МАРКСИЗМ
Источник: Словарь по культурологии
В. Е. Кемеров
Источник: Современный философский словарь
Марксизм-ленинизм - система экономических, социально-политических и философских взглядов, выступившая в XX в. как мировоззрение рабочего класса и наука о законах развития общества, природы, мышления, о законах революционной борьбы пролетариата и всех трудящихся за свержение капитализма и построение социалистического общества. Идеологическая основа многих коммунистических и социал-демократических партий. Стержень теории - утверждение исторической миссии пролетариата. На базе созданного в XIX в. учения К. Маркса развита В. И. Лениным и его последователями применительно к новым историческим условиям.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Основные маркеры экономической теории К. Маркса — учение о двойственности заключенного в товаре труда, постулирование реальности абстрактного труда, трудовая теория стоимости, учение о прибавочной стоимости, вывод о понижении по мере развития буржуазных отношений нормы прибыли, положение о неизбежности социалистической революции. Маркс особенно гордился открытием абстрактного труда. Но можно показать, что вопреки Марксу таковой не существует.
М. сложился как самостоятельное учение во второй половине XIX в. За прошедшие годы его не удалось сколько-нибудь весомо увязать с философией науки. Более всего он популярен среди представителей леворадикального движения, но не в философии науки. Давно уже не у дел находится и теория отражения, и диалектика, и учение о развитом социализме. В нашей стране по прямому указанию И.В. Сталина М. была придана форма марксизма-ленинизма. На протяжении всего советского времени делались непрекращающиеся попытки реализовать научный потенциал М. Эти усилия не увенчались успехом.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Можно, с известной долей условности, выделить четыре основных направления в современной западной мысли, где отдельные элементы М. играют значительную роль:
-"гуманистическое", к которому относится Франкфуртская школа , а также "философия надежды" Блоха, "философия практики", сложившаяся вокруг одноименного югославского журнала (Г. Петрович, П. Враницкий, М. Маркович, С. Стоянович) и "философия человека", развивавшаяся преимущественно польскими авторами (Л. Колаковский, А. Шафф);
- "структуралистское" (Альтюссер, Гольдман и их последователи);
- "психоаналитическое", возникшее из попыток синтеза Маркса с Фрейдом (фрейдомарксизм) и с Лаканом ("лаканомарксизм" С. Жижека и Люблянской школы психоанализа);
- "деконструктивистское" (Джеймисон, Йельская школа).
Начиная с 80-х годов для характеристики марксистски ориентированных течений в социальной философии используют также термин постмарксизм. К нему, наряду с классиками (Адорно, Арендт, Хабермас), относят прежде всего таких авторов как Эрнесто Лаклау, Шанталь Муфф, Ален Турен.
J. Derrida. Spectres de Marx. P., 1993; E. Laclau.Ch. Mouffe.Hegemony and Socialist Strategy: Towards a radical democratic politics, 1985; N.P. Mouzelis. Post-Marxist Alternatives. L.,1990; M. Ryan. Marxism and Deconstruction: A critical Articulation. Baltimore, 1982.
Источник: Современная западная философия: словарь
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Т. G. Masaryk. Die philos. und soziolog. Grundlagen des M., 1899 (tschech. 1898); G. Plechanow. Grundprobleme des M., 1910; K. Korsch. M. und Philos., 1923; G. Lukäcs. Gesch. u. Klassenbewußtsein, 1923; J. M. Bochenski. Der sowjetruss. dialekt. Materialismus, 1950; E. Metzke. M.studien, 1954; M. Lange. Leninismus, Stalinismus, 1955;
R. Schlette. Sowjethumanismus, Prämissen u. Maximen kommunist. Pädagogik, 1960; I. Fetscher. Der M., seine Gesch. in Dokumenten, 1962; J. Barion. Hegel u. die marxist. Staatslehre, 1963; R. Aron. Marxismes Imaginaires. D’une Sainte Familie ä l’autre. Paris, 1970, dt. 1970; A. v. Weiss. Neomarxismus. Die Problemdiskussion im Nachfolgemarxismus 1945—1970, 1970; D. Böhler. Metakritik der marxist. Ideologiekritik, 1971; A. Schmid. Gesch. u. Struktur. Fragen einer marxist. Historik, 1971; M. Niel. Psychoanalyse des M., 1972; P. Vranicki. Gesch. des M., I—II, 1972—1974; L. Kolakowski. M. — Utopie u. AntiUtopie, 1974; T. Hanak. Die Entwicklung der Marxist. Philos., 1976; I. Fetscher. Grundbegriffe des M., 1976; A. Neusüss. M. Ein Grundriß der Großen Methode, 1981; R. Walther. M., in: O. Brunner u.a.(Hgg.). Geschichtl. Grundbegriffe, III, 1982; G. Labica, G. Bensussan (Hgg.). Krit. Wörterbuch des M., 1983 ff.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философия. Словарь по обществознанию
Следует различать взгляды Маркса и взгляды его предшественников и последователей, а также разные элементы мировоззрения самого Маркса. В марксизме все это перепутано.
1. Многие положения марксизма принадлежат не Марксу. Некоторые из них высказывались еще до Маркса, например положения о том, что общество состоит из классов, что существует классовая борьба, что наша цель — коммунизм и т. д. Во времена Маркса понятие класса было настолько распространенным, что Маркс не видел никакой необходимости в его определении. Кроме того, Марксу были приписаны мысли, ему самому чуждые. Главные из них высказал Энгельс, посредственный мыслитель, философия которого считается выражением взглядов Маркса. Между прочим, именно Энгельс изобрел суеверие, называемое диалектическим материализмом. Дело в том, что Маркс в зрелые годы перестал заниматься философией и даже (совершенно справедливо) осудил современную ему синтетическую философию. Однако в силу того, что сторонники марксизма вначале имели наибольший успех в Германии, где каждый гуру просто обязан быть философом, начались поиски «марксистской» философии, и, не зная ранних работ Маркса, люди уверовали, что марксистская философия изложена Энгельсом. Сегодня мы знаем, что это далеко не так и что многие взгляды Энгельса не согласуются с позицией Маркса.
