МЕННОНИТЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЕННОНИТЫ
разновидность протестантизма, получившая название от имени Меннона Симонса (Menno Simons, 1492–1559), основателя секты. М. – это анабаптисты, отказавшиеся от революц. устремлений, перешедшие к проповеди непротивления и выродившиеся в т.н. "мирных анабаптистов". Численность М. уменьшается: если в нач. 20 в. их насчитывали 500 тыс., то теперь их ок. 300 тыс. Больше всего М. в США (ок. 200 тыс. – четырнадцать самостоят. орг-ций со своими специфич. особенностями), в Канаде, Голландии, Германии. M. есть и в СССР, в основном среди граждан нем. национальности.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Меннониты
одно из протестантских течений, выделившееся из анабаптизма после Крестьянской войны в Германии 1524 – 1525 гг. Получили свое название по имени основателя, голландского священника Менно Симонса. Вначале распространились в Голландии и Германии, а затем в др. странах. В России появились в конце 18 в. В вероучении М. нашли отражение колебания и непоследовательность буржуазии. Унаследовав от анабаптизма догматику и нравственные принципы, М. в корне изменили свою общественно-политическую программу, выхолостив революционный дух раннего анабаптизма. Непротивление злу насилием, покорность, всепрощение, моральное самоусовершенствование, пацифизм были провозглашены добродетелью истинного христианина. Вероучение и культ М. близки баптистскому. В СССР имеется два незначительных по численности течения: церковные М. и братские М. Различаются они нек-рыми элементами обрядности (напр., церковные М. крестят, окропляя, братские М. — в естественном водоеме). В 1963 г. братские М. вошли в ВСЕХБ. За рубежом они распространены на амер. континенте, а также в Голландии, Германии, Франции и т. д. В США находится Всемирная меннонитская конференция, осуществляющая координацию деятельности общин. М. СССР в эту оргнцию не входят.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МЕННОНИТЫ
протестантская секта, в к-рую эволюционировали анабаптисты после поражения, понесенного ими в период Крестьянской войны 1524—1525 и «Мюнстерской коммуны» 1534 в Германии. Название секты связано с именем Менно Симонса - голл. проповедника, перешедшего в 1531 из католичества к анабаптистам. Вероучение М. определяется их «Декларацией гл. статей нашей общей христ. веры» (1632), осн. положение к-рой гласит: «Христос запретил своим последователям применять физ. силу в борьбе со злом и месть за зло». В связи с этим они обычно отказываются служить в армии, брать в руки оружие. М. провозглашают самыми существенными чертами христианина смирение, покорность, терпение, всепрощение, нравств. самосовершенствование. Значит. место в их вероучении занимает «второе пришествием и «тысячелетнее царство Христа», к-рого они ожидают. Крестят они только взрослых (путем обливания или окропления), исполняют обряд «омовения ног», символизирующий их смирение. Заявляя о суверенности каждой общины, в принципе отрицая церк. иерархию и утверждая религ. равенство всех членов общины, в т. ч. мужчин и женщин, М. тем не менее имеют не только дьяконов и священников, но кое-где даже и епископов и подчиняют общины т. н. конференциям. Из Голландии и Германии, где их преследовали даже в XVIII в., они расселились по мн. странам. Среди М. в капиталистич. странах наряду с неимущими есть немало мелких и крупных собственников, в частности владельцев земель. Существует Всемирная конференция М. За первую пол. XX в. число М. сократилось примерно с 500 до 300 тыс. В своем большинстве они живут в США, Канаде, Голландии, Зап. Германии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МЕННОНИТЫ
последователи одного из течений в протестантизме, возникшего в 16 в. в Нидерландах на почве «мирн. анабаптизма». Основатель - Memo Си-монс выступил с проповедью примирения с действительностью, отказа от насилия, с требованием нравств. самосовершенствования. Принципы вероучения М. изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры» (1632). Характерным для М. является крещение людей в зрелом возрасте. Церк. иерархия отрицается, общины имеют самостоят. управление. Создан мсждународ. орган ?. - Всемирн. конференция М., находящаяся в США (общины М. в СССР в нее не входят). Первоначально М. распространились в Голландии и Германии, затем в др. странах. В России они появились в 18 в. среди нем. колонистов в Таврической, Екатеринослав-ской, а впоследствии и в др. губерниях. Клас. дифференциация не только породила глубокие противоречия среди колонистов, но и привела к расколу в рядах М. Возникли группировки т. н. церк. и братских М. Последние сблизились с баптистами, стали принимать участие в совместных с ними богослужениях. Руководители большинства общин М. враждебно встретили Октябрьскую революцию, вели антисов. агитацию, подстрекали верующих к эмиграции из СССР. Часть М., поддавшаяся агитации и в кон. 20-х гг. выехавшая из СССР, впоследствии возвратилась обратно. В 1963 братские М. вошли в состав ВСЕХБ. В наст. вр. в общинах, состоящих, как правило, из лиц нем. национальности, идут поиски путей к преодолению переживаемого М. кризиса. В то время -как значит. часть менноннт. общин осуществляет деятельность «в согласии с законами», «в примирении с миром», отд. руководители общин толкают верующих на путь экстремизма, отказа от выполнения гражд. обязанностей. Это диктует необходимость улучшения воспи-тат. работы среди М. с упором на интернац-, патриотич. и идейно-политич. воспитание.

Источник: Атеистический словарь

Меннониты
последователи одной из раннепрот. конфессий, основанной в Голландии в 30-х гг. 16 в. бывшим католиком Менно Симонсом. М. придерживаются основных догматов протестантизма (см. Протестантизм в России). спасение верой, всеобщее священство и др. Крестят только взрослых путем обливания, два раза в год совершают причащение (хлебопреломление), практикуют обряд омовения ног. М. провозглашают принцип непротивления злу насилием, исповедуют пацифизм, отказываются от службы в армии. Свои общины они рассматривают как «общины святых», «возрожденных богоизбранников». Репрессии против М. в 40 -50-х гг. 16 в. вынудили их бежать в Пруссию, Польшу, а затем в Россию. В России М. появляются в кон. 18 в. В соответствии с указом императрицы Екатерины II (1787) М. были предоставлены земли и ряд соц. экономич. привилегий, льгот, в т. ч. освобождение от военной службы. В нач. 60-х гг. 19 в. среди М. в России произошел раскол. Отколовшаяся группировка стала называть себя «братскими меннонитами», осн. же часть, сохранившая верность орг-ции, «церковными меннонитами». По этническому составу М. были первоначально выходцами из Нидерландов, Фризии, Нижней Саксонии. Впоследствии их вероучение распространилось и среди немецких колонистов. М. стали самоидентифицироваться как немцы.Своеобразие исторического развития М., живших в инонациональном и иноконфессиональном окружении и часто подвергавшихся преследованиям, обусловило замкнутость М., формирование у них черт своеобразной этноконфессиональной общности.
После Октября 1917 часть М. эмигрировала из СССР. В 30 — 40-е гг. меннонитские общины подверглись репрессиям, а с началом Великой Отечественной войны М. были депортированы в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.
В 1963 часть «братских меннонитов» вошла в состав орг-ции евангельских христианбаптистов. В 80—90-х гг. значительная часть М. обоих направлений выехали на постоянное жительство в ФРГ. В наст. вр. небольшие общины М. имеются в Алтайском крае, Омской, Томской, Новосибирской и др. обл. России.

Источник: Религии народов современной России

Похожие термины:

  • Меннониты в России

    появились в конце XVIII в., когда правительство Екатерины II стало привлекать для заселения окраин гос-ва колонистов из Германии. К концу XIX в. переселилось ок. 50 тыс. семей, среди к-рых было много М., осе