МАССА

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАССЫ
широкие круги населения.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Масса
количество вещества, содержащееся в теле. Мера инерции тела или степень его сопротивления ускорению.

Источник: Краткая история времени. Глоссарий

Массы
в современной социальной философии и культурологии – разнородные по составу социальные общности, явно (в организованной форме) или неявно (неорганизованно) выражающие сходство интересов и стремлений, отличающихся усредненностью, непритязательностью.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Масса
мера инертности (см. Инерция) и гравитационных (см. Гравитация) свойств тел. От массы тела зависят: ускорения, которые приобретаются телом под действием разных сил и 2) силы гравитационного воздействия (притяжения) на данное тело со стороны других тел.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Масса
по Л.фон Визе – множество лиц, принадлежащих к различным слоям и социальным группам, характеризующееся одинаковым поведением, отвечающим навязываемым стандартам в следовании моде, в потреблении, в проведении досуга, в формировании политических взглядов и т.д.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Массы
это множество взаимодействующих людей, сосредоточенных в одном месте (страна, город, поселок), связанных общими обстоятельствами жизни (труд, досуг и др.), определенным положением в структуре общества (государство, класс, партия и др.), обычаями, традициями, нравственными нормами и ценностями. В конечном счете, именно массы определяют развитие любого общества.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Масса
Большое число. Когда это слово употребляют по отношению к человеческим существам, подразумевается, что речь идет исключительно о количестве – неупорядоченном и ничем не объединенном. В этом смысле масса противостоит государству, подразумевающему порядок, и народу, подразумевающему единство. Масса – «словно стоглавая гидра, – говорит Гоббс, – и при республике ее бесславный удел – подчинение».

Источник: Философский словарь.

МАССА
(Masse) в естественно-научном смысле — количество вещества, содержащегося в теле; сопротивление тела изменению своего движения (инерция) называют инертной массой; физической единицей массы является инертная масса 1 смводы, что составляет 1 г (грамм массы). Каждое тело обладает еще тяжелой массой, которая количественно соответствует инертной массе и которая определяет явление гравитации; см. также Энергия; Теория поля.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАССА
в культурологии это понятие употребляется в следующих контекстах: как синоним толпы, поведение которой стихийно; как символ невежественности, некомпетентности; как недифференцированное множество, не имеющее организации; как подчинение массовому психозу, основанному не на разуме, а на страстях; как публика, то есть группа людей, объединённая внешним и случайными признаками; как сверхорганизованное бюрократизированное общество, в котором господствует тенденция к единообразию и отчуждению. В толпе личность теряет свои индивидуальные черты и приобретает черты, определяемые термином «стадность».

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

МАССЫ
термин, обозначающий широкие круги населения. Он употребляется в двух более или менее явно выраженных противоположных смыслах: 1) в положительном, когда массы фактически отождествляются с народом (««народные массы»); 2) в отрицательном смысле, когда массы противопоставляются творческому меньшинству (в некоторых случаях – «элите»). Следует отличать понятие «масса» от понятия «толпа»: второе может иметь специальный социально-психологический смысл (случайное собрание людей, охваченных одними, чаще всего разрушительными, негативными эмоциями) либо использоваться в социальной философии как метафора («темная масса», т. е. Необразованная, стихийно действующая) .

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Масса
Обычно определяется как количество вещества, устанавливаемое либо по его весу, либо из второго закона Ньютона. Как правило, мы измеряем массу как вес и выражаем ее в граммах. Но вес — это лишь результат действия силы тяжести. При отсутствии силы тяжести всякий предмет является невесомым, но в любом случае содержит какое-то количество вещества, т. е. имеет массу. Другой способ измерить массу — подсчитать величину силы, необходимую, чтобы привести в движение эту массу или ускорить ее движение. Если предмет поместить на идеально гладкую (без трения) горизонтальную поверхность, то можно измерить силу, необходимую для преодоления его инерции и приведения его в движение. Ньютон установил, что сила (F), необходимая для достижения некоторого ускорения (а), прямо пропорциональна массе (т). Если удвоить массу, то придется удвоить и силу. Математически второй закон Ньютона имеет вид F = та. См. Ньютоновские законы механики.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

