МАССА в социально-гуманитарных науках
МАССА в социально-гуманитарных науках
(лат. massa — глыба) — 1. Мн-во, огромное кол-во ч.-л. 2. Большая популяция, рассматриваемая в целом. 3. Аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации. М. — это, прежде всего, соц.-психол. термин, к-рый выработан в ходе эмпирич. наблюдений над мн-вами индивидов (поведение толпы на улице, публики в театре и т.д.). В каждом случае возникает нек-рая психол. общность, заставляющая людей вести себя иначе по сравнению с тем, если бы они действовали изолированно. Термин «М.» заимствован из языка аристокр. групп, критиковавших прогрессивные изменения XVII—XIX вв. (Э.Берк, Ж. де Местр). В зап. социологии и социальной психологии разработаны теории М. — концепции, объясняющие поведение чел. мн-в (случайных и непрочных, в отличие от соц. классов и групп), чл. к-рых объединены лишь присутствием в одном месте в одно время, и взаимодействие между к-рыми имеет характер взаимного усиления эмоций, «взаимного заражения» и т.п. Особое внимание при этом уделяется поведению больших скоплений людей, поведению М. в чрезвычайных обстоятельствах (паника, массовый экстаз и т.д.). Понятие «М.» в этом контексте явл. прототипом теорий массового общества, к-рые можно рассматривать как описание функционирования обва по способу поведения М. Объективно данные теории направлены против революционных движений М., рассматриваемых как «буйство толпы», сокрушающей ценности культуры. В социологии М. имеет мн-во значений: 1) толпа; 2) публика; 3) гетерогенная аудитория, противостоящая классу и относительно гомогенным группам; 4) уровень некомпетентности, снижение цивилизации; 5) продукт машинной техники; 6) «сверхорганизованное» (Маннгейм) бюрократизированное об-во, где преобладают тенденции к отчуждению, униформизму. Напр., у Лебона моделью М. явл. толпа, рассматриваемая как соц.-психол. феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их соц. положения, национальности, профессии, повода, вызвавшего ее образование. По Лебону, в толпе образуется соц.-психол. единство — «душа толпы»; она проникается общими чувствами, в толпе глушится, исчезает сознательная личность, верх берут низменные страсти. Для Ортеги-и-Гассета М. — «усредненная, худшая» часть людей. Модель М. как толпы не явл. общепризнанной, в ряде социол. концепций обращается внимание на то, что эта модель противоречит эмпирич. зафиксированным тенденциям совр. об-ва. Напр., Тард требовал «перестать смешивать толпу с М.», позднее Р.Парк исследовал различия между толпой и публикой. В совр. социологии авторы ряда концепций пытаются связать теорию М. с отношениями классов («страт»). Напр., для Э.Ледерера и Х.Арендт М. — продукт дестратификации, своего рода антикласс, для У.Корнхаузера — «агрегат» людей, в к-ром не различаются группы или индивидуумы. Лит.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1996; Ашин Г.К. Доктрина «массового общества». М., 1971; Московичи С. Век толп. М., 1996; Каннети Э. Масса и власть. М., 1997. Л.Г.Скульмовская
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь