ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

"ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ"
философское и идейнополитическое течение русской общественной мысли 90х гг. XIX в., сторонники которого разделяли марксистский взгляд об исторически прогрессивном характере либеральнобуржуазных преобразований в России и с этих позиций критиковали народничество.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

“ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ”
отражение марксизма в буржуазной литературе. Возник в 90-х гг. 19 в. К этому времени Ленин, Плеханов и др. марксисты показали теоретическую несостоятельность идеологии народничества, а марксизм сложился в ведущее направление рус. мысли. Среди интеллигенции появились временные “попутчики” рабочего движения. Они печатались в легальных, т. е. разрешенных правительством, газетах и журналах — “Новое слово”, “Начало” и др. (поэтому их и стали называть “легальными марксистами”), используя нек-рые положения марксизма для критики народников. Для “легальных марксистов”, говорил Ленин, разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму. Видными представителями “Л. м.” были Струве, М. Туган-Барановский и др. В философии легальные марксисты”, как правило, стояли на неокантианских позициях.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Легальный марксизм
явился первым оформленным выступлением оппортунизма в рядах русской социал-демократии в 90-х годах, в период острой борьбы между марксизмом и народничеством, когда представители марксизма имели сравнительно широкую возможность выступать в легальной печати, хотя и в слегка замаскированном виде. Легальные марксисты (Туган-Барановский, Струве, Булгаков и др.), шедшие тогда вместе с революционной частью социал-демократии в борьбе против народничества, правильно доказывали неизбежность процесса развития капитализма в России, но затушевывали, а иногда и прямо отрицали революционные последствия этого процесса. Для легальных марксистов был характерен сугубо-академический подход к обсуждению вопросов, волновавших тогда марксистскую мысль; вопросы о судьбах капитализма в России, об общине, рынках и т. д. обсуждались и решались ими абстрактно, вне связи с конкретными задачами рабочего движения. Такой подход привел в дальнейшем к полному извращению революционного марксизма, к подмене его учением о сотрудничестве классов, о мирной эволюции к социализму и т. д.
В период первой революции 1905 г. и в особенности во время революции 1917 г. представители легального марксизма оказались в лагере буржуазной реакции, в которой они после Октябрьского переворота заняли крайнее правое крыло. /Т. 21/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Легальный марксизм
отражение марксизма в буржуазной литературе, его либерально-буржуазное извращение. Возник в 90-х гг. 19 в. К этому времени Лениным, Плехановым и др. марксистами народничество было идейно разгромлено, марксизм стал широко распространяться в России. Среди буржуазной интеллигенции появляются временные «попутчики» рабочего движения. Они печатались в легальных, т. е. разрешенных правительством, газетах и журналах (поэтому их и стали называть «легальными марксистами»), от имени марксизма выступали против народников. Для «легальных марксистов», говорил Ленин, разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму. Видными представителями «Л. м.» были П. Струве, М. Туган-Барановский, Бердяев и др. Они пытались приспособить рабочее движение к интересам буржуазии, всячески восхваляли буржуазный строй и вместо революционной борьбы призывали пойти на выучку к капитализму. Главное в марксизме (учение о пролетарской революции, диктатуре пролетариата) «Л. м.» отрицал. Ленин вел непримиримую борьбу против «Л. м.», хотя в целях быстрейшего разгрома народничества допускал временное соглашение с «легальными марксистами». В книге «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1894—95) Ленин показал антимарксистскую сущность «Л. м.», подверг глубокой критике буржуазный объективизм, противопоставляя ему партийность революционного марксизма. В философии «легальные марксисты», как правило, стояли на кантианских позициях (Веховство).