Наибольшее влияние на «развитие» марксизма оказали русские, особенно Плеханов и Ленин; взгляды последнего, соединенные со смесью из Маркса и Энгельса, получили название марксизма-ленинизма и до сих пор являются наиболее влиятельной разновидностью марксистского суеверия.
2. Кроме того, достаточно сложными являются взгляды самого Маркса, и ценность различных аспектов его мышления неодинакова. Маркс был прежде всего ученым и считал себя таковым. Свою задачу он видел в создании «научного социализма» и социологии (одним из основателей которой он является) по образцу физики. В этом отношении Маркс, несомненно, выдающийся мыслитель, хотя и не особенно удачливый, ибо большинство его научных гипотез оказались ошибочными: гипотеза о приближающемся царстве свободы, гипотеза о растущем обнищании пролетариата, о крушении капитализма и т. д. и т. п. Во времена Маркса эти гипотезы носили научный характер, однако видеть в них сегодня философские догматы было бы ребяческой наивностью. Марксу принадлежит также ряд оригинальных философских замыслов, однако все они остались неразработанными, и считать его философом было бы недоразумением: одних замыслов мало, а их обоснованием Маркс почти не занимался. Далее, Маркс был моралистом и в этом качестве сыграл настолько важную роль, что мы в Европе и сегодня ходим в его учениках. Наконец, Маркс был сторонником Просвещения: он верил в неизбежное поступательное движение человечества, главным образом благодаря «свету» науки, к раю на Земле. Зная реальное положение дел, никто сегодня не разделяет этих взглядов, однако в отсталых странах ими до сих пор охвачены и народные массы, и интеллектуалы.
Таким образом, соглашаться со всем, что сказал Маркс, а также с тем, что придумали его последователи вроде Ленина,— значит присоединяться к постыдному суеверию.
Положение усугубляется тем, что, в отличие от других суеверий (например, астрологии или идеализма), марксизм до сих пор насильственно навязывают в странах, называемых социалистическими, где ученые, философы и т.д., зная, что имеют дело с заблуждением, тем не менее подчиняются властям и прославляют марксизм как непогрешимое пророчество. В течение долгих веков человеческая мысль не знала унижения, подобного тому, какому она подверглась под властью марксизма.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
Источник: История Философии: Энциклопедия
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. […] В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства […]. Развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» («Критика политической экономии», Предисловие).
Лично я испытываю в отношении Маркса искреннее восхищение и симпатию, однако при чтении последнего предложения по спине у меня начинает пробегать холодок. В его готовности перечеркнуть все прошлое, объявив его предысторией во имя будущего, во имя некоей подлинной истории, которая, собственно, еще и не начиналась, мне слишком явственно видится убийственная структура утопии, стремление объявить ошибкой реальную действительность, лишить ее значения, отбросить как что‑то ненужное (я понимаю утопию как вытеснение реальной действительности, т. е. как нечто вроде исторического психоза) и поставить к стенке наше печальное и полное страданий сегодня во имя радужного завтра. Мне скажут, что каждый человек имеет право мечтать, мало того, мечтать необходимо. Кто спорит? Но разве для этого следует объявить, что все, случившееся прежде, было всего лишь долгим, очень долгим и насквозь лживым сном? И с какой стати возводить эту мечту в ранг твердо доказанной уверенности? Да, Маркс мечтал о другой политике, он всей душой желал ее, стремился к ней и подготавливал ее, и если кто и станет упрекать его за это, то только не я. Его ошибка заключалась в том, что он придал этой мечте видимость науки, в то же самое время не отказываясь предписать ей собственную добродетель. Марксизм претендует на изложение истины о том, что есть (капитализм), и о том, что должно быть (коммунизм). Отсюда его врожденная склонность к догматизму и прогнозируемая склонность к тоталитаризму. Сталин использовал эти склонности марксизма, положив их в основание своего трона. Но истина не принимается большинством голосов, а подлинный спор об истине возможен только между компетентными умами. Если существует научная политика (марксизм, в частности в разновидности ленинизма, претендовал именно на звание научного), то зачем тогда демократия? Это все равно что проводить голосование по поводу того, какая завтра будет погода… И какой ученый как представитель той или иной конкретной науки станет прислушиваться к мнению, даже самому искреннему, людей, которые в этой науке ничего не смыслят? Все мы имеем право на ошибку, но ошибки должны быть исправлены, а это требует труда – объяснения или исцеления, чем и занимаются педагогика и терапия. Всякое расхождение во взглядах становится признаком столкновения интересов или непонимания; позиции оппонентов идеологически подозрительны (очередная «служанка буржуазии») и научно несостоятельны (такой‑то – идеалист; такой‑то – невежда). Никто не бывает реакционером по собственной воле, исключая богатых. Устраним богачей, воспитаем или перевоспитаем всех остальных, и человечество сметет последний барьер на пути к справедливости и счастью. Именно таким образом привлекательная внешне утопия, подкрепленная сильным философским учением, с самого начала своего возникновения обнаружила дрейф в сторону бюрократической концепции политики (коммунистическая партия как научный и революционный авангард пролетариата), чтобы, воплотившись в реальную власть, обернуться всем известными трагедиями тоталитаризма. Можно ли было этого избежать? Мы этого никогда не узнаем, если только не пожелаем повторить опыт, что представляется не самым разумным. Но это не освобождает нас от необходимости читать Маркса и Энгельса, размышлять над прочитанным и иногда использовать то ценное, что в нем содержится, – критический подход к объяснению некоторых явлений. Правда, прочитанное должно охладить наш пыл именовать себя марксистами. Учение Маркса, потерпевшее неудачу всюду, где его последователи сумели прийти к власти, почти всегда незаконным путем (во всяком случае, в его революционной версии), причинило немало зла, чтобы мы принимали его целиком. Это лженаука, способная привести к настоящим диктатурам. Надо сказать, что, читая Маркса, трудно не испытывать своего рода ностальгии, смешанной с ужасом, однако она не способна заменить анализ. Тот факт, что столь могучий ум смог, хоть и косвенно, стать причиной кошмарных событий, служит лишним доводом не слишком доверять уму – но, конечно, не для того, чтобы попытаться обходиться без него.
