мотив, характерный для этиологических мифов (и тотемических мифов), описывающих события эпохи Первотворения.
Культурные герои превращают различные объекты или превращаются сами в светила, реалии ландшафта, первопредки — в людей и животных и т. п. (ср. бушменские мифы о Цаене, Хайнэ, первопредках дема у папуасов и т. п.).
С этими архаическими мифами связаны античные мифы о Метаморфозах (в поэме Овидия — см. Нарцисс, Гиакинф, Актеон, Арахна и т. д.). Космогонические мифы содержат мотивы превращения расчлененного тела чудовища (Тиамат в шумеро-аккадской мифологии) или первочеловека (Имир, Пуруиш, и т. п.) в элементы космоса. Др. категория мифов о М.— шаманские и др. мифы о переходах из одного мира в другой, сопровождающихся оборотничеством: ср. Метаморфозы Овина, превращающегося в змею в преисподней и возвращающегося в виде орла в небесный мир.
Оборотнями становятся также колдуны И ведьмы, феи (см. Мелюзина) или околдованные ими люди (ср. волкодлаков в славянской традиции и т. п.). С Метаморфозами связана и мифологизация «обрядов перехода» — инициация, брак, сюжет сказок о чудесном супруге — см. Финист Ясный Сокол, ср. Царевну-лягушку, осетинского Хамыца и др.; ср. также тюркских ювха, китайских лис и т. п. оборотней, брак с к-рыми губителен для человека.
Посмертное превращение души — реинкарнация: ср. греч. представления о Психе (Психее) в виде бабочки, птицы и т. п.
0.00 байт
«Метаморфозы зеркала» в сравнительной феноменологии очищения ума
Статья посвящена сравнительному анализу феноменологического опыта «чистого сознания» в различных традициях как сакральных, так и десакрализованных.