НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Наблюдение и эксперимент
эмпирические методы научного познания. Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей познавательной деятельности человека. Различают обыденное и научное наблюдение, в том числе наблюдение с помощью специальных приборов. Научное наблюдение связано с формулировкой и проверкой каких-либо гипотез, оно должно быть целенаправленным, систематическим, объективным, повторяемым, плановым, организованным, относительно длительным. С помощью наблюдения практически невозможно установить закон или открыть закономерность, однако оно вооружает исследователя научными фактами, на основании которых можно сформулировать гипотезу о закономерностях развития какого-либо объекта или явления. Наблюдение в науке дополняется экспериментом, а его результаты могут проверяться другими методами научного исследования. Эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – чувственно-предметная деятельность в науке. В более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т. д. Эксперимент – широко используемый в науке метод, основанный на изучении в данных условиях определенного предмета, процесса, явления природы, либо явлений психических и социальных. В ходе эксперимента исследователь может менять условия, определять, как в результате этого меняется исследуемый объект; устанавливать различные количественные зависимости путем соответствующих измерений; проверять ранее сформулированные гипотезы или формулировать новые гипотезы о связях между отдельными составляющими изучаемого объекта и т. д. Качественный эксперимент известен еще с древних времен (Архимед, Гиппократ). В средневековье экспериментальные исследования проводили Р. Бэкон, В. Оккам, в эпоху Возрождения – Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, в Новое время – основатель эмпиризма Ф. Бэкон, а также И. Кеплер, И. Ньютон и др. Особенно широко экспериментальные исследования проводились в XVIII-XX вв. в таких науках, как физика, химия, биология, социология, психология, физиология и пр. Различают следующие виды экспериментов: а) эвристический (установление новых видов знания, новых качеств и свойств и пр.), б) проверочный (подтверждение или отрицание гипотезы), в) реальный и мысленный, г) лабораторный, в т. ч. полевой, д) дидактический, е) пробный, или пилотажный, ж) контрольный и з) завершающий. Проведение социальных, психологических, экономических экспериментов часто затруднено по этическим соображениями. В последние годы многие ученые отказываются от экспериментов на животных.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ
от лат. experimen-tum — проба, опыт) — важнейшие методы эмпирического познания.
Научным наблюдением (Н.) называют восприятие предметов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания. В акте Н. можно выделить: 1) объект; 2) субъект; 3) средства; 4) условия; 5) систему знания, исходя из которой задают цель Н. и интерпретируют его результаты. Все эти компоненты следует учитывать при сообщении результатов Н. для того, чтобы его мог повторить любой др. наблюдатель. Важнейшим требованием к научному Н. является соблюдение интерсубъективности. Оно подразумевает, что Н. может повторить каждый наблюдатель с одинаковым результатом. Лишь в таком случае результат Н. будет включен в науку. Поэтому, напр., наблюдения НЛО или разнообразных парапсихических феноменов, не удовлетворяющие требованию интерсубъективности, до сих пор остаются вне науки.
Н. подразделяются на непосредственные и косвенные. При непосредственном Н. ученый наблюдает сам избранный объект. Однако далеко не всегда это возможно. Напр., объекты квантовой механики или многие объекты астрономии невозможно наблюдать непосредственно. О свойствах таких объектов мы можем судить лишь на основе их взаимодействия с др. объектами. Подобного рода Н. называют косвенными, оно опирается на предположение об определенной закономерной связи между свойствами непосредственно не наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств и содержит логический вывод о свойствах ненаблюдаемого объекта на основе наблюдаемого эффекта его действия. Следует заметить, что между непосредственным и косвенным Н. нельзя провести резкой границы. В современной науке косвенные Н. получают все большее распространение по мере того, как увеличивается число и совершенство приборов, используемых при Н., и расширяется сфера научного исследования. Наблюдаемый предмет воздействует на прибор, а ученый непосредственно наблюдает лишь результат взаимодействия предмета с прибором.
Эксперимент (Э.) есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимое с целью познания этого объекта. В Э. обычно выделяют следующие элементы: 1) цель; 2) объект экспериментирования; 3) условия, в которых находится или в которые помещается объект; 4) средства Э.; 5) материальное воздействие на объект. Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации Э., их можно разделять на физические, химические, биологические и т.д. в зависимости от различия объектов экспериментирования. Одна из наиболее простых классификаций основывается на различиях в целях Э.: напр., установление к.-л. закономерности или обнаружение фактов. Э., проводимые с такой целью, называются “поисковыми”. Результатом поискового Э. является новая информация об изучаемой области. Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой Э. называется “проверочным”. Ясно, что невозможно провести резкой границы между этими двумя видами Э. Один и тот же Э. может быть поставлен для проверки гипотезы и в то же время дать неожиданную информацию об изучаемых объектах. Точно так же и результат поискового Э. может заставить нас отказаться от принятой гипотезы или, напротив, даст эмпирическое обоснование нашим теоретическим рассуждениям. В современной науке один и тот же Э. все чаще обслуживает разные цели.
Э. всегда призван ответить на тот или иной вопрос. Но чтобы вопрос был осмысленным и допускал определенный ответ, он должен опираться на предварительное знание об исследуемой области. Это знание и дает теория, и именно теория ставит тот вопрос, ради ответа на который ставится Э. Поэтому Э. не может принести правильного результата без теории. Первоначально вопрос формулируется в языке теории, т.е. в теоретических терминах, обозначающих абстрактные, идеализированные объекты. Чтобы Э. мог ответить на вопрос теории, этот вопрос нужно переформулировать в эмпирических терминах, значениями которых являются чувственно воспринимаемые объекты. Следует, однако, подчеркнуть, что, осуществляя Н. и Э., мы выходим за рамки чисто логических рассуждений и вступаем в непосредственный контакт с реальными вещами. В конечном итоге только через посредство такого контакта получают подтверждение или опровергаются наши представления о действительности. В эмпирических познавательных процедурах наука вступает в непосредственное столкновение с описываемой ею действительностью — именно в этом заключается громадное значение Н. и Э. для научного познания.
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
А.Л. Никифоров

Источник: Философия: энциклопедический словарь