МАССА
(Masse) в социологическом смысле — любая группа людей, внутри которой индивиды до известной степени теряют свою самостоятельность и благодаря взаимному влиянию приобретают схожие чувства, инстинкты, побуждения, волевые движения. Самоконтроль и осознание порядка со стороны индивида утрачены настолько, что довольно точным является высказывание: «В массовой ситуации празднует свое воскресение первобытный человек (К. Г. Юнг). Массы образуются под давлением экономической необходимости или внезапно появляющихся психологических обстоятельств (страх, паника). Становящийся во главе массы вождь формулирует цель, как она представляется массе, или внушает ей такую цель. Образуется и действует масса в соответствии с типичной закономерностью, изучение которой является задачей психологии масс и социологии. Буржуазное общество уже примерно с середины XIX в., вследствие все более быстрого роста народонаселения, стало преобразовываться в массовидное общество, расширяется процесс омассовления. Эту форму общества многие социологи считают единственно возможной для европейской (т. е. для «современной») формы цивилизации.
G. Le Bon. La Psychologie des foules. Paris, 1895, dt. 1911 (KTA99); S. Freud. M.npsychologie u. Ich-Analyse. 1921; T. Geiger. Die Masse u. ihre Aktion, 1926; J. Ortega y Gasset. Der Aufstand der M.n, 1931 (span. 1930); W. Reich. Die M.npsychologie des Faschismus, 1933; P. Reiwald. Vom Geist der M.n, 1946; D. Riesman u.a. (edd.). The Lonely Crowd. New Haven, 1950, dt. 1958; W. Hagemann. Vom Mythos der M.n, 1951; H. de Man. Vermassung u. Kulturverfall, 1951; W. Ehrenstein. Entpersönlichung, 1952; J. Smelser. Theory of Collective Behavior. London, 1962;
Schischkoff. Die gesteuerte Vermassung, 1964; H. Marcuse. One-dimensional Man. Boston, 1964, dt. 1967; A. Mitscherlich. M.npsychologie ohne Ressentiment, 1972;
Pross (Hg.). Soziologie der M., 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАССА
1)в естественнонаучном смысле количество вещества, содержащегося в теле; сопротивление тела изменению своего движения (инерция) называют инертной массой; физической единицей массы является инертная масса 1 см3 воды, что составляет 1 г (грамм массы). Каждое тело обладает также тяжелой массой, которая количественно соответствует инертной массе и которая определяет явление гравитации; см. также Энергия, Поля теория; 2) в социологическом смысле группа людей, внутри которой индивиды до известной степени теряют свою индивидуальность и благодаря взаимному влиянию приобретают схожие чувства, инстинкты, побуждения, волевые движения (см. Коллектив). Массы образуются под давлением экономической или духовной необходимости ("омассовление" индивидов). Образуется и действует масса в соответствии с закономерностью, изучение которой является задачей психологии масс и социологии. Буржуазное общество уже примерно с сер. 19 в., вследствие все более быстрого роста населения, стало приходить к убеждению, что оно преобразуется в общество масс. Эту форму общества многие социологи считали единственно возможной для европейской (т.е. для "современной") сферы цивилизации. Для такого общества характерны: массовая потребность в материальных и культурных благах и соответствующее массовое потребление, которое должно направляться частично техническим коллективом, частично государством (которое со своей стороны принимает характер организации масс). Это развитие ведет "в своем конечном результате к прогрессирующей всеобщей механизации, автоматизации и распределению функций во всех областях жизни, к законченной функциональной системе, состоящей из вещной аппаратуры и человеческих носителей этих функций. Все воспринятые под этим углом зрения явления (т.е. экономические, социальные и культурные) в возрастающей степени принимают характер чего-то субстанционально-опустошенного, в ценностном отношении нейтрального, короче говоря - чисто функциональный характер. Эти явления, т.о., выступают в жизни современного общества только в качестве функций др. функций, в совершенно определенных связях и процессах. Но они уже не обладают своей собственной, автономной силой воздействия и способностью самостоятельно формировать др. явления.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАССЫ
в широком значении любое нерасчлененное множество людей, участвующих во всеобщих социальных процессах или объединенных сходными идеалами, целями и потребностями. В современной социальной культурологии понятие М. употребляется для характеристики тех новых качеств и особенностей, которые приобрело западное индустриальное и постиндустриальное общество в ХХ в. В подобном аспекте эти проблемы были обоснованы Х. Ортегой-и-Гассетом (1883— 1955), который считал, что современное западное общество окончательно приобрело качества массовидности, превратилось в толпу, т.к. достигло наконец для большинства населения высокого уровня жизни, демократии, всеобщего голосования при полной утрате высоких духовных идеалов и целей. Поэтому «масса — это всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью». Современный мир безвозвратно утратил неоднородное единство отдельных личностей и характеризуется тиранией посредственности, когда массы, «не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду» (Х. Ортега-и-Гассет). Свой вклад в разработку проблем М. внес глава современной школы психоанализа З. Фрейд (1856—1939). Обобщив и развив выводы по поводу психологии М., сделанные учеными рубежа ХIХ— ХХ вв., Фрейд обрисовал общую картину формирования М.: это «исчезновение сознательной обособленной личности, ориентация мыслей и чувств в одинаковых с другими направлениях, преобладание аффективности и бессознательной душевной сферы, склонность к немедленному выполнению внезапных намерений — все это соответствует состоянию регресса к примитивной душевной деятельности». Между тем втягивание в мировые глобальные общекультурные и социальные процессы громадного количества населения, независимо от их национальности, гражданства, классовой принадлежности и профессии, стимулировало дальнейшую разработку теории М. Одна из наиболее известных попыток систематизировать многочисленные определения и характеристики М. была предпринята профессором Колумбийского университета Д. Беллом в его книге «Конец идеологии» (1960). Считая, что в современном обществе окончательно утратило свое значение традиционное разделение на классы и профессиональные группы, Белл определял М. по отношению к всеобщему характеру потребления, приобщения к культуре и информации при помощи быстро развивающихся средств массовой коммуникации. М. не имеют организационных форм своего существования, но характеризуются его единообразием и порождают массового человека, который отличается унифицированностью своих интересов, стереотипностью поведения и не ставит перед собой индивидуальных целей. Таким образом, М. становятся носителями своеобразного типа массового сознания — конформизма. Отличительные черты М. обусловлены также процессами отчуждения в бюрократизированном обществе и всеобщей зависимостью людей от техники. В западном обществе целиком ориентированной на М. стала массовая культура. В связи с этим общей характеристикой М. стало то, что они не имеют статуса творцов культуры, но являются прежде всего потребителями продукции, создаваемой индустрией развлечений и зрелищ, а также рекламой. См. Массовое общество.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

