МАСЛЕНИЦА
Масленица
масляная неделя, сырная неделя) – неделя, предшествующая великому посту; весенний праздник дохристианского происхождения у славянских народов. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.
МАСЛЕНИЦА
др.-славян. праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. В М. сильны черты культа предков, аграрного и семейно-родового культов. Для нее характерны магич. действия, связанные с ожиданием будущего урожая. До 20 в. имели место элементы сакральной эротики, связанные с магией плодородия. На семейно-родовой характер М. указывают, в части., названия дней праздника; пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки. С культом предков связаны обычаи последнего дня М. -прощеного воскресенья, обязательные для М. блины - поминальная обрядовая пища вост. славян.
Источник: Атеистический словарь
Масленица
масляная неделя, сырная неделя — в христианстве — неделя, предшествующая т. н. великому (предпасхальному) посту. Берет начало в весеннем празднестве древн. славян. По своему содержанию обрядовая символика масляничных обычаев связана с древ неславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы) и встречи весны, а также с культом предков. Единого канонического ритуала М. не имеет и у разных славянских народов и в разных местностях отличалась существенным своеобразием. После утверждения христианства масляничные празднества проводились в неделю перед предпасхальным постом. Празднование проводов зимы в наст. вр. утратило прежние религ.-мистич. наслоения и вошло в быт во многих районах страны.
МАСЛЕНИЦА
др.-славян, праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. В М. сильны черты культа предков, аграрного и семейно-родового культов. Для нее характерны магич. действия, связанные с ожиданием будущего урожая. До 20 в. имели место элементы сакральной эротики, связанные с магией плодородия. На семейно-родовой характер М. указывают, в части, названия дней праздника: пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки. С культом предков связаны обычаи последнего дня М. - прощеного-»«, воскресенья, обязательные для М, блины - поминальная обрядовая пища воет, славян. Рус. правосл. церковь включила М. в свой праздничный календарь как «мясопустную» неделю перед великим постом. В теч. этой недели верующим запрещалось употреблять в пищу мясо, но разрешалось есть сыр. масло и рыбу.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Масленица
Существо, которое воплощало плодородие – и вместе с тем зиму и смерть. Масленице и до сих пор посвящен особый праздник, когда «честную госпожу» встречают с величальными песнями. Имя Масленицы перенесено на соломенное чучело, облаченное в женскую одежду, с масляным блином или сковородкой в руках. С ним вместе веселятся, катаются с гор и на тройках в течение масленичной недели, а затем сжигают на костре или разрывают в клочки. Похороны Масленицы сопровождаются карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным весельем, призывами весны и упоминанием Масленицы в специальных песнях, где та называется обманщицей (в связи с Великим Постом, который наступает сразу после масленичных пиршеств), объедалой, блиноедой: блин, говорят, не клин – брюхо не прорвет!
Источник: Словарь славянской мифологии
Масленица
в славянской культуре праздник, посвященный проводам зимы, но воплощающий двойную тенденцию — плодородия и смерти. В русской традиции - это проводы зимы и встреча весны. Она получила антропоморфное выражение в персонаже, которого встречали величальными песнями на горках. Затем масленица принимает форму соломенного чучела, обряженного в тряпье, часто с блином в руках. С этим чучелом веселились, играли, катались на тройках в течение масленической недели. В конце недели чучело уничтожалось -сжигалось или хоронилось. Похороны масленицы осуществлялись в форме карнавала с ряжеными, ритуальными шутками, призывами весны и поношением масленицы -зимы. В частности, масленицу обвиняют в непостоянстве за то, что после нее начинается великий пост. У южных и западных славян существует близкий обряд. У католиков — карнавал.
