения. В философии — преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

НАБЛЮДЕНИЕ
направленное восприятие действительности с целью изучения явлений, постижения их смысла и значения. Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное, когда наблюдатель является активным участником наблюдаемого процесса.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

НАБЛЮДЕНИЕ
целенаправленный сбор эмпирической информации о предмете познания, основанный на когнитивном и практическом интересах субъекта и активизации чувственного (сенсорного) аппарата сознания. (См. познание, теоретическое и эмпирическое, научный метод).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Наблюдение
преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях; начальный этап всякого естественно-научного исследования. По мере развития науки наблюдение делается все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

НАБЛЮДЕНИЕ
целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Н. бывает простым и сложным, непосредственным и опосредствованным, смыкающимся с экспериментом. Но в отличие от эксперимента в процессе Н. отсутствует преобладающее воздействие субъекта на объект, хотя в нек-рых случаях (психологические, социологические и т. п. наблюдения) такое отсутствие является не недостатком, а достоинством. Н. предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя т. обр. естественную ограниченность человеческих органов чувств. Однако при этом в нек-рых случаях (напр., при изучении явлений микромира) возникает дополнительная необходимость учета “возмущающего” воздействия прибора на наблюдаемый объект.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Наблюдение
специальное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачами деятельности; такой способ познания, когда человек непосредственно воспринимает существование какого-либо явления и его изменения в пространстве и во времени. В отличие от обычного восприятия наблюдение как научный метод познания представляет собой неслучайное и неупорядоченное восприятие объекта, а такой процесс, когда наблюдение ведётся преднамеренно, выборочно или по определённой системе, которая позволяет воспринимать объект многократно и в самых разнообразных случаях. Наблюдение – это метод сбора первичной социальной информации путём прямой и непосредственной регистрации исследователем интересующих его единичных или массовидных событий, явлений, процессов общественной жизни. Основные черты наблюдения: преднамеренность, планомерность, целенаправленность, активность, применение специальных приёмов и широкое использование различных приборов.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

НАБЛЮДЕНИЕ
внимательное восприятие. Наблюдение — это поиск отличительных черт той или иной вещи, и, в качестве такового, первый этап любого научного познания. По Ф. Бэкону иДж.Ст. Миллю, вторым этапом будет «гипотеза», с помощью которой мы переходим от наблюдения фактов• к изложению законов; третьим этапом будет верификация. Различают естественное наблюдение, состоящее в простом восприятии вещей (наблюдение природных явлений противостоит эксперименту), и научное наблюдение, состоящее в чтении показаний измерительных приборов (термометра, барометра и т.д.) и требующее определенного эксперимента. Вообще любое наблюдение предполагает определенный интерес и определенные знания: наблюдение никогда не будет пассивным, и мы замечаем вещи или свойства лишь в зависимости от нашей умственной предрасположенности и от наших знаний. Именно поэтому между естественным и научным наблюдением существует не столько природное различие, сколько простая разница в степени.

Источник: Философский словарь

НАБЛЮДЕНИЕ
преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций наблюдение выделяется в относительно самостоятельный аспект деятельности (научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. д.). Научное наблюдение предполагает осознание целей и основано на системе методов наблюдения, позволяющих достичь объективности и обеспечить возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования, напр. эксперимента (в то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента). На первый план в современной науке все больше выступает интерпретации результатов наблюдения.

Источник: Новая философская энциклопедия

Наблюдение
целенаправленное восприятие любого сущего. Результаты наблюдения, выявляемые в его процессе факты, представляют собой определенные предметы, характер которых имеет как объективные, так и субъективные основания. Тот коррелят, который выделяется под задачу наблюдателя, должен, в то же время, объективно иметь место. Допустим, ведется Н. за способом питания животного; но если этот процесс осложнен, к примеру, реакцией на опасность, то окажется трудно выделить предмет, соответствующий поставленной задаче. Субъективное основание проявляется не только в постановке задачи, но и возможностях интерпретации восприятий. Так, если в тезаурусе наблюдателя нет образа-эталона красного цвета, то он не сможет быть фиксирован и в результате Н. Ситуация усложняется, если Н. ведется за субъективной реальностью. Здесь наблюдатель может столкнуться с тем, что не поддается объективации, как в наблюдаемой субъективной реальности, так и в тезаурусе наблюдателя: что, к примеру, выражает нюанс в изменении мимики, и как истолковать это посредством таких же нюансов в собственных ассоциациях.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

