Машина

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МАШИНА
(machine) — устройство, выполняющее механические движения в целях преобразования энергии, материалов или информации. Различают М.: энергетические — преобразующие любой вид энергии в механическую и наоборот; рабочие (технологические) — преобразующие форму, свойства, положение материала (обрабатываемого предмета); транспортные — преобразующие положение материала (перемещаемого предмета); информационные (компьютеры, счетные М.), в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций. Строго говоря, современные компьютеры не являются М. — название сохранилось за ними в порядке преемственности от простых счетных М.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Машина
по [4], конспективно: как таковая в своем вещественном бытии - феномен цивилизации, характеризующий не только способ воздействия орудия на предмет, но и способ потребления сил природы.
Машина не развивается из орудия, а орудие не становится машиной. Машина осуществляет замещение человеческих сил силами природы. Само замещение - это не феномен культуры, а феномен цивилизации, реальное событие, имеющее свои допущения и свои следствия.
Машинное производство, согласно К.Марксу, делает случайным тот факт, что человек является носителем механической двигательной силы.
Ассоциативный блок.
Подробнее на эту и другие не менее интересные темы лучше прочитать в самой книге: Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.-М.:Наука, 1987.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Машина
«Если бы челноки ткали сами собой, – заметил однажды Аристотель, – ремесленникам не нужны были бы рабочие, а хозяевам – рабы» («Политика», I, 4). Это приблизительно и есть то, что мы называем машиной – способный двигаться предмет, лишенный души (автомат) и производящий какую‑либо работу, иными словами, эффективно использующий получаемую им энергию. Таковы ткацкий станок, стиральная машина, компьютер. Именно в этом смысле Декарт называл машинами животных, а Ламетри – людей – не потому, что они, как не слишком разумно полагал Декарт, лишены ума и способности чувствовать, и тем более не потому, что они сделаны из винтиков и болтов (разве не может машина состоять из клеток, иметь органы и отличаться биологической организацией энергетического и информационного обмена?), а потому что они бездушны, иначе говоря, представляют собой исключительно материальную субстанцию. С этой точки зрения Человек‑машина Ламетри есть выражение одного из самых радикальных положений материализма: мы все – лишь «животные и ползающие в вертикальном положении машины», как ни странно, живые (Ламетри был врачом), обладающие сознанием (благодаря мозгу, являющему собой одну из отдельных машин общей машины‑организма) и в силу этого способные страдать и наслаждаться, познавать и желать, наконец, действовать и любить. «Мы мыслим, и вообще бываем порядочными людьми только тогда, когда веселы или бодры; все зависит от того, как заведена наша машина» («Человек‑машина»).

Источник: Философский словарь.

Машина
в узком смысле слова система, созданная трудом человека для преобразования одного вида энергии в др. с целью получения полезного эффекта или производства полезной работы. Наряду с М., используемыми в сфере материального производства, заменяющими физический труд людей, уже в 17 в. появились М., заменяющие умственный труд (счетные М.). С развитием автоматизации и, особенно, в связи с возникновением кибернетики понятие М. стали распространять на очень широкий круг явлений: под М. понимаются не только системы, созданные человеком, но и живые организмы, а кибернетика как наука об управлении и связи представляет собой, по сути дела, науку о машинах. Такое понимание М. не имеет ничего общего с механицизмом 17—18 вв. Если Декарт рассматривал животное как М., лишенную души, а Ламетри и человека зачислял в разряд М., то в этом случае искажалось не понятие М., а понятие животного и человека, к-рые уподоблялись системам, действующим на основе законов механического движения. В совр. науке претерпевает изменение само понятие М., к-рое не связывается больше с к.-л. конкретной формой движения материи; наука, изучая закономерности М., исследует структуры систем управления, свойства и функционирование этих структур, отвлекаясь от их материального субстрата. Благодаря этому научные знания о М. могут быть использованы и для изучения функционирования человеческого организма, но лишь там, где у человека имеют место «машнноподобные» действия. Понятие М. следует рассматривать и как экономическую категорию, анализ к-рой дан Марксом.

Источник: Философский словарь. 1963

МАШИНА
(фр. machine, от лат. machina — устройство, сооружение) — сложный механизм или функциональное сочетание механизмов (см. Агрегат), выполняющее опред. целесообразные действия в форме мех. движений и преобразований. М., предназначенная для преобразования энергии в движение, называется «двигатель»; М., предназначенная для изменения положения к.-л. предметов или преобразования физ. свойств, форм, состояния предметов и материалов чел. труда, называется «рабочая М.», «М.-орудие»; М., выполняющая ряд сложных функций без вмешательства оператора на основе вводимой в нее программы, называется «автомат». М. как устройство, опосредующее чел. деятельность по преобразованию окружающей природной среды и усиливающее в опред. отношениях степень нашего воздействия на мир, явл. осн. элементом техники. В этом кач-ве М. — не только продукт чел. творчества, но и важный фактор, определяющий качеств. специфику проявления и, как следствие, понимания самой чел. природы. С началом развития техногенной цивилизации (XVIII—XIX вв.) понятие и образ М. становятся одним из важнейших символов, с к-рыми сопрягается принципиальное самоопределение человеческого. Уже в середине XVIII в. Ламетри создает интегральный образ человека как некой М., функционирующей по объективным з-нам природы вне к.-л. моральных, религ., культ. и др. воздействий. Последние рассматриваются лишь как закономерные следствия объективной механики бытия человека, истолкованного с натуралистич. (в данном случае механистич.) позиции. До второй половины XIX в. взаимодействие человека и М. в осн. оценивалось в рамках прогрессивного понимания чел. природы: человек творит М. для улучшения своего существования, а М., в свою очередь, стимулирует прогресс чел. качеств за счет необходимости усложнения мыслительных и трудовых навыков для эффективной эксплуатации машинной техники. Действительно, развитие массового машинного производства в свое время стимулировало ряд прогрессивных изменений в социокульт. системе европ. об-ва, в частн., становление системы массового образования и т.п. Однако уже с конца XIX в. выявляется обратная сторона техн. прогресса, связанная с тем, что усложнение М. чисто технологически приводит к упрощению контрольно-эксплуатационных функций. Если в XIX в. было очевидно, что появление новых М. (паровозы, пароходы, электрические станки и т.п.) вызывает потребность во все более сложной подготовке специалистов (чем вызвано появление техн. шк. в системе образования европ. стран), то дальнейшее развитие техносистемы (особенно с началом НТР во второй половине XX в.) привело к тому, что самыми сложными М. может управлять фактически любой человек, способный всего-навсего прочесть «инструкцию по эксплуатации». Появление и массовое распространение в последней четверти XX в. электроннокомпьютерных М. (см. Машина вычислительная) подтвердило и обострило эту тенденцию. С конца XIX в. в соц.-гуманит. знании выявляется ряд направлений критики техногенной цивилизации, предлагающих то или иное переосмысление феномена М. В рамках этой критики М. предстает как тоталитарный миф (Мэмфорд), объективирующее начало (Бердяев), символ нивелирования чел. индивидуальности (Хайдеггер) и т.д. Кроме того, М. как символ совр. цивилизации и культуры стала принципиальным объектом критики в рамках характерной для XX в. филос. и худ. антиутопии (Замятин, Оруэлл, Хаксли и др.). Наряду с «антимашинной» стратегией в науч.-филос. культуре современности развивалась технократич. линия, наследующая от классич. эпохи оптимистическое понимание М. (см. Технократия). Благодаря фундаментальному значению М. в жизнедеятельности совр. об-ва этот термин обрел как обиходный смысл, так и метафорический. В первом случае речь идет об употреблении слова «М.» как синонима слова «автомобиль». Во втором случае слово «М.» употребляется для обозначения к.-л. абсолютно слаженной системы взаимодействия, порождающей ощущение полного автоматизма, безличности, автономности действия (напр., «военная М.», «М. власти», «М. шоу-бизнеса» и т.п.). В этом смысле понятие М. как «М. желаний» использовали Ж.Делез и Ф.Гваттари в работе «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения» (1972), ставшей одним из манифестов философии постмодернизма. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
371.75 кб

Машина и тело в трансцендентальной космологии Хр. Вольфа и Хр. А. Крузия

Харитонова Алёна Михайловна
Отмечается, что для философии XVIII века характерно активное использование понятия машины в расширительном значении, прежде всего — для описания мира в целом и различных тел, составляющих его.
Читать PDF
377.66 кб

«Человек-машина» как антропологическая эпистема индустриальной цивилизации

Степанова Инга Николаевна
Методологическим инструментом анализа понимания человека индустриальной цивилизации является «антропологическая эпистема» «человек-машина».
Читать PDF
445.97 кб

Массовые опросы как «Эпистемическая машина»: социология в стиле «Киберпанк»

Куракин Дмитрий
Работа посвящена проблематизации методологического мейнстрима современной социологии массовых опросов. В качестве теоретической платформы анализа выбрана социология техники.
Читать PDF
174.88 кб

Душа/машина

Погоняйло Александр Григорьевич
Механицизм Нового времени трактуется в статье не как одно из течений или направлений новоевропейской философии, а как пример собственно философского мышления из начала — изначального мышления.
Читать PDF
524.00 кб

Толкование понятия «Машина, имитирующая жизнь»

Сурхаев Магомед Абдулаевич, Новиков Александр Петрович, Никишина Анна Александровна, Авчиева Тамара Авчиевна
В статье содержится толкование особенностей программных систем, которые обоснованно классифицируются в статусе результатов моделирования одной или одновременно нескольких граней многогранно толкуемого интеллекта субъекта.
Читать PDF
599.51 кб

Информационные технологии как «Машина эксплуатации»

Григорова Я.В.
Статья посвящена исследованию трансформации эксплуатации труда второй половины XX века, описанной в постопераистской философии.
Читать PDF
121.33 кб

Человек и машина в русской религиозной философии

Александров Владимир Борисович
В статье рассматриваются взгляды русских философов на проблему человеческого бытия перед лицом научно-технического прогресса.
Читать PDF
1.48 мб