Источник: Человек и общество. Культурология
Масленица
Была некогда языческим праздником в честь бога солнца Ярилы (с тех времен сохранился обычай печь блины – символ солнца). Этот праздник был свойственен всем языческим народам, ибо он означает проводы зимы и начало весны. Строго говоря, это и был дохристианский «новый год». В Древней Руси мясопустная неделя (седмица) совпадала с масленицей, языческим праздником проводов зимы. До принятия христианства Масленица сопровождалась не только гуляньями, играми, пирами и обрядами, но и кровавыми жертвоприношениями. Церковь звала к покаянию, предостерегала от укоренившихся в народном сознании жестоких языческих обрядов. Масленица – единственный языческий узаконенный Церковью праздник, получивший в христианстве новое переосмысление, то есть – праздничная трапеза перед постом. Праздник Масленицы сохранился в христианстве как последняя седмица перед Великим постом – Сырная седмица, когда уже нельзя есть мясо, но можно еще есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, блины. Однако и в христианской Руси Масленица праздновалась с языческим размахом. Масленичные гулянья длились неделю, каждый день в народе имел свое название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомства, четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы и прощеное воскресенье. В масленичных обрядах и обычаях главное место отводилось молодоженам. Обязательными для новобрачных были катания с гор и на тройках. Одним из масленичных ритуалов был визит молодых супругов к родителям. О визитах зятьев «к теще на блины» сложено много шутливых песен, поговорок.
Источник: Православный церковный словарь.
МАСЛЕНИЦА
масленая неделя, сырная неделя - весенний аграрномагич. праздник дохрист. происхождения у слав, народов. В странах Центр, и Южн. Европы ему соответствует карнавал. Проводится в неделю, предшествующую т. н. великому (предпасх.) посту. Для М. были характерны разгульное веселье и обилие еды и питья. Дни М. имели традиц. названия: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, прощеный день.
Обрядовая символика масленичных обычаев направлена на «содействие» приходу весны («встреча» М.) и «усилению» Солнца (поедание круглых, т. е. символизирующих Солнце, блинов, зажигание колеса и т. п.), на «обеспечение» изобилия, сытости, беззаботности и хорошего урожая и приплода путем демонстрации разгула, веселья, обжорства, фривольности (т. п. симильная магия), а также путем сжигания чучела М. на поле; похоронные мотивы, появляющиеся в последний день М., связаны с культом предков и направлены на получение «помощи» предков в хоз-ве. Единого канонич. ритуала М. не имела и у разных слав, народов и в разных местностях отличалась своеобразием обычаев. В Сибири на М. вместо блинов готовили т. н. хворост. В Польше масленая неделя заканчивалась ночным факельным шествием на кладбище для «прощания с предками». В б. Яросл. губ. на М. устраивали колядование, что в др. местах обычно практиковалось на святках, на коляде. Традиции масленичного веселого нар. празднества в связи с «проводами зимы», полностью утратившие для большинства людей прежнее религ.-магич. содержание, в какой-то мере сохраняются в нашей стране и поныне.
Обрядовая символика масленичных обычаев направлена на «содействие» приходу весны («встреча» М.) и «усилению» Солнца (поедание круглых, т. е. символизирующих Солнце, блинов, зажигание колеса и т. п.), на «обеспечение» изобилия, сытости, беззаботности и хорошего урожая и приплода путем демонстрации разгула, веселья, обжорства, фривольности (т. п. симильная магия), а также путем сжигания чучела М. на поле; похоронные мотивы, появляющиеся в последний день М., связаны с культом предков и направлены на получение «помощи» предков в хоз-ве. Единого канонич. ритуала М. не имела и у разных слав, народов и в разных местностях отличалась своеобразием обычаев. В Сибири на М. вместо блинов готовили т. н. хворост. В Польше масленая неделя заканчивалась ночным факельным шествием на кладбище для «прощания с предками». В б. Яросл. губ. на М. устраивали колядование, что в др. местах обычно практиковалось на святках, на коляде. Традиции масленичного веселого нар. празднества в связи с «проводами зимы», полностью утратившие для большинства людей прежнее религ.-магич. содержание, в какой-то мере сохраняются в нашей стране и поныне.