Машина
МАШИНА
(machine) — устройство, выполняющее механические движения в целях преобразования энергии, материалов или информации. Различают М.: энергетические — преобразующие любой вид энергии в механическую и наоборот; рабочие (технологические) — преобразующие форму, свойства, положение материала (обрабатываемого предмета); транспортные — преобразующие положение материала (перемещаемого предмета); информационные (компьютеры, счетные М.), в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций. Строго говоря, современные компьютеры не являются М. — название сохранилось за ними в порядке преемственности от простых счетных М.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Машина
по [4], конспективно: как таковая в своем вещественном бытии - феномен цивилизации, характеризующий не только способ воздействия орудия на предмет, но и способ потребления сил природы.
Машина не развивается из орудия, а орудие не становится машиной. Машина осуществляет замещение человеческих сил силами природы. Само замещение - это не феномен культуры, а феномен цивилизации, реальное событие, имеющее свои допущения и свои следствия.
Машинное производство, согласно К.Марксу, делает случайным тот факт, что человек является носителем механической двигательной силы.
Ассоциативный блок.
Подробнее на эту и другие не менее интересные темы лучше прочитать в самой книге: Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.-М.:Наука, 1987.
Машина не развивается из орудия, а орудие не становится машиной. Машина осуществляет замещение человеческих сил силами природы. Само замещение - это не феномен культуры, а феномен цивилизации, реальное событие, имеющее свои допущения и свои следствия.
Машинное производство, согласно К.Марксу, делает случайным тот факт, что человек является носителем механической двигательной силы.
Ассоциативный блок.
Подробнее на эту и другие не менее интересные темы лучше прочитать в самой книге: Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.-М.:Наука, 1987.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Машина
«Если бы челноки ткали сами собой, – заметил однажды Аристотель, – ремесленникам не нужны были бы рабочие, а хозяевам – рабы» («Политика», I, 4). Это приблизительно и есть то, что мы называем машиной – способный двигаться предмет, лишенный души (автомат) и производящий какую‑либо работу, иными словами, эффективно использующий получаемую им энергию. Таковы ткацкий станок, стиральная машина, компьютер. Именно в этом смысле Декарт называл машинами животных, а Ламетри – людей – не потому, что они, как не слишком разумно полагал Декарт, лишены ума и способности чувствовать, и тем более не потому, что они сделаны из винтиков и болтов (разве не может машина состоять из клеток, иметь органы и отличаться биологической организацией энергетического и информационного обмена?), а потому что они бездушны, иначе говоря, представляют собой исключительно материальную субстанцию. С этой точки зрения Человек‑машина Ламетри есть выражение одного из самых радикальных положений материализма: мы все – лишь «животные и ползающие в вертикальном положении машины», как ни странно, живые (Ламетри был врачом), обладающие сознанием (благодаря мозгу, являющему собой одну из отдельных машин общей машины‑организма) и в силу этого способные страдать и наслаждаться, познавать и желать, наконец, действовать и любить. «Мы мыслим, и вообще бываем порядочными людьми только тогда, когда веселы или бодры; все зависит от того, как заведена наша машина» («Человек‑машина»).
Источник: Философский словарь.
Машина
в узком смысле слова система, созданная трудом человека для преобразования одного вида энергии в др. с целью получения полезного эффекта или производства полезной работы. Наряду с М., используемыми в сфере материального производства, заменяющими физический труд людей, уже в 17 в. появились М., заменяющие умственный труд (счетные М.). С развитием автоматизации и, особенно, в связи с возникновением кибернетики понятие М. стали распространять на очень широкий круг явлений: под М. понимаются не только системы, созданные человеком, но и живые организмы, а кибернетика как наука об управлении и связи представляет собой, по сути дела, науку о машинах. Такое понимание М. не имеет ничего общего с механицизмом 17—18 вв. Если Декарт рассматривал животное как М., лишенную души, а Ламетри и человека зачислял в разряд М., то в этом случае искажалось не понятие М., а понятие животного и человека, к-рые уподоблялись системам, действующим на основе законов механического движения. В совр. науке претерпевает изменение само понятие М., к-рое не связывается больше с к.-л. конкретной формой движения материи; наука, изучая закономерности М., исследует структуры систем управления, свойства и функционирование этих структур, отвлекаясь от их материального субстрата. Благодаря этому научные знания о М. могут быть использованы и для изучения функционирования человеческого организма, но лишь там, где у человека имеют место «машнноподобные» действия. Понятие М. следует рассматривать и как экономическую категорию, анализ к-рой дан Марксом.
Источник: Философский словарь. 1963
МАШИНА
(фр. machine, от лат. machina — устройство, сооружение) — сложный механизм или функциональное сочетание механизмов (см. Агрегат), выполняющее опред. целесообразные действия в форме мех. движений и преобразований. М., предназначенная для преобразования энергии в движение, называется «двигатель»; М., предназначенная для изменения положения к.-л. предметов или преобразования физ. свойств, форм, состояния предметов и материалов чел. труда, называется «рабочая М.», «М.-орудие»; М., выполняющая ряд сложных функций без вмешательства оператора на основе вводимой в нее программы, называется «автомат». М. как устройство, опосредующее чел. деятельность по преобразованию окружающей природной среды и усиливающее в опред. отношениях степень нашего воздействия на мир, явл. осн. элементом техники. В этом кач-ве М. — не только продукт чел. творчества, но и важный фактор, определяющий качеств. специфику проявления и, как следствие, понимания самой чел. природы. С началом развития техногенной цивилизации (XVIII—XIX вв.) понятие и образ М. становятся одним из важнейших символов, с к-рыми сопрягается принципиальное самоопределение человеческого. Уже в середине XVIII в. Ламетри создает интегральный образ человека как некой М., функционирующей по объективным з-нам природы вне к.-л. моральных, религ., культ. и др. воздействий. Последние рассматриваются лишь как закономерные следствия объективной механики бытия человека, истолкованного с натуралистич. (в данном случае механистич.) позиции. До второй половины XIX в. взаимодействие человека и М. в осн. оценивалось в рамках прогрессивного понимания чел. природы: человек творит М. для улучшения своего существования, а М., в свою очередь, стимулирует прогресс чел. качеств за счет необходимости усложнения мыслительных и трудовых навыков для эффективной эксплуатации машинной техники. Действительно, развитие массового машинного производства в свое время стимулировало ряд прогрессивных изменений в социокульт. системе европ. об-ва, в частн., становление системы массового образования и т.п. Однако уже с конца XIX в. выявляется обратная сторона техн. прогресса, связанная с тем, что усложнение М. чисто технологически приводит к упрощению контрольно-эксплуатационных функций. Если в XIX в. было очевидно, что появление новых М. (паровозы, пароходы, электрические станки и т.п.) вызывает потребность во все более сложной подготовке специалистов (чем вызвано появление техн. шк. в системе образования европ. стран), то дальнейшее развитие техносистемы (особенно с началом НТР во второй половине XX в.) привело к тому, что самыми сложными М. может управлять фактически любой человек, способный всего-навсего прочесть «инструкцию по эксплуатации». Появление и массовое распространение в последней четверти XX в. электроннокомпьютерных М. (см. Машина вычислительная) подтвердило и обострило эту тенденцию. С конца XIX в. в соц.-гуманит. знании выявляется ряд направлений критики техногенной цивилизации, предлагающих то или иное переосмысление феномена М. В рамках этой критики М. предстает как тоталитарный миф (Мэмфорд), объективирующее начало (Бердяев), символ нивелирования чел. индивидуальности (Хайдеггер) и т.д. Кроме того, М. как символ совр. цивилизации и культуры стала принципиальным объектом критики в рамках характерной для XX в. филос. и худ. антиутопии (Замятин, Оруэлл, Хаксли и др.). Наряду с «антимашинной» стратегией в науч.-филос. культуре современности развивалась технократич. линия, наследующая от классич. эпохи оптимистическое понимание М. (см. Технократия). Благодаря фундаментальному значению М. в жизнедеятельности совр. об-ва этот термин обрел как обиходный смысл, так и метафорический. В первом случае речь идет об употреблении слова «М.» как синонима слова «автомобиль». Во втором случае слово «М.» употребляется для обозначения к.-л. абсолютно слаженной системы взаимодействия, порождающей ощущение полного автоматизма, безличности, автономности действия (напр., «военная М.», «М. власти», «М. шоу-бизнеса» и т.п.). В этом смысле понятие М. как «М. желаний» использовали Ж.Делез и Ф.Гваттари в работе «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения» (1972), ставшей одним из манифестов философии постмодернизма. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь