греч. metempsychosis) - концепция перевоплощения души из одного тела в другое (человека, животного, иногда даже в растение или в предмет неживой природы), характерная для ряда филос. систем древности (орфики, пифагорейцы) и мн. ранних и развитых форм религии. В основе концепции П. д. лежит псрвобытн. анимизм, наделявший душой все предметы и явления окружающего мира. Особое развитие идея П. д. получила в фи-лос.-рслиг. традиции Индии: в брахманизме, индуизме, буддизме, где она тесно переплетается с понятиями дхармы и кармы. В брахманизме и индуизме представление о душе не отличается в принципе от того, как ее трактует большинство религий: она - частица высш. божества - Брахмы и после множества перерождений может слиться с ним, в чем и заключается ее спасение от страданий в сансаре. Несколько иначе подходит к вопросу о душе и ее перевоплощении буддизм. Здесь духовная сущность состоит -из множества мельчайших, неделимых частиц - дхарм, к-рые распадаются в момент смерти живого существа и соединяются затем в новый комплекс, снова творящий иллюзию мира страданий. Однако такая трактовка сути дела не меняет: конкр. форма нового комплекса и всего им переживаемого зависит от кармы, суммы всех добродетелей и грехов всех прежних перерождений. В буддизме благоприятным считается только перевоплощение в человеч. облике. Конечный этап цепи перерождений в буддизме — нирвана. Общим во всех учениях о П. д. является положение о том, что судьба данного живого существа зависит только от него самого, от его поступков в прежних перерождениях. Такое учение оправдывает всякое зло, соц. неравенство, эксплуатацию, ибо считает их результатом «неправедного» поведения в прошлой (до данного рождения) жизни.