Менталитет
от фр. mentalite) — склад ума; мироощущение, мировосприятие; психология.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
МЕНТАЛИТЕТ
мировосприятие, умонастроение; образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы людей.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Менталитет
фр.: mentalite) склад ума; мироощущение, мировосприятие; психология. Ментальность – совокупность установок сознания, предрасположенность восприятия и поведения и повседневных верований индивида или социальной группы.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
МЕНТАЛИТЕТ
образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности. В философии, литературоведении, культурологии, публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, этносов, особенностей культуры, мировоззрения, поведенческих моделей.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Менталитет
относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какой-либо общности. В культурологии особенности мироощущения выражаются также понятием "сенсотип", отражающим доминирование того или иного вида деятельности.
Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов
Менталитет
совокупность стереотипов мышления и поведения, присущих людям определенной социально-исторической или этнической общности. В М. соединяются осознанные и неосознанные, рациональные и внерациональные представления людей о мире, о себе, о своем месте в мире, об отношении к другим общностям людей, о разумном и справедливом в мышлении и образе жизни.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
МЕНТАЛИТЕТ
способность духа, совокупность основополагающих верований индивида или коллектива. У аждого общества — свой тип менталитета, но все они приемлемы и логичны; понятие «примитивного менталитета», невосприимчивого к принципам разума, — всего лишь фикция, предрассудок одного общества в отношении к другому, выражающий в действительности лишь этнологическое недопонимание (Леви-Строс, «Мысль дикаря», 1962).
Источник: Философский словарь
МЕНТАЛИТЕТ
устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду как представителю некоторой социальной группы; склад ума. В настоящее время термин чаще употребляется в контексте именно социальной общности (нация, народ, этнос). Разделяющие понятия «ментальность» и «менталитет», считают, что последний имеет более общее, общечеловеческое значение («менталитет Средневековья»), а термин «ментальность» соотносим с понятиями «мышление» или «чувство» (например, французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.).
Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018
МЕНТАЛИТЕТ
(от лат. – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – образ мышления, общая духовная настроенность, мироощущение, а также совокупность психологических и поведенческих установок этноса, социальной группы, индивида. Менталитет формируется на глубоком психологическом уровне индивидуального и коллективного сознания и обусловлен природными, национальными и социокультурными особенностями, т.е. формируется исторически в недрах культуры народов и меняется очень медленно. В структуру индивидуальной психики человека менталитет «входит» в процессе инкультурации (в процессе приобщения индивида к данной культуре).
Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018
Менталитет
мироощущение + (плюс) миропонимание. Если посмотреть на это слово как на составное, то можно считать, что его первая часть "мент" тяготеет к "ментор" (учитель, наставник - кто-то, определяющий внутреннее состояние), "мент"(блат. - милиционер - представитель внутренних войск, обеспечивающий внутреннее состояние). Его вторая часть "тет" (тет - голова в таких словах как "суверенитет, университет, тат-а-тет) тяготеет к смыслу "состояние". То есть толкование слова менталитет как "внутреннее состояние головы (мозгов, личности)" очень близко к его смысловому употреблению.
Ассоциативный блок.
"Ли" можно считать как "ли" в словосочетании "так ли это".
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
МЕНТАЛИТЕТ
способность духа, совокупность основополагающих взглядов индивида или коллектива, этноса. У каждого общества – свой тип менталитета, но все они приемлемы и надо искать пути согласия и гармонизации. В менталитете можно выделить: а) систему приоритетных ценностей; б)склад ума; мышления; в) мироощущение, мировосприятие; г) психологию личности или группы, фиксирующую нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмпирического, то есть глубинный источник мышления, идеологии, веры и эмоций. Понятие «примитивного менталитета» – всего лишь фикция, предрассудок одного общества в отношении к другому, выражающий в действительности лишь этнологическое недопонимание.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Менталитет (ментальность)
от позднелат. mentalis - умственный) - 1) совокупность нервно-психических способностей организма индивида, складывающаяся из состояния его психики, степени загруженности навыками и опытом его алгоритмического модуля, уровня развитости его интеллекта и сознания, т.е. менталитет = психика + алгоритмический модуль + интеллект + сознание. Помимо индивидуального различают также общественный менталитет;
2) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе и проявляющихся через психику, алгоритмический модуль, интеллект и сознание (включая самосознание), являющиеся его составными частями;
3) более осмысленное определение таких понятий, как ум, разум.