Источник: Философский словарь.
М. возник в середине XIX в., возникновение его связано с именами немецких мыслителей К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895). Традиционно начало периода «зрелого» М. относят к 1844–45 годам. До этого времени Марксом были написаны докторская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», ряд интересных в философском отношений статей, вышедших в «Рейнской газете», «Немецко-французском ежегоднике». Большой интерес представляет незаконченная работа Маркса, опубликованная только в 1932 году, – «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Контуры философского подхода к пониманию проблемы человека, к специфике философии намечены в небольшой работе «Тезисы о Фейербахе». Идеи общефилософского плана содержатся и в «Капитале».
Философские работы Энгельса достаточно многочисленны: ранние работы «Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и Откровение», «Шеллинг – философ во Христе»; «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Развитие социализма от утопии к науке», незаконченная работа «Диалектика природы». Социально-философская доктрина М. изложена и в совместных работах Маркса и Энгельса: «Святое семейство», «Нищета философии», «Немецкая идеология» и др.
М. в силу своей включенности в идеологический процесс всегда нес на себе груз ограниченных интерпретаций, однозначных оценок. Перед современными исследователями стоит задача открытия М. заново. Среди дискуссионных вопросов истории М. – круг концепций, повлиявших на формирование философии М. Сами основоположники учения и их продолжатели не раз вполне однозначно связывали М. с философией Гегеля и Фейербаха , экономическими взглядами А. Смита и Д. Рикардо, идеями социалистов-утопистов – Р. Оуэна, А. Сен-Симона , Ш. Фурье. Однако современные исследователи выявляют более широкий круг идей: это и разнообразные учения «первого» позитивизма, и идеи Фихте , и французские материализм 18 столетия, и идеи «мировой воли» Шопенгауэра , и кантовский критицизм. Другая проблема связана с периодизацией М., определением начала подлинного, «аутентичного», зрелого М. Предметом исследования является также степень расхождений между философскими воззрениями Маркса и Энгельса. Современные исследователи отмечают не только различие их теоретических интересов, но и «взаимоисключающие» философские ориентации Маркса, связанного с немецкой идеалистической философией, и позитивистски ориентированного Энгельса (Т. Рокмор).
Философская оригинальность М. связана с изменением понимания задач философии, с разработкой ряда проблем, связанных с методологией социально-гуманитарного познания, в частности экономической теории; с радикальной модернизацией материалистической концепции; с исследованием проблем генезиса общества, человека, таких социальных институтов, как семья, государство, собственность; с созданием оригинальной философии истории и общесоциологической теории; с осмыслением роли идеологии в социальном процессе, с осмыслением соотношения бытия и сознания в сфере социального; с созданием основ философской антропологии, с изучением «превращенных» форм сознания, таких, например, как фетишизм.
Марксистская модель познания представляет особый, «переходный» тип рациональности , выходящий за рамки классической рациональности и открывающий дорогу новому типу философствования. Одним из принципов марксистской теории познания является «историзм», или культурно-исторический релятивизм, познание рассматривается как «свернутая» форма человеческих предметных действий в мире, «практика» – социально-историческая материальная деятельность – является критерием истины. Однако образ полного и законченного знания и образ совершенного субъекта познания всё же сохраняется в гносеологии М. В неопределенном будущем возможно радикальное изменение и объекта, и субъекта познания. Общество, изжившее внутренние антагонизмы, становится таким объектом познания, который готов открыть себя, всё богатство своих связей человеку. Объект уже не производит иллюзорные формы сознания, он «прозрачен» для познающего субъекта, преодолевшего свою социальную ограниченность и ставшего «всеобщим» субъектом.
Для М. характерен системный подход к обществу, рассмотрение его как многомерной системы социальных взаимосвязей. Центральное понятие общесоциологической теории М. – общественно-экономическая формация, иными словами, «скелет» общества, идеальная модель, позволяющая абстрагироваться при его исследовании от случайного. Формация включает в себя «базис» – производственные отношения, прежде всего отношения собственности и соответствующую политико-юридическую «надстройку». Наряду с понятием формации в М. выделяются понятия общества, социального организма, общественно-исторической эпохи. Исторические типы формации составляют ступени мировой истории. Реальная история не совпадает с ее идеальной моделью, существуют уникальные социально-исторические образования. Так, сам Маркс писал о наличии особого типа общества в странах Востока.
Другой раздел социальной теории М. – это исследование общества с точки зрения его классовой структуры, то есть как совокупности социальных групп, прежде всего «классов». Только взаимодействие этих двух подходов к обществу (общество как система отношений и общество как совокупность больших групп людей) позволяет понять механизмы общественного развития, специфику «социальной формы движения материи». Определенный вклад внес М. в решение вопросов антропо– и социогенеза, взаимоотношений природы и общества. Некоторые исследователи считают бесспорным приоритет Энгельса в разработке экологической проблематики.