НАБЛЮДЕНИЕ
преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы "изнутри". С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. На его результаты в большей степени влияют уровень опыта и квалификации наблюдателя. Тем не менее наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. Подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. Одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НАБЛЮДЕНИЕ
один из осн. методов опытного познания (наряду с экспериментом). В науч.-филос. познании Н. выступает как методически организованное и целенаправленное восприятие явлений, объектов, процессов реальности, предоставляющее первичный фактич. материал исследования. Принято выделять простое и сложное Н., непосредственное и опосредованное, разовое и продленное. По критерию соотношения субъекта и объекта также различают невключенное Н. (в процессе к-рого субъект пространственно и деятельно дистанцирован от наблюдаемого объекта) и включенное Н. (субъект входит в структуру наблюдаемого объекта и взаимодействует с ним). В отличие от эксперимента, Н. не предполагает значительной степени активного воздействия субъекта на исследуемый объект, хотя в таких видах Н., как опосредованное и включенное, это воздействие имеет место. В классич. науке и философии господствовало представление о чистом, бессубъектном характере науч. Н., обеспечивающем точность получаемых данных. В совр. науч.-филос. знании общепризнанным считается, что субъект Н. (исследователь), применяемые им инструменты и приборы, организационно-метод. процедуры Н. оказывают влияние на его результаты. Это влияние особенно ярко проявляется в психол. и социол. Н., а также в ест.-науч. Н. микроскопических объектов и процессов. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Наблюдение
преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. С развитием науки выделяется в особую форму интеллектуальной деятельности человека. Основные  требования к научному наблюдению – однозначность замысла, система методов наблюдения, объективность, т. е. возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо путем применения иных методов исследования, например, эксперимента (в то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента.. На первый план все больше выступает интерпретация результатов наблюдения, т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (напр., кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.). Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в большой мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое Н., когда события регистрируются со стороны, и сочувствующее (включенное) Н., когда исследователь включается в опр. социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы «изнутри». В психологии изучению подвергается сам процесс Н., а также может применяться в качестве частного случая Н. самонаблюдение (интроспекция).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Наблюдение
Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте знакомится со звездным небом и, опять‑таки при желании, наблюдает за звездами.
Клод Бернар совершенно законно подразделяет простое эмпирическое наблюдение, осуществляемое «без задней мысли», и научное наблюдение, основанное на предварительно выдвинутой гипотезе, которую следует проверить. Но наиболее существенно различие между наблюдением, даже научным, и экспериментом. Эксперимент есть, по выражению все того же Клода Бернара, «спровоцированное наблюдение», тогда как наблюдение, напротив, заменяет эксперимент в тех случаях, когда мы не можем ни спровоцировать наблюдаемое явление, ни видоизменить его. Особенно часто метод наблюдения используется в астрономии, а также в гуманитарных науках. Мы не способны вызвать солнечное затмение, как не способны – во всяком случае, с чисто научной целью – спровоцировать революцию, невроз или самоубийство. Наблюдение может служить достижению не только весьма отдаленных, но и самых близких целей. Трудность при этом заключается в риске невольного видоизменения наблюдаемого явления. Именно по этой причине данные этнографии и самонаблюдения трудны не только для получения, но и для однозначного толкования. Как справедливо заметил Гейзенберг (163), принцип неопределенностей срабатывает не только в квантовой механике.

Источник: Философский словарь.