Источник: Тематический глоссарий по философии
Менталитет
Ментальность (лат. mens – ум, образ мыслей, склад ума) мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков. Менталитет формирует соответствующую культурную картину мира и в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми.
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
МЕНТАЛИТЕТ
фр. mentalite от позднелат. mentalis — умственный, от лат. mens, mentis — ум, образ мыслей, душевный склад) — склад ума, мироощущение, мировосприятие. М. — духовная самобытность миро-чувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. М. содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте в нем человека, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, к-рые не могут быть осмыслены никак иначе, как только в слове национального языка. М. отличается от общественных настроений, ценностных ориентации и идеологии более устойчивым характером. М. всегда есть некая целостность “мировидения”, единство противоположных начал — природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Л. А. Стульцева
Источник: Культурология: краткий тематический словарь
МЕНТАЛИТЕТ
от лат. образ мысли, душевный склад) это устойчивая совокупность оценок, стереотипов, переживаний, установок, которые передаются от поколения к поколению и незаметно сами по себе управляют поступками людей. Этот термин, как духовная направленность человека и группы, введен в научный обиход в начале XX века Ж. Лефевром. Менталитет - это социальное и одновременно личностное явление, ибо личность - это единственный носитель социального. Но слово «менталитет» чаще всего применяют для акцентирования внимания на самом глубинноустойчивом, подсознательном ядре личности, которое определяет ценностно-смысловую установку ее деятельности, то есть побуждает ее подсознательно и иррационально следовать определенным ценностям, отказываясь от всего чуждого. Другими словами, его можно представить как границы, в пределах которых осуществляются поведение человека и действуют его духовные ориентиры и куда сознание еще не подключается. Личность как бы сначала все, с чем сталкивается в своей жизнедеятельности, пропускает через призму своего менталитета, а затем, подвергая отобранное сознанием анализу, включает в свой духовный мир. Менталитет это общественная установка личности, которая, затрагивая глубинно-подсознательные устойчивые психологические и морально-ценностные качества, предопределяют ее мыслительные, эмоциональные и поведенческие реакции.
Источник: Тематический философский словарь
Менталитет
(лат. mens, mentis – ум + alis – другие) – характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической и социальной жизни людей, детерминированная, в первую очередь, экономическими и политическими обстоятельствами и имеющая частично неосознанный характер. Менталитет характеризует особенности больших групп людей, живущих в определенный исторический период, формируется путем их социализации (см. Социализация) и зависит от воспитания, традиций, обычаев, средств массовой коммуникации, обеспечивает преемственность поколений. Изменения менталитета происходят достаточно медленно, однако в период потрясений, вызванных войной, революцией, катастрофой, может наблюдаться кардинальная перестройка людей, их ценностей и оценок, усиление либо рационального, либо иррационального в сознании и самосознании и переход их в сферу бессознательного (подсознательного) (см. Бессознательное). Часто менталитет отождествляют с общественным сознанием (см. Общественное сознание), однако эти понятия не тождественны, т.к. менталитет характеризует специфику этого сознания у какой-то группы людей по отношению к другим группам людей. Отражая специфику жизни социума в определенный исторический период, менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, знаний, верований, потребностей, архетипов коллективного бессознательного, а также через характерные для данной общественной группы убеждения, идеалы, склонности, интересы и т.д., которые отличают данную общность людей от других общностей. В качестве примера приведем из недавнего прошлого такие черты менталитета, как образ «внешнего врага», социальная ксенофобия (к кулаку, к эксплуататорам, к меньшевикам и т. д.). Иногда менталитет трактуют как национальный характер. Однако национальный характер – понятие более узкое, чем менталитет, поскольку понимается как специфическое сочетание устойчивых личностных черт представителей конкретного этноса и является лишь частью менталитета.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
МЕНТАЛИТЕТ
устойчивый изоморфизм, присущий культуре или группе культур, который обычно не рефлектируется, принимается в этой культуре как естественный. М. превращается в серьезную проблему на стыке культур, а также на крутых социокультурных переломах, в тех случаях, когда социокультурное противоречие, нарушение социокультурного закона носит столь глубокий характер, что требует для своего преодоления сдвигов в М. Это может иметь место, например, в условиях перехода к либеральной цивилизации, модернизации.