Философская антропология, учение М. о человеке стало предметом многочисленных, часто противоположных интерпретаций. По мнению М., человек, взятый вне коллективных форм своей жизнедеятельности, – ничто. Сущность человека – это не его «личная» собственность, не его неотчуждаемые свойства, не «абстракт», присущий отдельному индивиду, – это совокупность всех общественных отношений. С точки зрения русского философа С. Булгакова , М. – это «похоронная песнь» личности. Ж. П. Сартр считает Маркса основоположником близкой экзистенциализму концепции личности. Многие исследователи в прошлом и в настоящее время отмечают «двойственность» М., наличие в нем социологически-экономического подхода к явлениям общественной жизни и ценностно-гуманистическую линию.
В статье «Исторические судьбы учения Карла Маркса», написанной к 30-й годовщине его смерти, в 1913 году, В. И. Ленин выделяет три этапа развития М: 1. С революции 1848 года до Парижской коммуны, до 1871 года – М. одерживает победу над всеми социалистическими течениями. 2. От Парижской коммуны до русской революции 1905 года – распространение М. в массах и борьба с «внутренними» врагами М. 3. От русской революции и далее – эпоха грядущих триумфов М. Судьба М. оказалась не столь безоблачной. Вместе с тем внимание к нему мыслителей самых разных направлений, настойчивое стремление ассимилировать М. свидетельствует о большом эвристическом потенциале этого учения, не реализованном и поныне.
Попытки реформировать М. начались уже со времени его возникновения как в западной, так и в российской общественной мысли. Позитивизм, эмпириокритицизм, неокантианство , философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм претендовали на адекватное прочтение философии М.
Уже в конце XIX в. Э. Бернштейн увидел серьезное противоречие между «экономическим детерминизмом» М. и этической окрашенностью этого учения. В духе кантианства он признал, что учение М. о грядущем коммунизме является не реальной целью прогрессивных политических движений, но лишь их «регулятивным принципом»: конечная цель – ничто, движение к ней – всё. Путь политических компромиссов, а не кровавых переворотов должен стать основным. Государство утрачивает свою «антагонистическую природу», становится органом управления. Кантовско-позитивистский вариант М. получил развитие в России в конце XIX – начале XX в. в среде русской социал-демократии (Богданов , Базаров, Луначарский и др.) В работах Луначарского стремление рассматривать М. лишь как социально-экономическую теорию, которая нуждается в философском «дополнении», соединилось с эстетико-религиозным комплексом идей, близких «философии жизни». В послеоктябрьский период в России делались попытки сближения марксистских представлений о человеке с фрейдизмом и прагматизмом, инструментализмом Дж. Дьюи.
Гегельянский вариант М. представлен в трудах Д. Лукача (1885–1971). Главная характеристика социальной реальности – «тотальность», всеобщность связей. Пролетариат – это «тотальный субъект», деятельность которого есть фактически воплощение стадии «абсолютного Духа» и ведет к полному слиянию мысли и действия. Особое место в неомарксизме гегелевского толка занимает философия Э. Блоха (1885–1977) – «философия надежды», «еще-не-бытия».
Французский философ Р. Гароди (1913–1973) отталкивается от фихтеанской идеи интерпретации М., от идеи абсолютной субъективности. Он сторонник «социализма с человеческим лицом», «персоналистского М.», «реализма без берегов» в теории искусства, сторонник культурной полифонии. «Аутентичный» М. Л. Альтюссера предлагает противоположную интерпретацию М. Необходима полная его «дегуманизация», рассмотрение общества как сложного структурного объекта, доступного строго научному анализу.
Итальянский марксист А. Грамши (1891–1937) насыщает марксистскую теорию образами Ницше и Макиавелли . В центре его философской интерпретации – понятия воли, господства, гегемонии. Центральной силой, способной повлиять на историю, оказывается у Грамши интеллигенция.
Попытка дополнить М. достижениями психоанализа была осуществлена во «фрейдо-марксизме» (Г. Маркузе , А. Шмит, А. Лоренцер, З. Бернфельд и др). У истоков фрейдо-марксизма стоят Э. Фромм и другие философы Франкфуртской школы . Маркс не понимал, считают сторонники этого направления, что совершенное общество не может быть создано людьми, не свободными от невротических влечений. Психические заболевания – это своеобразный «революционный потенциал», проявления протеста. Борьба государства с психическими заболеваниями – это своего рода социальная репрессия. Идею классовых антагонизмов М. также необходимо трансформировать, учитывая более фундаментальный антагонизм – антагонизм полов.
Источник: Краткий философский словарь.
Принято различать три составные части М.: философию, политическую экономию и учение о социализме. Теоретическими источниками М. были: немецкая классическая философия (Маркс и Энгельс неоднократно упоминали о том огромном влиянии, которое оказала на них философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха), классическая буржуазная политическая экономия (Д. Риккардо, А. Смит и др.), социалистические идеи Р. Оуэна, Ф. Фурье, К. СенСимона. Все три составные части М. органически связаны между собой. Однако краеугольным камнем является философская теория общества и методология его познания. Поэтому не случайно формирование М. началось c критического переосмысления существовавших философских концепций.
В истории философии был накоплен огромный материал, посвященный анализу сознания субъекта, в том числе и его активности (И. Кант, Г. Гегель). Однако открытым оставался вопрос, что является основой самого сознания, почему в определенную историческую эпоху появляются именно такие общественные идеи, которые затем отвергаются обществом, а на смену им приходят иные идеи, иногда прямо противоположные. Эта проблема впервые в истории философии была решена в М. с позиции последовательного материализма. Суть материалистического подхода к анализу сознания состоит в том, что не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание. Этот исходный материалистический принцип лег в основу философской концепции М., которую ее основатели называли материалистическим пониманием истории, или историческим материализмом. Понятие «бытие» конкретизировано в М. посредством категории «способ производства». Последний рассматривается в качестве материальной, экономической основы общества и представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. М. не ограничивает жизнь общества одной экономической основой, но выявляет его системный характер. Экономические, или производственные, отношения составляют реальный базис общества, над которым возвышается и которым в конечном счете определяется духовная жизнь общества, а также институты и учреждения, включая государство, зависящие от конкретноисторического базиса и составляющие надстройку общества.