Источник: Философский словарь. 1963

«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ»
социально-политическое направление в российском либерализме конца 19 в., стремившееся обосновать неизбежность развития России по капиталистическому пути, используя в той или иной степени учение Маркса, особенно идеи закономерной смены феодальной формации капиталистической и исторической прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом. Возникло в 90-е гг. 19 в., когда главные его представители— П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. — стали выступать в легальной печати против народничества, опираясь на те марксистские положения, которые они признавали научными. Самым заметным сочинением эпохи «легального марксизма» стала книга Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» ( 1894). Признавая социализм в далекой перспективе возможным, Струве в качестве непременного условия его реализации выдвигал необходимость капиталистического этапа развития России. Поэтому он призывал «признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму». Публикация работ «легальных марксистов» способствовала распространению в России идей марксизма. Социологию марксизма «легальные марксисты» истолковывали в духе «экономического материализма», ставя изменения в обществе, особенно правовые, в непосредственную зависимость от экономики. Поскольку эволюция общественных форм, по их мнению, детерминируется напрямую экономическими факторами, политико-социальные отношения классов, групп и партий теряют свое значение в историческом процессе. Более того, социальную революцию Струве вообще называл «теоретическим псевдопонятием». В сфере философии «легальные марксисты» ориентировались гл. о. на неокантианскую гносеологию и этику. Они так много писали о Марксе и марксизме, что в историографии со временем возникла ошибочная т. зр., согласно которой марксизм в России начался не с Плеханова, а со Струве. Как политическое движение и течение общественной мысли «легальный марксизм» существовал недолго. Около 1900 началась его эволюция к либерализму, у ряда его представителей — к либеральному консерватизму и религиозной философии.
Лит.: Ангарский Н. Легальный марксизм, вып. 1. M., 1925; Бармина Н. И. К вопросу о теоретических источниках идейной эволюции «легального марксизма».— В кн.: Социально-политическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Ижевск, 1996;Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). По поводу книги П. Струве: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894.— Поли. собр. соч., т. 1. M., 1958; Плеханов Г. В. Критика наших критиков.— Избр. филос. произв., т. 2. М., 1956; Kindersley R. The first Russian revisionists. A Study of «legal Marxism» in Russia. Oxf., 1962; Pipes R. Struve, liberal on the left, 1870-1908. Cambr., 1970.
В. Ф. Пустарнаков

Источник: Новая философская энциклопедия

«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ»
идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Б. Струве, М. И. ТуганБарановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.) выступили в легальной печати (отсюда назв.) в 90-х гг. 19 в. против народничества, используя отд. марксистские идеи, к-рые извращали в духе буржуазно-либерального мировоззрения. «Это были буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, ... а к буржуазному либерализму» (Ленин В. И. , ПСС, т. 16, с. 96).
В статьях в нем. печати Струве выступил с обоснованием прогрессивной миссии капитализма в России, оптимистически оценивая развитие капиталистич. экономики и выдвинув агр. программу в интересах крупного крест. х-ва. Ф. Энгельс в письме к ?.Ф. Даниэльсону от 17.10.1893 (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 39, с. 128) дал критическую оценку этих взглядов. Наиболее полным выражением идейной сущности «Л. м.» в начальный период его существования стала книга Струве «Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России» (в. 1, 1894). Опираясь в политэкономии на идеи Э. Бем Баверка и В. Зомбарта, в философии противопоставив Марксу Канта и Фихте, а в социологии - А. Риля и Г. Зиммеля, «Л. м.» выступил с широкой программой ревизии марксизма. Материалистич. понимание истории рассматривалось Струве в качестве «объективной теории», не имеющей никакого отношения к классовой борьбе. «Л. м.» отрицал также реальность социализма, а лозунг Струве «пойдем на выучку к капитализму» необходимо вытекал из всей его политич. и экономич. позиции. Апологетич. характер взглядов Струве нашел свое отражение и в отрицании им неравномерности развития, антагонистич. противоречий и кризисов, обострения классовой борьбы в условиях капитализма. Считая на этом основании, что капитализм в своем развитии безграничен, представители «Л. м.» отвергали марксистскую теорию социальной революции. Т. о., «Л. м.» имел целью «...взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии... и отбросить "только" живую душу марксизма, "только" его революционность» (Л ен и н В. И., ПСС, т. 26, с. 227).
Революц. с.-д. пошли на временный союз с «Л. м.», используя его для пропаганды идей марксизма и борьбы с народнич. идеологией. «Благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)» (там же, т. 6, с. 16).
В 1898-1900 происходила перестройка теоретич. взглядов «Л. м.» в сторону полного отказа от марксистских положений. Основой эволюции «Л. м.» были реальные процессы классовой борьбы, выступление в России на историч. арену рабочего класса в качестве гегемона и успехи революц. с.-д. К кон. 1900 «Л. м.» как идейное течение перестал существовать. В 1902 Струве стал редактором либерально-бурж. журн. «Освобождение». Во время Революции 1905-07 рус. либерализм оформился в бурж. партию кадетов. Ряд представителей «Л. м.» выступил впоследствии в качестве идеологов веховства (см. «Вехи»).
В работе «Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве» В. И. Ленин разоблачил методологич. приемы «критики» легальными марксистами теории марксизма. Бурж. объективизму Струве Ленин противопоставил воинствующую партийность марксизма, классовый подход к анализу обществ. явлений, диалектич. решение вопроса о соотношении революции и реформ. Он опроверг апологетич. взгляды «Л. м.» о «пропорциональности» и «равномерности» развития капитализма. Позже с критикой «Л. м.» выступил также Г. В. Плеханов. Борьба Ленина, Плеханова и др. революц. марксистов против «Л. м.» имела междунар. значение, т. к. она была направлена против либерализма и реформизма, получивших распространение в странах Зап. Европы.