Человек и машина между вычислением и творчеством

Шестакова И.Г.
В процессе философского осмысления современных реалий развития технологии инфокоммуникаций автор задается вопросом правомерности представления о человеке как вершине эволюции.
Читать PDF
263.05 кб

Машина и время: счет, память и скорость

Комаров Сергей Владимирович
Рассматривается временная сущность машины, которая заключена в принципе ее работы и реализована в ее конструкции. Время машины оказывается количественным повторением рабочих движений и в этом смысле наличным временем.
Читать PDF
9.84 мб

Интервью с проф. Элизабет фон Самсонов «Тело, машина и искусство»

Степанов Михаил Александрович
В интервью с известной австрийской философиней Элизабет фон Самсонов обсуждаются актуальные проблемы современной философии и искусства. Как трансформируются понятия душа и тело в медиализированном мире?
Читать PDF
97.30 кб

О понятиях организма и организации у Н. А. Бердяева (Актуальные аспекты работы "человек и машина")

Ерофеева Ксения Леонидовна
Рассматривается проблема соотношения естественного и искусственного, организма и организации в работе Н.А. Бердяева «Человек и машина».
Читать PDF
591.51 кб

"МАШИНА ВЛАСТИ" ИЛИ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ

Исаев И.А.
Статья посвящена сложным и многоаспектным отношениям, возникающим в области государственного управления, символическим воплощением которых является «машина власти».

Похожие термины:

  • Машина, творящая богов

    «МАШИНА, ТВОРЯЩАЯ БОГОВ» (1988) — произведение франц. психолога и мыслителя Сержа Московичи (род. 1928), внесшее наряду с сочинением «Век толп. Исторический трактат по психологии масс» (1981) большой вкла
  • ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

    Lhomme machine) — трактат Ж. О. Ламетри. Впервые анонимно издан в Лейдене в 1747 (во Франции он сразу же был запрещен). В 18 в. переиздавался не менее 10 раз и приобрел общеевропейскую известность. Основные идеи
  • МАШИНА и МАШИННОСТЬ

    от греч mechos - уловка, махинация) - понятия, обозначающие определенное техническое средство и общий принцип его организации и функционирования, применяемый вне производственно-технической сферы. С
  • ЛОГИЧЕСКАЯ МАШИНА

    механическое, электромеханическое или электронно-вычислительное устройство, предназначенное для полуавтоматического или автоматического решения широкого круга математических и логических за
  • МАШИНА ВРЕМЕНИ

    гипотетическая техническая система, способная переносить человека вдоль оси времени в прошлое или будущее. Построение «машины времени» - вековая мечта человечества, которая многим, подчас выдающ
  • МАШИНА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ

    (англ. computing machine) — устройство или совокупность устройств, предназначенных для механизации и автоматизации процесса обработки информации (вычислений). Различают след. типы М.в.: мех., электрич., эле
  • ЖИВОТНЫХ-МАШИН ТЕОРИЯ

    Теория Декарта, считавшего, что животные не обладают психикой и что их движения сводятся к комплексу сугубо материальных процессов (механических и химических). «Животные не просто менее разумны, ч
  • МАШИННОЕ ВРЕМЯ

    1) период, в течение которого машина (агрегат, станок и т.п.) выполняет работу по обработке или перемещению изделия без непосредственного воздействия на него человека; 2) в вычислительной технике вре
  • МАШИНОВЕДЕНИЕ

    наука о машинах, включающая машин и механизмов теорию, конструирование и расчет на прочность деталей машин, изучение трения и износа в машинах.
  • МАШИННАЯ ТЕОРИЯ ЖИЗНИ

    сравнение, а у крайних представителей этой теории (напр., у Юлиуса Шульца) даже отождествление живого организма с машинами. Согласно Декарту, животные - это машины (автоматы) без "души"; Ламетри напис
  • МАШИННОЕ ИСКУССТВО

    тенденция в эволюции художественного модернизма (см. Модернизм), фундированная программной идеей соединения художественного и технического творчества. Генетически восходит к раннему футуризму
  • МАШИННЫЙ ФЕТИШИЗМ

    наряду с экономическим, политическим и другими формами фетишизма является элементом псевдосинкретизма на определенных этапах его развития. Формы фетишизма существуют, вытесняя друг друга и пере
  • БОГ ИЗ МАШИНЫ

    (лат. Deus ex machina) - в древнегреческих сценических представлениях фигура, изображающая одного из персонажей языческого пантеона и необходимая для развязки сложной драматической ситуации. В более общ
  • ЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

    механические, электромеханические или электронные устройства для полуавтоматич. или автоматич. выполнения к.-л. операций логики. Л. м. применяются для анализа и упрощения формул нек-рых разделов л
  • МАШИНЫ ЖЕЛАНИЯ

    базовое понятие концепции шизоанализа (см. Шизоанализ), фиксирующее в своем содержании самодостаточную спонтанную креативность субъективности (в контексте моделирования социальной процессуаль
  • Животного‑Машины Теория

    Предложенная Декартом и картезианцами теория, согласно которой животные суть механизмы, лишенные способности мыслить и чувствовать. Собака скулит, когда ее бьют? Ну и что? Будильник тоже звенит, а