НАБЛЮДЕНИЕ
познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение осуществляется во всех сферах человеческой деятельности - в повседневной практике, в художественном творчестве, в науке, во врачебной деятельности и т. п. Наблюдение является одной из форм живого созерцания объектов. В науке наблюдение находится в одном ряду с такими методами познания, как экспериментальный метод, сравнительный метод, метод экстраполяции, метод моделирования; наблюдение есть один из важнейших общенаучных методов познания. Характеризуя этот метод, В.А.Штофф отмечал тесную связь научного наблюдения с решением определенных научных проблем или задач. Как правило, научные наблюдения должны дать некоторый исходный материал, позволяющий укрепить или опровергнуть ту или иную гипотезу, или собрать данные, которые могли бы стать основой для определенных теоретических истолкований. От эксперимента наблюдение отличается отсутствием преобразующего воздействия субъекта на объект изучения (хотя надо отметить существование наблюдения в рамках самого эксперимента). Основные требования, предъявляемые к научному наблюдению; преднамеренность (однозначность замысла), активность (наблюдатель не просто наблюдает все, что попадает под руку, но ищет нужные объекты), систематичность, объективность (т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования). Различают непосредственное и опосредованное наблюдение (с применением технических средств, приборов), прямое и косвенное (например, в ядерной физике), метод «включенного наблюдения» (когда исследователь становится элементом исследуемой системы), самонаблюдение (интроспекция) и др.

Источник: Краткий философский словарь 2004

НАБЛЮДЕНИЕ
преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как факт, побуждающий к решению, как предпосылка абстрактного образа есть начало пути Homo sapiens. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций Н. выделяется в относительно самостоятельный аспект деятельности (научное Н., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса творчества). С развитием науки Н. становится всё более сложным и опосредованным. Основные требования к научному Н. — однозначность замысла, система методов Н., объективность, т.е. возможность контроля (Н. обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента). Всё большее значение приобретает интерпретация результатов Н., так как в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (осциллограмма, энцефалограмма). Результаты Н. в социальных науках зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В социологии различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) Н., когда исследователь включается в определённую социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». В психологии изучению подвергается сам процесс Н. Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. В психологии в качестве метода исследования применяется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем Н. (см. Классификация методов научного познания).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

НАБЛЮДЕНИЕ
Как метод эмпирического уровня: способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или скрыто включается в группу, ее деятельность в качестве участника. Напр., в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного движения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участников движения.
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и др. способами.
Как процесс: представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе др. эмпирических методов. В повседневности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

НАБЛЮДЕНИЕ,
преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций Н. выделяется в относительно самостоят. аспект деятельности (науч. Н., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса художеств. творчества и т. д.). С развитием науки Н. становится все более сложным и опосредованным. Осн. требования к науч. Н.- однозначность замысла, система методов Н., объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного Н., либо применения иных методов исследования, напр. эксперимента (в то же время Н. обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента). На первый план все больше выступает интерпретация результатов Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве к-рых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.).
Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в большой мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) Н., когда исследователь включается в определ. социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы «изнутри». В психологии изучению подвергается сам процесс Н. Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. В психологии в качестве метода исследования применяется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем Н.