Диалектикоматериалистический подход к объяснению общества органически связан в М. с признанием существования объективных законов исторического развития. Основным, базисным законом является закон соответствия производительных сил и производственных отношений. Развивающиеся производительные силы вступают в противоречие с относительно более устойчивыми и консервативными производственными отношениями. Конфликт разрешается путем реформ или революций, в ходе которых разрушается старая и создается новая надстройка, обеспечивающая благоприятные условия для утверждения новых производственных отношений, соответствующих изменившимся производительным силам.
Открытие закона соответствия в сочетании с другими историческими закономерностями дало возможность обнаружить объективный критерий для определения этапов исторического развития. В М. в качестве таких этапов выделяются исторические формации, каждая из которых закономерно возникает и со временем столь же закономерно погибает. Учение о формациях позволило преодолеть субъективизм и представить развитие истории как естественноисторический процесс смены общественноэкономических формаций. Ни одна формация не погибнет, пока не будут исчерпаны все заложенные в ней возможности и пока не созреют объективные предпосылки перехода на новую, более высокую ступень развития.
Будучи философской теорией, диалектикоматериалистическое понимание истории является вместе с тем и основой методологии научного познания общества. Марксистская диалектическая логика включает в себя такие методы, как системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение исторического и логического, обнаружение начала познания, т.е. логический метод выделения так называемой «клеточки», в которой заложены в свернутом виде все основные противоречия и характеристики исследуемого объекта. Для рыночной экономики такой исходной «клеточкой» является категория стоимости.
Политическая экономия — это вторая составная часть М. Ее основу составляет учение о стоимости, а также о происхождении и сущности прибавочной стоимости как экономической основы эксплуатации. Это определило и принципиально новую постановку вопроса о роли и назначении философии. Широко известный тезис Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3, с. 4, 1955) стал одним из центральных принципов М.
Третья составная часть М. — учение о коммунистической формации, путях и методах освобождения человека. Предпосылкой решения данных вопросов является философский анализ сущности человека. В рамках М. человек рассматривается не как некая абстракция, наделенная сознанием, первичным по отношению к его реальной жизни, а в связи с теми конкретными условиями, в которые он включен и которые формируют его идеалы, интересы, цели. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». (К. Маркс и Ф, Энгельс. Соч. Т. 3, с. 3, 1955). Чтобы сделать человека свободным, надо изменить его бытие, в первую очередь преобразовать экономические отношения, обрекающие человека на несвободу.
Осуществить эту задачу невозможно лишь путем воздействия на сознание, т.е. с помощью просвещения, пропаганды других средств. Освобождение человека — задача не просто теоретическая, но практическая.
Коренное изменение мира связывается в М. с переходом от капиталистической формации к коммунизму. Базисом коммунистической формации является общественная собственность на средства производства, утверждение которой должно привести к исчезновению экономического неравенства, а вместе с ним классов, классовых антагонизмов и классовой борьбы. Переворот в базисе обусловливает и соответствующий переворот в надстройке: постепенное уничтожение государства и переход к самоуправлению трудящихся.
В М. выделяются две фазы развития новой формации: социализм, или неполный коммунизм, и собственно развитой коммунизм. Первой фазе предшествует переходный период, на протяжении которого в обществе еще сохраняются классовое деление и государство. Однако последнее перестает обслуживать и защищать интересы эксплуататорских классов и становится политическим орудием пролетариата, т.е. по своей сущности и направленности диктатурой пролетариата. Все перечисленные изменения в базисе, социальной структуре и надстройке общества рассматриваются в М. не как самоцель, а как обязательное и необходимое условие достижения главной цели: ликвидации всех видов отчуждения, свободного самоопределения и саморазвития человека. Поэтому ни ликвидация частной собственности, ни ее огосударствление сами по себе не могут рассматриваться как синонимы социализма и тем более коммунизма, если они не обеспечивают подлинной свободы личности. Коммунизм — это общество, в котором свобода каждого есть условие свободного развития всех.
Переход от капитализма к коммунизму рассматривается в М. как закономерный, но отнюдь не автоматический процесс. Он осуществляется в ходе революционной классовой борьбы трудящихся, возглавляемых пролетариатом. Огромную роль при этом играют факторы сознательности и организованности пролетариата.
В заключение отметим, что еще при жизни Энгельса, а особенно после его кончины, в Европе возникли политические организации, называвшие себя марксистскими. Однако по ряду принципиальных вопросов взгляды их лидеров были далеко не однозначны. К началу XX в. в М. четко обозначилась группа «ортодоксальных марксистов», наиболее яркими представителями которой были Г.В. Плеханов и К. Каутский, выдвигавшие на первый план учение об объективном характере общественных законов и недопустимости волюнтарист ского перепрыгивания через незавершенные ступени развития. На этом основывалось их неприятие Октябрьской революции. И Плеханов, и Каутский полагали, что в России нет объективных предпосылок для социализма и что последние могут сформироваться только на базе капитализма. Ортодоксальному М. противостояла группа «левых» марксистов во главе с В.И. Лениным, резко критиковавшим «ортодоксов». На основе анализа империализма Ленин сделал вывод, что в новых условиях социалистическая революция может произойти не обязательно в одной из высокоразвитых стран, но в той из них, которая окажется «слабым звеном» в общей цепи империализма. Такой страной он считал Россию. Начавшаяся там революция будет поддержана борьбой пролетариата высокоразвитых стран против мировой буржуазии. Абсолютизируя роль субъективного фактора, Ленин доказывал, что не следует ждать, когда созреют объективные условия для социалистического переворота, ибо существует иная возможность: начать с революции, а затем использовать диктатуру пролетариата для постепенного и планомерного создания этих объективных факторов.