МАССА
от лат. massa – глыба, масса) – мера инертных и гравитац. свойств материальных объектов. Филос. значение понятия М. определяется его тесной связью с категориями материи, движения, пространства и времени. Исторически понятие М. формировалось в связи с понятием материи, ее меры и движения. Поиски меры материи связаны с определ. идеями о ее структуре и сохранении. Античный атомизм трактовал принцип неуничтожимости и несотворимости материи как сохранение неделимых, вечно существующих атомов. Опираясь на идеи атомизма, Ньютон ввел понятие М., или количества материи, как меры таковой, пропорциональной плотности и объему тела. Задача определения М. тела в принципе сводится здесь к тому или иному способу счета неделимых частиц материи в единице объема. Поиски законов движения материи вели к открытию фундаментальных свойств материальных объектов. Тела отличаются друг от друга не только числом частиц (количество материи), но, в частности, и свойством и н е р ц и и. Инерция трактовалась в классич. физике как свойство – атрибут, присущий атому и, следовательно, макроскопич. телу, составленному из этих атомов. М. как число атомов в данном теле естественно выступала как мера инерции тела. Инерция рассматривалась как косность материи, как ее полная пассивность по отношению к движению. Принцип инерции позволил придать понятию M. форму физич. величины, измеряемой в эксперименте. Понятие М. формировалось и в связи с исследованием гравитационных взаимодействий. Понятие гравитационной М. по своему содержанию не зависимо от понятия инертной М. Проблема состоит в том, чтобы выяснить, откуда и на каких основаниях было введено в закон тяготения понятие гравитационной М. Инертная и гравитационная М. пропорциональны, а при соответств. выборе единиц равны. На этом основании можно было бы считать, как иногда допускается, что понятие M. берется из второго закона Ньютона МАССА Однако такое решение вопроса логически несостоятельно, ибо сама возможность пропорциональности инертной и гравитационной М. реализуется только тогда, когда введено понятие гравитационной М. В силу этого понятие гравитационной М. могло быть введено только на основаниях, лежащих вне системы механич. понятий. И действительно, открытию законов механич. движения предшествовало открытие закона тяготения. Заслуга Ньютона заключалась именно в том, что он смело ввел понятие М., опираясь на атомистич. идеи. Формирование понятия М. способствовало открытию закона тяготения: МАССА Т.о., понятие М. уже в классич. физике складывается из трех структурных элементов общего понятия - М. как число материальных частиц, М. гравитационная и М. инертная. Каждый из них имеет относительно независимое содержание. Их связь физически проявляется в упомянутой пропорциональности гравитационной и инертной М. В общей теории относительности пропорциональность инертной и гравитационной М. послужила исходным принципом (принцип эквивалентности) в построении совр. теории гравитации. Эта пропорциональность, в свою очередь, может быть понята в свете данных совр. науки на основе единства пространства и времени. Гравитация, согласно теории относительности, взаимосвязана с геометрич. свойствами пространства. Инертная М., в свою очередь, оказывается в тесной связи со временем. Глубокая связь пространства и времени может служить теоретич. объяснением родства инертной и гравитационной М. Развитие понятия М. определялось в процессе познания развитием научных знаний о видах материи и ее структуре. Исследование электромагнитных явлений привело к открытию нового вида материи – электромагнитного поля. Совр. физика позволяет рассматривать и другого рода поля как материальные объекты. В связи с исследованием движения электрич. заряженных частиц в электромагнитном поле возникла необходимость ввести понятие электромагнитной М. При этом оказалось, что электромагнитная М., напр., электрона изменяется в зависимости от скорости его движения. Это изменение электромагнитной М. открывало возможность объяснить инерцию на пути исследования электромагнитных процессов. Предполагалось, что у электрона остается механич. неизменная М. наряду с электромагнитной М., обусловленной его электрич. зарядом. При этом фактич. зависимость суммарных инертных свойств электрона экспериментально, как полагали, не должна совпадать с законом изменения одной только электромагнитной М., ибо электромагнитная М. – величина изменяющаяся, а механич. М. электрона считалась в то время неизменной. Но в экспериментах, поставленных в начале века, электроны вели себя так, словно их М. имеет целиком полевую природу. Это послужило основанием для заявлений о полном сведении М. электрона к электромагнитной М. А т.