Источник: Советский философский словарь

наблюдение
НАБЛЮДЕНИЕ — один из методов эмпирического исследования, суть которого заключается в том, что результаты чувственного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями совмещаются со стандартными для какой-либо данной области познания средствами языкового описания. Н. отличается от простого созерцания, присутствующего как в повседневной практической деятельности человека, так и на уровне обыденного познания, реализуемого на чувственном уровне. В отличие от созерцания, неконтролируемого явным образом индивидом, Н. в научном познании обязательно обладает целенаправленным характером и организовано в соответствии с принятыми сообществом нормами и стандартами. Осуществление Н. прежде всего предполагает явное различение исследователем себя, как познающего субъекта, и тех фрагментов действительности, которые воспринимаются им в качестве объекта из учения. В тех случаях, где в роли последнего выступает внутренний мир самого ученого, обычно речь идет о «самонаблюдении». Метод самонаблюдения часто используется в области психологических и социокультурных исследований, но его результаты не обладают достаточной степенью объективности и доказательности, требуемой в современной науке.         Обычно направленность и специфика Н., используемого на этапе первоначального взаимодействия ученого с интересующими его предметами и явлениями, определяется тем, как сам ученый понимает исходную проблемную ситуацию. В зависимости от этого он выделяет определенный набор характеристик изучаемого объекта и организует свои действия так, чтобы они способствовали как можно более точной фиксации именно этих характеристик. В этом уже имеет место влияние каких-либо теоретических соображений (часто неявных) на особенность эмпирического уровня познания. Т е м не менее ученые, работающие на эмпирическом уровне, чаще всего стараются представить получаемые ими результата в качестве непосредственных «фактов действительности». В связи с подобной установкой, исследователь, используя различные формы Н., старается свести к минимуму факт собственного присутствия, своего воздействия на изучаемые явления. Сделать это абсолютным образом невозможно (хотя бы потому, что в современной научной практике Н. чаще всего производится с помощью различных приборов и инструментов, конструируемых человеком), тем не менее идеал Н. — представление объекта «как он есть сам по себе». Но выявление так называемых «скрытых сущностей», осуществляемое только при использовании приборных средств, обязательно предполагает соответствующую содержательную интерпретацию, т.е. совмещение эмпирических данных с какими-либо теоретическими рамками. Поэтому результаты Н. предпочтительно определять не как «факты действительности», а как соответствующие «эмпирические обобщения» (термин, введенный В.И. Вернадским). Данное понятие позволяет отличить простую констатацию связей, обнаруженных между различными формами проявления действительности от их теоретического обоснования, которое в науке обычно характеризуется в качестве «законов природы». Н., при котором условия функционирования исследуемого объекта активно изменяются ученым, представляет собой др. форму эмпирического познания — эксперимент.         С. С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НАБЛЮДЕНИЕ
наиболее информативный пассивный экспериментальный метод исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов. В зависимости от целей, которые преследуются в процессе наблюдения, последнее может быть научным и ненаучным. Целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений внешнего мира, связанное с решением определенной научной проблемы или задачи, принято называть научным наблюдением. Научные наблюдения предполагают получение определенной информации для дальнейшего теоретического осмысления и истолкования, для утверждения или опровержения какой-либо гипотезы и пр.
Научное наблюдение складывается из следующих процедур:
– определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);
– выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);
– выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);
– выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления
(как фиксировать полученную информацию?);
– обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Наблюдаемые ситуации подразделяются на:
– естественные и искусственные;
– управляемые и не управляемые субъектом наблюдения;
– спонтанные и организованные;
– стандартные и нестандартные;
– нормальные и экстремальные и т.д.
Кроме того, в зависимости от организации наблюдения оно может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, а в зависимости от характера фиксации – констатирующим, оценивающим и смешанным. По способу получения информации наблюдения подразделяются на непосредственные и инструментальные. По объему охвата изучаемых объектов различают сплошные и выборочные наблюдения; по частоте – постоянные, периодические и однократные. Частным случаем наблюдения является самонаблюдение, достаточно широко используемое, например, в психологии.
Наблюдение необходимо для научного познания, поскольку без него наука не смогла бы получить исходную информацию, не обладала бы научными фактами и эмпирическими данными, следовательно, невозможно было бы и теоретическое построение знания.
Однако наблюдение как метод познания обладает рядом существенных недостатков. Личные особенности исследователя, его интересы, наконец, его психологическое состояние могут значительно повлиять на результаты наблюдения. Еще в большей степени подвержены искажению объективные результаты наблюдения в тех случаях, когда исследователь ориентирован на получение определенного результата, на подтверждение существующей у него гипотезы.
Для получения объективных результатов наблюдения необходимо соблюдать требования интерсубъективности, то есть данные наблюдения должны (и/или могут) быть получены и зафиксированы по возможности другими наблюдателями.
Замена прямого наблюдения приборами значительно расширяет возможности наблюдения, но также не исключает субъективности; оценка и интерпретация подобного косвенного наблюдения осуществляется субъектом, и поэтому субъектное влияние исследователя все равно может иметь место.
Наблюдение чаще всего сопровождается другим эмпирическим методом – измерением.
Литература: [70].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

НАБЛЮДЕНИЕ
способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира. Как метод эмпирического исследования, наблюдение – это целенаправленное изучение предметов, опирающееся преимущественно на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) и носящее деятельный характер, что предполагает особый способ организации объектов исследования, позволяющий осуществлять направленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятие объекта. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами, напр., такими, как микроскоп, телескоп и т. п. Развитие науки приводит к тому, что наблюдение становится все более сложным и опосредованным, что обусловливает формирование системы требований к научному наблюдению, которая предполагает постановку цели и однозначность замысла исследования, наличие системы методов и приемов изучения, объективность наблюдения, т. е. возможность контроля, предполагающего либо повторное наблюдение, либо использование других методов исследования, напр. эксперимента. Научное наблюдение может включать в себя процедуру эксперимента, т. е . активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, приводящее к изменению объекта или его воспроизведению в заданных и контролируемых условиях, отвечающих целям исследования. Экспериментальная составляющая наблюдения предполагает изоляцию изучаемого объекта от побочных влияний, «затемняющих» его сущность, когда объект наблюдается в чистом виде в заданных, контролируемых, специально созданных условиях, которые могут многократно воспроизводиться и изменяться в зависимости от постановки цели исследования и интерпретации его результатов.
Как метод теоретического познания, наблюдение – это исследование знаково-символической формы представленности объекта, когда объект рассматривается в контексте специальной символики искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.) или как результат соучаствующего, включенного наблюдения, где объект рассматривается посредством включения, «вживания» исследователя в изучаемую среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». Включенное наблюдение рассматривают в качестве такого научного метода, результаты которого напрямую зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его заинтересованного отношения к изучаемому предмету, где, руководствуясь определенной идеей, концепцией или гипотезой, исследователь не просто регистрирует любые факты, а сознательно оставляет те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи, отбирая наиболее репрезентативную, т. е . наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи.
В социально-гуманитарных науках применяются специфические формы наблюдения, такие, как интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) – самонаблюдение, осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики и сознания с целью выявления их особенностей, а также эмпатия (от греч. empatheia – вчувствование, сопереживание) – способность представлять себя на месте другого человека и понимать его чувства, желания, идеи и поступки, т. е. проникновение в переживания других людей, восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его духовной жизни. Развитие трансперсональных и экзистенциальных методов наблюдения (А. Маслоу, А. Уотс, С. Гроф, В. Франкл, Р. Мэй и др.) в социально-гуманитарном знании приводит к возникновению научного интереса к опыту, носящему «пограничный» характер (экстатическому, мистическому, переживанию момента смерти и т. п .), и формированию личностно-центрированного подхода в исследовании человека и общества, где описание и наблюдение социальных явлений и событий дополняется идеей понимания, что приводит к применению методов включенного наблюдения в этнометодологии, этнографии, социальной антропологии, социологии, культурологии и др. А. В . Шуталева

Источник: История философии науки и техники.

НАБЛЮДЕНИЕ
метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. и средства Н. В качестве последних в развитых формах Н. используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н. в составную часть экспериментальной деятельности). Основные методологические требования к Н. следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах). Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля за ходом и результатами Н., а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н. Важными факторами в Н. являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор его (не) предубежденности, "заданности" на получение определенного результата. Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н. субъективных напластований. Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н. Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н.. Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, Н. дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н. в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория для своей верификации. Лингвистически ориентированный позитивизм ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации. В современной методологии науки Н. редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н. всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оно выступает как необходимый, но но все же служебный метод. Особую тему задает применение метода Н. в социальных дисциплинах (социология, антропология, социальная психология). Отношение наблюдатель-объект здесь переосмысливается как отношение наблюдатель-наблюдаемый, который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н., изменять поведение в силу наличия факта Н., демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя). Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения. Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н., когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное (участвующее) Н., в разных вариантах предполагающее разную степень "включения"); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н. в целом. Кроме того, в порядке подходов (этнометодология и др.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н. как научной практикой и Н. как обычной процедурой повседневной жизни.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

