МОЩИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Мощи
останки умерших, свидетельствующие якобы об их «святости» и являющиеся объектом поклонения верующих. Само длительное сохранение трупов не является чудом. Наукой установлено, что при особых условиях (сухой воздух, низкая температура и т. п.), в к-рых не развиваются гнилостные бактерии, останки умерших могут оставаться нетленными долгое время. Известно немало случаев естественного мумифицирования трупов. Церковь это выдает за чудо: свидетельство того, что бог-де сохраняет тела угодивших ему лиц. Вместе с тем церковники прибегали и к фальсификациям, выдавая за «нетленные мощи» давно сгнившие останки нек-рых «святых», тщетно скрывая их от глаз верующих. Культ М. служит церкви орудием закрепления в сознании людей невежественных представлений, веры в божественные чудеса.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Мощи
Тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание мощей, как святыни, ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. Мощи св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при римском императоре Траяне (53—117 гг. н. э.), считались «неоцененным сокровищем», ради «благодати, обитавшей в мученике». Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому стали тела их сжигать или бросать в море. Когда тело св. Поликарпа, епископа Смирнского, было сожжено мучителями, христиане, с большими затруднениями, собрали его кости, как «сокровище, более ценное, чем все драгоценные камни и золото». Чтятся мощи «благочестиво, но не боголепно» – в том же смысле, в каком чтятся иконы. Учение о почитании мощей утверждено VII вселенским собором, определившим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит извержению.

Источник: Православный церковный словарь.

МОЩИ
останки умерших, сохраняющиеся длительное время нетленными, что якобы свидетельствует об их святости. По учению правосл. церкви, нетленными являются останки лиц, особо угодивших богу. На самом же деле в факте «нетленности» останков умерших нет ничего сверхъестественного. Наукой установлено, что при определенных условиях (сухой воздух, низкая температура и др.), в к-рых не развиваются гнилостные бактерии, трупы могут сохраняться длительное время, не разлагаясь. Известно немало случаев естеств. мумификации. Объявляя подобные явления чудом, церковь использовала культ М. для укрепления веры в святых, а следовательно, для усиления своего влияния на верующих. В этих целях духовенство нередко шло на подлог, фабрикуя «святые» М. Когда в первые годы Сов. власти по требованию верующих было произведено вскрытие ряда захоронений святых Рус. правосл. церкви, обнаружилось, что в большинстве из них под видом М. находились полуистлевшие кости, тряпки, вата, а в нек-рых даже куклы. Церковь вынуждена была признать факты мошенничества с М. и осудить их. Однако культ М. продолжает сохраняться и в наши дни. Церк. проповедники, как и прежде, убеждают верующих в том, что М. божьих угодников обладают чудодейственной силой, распространяют слухи о «чудесных исцелениях» в местах захоронения святых. Культ М. приносил и приносит церкви значит. доходы. Широко культивируется он и в католицизме, где практически каждый более или менее крупный храм, все монастыри являются обладателями «нетленных» останков святых. В протестантизме культ М. отвергается.

Источник: Атеистический словарь

МОЩИ
останки святых, обладающие, по церк. учению, способностью творить чудеса и выступающие объектом религ. поклонения. В православии почитание М. - необходимый элемент культа святых. За М. выдается мумифицированный труп соотв. «праведника» или его костные останки. М. сохранялись и выставлялись в храмах в закрытом или полузакрытом виде, в т. н. раках - гробницах или ковчегах. Культ М. активно использовался правосл. церковью и до сих пор ею пропагандируется. В отличие от визант. православия, в к-ром под М. понимали не только нетленные тела, но и кости, издающие благоухание или источающие миро, в рус. православии возобладало представление о М. как о нетленных телах, изъятых силой божьей из всеобщего закона тления. Еще в 17 - 18 вв. церковь и синод признали отдельные факты фальсификации и фабрикации М. святых. В 19 - нач. 20 в. нек-рыми священниками и богословами высказывалось сомнение в необходимости доказывать нетленность М. при канонизации, но церковь не вняла этим советам. Социальный смысл и назначение поклонения М, в православии блестяще и исчерпывающе вскрыл Герцен в статье «Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ», посвященной канонизации Тихона Задонского. После Окт. революции в 1918 - 1920 по требованию народа н в присутствии представителей духовенства были произведены 63 вскрытия рак с мощами в 14 губерниях Сов. России, и в большинстве случаев в раках оказались груды полуистлевших костей, а в нек-рых - искусственно изготовленные части тела и посторонние предметы. Тем не менее и сегодня правосл. церковь, вопреки фактам и в соответствии со своей давней традицией, упорно прославляет «нетленные св. мощи» Дмитрия Ростовского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. святых, «в земле Российской просиявших».

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

МОЩИ
останки умерших людей, т н. святых, объявленные духовенством «чудотворными» и служащие объектом поклонения верующих. Культ М., принятый в православии, католицизме и нек-рых др. религиях, - одно из важных средств спекуляции церковников на суевериях невежеств. людей. Как и вообще культ телесных останков, он имеет весьма древнее происхождение (см. Предков культ). В прошлом люди не умели рационально объяснять длит. сохранение трупов «нетленными» (без гниения), что наблюдается при определ. естеств. условиях - иногда, напр., в хорошо проветривающихся пещерах. Это служило одной из причин истолкования «нетленности» М. как «чуда» и возникновения веры в их «сверхъестеств.» свойства. Такая вера издавна использовались шаманами, жречеством, духовенством для укрепления религии и получения платы за показ «чудес». В христианстве признание «святости» М. относится к III - нач. IV в., когда церковь для более широкого распространения своего влияния стала активно приспосабливать к своему учению и усваивать конкурировавшие с ним «языч.» верования. Культ М. в христианстве стал одной из форм культа «святых». Центрами фабрикации «нетленных М.» и поклонения им стали монастыри, извлекавшие из этого громадные доходы в виде поступлений от богомольцев-паломников. Поклонение М. всячески поощрялось эксплуатат. Классами и особенно властями монархия, гос-в, использовавшими его для пропаганды идей покорности властям и прославления монархизма. Так, русские цари только на раку (гробницу) для М. «св.» Александра Невского «пожаловали» церкви 73 пуда серебра. Чтобы иметь больше М., монастыри шли на прямое мошенничество, сплошь и рядом выдавая за «св. М.» всякую рухлядь и тем восполняя недостаток в «нетленных останках». Массовый характер такого мошенничества обнаружили вскрытия М., произведенные в первые годы Сов. власти согласно указанию Нар. ком-та юстиции от 1 марта 1919. Так, при вскрытии было установлено, что в раке Тихона Задонского выставлялась на поклонение кукла из тряпок, ваты, картона и сгнивших костей. Аналогичными оказались результаты и в др. случаях. Вскрытиями М. был нанесен удар по многовек. практике «благочестивого обмана» людей церковниками и стоявшими за ними эксплуатат. классами. Правосл. духовенство в нашей стране вынуждено было тогда осудить фальсификацию М.
Однако оно и в наст. вр. все еще распространяет веру в «святость» М. и в стремлении расширить источники своих доходов и усилить религ. пропаганду пытается возобновить поклонение М. «св.» Серафима Саровского, Сергия Радонежского и др.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.



Похожие термины:

  • Реликвии, Мощи

    (Relics). Предметы, сохраняемые в память о земной жизни святых, Девы Марии или Христа, в т.ч. тела почитаемых лиц (мощи) или вещи, с крыми они вступали в соприкосновение. В католической и православной тра