к. с понятием неизменной М. в классич. смысле связывалось представление о материи, то обнаруженные факты дали повод говорить о сведении материи к электричеству. В дальнейшем, однако, выяснилось, что сущность М. электрона, как и др. частиц, не исчерпывается электромагнитной природой. Это следовало уже из теории относительности. Эйнштейн открыл общий закон изменения М. со скоростью движения, применимый для любых частиц, обладающих собств. М., вне зависимости от наличия или отсутствия у них электрич. заряда. Этот закон по математич. форме совпадает с законом зависимости электромагнитной М. от скорости движения. Из него следует, что поскольку закон зависимости массы электрона один и тот же как для механич., так и для электромагнитной М., то вывод, что М. электрона имеет исключительно электромагнитную природу, нельзя считать достоверным. Совр. квантовая теория полей показывает, что не только электромагнитное поле, но и поля другой природы вносят нек-рый вклад в полную М. частицы; однако она не дает оценки относит. вклада тех или иных полей в М. частицы. Вопрос о природе М. в этом смысле остается нерешенной проблемой. Общий закон зависимости М. от скорости движения указывает на глубокую связь М. с энергией. Известно, что чем больше скорость тела, тем больше кинетич. энергия и вместе с тем, как это следует из закона зависимости М. от скорости, тем больше М. тела. В силу закона взаимосвязи М. и энергии (Е=mс2) М. оказывается не только мерой инерции и гравитации, но может выступать и как мера энергии. Закон изменения М. тела со скоростью его движения и закон взаимосвязи М. и энергии внесли изменение в понятие М. и в др. отношении. Существуют частицы, имеющие М. покоя, или собств. М. При движении этих частиц с нек-рой скоростью у них возникает дополнит. М., к-рая при приближении этой скорости к скорости света неограниченно возрастает. Общая М. таких частиц складывается из этих двух родов масс. М. частицы в системе, связанной с самой частицей, будет иметь вполне определ. фиксиров. значение. Это и будет собств. М. частицы, являющаяся ее специфич. характеристикой, отличающей данную частицу от других. Но т.к. частицы движутся по отношению к др. системам, то они вместе с тем обладают еще и динамич. массой. М. покоя инвариантна по отношению к пространств. перемещениям частицы как чего-то целого, в то время как динамич. масса – изменяющаяся в этом отношении величина. Однако М. покоя – не абсолютно неизменная величина. Она неинвариантна по отношению к структурным изменениям материи. Если частицы с определ. собств. М. входят как часть в целое структурное образование, то собств. М. этого целого не равна простой сумме собств. М. частиц, составляющих это целое. Ядро имеет вполне определ. по величине собств. М., к-рая, однако, не равна сумме собств. М. составляющих его частей – протонов и нейтронов. Это изменение собств. М. получило название дефекта М. Таким образом, М. покоя оказывается изменяющейся величиной и величина этого изменения служит характеристикой структурных связей элементарных частиц, образующих более сложные устойчивые дискретные единицы материи – ядра, ионы, атомы, молекулы. Величина дефекта М. может быть выражена через величину энергии. Это обстоятельство служит порой поводом к тому, чтобы явление дефекта М. описывать как явление превращения М. или даже материи в энергию. Эти утверждения противоречат фактич. содержанию понятий M. и энергии. Такой вывод можно было бы сделать лишь в том случае, если, во-первых, под М. понимать только М. покоя и, во-вторых, если рассматривать энергию ядерных реакций вне связи с М., как чистую энергию. Обнаружение изменчивости динамич. М. со скоростью движения, выяснение изменчивости собств. М. в связи со структурными изменениями материи не отменяет общего понятия М., но выявляет лишь сложный состав этого понятия. Подобно тому, как общее понятие энергии предполагает специфич. формы ее проявления, общее понятие М. также может проявляться в специфич. формах. Если при этом учитывать закон взаимосвязи М. и энергии, то неизбежен вывод, что не существует чистой энергии как таковой. Энергия в любой форме всегда связана с соответств. типом М. В силу этого нет логич. оснований утверждать, что M., a тем более материя, может превращаться в энергию. М. и энергия – два взаимосвязанных, не отделимых друг от друга свойства материальных объектов. В свете совр. атомистики М. уже не может рассматриваться как количество материи, ибо элементарные частицы не являются неизменными структурными элементами материи, как это представлялось в классич. атомизме. Можно говорить лишь о различных аспектах единого понятия М. – структурном, инерционном, гравитационном. М. может выступать в качестве меры инерции и гравитации в силу того, что она подчиняется соответствующему закону сохранения. При этом закон сохранения М. может выполняться лишь для полной М., включающей в себя все специфич. типы М. – М. покоя, динамич. М. и М., соответствующую дефекту М. в ядерных реакциях. Дефект может реализоваться либо в форме динамич. М., либо в форме М. квантов поля, напр. М. фотонов. В силу этого можно говорить о законе сохранения и превращения массы. Т.к. М. выступает как мера фундаментальных свойств материи – инерции и гравитации, а энергия есть мера движения, в законе взаимосвязи M. и энергии проявляется неразрывность материи и движения. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Max Э., Механика, [СПБ ], 1909; Эйнштейн ?., Зависит ли инерция тела от содержащейся в нем энергии, в кн.: Принцип относительности. Сб. работ классиков релятивизма, М.–Л., 1935; Ньютон И., Матем. начала натуральной философии, в кн.: Крылов А. Н., Собр. трудов, т. 7, М., 1936; Декарт Р., Начала философии, Избр. произв., [М. ], 1950; Ломоносов М., [Письмо ] Л. Эйлеру, Избр. филос. произв., [М. ], 1950; Усп. физич. наук, т. 48, вып. 2, 1952; Лоренц Г. ?., Теория электронов, пер. с англ., 2 изд., М., 1956; Овчинников ?. ?., Понятия массы и энергии в их историч. развитии и филос. значении, М., 1957; Павлов А. И., О количественной определенности материи физ. объектов, в сб.: Уч. зап. Череповец. пед. ин-та, т. 2, [Вологда ], 1959; Jammer M., Concepts of mass in classical and modern physics, Camb. (Mass.), 1961. H. Овчинников. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