НАБЛЮДЕНИЕ
вид деятельности, связанный с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира (в применении к собств. субъективному миру – самонаблюдение). Способность к Н. может быть объяснена только как результат историч. развития. Выработавшиеся у животных формы прослеживания определ. объектов представляют собой нервно-физиологич. акт, детермини-рованный видовыми особенностями и вызываемый лишь узким диапазоном стимулов, где определ. типу изменений в объекте соответствует определ. следующий за ним по времени ответ (Н. Тинберген, Исследование инстинкта – N. Tinbergen, The study of instinct, 1951, new ed., 1958). H. в собств. смысле рождается в трудовой деятельности. Процесс труда есть в то же время процесс познания, при к-ром человек постоянно сталкивается со все новыми свойствами окружающих его предметов. В процессе труда реализуется единство предметно-чувств. деятельности и ее осознания (в виде диктуемого прежде всего функцией изготовляемого орудия представления о результате труда). С началом использования орудий, приводимых в действие силами природы или домашними животными, а также вместе с развитием обществ. разделения труда Н. выделяется в самостоят, вид деятельности. В этих условиях результат Н. уже не только реализуется в изменении самих трудовых операций, но и обязательно связан с появлением качественно новых, в известной мере обобщенных, действий, включаемых в процесс труда (управление). Осуществление Н. предполагает активное противопоставление себя как познающего субъекта окружающей действительности. При Н. направленность на непосредственно чувств. отражение порождается проблемной ситуацией, в зависимости от характера к-рой оно может осуществляться на различных уровнях, от включения в акты поведения повседневной жизни и до специализированных, высоко организованных видов деятельности. Н. предполагает выделение и осознание объекта, его предметных, существ. свойств – собств. содержания Н. Вместе с вычленением содержания Н. предполагает также осознание целей и способов их осуществления, а также умения распланировать свои действия в пространстве и времени не только в реальной ситуации, но и в отношении более или менее отдаленного будущего (замысел Н.). В философии прошлого Н., как таковое, естественно, не нашло отражения ни в одном из направлений, ибо они рассматривали "...чувственность не как п р а к т и ч е с к у ю человечески-чувственную деятельность" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 2). Но филос. коррелятом понятия Н. была проблема направленности сознания на объект. Вся идеалистич. философия утверждает принципиальное различие чувств. и отвлеченного познания, наделяя лишь это последнее той степенью необходимости, к-рая делает его истинным. Впервые изучение Н. на основе эксперимент, данных было осуществлено в связи с установлением индивидуальных различий в фиксировании при астрономич. Н. времени прохождения звезды через меридиан. Это явление, открытое в 1795 Маскелином (Гринвичская обсерватория) и подробно изученное Бесселем (Кенигсбергская обсерватория), получило название "личного уравнения". Период наиболее активной разработки связанных с проблемой "личных уравнений" психологич. фактов совпал с зарождением лабораторного психологич. эксперимента (60–70-е гг. 19 в.) и на ближайшие десятилетия определил их тематику – время простой реакции и реакции с выбором (В. Вундт и его школа). Поскольку понятие Н. выводится непосредственно из деятельности, оно по отношению к понятиям абстрактно-психологич. содержания (восприятию, мышлению, вниманию, памяти) представляет сложное единство психич. функций и включается в иной психологич. план – психологию деятельности. Реализация прошлого опыта человека ведет к значит. индивидуальным различиям в Н. (т.