После того как революционное движение в Европе и Америке пошло на убыль, на Западе наряду с коммунистическими стали приобретать все больший политический вес социалдемократические партии. Первоначально их лидеры формально принимали M., хотя и выступали с критикой отдельных положений теории Маркса. Затем из программ этих партий был исключен пункт о диктатуре пролетариата; постепенно европейская социалдемократия заняла место левого крыла буржуазнолиберального движения. В Советском Союзе и странах социалистического лагеря М. стал официальной государственной идеологией и призван был истолковывать, защищать и оправдывать политическую линию правящей партии и ее лидеров. Классовоидеологические моменты, изначально присущие М., были абсолютизированы и зачастую подавляли научную составляющую М. С позиции ленинского принципа партийности отрицались все достижения зарубежной философии XX в. и даже достижения естественных наук (генетики, кибернетики, психологии) оценивались с точки зрения их соответствия или несоответствия диалектическому и историческому материализму, разумеется, упрощенному и догматизированному. Со временем М. фактически был подменен работами И. Сталина, а его изучение сводилось к комментированию цитат из этих работ и партийных документов. Наивысшего выражения цитатничество и догматизм достигли в Китае в последние десятилетия правления Mao Цзэдуна. Следует отметить, что, несмотря на крайнее ограничение свободы слова и запрет на критику официально признанной литературы и
партийной печати, в СССР и европейских социалистических странах все же продолжалась, хотя и в ограниченных масштабах, разработка историкофилософских, гносеологических и методологических проблем М., появлялись книги, авторы которых развивали диалектику, материализм и философскоисторическую концепцию М. (см. Маркс Карл. Материализм. Неомарксизм. Идеология. Свобода).
Источник: Философский словарь инженера. 2016
В ходе более чем полуторавековой истории М. видоизменялся, приобретал различные формы, каждая из к-рых, как правило, претендовала на единственно верное (или вообще, или применительно к конкретным условиям) его толкование.
С т.з. понимания того, каково отношение М. к этике и морали, наиболее важными являются следующие его формы (этапы): ранний Маркс, классический М., энгельсизм (термин не имеет хождения и принят для обозначения систематизации М. Энгельсом), этический социализм, каутскианство, ленинизм, советский марксизм, неомарксизм. Жизненный выбор Маркса, сделавший из него коммуниста-революционера, как свидетельствует гимназическое сочинение «Размышления юноши при выборе профессии» (1835), во многом был стимулирован пафосом нравственного самосовершенствования и героического служения человечеству. Моральная мотивированность ощущается в его творчестве и поступках на протяжении всей жизни, но в особенности в ранний период. Позиция раннего Маркса наиболее полно выражена в «Экономически-философских рукописях 1844 г.», для нее характерна гуманистическая критика капитализма, осуществляемая с антропологических позиций. Глубинную основу социальных антагонизмов Маркс видит в отчуждении труда, к-рое выступает как отчуждение продуктов труда, самого труда, родовой сущности человека и в итоге — как отчуждение человека от человека. Коммунизм он понимает как гуманизм, основанный на уничтожении частной собственности, и «подлинное присвоение человеческой сущности самим человеком и для человека».
В его анализе капитализма и описании коммунизма большую роль играют моральные оценки, мотивы и цели. Классический М., охватывающий взгляды и учения зрелого Маркса, прежде всего материалистическое понимание истории и учение о всемирно-исторической роли пролетариата, характеризуется радикальным отрицанием морали и этики в их исторически сложившихся формах. Программным является содержащееся в «Немецкой идеологии» утверждение о том, что «коммунисты не проповедуют никакой морали». Маркс не создавал теорию морали по образцу предшествующих философов. Он ставил мораль под сомнение, считая ее превращенной формой общественного сознания, к-рая искажает и прикрывает социальные антагонизмы. Мораль для него, как и для Фурье, есть «бессилие в действии».
В общеметодологическом плане подход Маркса к морали не отличался от его подхода к религии. Он считает, что мораль недостойна теории, она требует лишь критики и преодоления. Маркс был согласен с предшествующей философской этикой в ее критической части, но в отличие от нее он не считал, что несовершенный мир есть совокупность объектов и потому его недостатки можно компенсировать только внутренним самосовершенствованием или надеждой на загробное существование. Он понимал бытие как общественную практику, к-рую можно преобразовать по человеческим меркам. Само бытие, поскольку оно есть историческое бытие (общественная практика), может быть совершенным, моральным, принципиально дружественным по отношению к человеку.
В этом - смысл наиболее известного высказывания Маркса из «Тезисов о Фейербахе» о том, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Соч. Т. 3. С. 4). Идею моральной переделки действительности Маркс воплотил в учении о коммунизме. Здесь он столкнулся с труднейшей проблемой субъектности морали: как несовершенные люди могут построить совершенное общество, или как воспитать самого воспитателя? Ответ состоял в том, что революционно преобразующей и одновременно морально очищающей силой истории явится пролетариат. Реальное состояние пролетариата (его нравы, интеллектуальное и даже физическое развитие), к-рое Маркс и Энгельс оценивали вполне трезво, не давало оснований для такого вывода. Однако предполагалось, что, когда дело дойдет до революции, вместе с обстоятельствами изменятся также и люди, пролетариат из класса «в себе» станет классом «для себя», очистится от всей «мерзости старого строя» — словом, произойдет некое чудесное преображение Золушки в принцессу. По мысли Маркса, коммунизм становится из утопии наукой благодаря учению о пролетариате. Но именно это учение оказалось, пожалуй, самым утопичным во всем М.
