МЕТЕМПСИХОЗА

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕТЕМПСИХОЗ
см. Переселение души.

Источник: Атеистический словарь

Метемпсихоз
metemyucoz", греч. "meta", "через" и "yuch", "душа") - дословно "переселение душ".

Источник: Философия политики: глоссарий

Метемпсихоз
Переселение душ; переход души (psukhe) из одного тела в другое. Традиционное верование, распространенное на Востоке и более редкое на Западе (хотя оно встречается у орфиков (154), Пифагора (155) и Платона). Нужно очень дорожить жизнью и совсем не дорожить своими воспоминаниями, чтобы видеть в переселении душ утешение.

Источник: Философский словарь.

МЕТЕМПСИХОЗ
(Метемпсихоза) (Metempsychose; греч. metempsychosis — собств. «переодушевление, переселение души») — переселение души из одного тела в какое-либо другое в зависимости от обстоятельств, происходящее якобы в момент смерти; вера в переселение душ была особенно распространена у индийцев и египтян и образовала основную составную часть буддийской, орфической и пифагорейской философии.
Adler. Wiedergeboren nach dem Tode. Die Idee der Reinkamation, 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Метемпсихоз
(греч. methempsichōsis – переход души из одного тела в другое) – учение о путешествиях души и ее переселениях в новые тела после того, как она (после смерти человека) путешествовала в мир эйдосов (идей) (Платон). Метемпсихоз не тождественен понятию «реинкарнация», поскольку подчеркивает возможность оживления (одухотворения) предметов разного сорта (людей, зверей, растений) благодаря одной и той же душе. Синонимами метемпсихоза являются трансмиграция и трансгрессия.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

МЕТЕМПСИХОЗ

(греч. "переселение душ") - верование, согласно которому душа человека после его смерти может вновь возвращаться в наш мир в другие земные тела, необязательно человеческие. В древнегреческой философии представления о метемпсихозе придерживались Пифагор, Платон, неоплатоники и др. Христианство отвергает веру в метемпсихоз, настаивая на одноразовости жизненного пути человека на земле и опираясь на откровение о грядущем Суде и жизни будущего века. Против веры в метемпсихоз выдвигались нравственные и антропологические контраргументы. На V Вселенском Соборе Церковь официально отвергла учения, в которых есть идеи метемпсихоза.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МЕТЕМПСИХОЗА
греч. metempsihosia - переодушевление) - понятие позднегреческой традиции для обозначения реинкарнации (Диодор Сицилийский, 1 век до н.э.; неоплатоники и др.). Классическая традиция античной философии использовала термин "одевания", "облачения" души в тело (Аристотель). Первые спорадические описания воображаемого процесса М. можно обнаружить у представителей орфизма и пифагореизма, в учении Гераклита о роковом нисхождении и восхождении душ как не зооморфных элементов - участников круговорота космоса. В облике философско-мифологического допущения, сопряженного с постулатами о нравственном воздаянии и пренатальном знании идей ("анамнесис"), учение о М. присутствовало в творчестве Платона.
А. А.Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Метемпсихоз
(metempsychosis) - переселение души из одного тела в другое в ходе жизненного цикла. Будучи религиозной философией, метемпсихоз возник в Индии около 600 г. до P. X.; ему учил Пифагор в Греции, где эта философия перекочевывает в орфические мистерии, а затем - в платонизм и неоплатонизм. В Индии метемпсихоз присутствует в индусских религиозных традициях и джайнизме, но не в буддизме, где тоже есть доктрина о перевоплощении, сходная с метемпсихозом, но отличающаяся от него рядом важных аспектов. Некоторые современные авторы предприняли попытку вычленить эту идею у таких христианских мыслителей, как Климент Александрийский и Ориген, но предполагаемое ими сходство опыта последних и метемпсихоза построено на спорных выводах и сомнительном прочтении данных трудов. Однако эта доктрина действительно присутствует в работах Эммануэля Сведенборга и Энни Бизэнт.

Источник: Новые религиозные движения.

МЕТЕМПСИХОЗА
(греч. metempsychoosis – одушевление, переодушевление) – термин, впервые встречающийся в I в. до н. э. у историка Диодора Сицилийского и обозначающий в греческой мыслительной традиции (пифагорейцы, неоплатоники и др.) переселение душ. Конкурировал с термином «метенсоматоза» (воплощение души в нескольких телах, в отличие от метемпсихоза – последовательного одушевления нескольких тел одной душой). Разработанные религиозно-философские системы М. получили распространение в Древнем Египте, Индии. Из пифагорейской традиции учение о М. воспринял и этически переосмыслил в духе нравственного воздаяния Платон . В его диалогах показано, как индивидуальная душа попадает в «темницу тела» («Кратил»), как она может избавиться от нее, если живет «философской жизнью» в отречении от плотских желаний. Душа «совершенного философа» удостоится переселения в горний мир, где несколько тысячелетий будет созерцать бессмертные идеи; затем она вновь вселится в грубую телесную оболочку. Если в течение нескольких таких циклов она победит свое тело, то останется в вечном общении с нетленными идеями. Но если она не устоит перед натиском тела, то будет возрождаться каждый раз в худшем виде. Низшее из воплощений – воплощение в тирана.
К идее М. не раз обращался Лейбниц («Новые опыты о человеческом разумении», кн. 1, гл. III).

Источник: Краткий философский словарь.