н. наблюдательность). Лежащее в основе Н. восприятие уже само есть результат определ. переработки, включения получаемого впечатления в систему уже выработавшихся знаний и отношений. Теоретич. отношение человека к миру проявляется лишь в научном Н. С развитием науч. Н. все больше выступают на первый план такие его стороны, как замысел, система методов и осмысление результатов, их контроль. Тем самым в Н. все большую роль начинают играть элементы мышления. Н. органически включено в процесс познания и в зависимости от конкретного содержания изучаемого явления может выступать в различных формах связи с др. этапами науч. познания. Материал Н. может через систематизацию привести к обобщениям (Ч. Дарвин). Н. может предшествовать измерению. Из Н. над взаимным угловым положением Земли, Солнца и Луны возникли попытки измерения их взаимных расстояний (Аристарх, 280 до н.э.) и объемов (Эратосфен, 276–194 до н.э.). Наконец, Н. ведет к эксперименту, с к-рым оно остается неразрывно связанным в течение всего его осуществления. С развитием науки усложняется и становится все более опосредствованной структура Н. Уже использование технич. приборов для Н. невозможно без постоянного кодирования и раскодирования получаемой с их помощью информации. В совр. науке обобщения редко делаются на "уровне воспринимаемых фактов". Объекты науч. Н., будь то кривая на осциллографе, рентгеновский снимок или электроэнцефалограмма и т.д., вообще ничего не значат без соответств. интерпретации, ибо они есть только нек-рые из возможных чувственных компонентов изучаемых явлений. Замысел и осуществление Н. становятся действительно научными только в том случае, если они уже сами по себе отражают сущность изучаемого явления. Так, введение Эйнштейном понятия одновременности сигналов лежит в основе Н., проводимых в тех областях совр. физики, к-рые имеют дело со скоростями, близкими к скорости света. Особые сложности представляет Н. в науках, связанных с оценкой поведения. В Н. над поведением людей прошлый опыт наблюдателя не ограничен науч. данными, а обязательно включает такие элементы, как личный жизненный опыт, привычные, укоренившиеся стереотипы суждений, эмоц. отношение к объекту Н. (т.н. "вульгарные понятия"). Поэтому в Н. над поведением людей положения о Н. в естеств. науках как о точном, математически описываемом процессе могут быть использованы только частично. В ряде случаев полное освобождение от этих "вульгарных понятий", как правило, отчетливо не сознаваемых, не только невозможно, но и нежелательно. В процессе социального и культурного развития, в ходе технич. прогресса роль Н. все возрастает. Во мн. важнейших областях деятельности Н. превращается в их обязат. аспект (науч. и художеств. творчество, наблюдательские профессии). Труд, связанный с приложением физич. усилия к орудию произ-ва, все больше уступает место Н., выдаваемой приборами информации и принятию на этой основе решений по регулированию хода технологич. процесса. Постоянная необходимость кодирования и перекодирования выдаваемой информации сближает Н., осуществляемое в процессе труда, и науч. Н. Лит.: Urban F. M., On the theory of errors of observation, "Amer. J. Psychol.", 1924, v. 35, No 3; Wood L., Inspection and introspection, "Philos. Sei", 1940, v. 7, No 2; Welch L., Observation and hypothesis in psychology, "J. Psychol.", 1948, v. 25; Augier ?., De l´observation psychologique, P., 1951; Peters R., Observationalism in psychology, "Mind", 1951, v. 60; Scott J. P., The place of observation in biological and psychological science, "Amer. Psychologist", 1955, v. 10, No 2; Beobachtung und Experiment in der Sozialforsehung, hrsg. von R. K?nig, [K?ln, 1956 ]; Ziedins R., Conditions of Observation and states observers, "Philos. Rev.", 1956, v. 65, No 3; Observation and interpretation. A symposium of philosophers and physicists, ed. S. K?rner, L., 1957. M. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
101.43 кб