В философии и до Маркса мораль отождествлялась с определенного рода деятельностью. Только там это была всегда духовная деятельность, ее предметная сфера ограничивалась зоной личностного присутствия. Маркс отождествил мораль с предметной деятельностью, а именно с социально-политической борьбой пролетариата. Но значило ли это, что а) пролетариат в своей борьбе должен придерживаться ограничений, налагаемых моралью, или б) сама его борьба обретает моральный смысл и становится своего рода этическим каноном. Первая из этих двух возможностей исключалась всей логикой материалистического понимания истории. Оставалась вторая возможность, когда конкретной борьбе пролетариата придается моральный статус. Сам Маркс оставил вопрос открытым, он не предполагал в исторической практике пролетариата возможности коллизий между моральными нормами и политической целесообразностью, т.к. борьба пролетариата сама по себе благородна — направлена вообще против частной собственности, эксплуатации человека человеком, на создание такой «ассоциации, в к-рой свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» (Соч. Т. 4. С. 477). Энгельс, в ходе систематизации их с Марксом общего мировоззрения в работе «Анти-Дюринг» (1878), а также в работах, написанных им после смерти Маркса, в особенности в письмах 1890-х гг., отказался от радикальной позиции, согласно к-рой мораль как превращенная форма сознания исчезает вместе с классовым обществом. Он полагал, что пролетариат исторически видоизменяет мораль, придает ей свою классовую форму, но не отбрасывает вовсе; пролетарская мораль противостоит буржуазной и является прообразом морали будущего. Он акцентировал внимание на относительной самостоятельности морали (в общих рамках форм общественного сознания), на ее обратном воздействии на экономический базис. Мораль, считал он, обладает исторической инерцией, собственной логикой развития. Энгельс даже использовал понятие действительно человеческой морали, к-рая появится тогда, когда исчезнут классовые противоположности и всякие воспоминания о них (Соч. Т. 20. С. 95). Значительный вклад в марксистское осмысление морали как общеисторического феномена, в частности, проблемы происхождения нравственных идей, внес П.Лафарг.
В связи с интерпретацией морали как явления, выходящего за рамки классовых формаций, возникал вопрос: что является ее источником, основанием? Один из ответов на него был связан с попыткой дополнить Маркса И.Кантом.
В марбургской школе неокантианства Г.Когеном, П.Наторпом, К.Форлендером и др. обосновывалась мысль о том, что социализм как область долженствования, идеала не может быть обоснован в рамках материализма. Его следует понимать этически и, понятый так, он совпадает с этикой Канта. Социализм интерпретируется как адекватная эпохе конкретизация кантовского царства целей. Неокантианская идея этического социализма проникает в социал-демократические партийные круги. Ее основным проводником выступает Э.Бернштейн, требовавший переосмысления марксизма в духе кантовской этики. Этизация М. встретила возражения среди большинства его приверженцев. Против нее выступил соратник Энгельса и крупнейший после него теоретик рабочего движения К.Каутский в своей работе «Этика и материалистическое понимание истории» (1906). Отвергая обоснование морали в духе кантовского идеализма, он тем не менее вынужден был раздвинуть границы исторического материализма и дополнить его дарвинизмом. Каутский считал, что основой морали являются социальные инстинкты человека (самоотверженность, храбрость, верность общему делу и др.). Их совокупность образует нравственный закон, всеобщее нравственное чувство. Таинственная природа морали, выступающая в качестве внутреннего голоса, не сводимого ни к каким внешним интересам и детерминациям, интерпретируется Каутским в качестве инстинкта. Такой подход позволял обосновать мораль в качестве общезначимого, внеклассового феномена, к-рый тем не менее в условиях классового общества приобретает классовый характер. Каутский признавал позитивную социально сплачивающую и регулирующую роль морали в масштабе всего общества, к-рая наиболее очевидно обнаруживается в периоды мирного демократического развития. Наступившая вместе с 20 в. эпоха новых войн и революций придала М. предельно радикализированную форму, что обнаружилось также в отношении к морали. Это видоизменение было связано прежде всего с теоретической и практической деятельностью В.И.Ленина. Для понимания общего подхода Ленина к проблемам морали показательным является его высказывание, в к-ром он, соглашаясь с В.Зомбартом, говорит о том, что «в самом марксизме от начала до конца нет ни грана этики»: в отношении теоретическом «этическую точку зрения» он подчиняет принципу причинности; в отношении практическом он сводит ее к классовой борьбе» (Полн. собр. соч. Т. 1. С. 440-441).
В рамках ленинизма отчасти возрождается свойственное классическому марксизму отрицание морали как инструмента духовного закабаления трудящихся (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский, Пролеткульт). Однако господствующим был взгляд, отождествляющий мораль с политическими целями классовой борьбы пролетариата, конституирующий коммунистическую мораль как этическую санкцию такой борьбы. Он получил обоснование в работе Ленина «Задачи союзов молодежи» (1920), главная мысль к-рой состоит в тезисе: «
В основе коммунистической морали лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» (Полн. собр. соч. Т. 41. С. 313). Еще более последовательно и систематично такой взгляд обосновывался Л.Д.Троцким в работе «Ихмораяь и наша», где мораль рассматривалась как функция классовой борьбы. Этика, складывавшаяся в рамках советского М., не была только комментированием высказываний Ленина по вопросам морали и конкретизировавших их партийных формулировок.