МЕТЕМПСИХОЗА
греч. одушевление, оживление ), один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у. Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.; 10, 6); затем у Галена (4, 763 Kuhn), у Александра Афродйсийского (De an. 27, 18); особенно характерен для неоплатонич. традиции: Порфирий (Abst. 4, 16); Гермий у Стобея (I 49, 69) и др., конкурировал с терминами «метенсоматоза» [лат. калька reincarnatio - «реинкарнация», «перевоплощение» - начиная с Ипполита Римского (Ref. 1,3, 2) и Плотина (II 9, 6; IV 3, 9)], у неоплатоников также палингенесия. В ранних греч. свидетельствах о М. обычно говорится об «облачении» (одевании) души в тело (Аристотель, О душе, 407 b 20; Геродот 2, 123).
Религ.-мифологич. учение о переселении душ умерших в тела др. людей (новорожденного ребенка), животных, растений и минералов или - в порядке повышения - демонов, божеств - засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографич. материал у Э.Тайлора - в кн.: «Первобытная культура», М., 1939, с. 301, Дж. Дж. Фрейзера - «Золотая ветвь», т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно к-рым М. происходит в «первое попавшееся» тело, и этизйрованные религ.-филос. варианты, в к-рых восхождение или нисхождение души но иерархич. лестнице живых существ определено нравств. достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное воздаяние. Классич. страна разработанной религ.-филос. М.- Индия (см. Сансара, Карма). В Др. Греции учения о М. получили определ. распространение с 6 в. до н. э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56 слл.; Эмпедокл, Очищения; Геродот 2, 123). Судя по свидетельству Аристотеля («О душе» 407 b 21: «...согласно пифагорейским мифам, любая душа может облекаться в любое тело»), пифагорейцам была свойственна именно первая форма М., вызвавшая протест
Гераклита (фр. ? 25: «чем доблестней смерть, тем лучше доля»; ср. фр. 119: «этос - судьба человека»). Платон воспринял учение о М. из пифагорейской традиции, переосмыслив его в духе нравств. воздаяния (наиболее разработанное изложение - в «мифе об Эре» 10-й кн. «Государства» 614Ь-621d). Из пифагорейской идеи «памяти предков» (Пифагор «помнил» четыре своих прежних воплощения - Диоген Лаэртий VIII, 4-5) развилось платонич. учение об анамнесисе. Практич. следствием учения о М. было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере - отказ от кровавых жертвоприношений.

Источник: Советский философский словарь

МЕТЕМПСИХОЗА
МЕТЕМПСИХОЗА (греч. ????????????, от ????-, пере- и ?????????, одушевление, оживление, собств. - переодушевление), один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.; 10, 6); затем у Галена (t. 4, 763 K?hn), у Александра Афродисийского (De an. 27, 18); особенно характерен для неоплатонической традиции: Порфирий (De abst. 4, 16), Гермий у Стобея (I 49, 69) и др.; конкурировал с терминами «метенсоматоза» (лат. калька reincarnatio — «реинкарнация», «перевоплощение» - начиная с Ипполита Римского (Ref. I, 3, 2) и Плотина (II 9, 6; IV 3, 9)), у неоплатоников также палингенесия. В ранних греческих свидетельствах о метемпсихозе обычно говорится об «облачении» (одевании) души в тело (Аристотель. «О душе», 407Ь20; Геродот II 123).     Религиозно-мифологическое учение о переселении душ умерших в тела других людей (новорожденного ребенка), животных, растений и минералов или - в порядке повышения - демонов, божеств - засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографический материал у Э. Тэйлора в кн.: «Первобытная культура». М., 1939, с. 301 сл., Дж. Дж. Фрейзер - «Золотая ветвь», т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно которым метемпсихоза происходит в «первое попавшееся» тело, и этизированные религиозно-философские варианты, в которых восхождение и нисхождение души по иерархической лестнице живых существ определено нравственными достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное воздаяние. Классическая страна разработанной религиозно-философской метемпсихозы - Индия.     В Древней Греции учения о метемпсихозе получили определенное распространение с 6 в. до н. э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56 сл.; Эмпедокл. «Очищения»; Геродот II 123). Своеобразную форму (с элиминацией зооморфизма) метемпсихоза принимает в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, вовлеченных в круговорот космических элементов. Платон воспринял учение о М. (скорее, как философский миф) из пифагорейской традиции, сохранив идею нравственного воздаяния (см. «видение Эра» в 10-й кн. «Государства» 614b-621d), но особенно подчеркивая эпистемологический момент - пре-натальное знание идей (см. Анамнесис). Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере - отказ от кровавых жертвоприношений.     Лит.: Hopf С. Antike Seelenwanderungvorstellungen. Lpz., 1934 (Diss.); Stettner W. Die Seelenwanderung bei Griechen und R?mern. Stuttg., 1934; Long H. S. Study of the doctrine of Metempsychosis in Greece from Pythagoras to Plato. Princ, 1948; Burkert W. Lore and science in ancient Pythagoreanism. Camb. (Mass.), 1972, p. 120 sq.; CulianuJ. P. Psychanodia 1. Leiden, 1983.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
291.64 кб

Концепция метемпсихоза в античности: орфизм, пифагореизм, герметизм

Двинянинов Борис
Thе article discusses ideas of the concept of “transmigration of souls” in antiquity on the example of three mystical-esoteric teachings: Orphism, Hermeticism and Pythagoreanism.
Читать PDF
196.97 кб

Метемпсихоз в ранней греческой философии: восточное влияние или эволюция традиционных представлений?

Обидина Юлия Сергеевна

Похожие термины:

  • ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШИ, перевоплощение, метемпсихоз

    греч. metempsychosis) - концепция перевоплощения души из одного тела в другое (человека, животного, иногда даже в растение или в предмет неживой природы), характерная для ряда филос. систем древности (орфик
  • метемпсихоз (греч.)

    учение о переселении душ. В греческой философии (орфики, пифагор, сократ, платон) присутствует теория существования души как особой духовной субстанции, как особого единичного объекта, теория ее б