2003. 02. 010. Лангсэм г. Экстернализм, самопознание и внутреннее наблюдение. Langsam H. externalism

Баранова Е. А., Эрекаев В. Д., Яковлев В. А.
Читать PDF
671.17 кб

Идеология и нарциссизм. Мании грандиозности: наблюдение, симптоматика, генезис

Александр Рубцов
Взаимоотношения между сферой идеологического и нарциссизмом в его индивидуальных и коллективных проявлениях рассматриваются как малоисследованный предмет теории, в исторической перспективе и в оперативных срезах политики.
Читать PDF
214.40 кб

К проблеме медиатехнизации наблюдений в естественных и гуманитарных науках

Антоновский А. Ю.
Читать PDF
303.92 кб

Из наблюдений над образом паука в 23-м «Гимне Божественной Любви» прп. Симеона Нового Богослова

Макаров Дмитрий Игоревич
В предлагаемой статье анализируется фрагмент из 23-го «Гимна Божественной Любви» св. Симеона Нового Богослова, посвященный описанию паука и его занятий. Выясняются переклички в трактовке образа св. Симеоном с речами свт.
Читать PDF
333.54 кб

СВИДЕТЕЛИ СУДНОГО ДНЯ. К ВОПРОСУ О РОЛИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ И НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ

Юров Артем Валерианович, Юров Валериан Артемович
Формулируется новый подход к аргументу Doomsday. Он выводится из факта эмпирического наблюдения свидетельств наличия экзистенциальных угроз.
Читать PDF
10.54 мб

Искусство наблюдения как искусство изобретения

Позер Ханс
Читать PDF
456.07 кб

Гламур как дискурс: очевидные наблюдения

Брандт Г.А.
Читать PDF
212.84 кб

Раздробленность спекулятивного знания и цельность новейшей теургии (некоторые наблюдения над развити

Чиндин Игорь Викторович
Вл. Соловьёв считается ключевой фигурой в русской философии XIX века. Как создатель теории «цельного знания» он, с одной стороны, имел последователей в XX веке, но, с другой стороны, не создал собственной философской школы.
Читать PDF
263.62 кб

Грамматика наблюдения за современной языковой культурой

Халина Наталья Васильевна
Основываясь на понимании филологии как интерпретативной науки (т.е. науки, занятой поисками значений), автор статьи предлагает вниманию читателей исторический анализ локального дискурса, толкуемого вслед за М.
Читать PDF
395.73 кб

Рождение научного бестселлера: наблюдения за живым творчеством автора-ученого

Сапожникова Светлана Евгеньевна
Обсуждаются: редакторское видение истории создания научной монографии В. С. Мухиной «Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход.
Читать PDF
299.86 кб

Характер в логике развития греческой трагедии: синкретизм характера героя и позиция наблюдения гражд

Николин В.В.
Xарактер как категория анализа сюжета трагедии открывает синкретизм действия греческого героя. Синкретизм подразумевает жесткую последовательность: мысль порождает слово, слово действие, а действие итог как оценку бога.
Читать PDF
259.12 кб

Этнокультурогенез философской мысли: наблюдения Г. Д. Гачева

Тюгашев Евгений Александрович, Попкова Тамара Валентиновна
В статье дан анализ предпринятой Г.Д. Гачевым рефлексии генезиса философской мысли в его этнокультурной обусловленности. Исследовательский опыт Г.Д.
Читать PDF
1.38 мб

Некоторые наблюдения o гносеологической системе аль-Фараби

А. К. Андреасян
В философии исходной фундаментальной проблемой гносеологии является вопрос о возможности и способах познания мира. На всём протяжении истории философской мысли относительно этого вопроса существовали различные подходы.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ

    эмпирические методы научного познания. Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей познавательной деятельности человека. Различают обыденное и научное наблюдение, в том чи
  • НАБЛЮДЕНИЕ НАУЧНОЕ

    целенаправленное, организованное, систематическое восприятие и регистрация предметов и явлений внешнего мира.
  • Наблюдение, умозрение, обозрение, путешествие, зрелище

    Философский смысл термина: "Созерцание" как понятие, описывающее познавательное и моральное отношение человека к миру; размышление, мысленный охват (всего времени и бытия) (Платон); созерцание прек
  • НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ

    - метод анализа, используемый в культурология., а также в психологич., социально-психол., социол. исследованиях. Н.в. основано на визуальном или слуховом анализе явлении и их качеств, значимых для цел
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

    предмет – поведение; инструмент – тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется обшее между ними. 2. Психофизический метод: соп
  • ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ к СРЕДСТВАМ НАБЛЮДЕНИЯ

    (ПОСН) - принцип, который уточняет содержание принципа наблюдаемости. Актуальность ПОСН выявилась при создании релятивистской и квантовой физики. На наш взгляд, актуальны по крайней мере три тракт