С нач. 60-х гг., в рамках марксистско-ленинского обшествознания этика учреждается как самостоятельная научная и учебная дисциплина, начинается ее систематическая разработка. Социальный смысл этой работы (по сравнению и в отличие от классического М. и ленинизма) состоял в том, чтобы обосновать независимость морали от политической идеологии, показать особую роль морали в системе общественных мотивов, оценок, регулятивных норм, выявить ее общечеловеческое содержание и значение. Эта общая задача решалась различными теоретическими средствами: от простого приложения общеисторических схем М. к морали, перетолковывания классических марксистских текстов с особым акцентом на высказывания (напр., Маркса о простых законах нравственности и справедливости или Ленина о том, что интересы общественного развития выше интересов пролетариата), позволяющих понять мораль как позитивный и общечеловеческий феномен (А.Ф.Шишкин) до создания этизированных версий М. (Я.А.Мильнер-Иринин). Наиболее распространенными и плодотворными были теоретические усилия, соединявшие марксистское понимание общественного развития (иногда чисто внешне, терминологически) с классическими философско-этическими традициями кантианства (О.Г.Дробницкий, Э.Ю.Соловьев), гегельянства (Ю.В.Согомонов, А.И.Титаренко), персонализма (Г.Д.Бандзеладзе, ТВ.Самсонова), аксиологии (А.М.Архангельский, В.А.Василенко), бихевиоризма (В.Т.Ефимов), утилитаризма (В.И.Бакштановский) и др. Наряду с советским М. (в отличие от него, в полемике с ним и в противовес ему), начиная с 30-х гг. возникает течение, к-рое, с одной стороны, апеллирует к раннему Марксу (в пику зрелому Марксу и в особенности ленинизму с его учением о диктатуре пролетариата), а с другой, инкорпорирует в М. новейшие учения ницшеанства, фрейдизма, философской герменевтики и др. Оно получает собирательное название неомарксизма и представлено разнообразными именами и школами (Д.Лукач, франкфуртская школа, левый экзистенциализм, Э.Фромм и др.). Неомарксизм пользуется понятиями отчуждения и овеществления, поднимает критику общества на этико-антропологическую высоту, в перспективе к-рой теряются различия между капитализмом и государственным социализмом. Сциентизированному М., связанному с именами Энгельса, Ленина, советским каноном диалектического материализма, неомарксисты противопоставляют философско-революционный активизм, под к-рым понимается не организованная классовая борьба пролетариата, а гуманистически аргументированное отрицание отчужденных форм жизни, всеобщий освободительный бунт. Если советский М. выступал от имени науки, был позитивистски ориентирован, являя собой своего рода право-консервативную версию М., и в его рамках этика занимала скромное место одной из второстепенных дисциплин, а мораль - одного из надстроечных феноменов, то неомарксизм опирается на спонтанную активность личности, апеллирует к философии жизни и представляет собой лево-радикальный вариант, к-рый весь пронизан моральным пафосом и негодованием и может быть интерпретирован как этизированный М. Неомарксизм, являвший собой скорее идейную доминанту, своего рода общественное настроение, чем строгое направление мысли, некое силовое поле гуманитарного знания, начиная с 70-х гг. теряет свою силу и притягательность.
С усилением консерватизма в общественном сознании стран Запада и крахом попыток трансформировать социальный строй стран советского блока в направлении гуманного социализма («социализма с человеческим лицом») неомарксизм лишается значительных питательных соков и переходит на маргинальное положение. Т.о., на почве М. выросли настолько разные этические концепции, что если попытаться суммировать их в едином понятии марксистской этики, то это понятие неизбежно будет многозначным и неопределенным. Можно указать, пожалуй, только на два признака, к-рые являются общими для них всех: субъективная приверженность Марксу и антикапиталистическая направленность. Данные признаки являются внешними с т.з. понимания морали, и в этом смысле словосочетание «марксистская этика» есть скорее обозначение некой совокупности учений о морали, чем их содержательная характеристика.
В строгом и узком значении, фиксирующем только то принципиально новое, что внес Маркс в понимание морали, марксистская этика совпадает с позицией классического М. и состоит в нигилистическом отношении к морали и этике как к духовным продуктам классовых обществ. Тем самым был обозначен важный поворот в истории этики, к-рый а) предполагал антинормативный, контекстуальный подход к морали и б) очертил новую диспозицию этики как науки по отношению к своему предмету, к-рая состояла в переходе от апологетики морали к ее критике. Эти идеи, хотя и без непосредственной преемственной связи с Марксом, закрепились и оказали существенное влияние на развитие этики Новейшего времени. Здесь можно назвать три важнейшие вехи: этика Ф.Ницше, к-рая по составу идей и общему пафосу во многом совпадает с взглядами Маркса на мораль в их наиболее радикальном выражении; неопозитивистская традиция в этике в той части, в какой она подвергла критике язык морали; постмодернистские философские опыты, к-рые можно истолковать как крайнюю форму этического антинормативизма. Наиболее радикальные и теоретически плодотворные этические идеи, обозначенные Марксом, получили развитие не столько в официальной марксистской традиции, сколько за ее пределами. Л и т.: Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 40. М.: Политиздат, 1975; Экономически-философские рукописи 1844 г.// Там же. Т. 42. 1974; Морализирующая критика и критизирующая мораль // Там же. Т. 4. 1955; Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т.З; Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Там же. Т. 4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Там же. Т.20. 1961; Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм. Оде:са: Буревестник, 1906; Каутский К. Этика и материалистическое понимание истории. Пг.: Изд-е Петрогр.Совета,1918; Лафарг П. Экономический детерминизм Карла Маркса. М.: Московский рабочий, 1923; Ленин В. И. Задачи союзов молодежи // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 41. М.: Политиздат, 1971; Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987; Троцкий Л.Д. Их мораль и наша // Этическая мысль— 1991. М.: Республика, 1992; Актуальные проблемы марксистско-ленинской этики. Тбилиси: Мецниереба, 1967; Линейное С.Ф. Марксистско-ленинская этика: Курс лекций. М.: МГУ, 1973; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: МГУ. 1974; Марксизм и этика. Харьков, 1925; Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Refl-Book, 1994; Марксистская этика / Под ред. А.И.Титаренко. М.: Политиздат, 1986; Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Наука, 1999; Очерки этической мысли в России конца XIX - начала XX века / Под ред. О.П.Целиковой и Р.В.Петропавловского. М.: Наука, 1985; Харчев А.Г, Яковлев Б.Д. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. Л.: Наука, 1972; Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. М.: Изд-во МГИМО, 1961; Lukes S. Marxism and Morality. Oxford: Oxford U.P., 1987. А.А.Гусейнов
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001