М. может быть выражен как особый, крайне устойчивый способ организации, структуры освоения, осмысления через систему основополагающих дуальных оппозиций, систему основополагающих ценностей, род переходящих друг в друга элементов: 1) Соотношение инверсии и медиации, меры между ними. 2.) Мера между эмоциональным и интеллектуальным уровнями в принятии решений. 3) Мера между стремлением оставить все без изменения, экстраполировать культурный потенциал прошлого на осмысляемое или пойти по пути интерпретации, открывающей путь новому, возможно ориентации на прогресс, развитие. 4) Мера между полюсами оппозиции: условия-цели, что может быть выражено стремлением ограничиться изменением условий, либо развитием целей, а также ориентацией на поиск средств. 5) Мера преодоления оппозиции: комфортное состояние - дискомфортное. 6) Мера преодоления полюсов дуальной оппозиции; монолог-диалог. 7) Важным показателем является также приемлемый поток новшеств, а также их шаг новизны. 8) Мера рефлексии, критического отношения к самому себе, способность к самоизменению, самоуглублению М. 9) М. может быть охарактеризован системой нравственных идеалов, например оппозицией: соборный - авторитарный идеал. 10) Уровень творческого потенциала, который в первом приближении мог бы быть измерен масштабом приемлемых, освоенных новшеств и шагом их новизны. Этот перечень может быть продолжен. Ряд из этих черт М. могут быть исследованы количественными методами. М. изменяется крайне медленно. М. выступает как способность человека воспроизводить меру в дуальных оппозициях. Отличие между разными менталитетами заключается в разном содержании, характере, направленности сферы, где может формироваться эта мера, ее ориентация на сложившиеся образцы, способность выхода за эти рамки. В одних случаях эта мера ищется в отождествлении с полюсами дуальной оппозиция, в других случаях поиск новой меры происходит на основе новых условий, средств и целей. В одних случаях мера ищется на чисто эмоциональной основе, в других на пути интеллектуализации и т. д. М. не поддается изменению под влиянием идеологического давления ( см.
Импринтинг).
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
МЕНТАЛИТЕТ
от позднелат. mentalis - умственный) - устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.
Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем, впоследствии распространен на область психологии французами Ш. Блонделем (1926) и А. Баллоном (1928), но быстро вышел из употребления. В дальнейшем это понятие употреблялось последователями школы "Анналов" (М. Блоком, Л. Февром, Ф. Броделем и др.), наряду с категорией "ментальности" (во мн. числе), обозначающей общие характеристики индивидов, живущих в одной культуре, но имеющих различные М. ввиду принадлежности к различным социальным слоям.
Этимологически М. восходит также к английскому понятию "mentality", но не совпадает с ним по содержанию, т. к. в англоязычных психологических словарях оно определяется как "качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов", "обобщение всех характеристик, отличающих ум", "способность или сила разума", "установки, настроение, содержание ума", "образ мыслей, направление и характер размышлений" и, наконец, "сумма мыслительных способностей, отличающихся от физических". В российской научной литературе содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т. е. знания, воззрения, верования, "чувствования", которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей, детерминирующие специфику реагирования индивидов и обшностей определенной эпохи, географической области и социальной среды на окружающий мир.
М. представляет собой не только самоидентификацию, т. е. отнесение себя к той или иной национальности или общности, но и определенные знания о своем народе (группе), его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, истории. Он соединяет рациональную и эмоциональную сферы деятельности в процессе освоения, потребления и воспроизводства культуры.
М. характеризуется определенным (часто - эмоционально окрашенным и оценочным) отношением к труду, частной собственности, семье, политике, праву, религии и т. д.
Генезис и специфика М. опосредованы влиянием целого комплекса факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических (общность исторических коллизий и изменений), социально-экономических (доминирование в социуме длительное время определенных социальных институтов, например, общины в России), религиозных (формирование иерархии ценностей на базе религиозных догматов и под контролем религиозных институтов), политических (влияние политического режима) и др .
Для М. характерны: 1) нерефлектируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования), 2) высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства или др. социальных институтов, при попытках коренного изменения.
В. M. Андрианов
Источник: Современный философский словарь