«Масса оф-лайн» и «Масса он-лайн»

Красноярова Ольга Валентиновна
В центре внимания находятся проблемы массовизации и индивидуализации коммуникации в медиареальности, обусловленной пространством Интернет, рассматривается понятие массы в плане ее существования в Интернете («масса он-лайн» и «масс
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциальный анализ социально-массовых явлений в работах К. Ясперса: масса, массовое общество, д

Чернов Геннадий Юрьевич
В статье анализируется вклад К. Ясперса в исследование социально-массовых явлений современности, познавательный потенциал его концептов 'масса', 'массовое общество', демассификации личности и общества.
Читать PDF
0.00 байт

Знание и масса: к особенностям современного коллективного субъекта

Егоров А. Г.

Похожие термины:

  • Атомная масса

    устар. термин — атомный вес) — относительное значение; масса атома, выраженная в атомных единицах массы (в качестве последней принята 1/12 часть массы изотопа углерода с массовым числом 12, т. н. углер
  • Лес, растения, масса, обилие, черновик

    Философский смысл термина: Материя (Цицерон); мирская суета (Экклезиаст).
  • МАССА в физике

    (лат. massa — глыба) — мера инерционных (инерции) и гравитационных (гравитации) свойств материи. Инерционные свойства материи при отсутствии сил проявляются в способности тел сохранять покой или рав
  • Масса гравитационная

    тяжелая масса, тяготеющая масса) — физическая величина, характеризующая свойства тела как источника поля тяготения, численно равна инертной массе.
  • МАССА в социально-гуманитарных науках

    (лат. massa — глыба) — 1. Мн-во, огромное кол-во ч.-л. 2. Большая популяция, рассматриваемая в целом. 3. Аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации. М. — это, прежд
  • Инертная масса

    см. инерция) — физическая характеристика материальных тел, определяющая их динамические свойства (то значение массы, которое используется в выражении 2-го закона Ньютона); сопротивление тела изме
  • Критическая масса

    количество ядерного вещества (масса), способного к протеканию в нем самоподдерживающейся цепной реакции деления (в количественном отношении от единиц кг до сотен кг ядерного вещества).
  • Масса молекулярная

    молекулярный вес) — масса молекулы, выраженная в атомных единицах массы. Практически равна сумме масс всех атомов, из которых состоит молекула. Величины молекулярных масс используются в химии, фи
  • Масса покоя

    в самом общем случае это масса, которую имеет какое-либо тело, микрообъект в системе отсчета, покоящейся относительно этого тела, объекта; для фотонов масса покоя равна в точности нулю в любых сист