Источник: Советский философский словарь

"ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ"
идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Струве, Туган-Барановский, Булгаков, Бердяев и др.) выступали в рус. легальной печати 90-х гг. 19 в. против народничества под флагом марксизма, извращаемого ими в духе бурж. либерализма. Ленин, показавший в многочисл. работах сущность "Л. м.", определял его как "отражение марксизма в буржуазной литературе" (см. подзаголовок к работе "Экономич. содержание народничества...", 1895, Соч., т. 1, с. 315). "Это были, – писал о представителях "Л. м." Ленин, – буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Соч., т. 13, с. 81), Резкую, хотя и непоследоват. критику "Л. м." дал также Плеханов. Первое значит. выступление "Л. м." – книга П. Б. Струве "Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России" (1894), ревизовавшая марксизм по всем осн. вопросам (провозглашение надклассового характера гос-ва, отрицание противоречий капиталистич. общества, отбрасывание теории диктатуры пролетариата, выдвижение реформистской идеи непрерывной "эволюции", подмена марксистского метода исследования позитивистским объективизмом и т.д.). Для "Л. м." характерно огульное охаивание народничества, зачеркивание его демократизма. По своему содержанию "Л. м." в общем совпадал с бернштейнианством. В области философии "Л. м." противопоставлял диалектич. материализму неокантианство, вульгарный эволюционизм, позитивизм и – в работах нек-рых представителей "Л. м." – фихтеанство; в области политэкономии и социологии – "экономический материализм", взгляды Бем-Баверка, Зиммеля, Зомбарта, Штаммлера. Временное соглашение революц. социал-демократов с "легальными марксистами", благодаря к-рому "... была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)" (Ленин В. И., Соч., т. 5, с. 334), закончилось полным разрывом, как только выявилось стремление "Л. м." "...превратить начинающееся рабочее движение в хвост либералов" (там же, с. 335). Бурж. объективизму "Л. м." Ленин противопоставил воинствующую партийность революц. марксизма. Разоблачая "объективизм" Струве, Ленин указал, что, постоянно твердя о "необходимости данного исторического процесса", объективист игнорирует классы, отстаивающие и реализующие эту необходимость, и классы, препятствующие ее осуществлению. Подчеркивая глубоконауч. характер материализма, Ленин писал, что "... материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы" (там же, т. 1, с. 380–81). Борьба Ленина, Плеханова и др. революц. марксистов против "Л. м." имела междунар. значение, т.к. подобные извращения марксизма имели место и в Зап. Европе. Ряд представителей "Л. м." выступил впоследствии в качестве идеологов веховства. Лит.: Ангарский Н., Л. м., М., 1930; Вайнштейн И., Методология экономич. апологетики. (Критика методологии Струве), "Под знаменем марксизма", 1930, No 10–12; Чагин Б. ?., Борьба Ленина зa марксистский материализм в девяностых годах, М.–Л., 1940; его же, Борьба марксизма-ленинизма против филос. ревизионизма в конце XIX – начале XX веков, Л., 1959; его же, Из истории борьбы В. И. Ленина зa развитие марксистской философии, М., 1960; Востриков А. В., Борьба Ленина против неокантианской ревизии марксизма в России, [М. ], 1949; ?урдазов Я. С., Критика В. И. Лениным идеалистич. социологии "Л. м.", М., 1954 (Автореф.); Демко Н., Развитие Лениным принципа партийности в борьбе с бурж. объективизмом "легальных марксистов", в сб.: Уч. зап. Красноярского пед. ин-та, т. 6, вып. 2. Кафедра марксизма-ленинизма, [Красноярск ], 1956; Вейсман А. М., Борьба В. И. Ленина против бурж. объективизма "легальных марксистов" за марксистский принцип партийности в сб.: Тр. Среднеазиатского ун-та им. В. И. Ленина. Философия. (Нов. сер., вып. 106. Филос. науки, кн. 1), Таш., 1957; Гиршович Е. И., Разоблачение В. И. Лениным бурж. объективизма. (Критика социологич. основ струвизма), "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1959, No 2; Афанасьева З. Г., Развитие В. И. Лениным марксистской теории классовой борьбы в конце XIX века и критика "Л. м.", в сб.: Очерки по истории философии в России, М., 1960; Расулов Т. ?., Критика В. И. Лениным позитивистской социологии в 90-е годы XIX века, Баку, 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 51–7.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ
идейно-политическое течение, возникшее в России в 90-х гг. XIX в. Своим названием оно обязано тому, что его представители печатались в легальных, т. е. разрешенных правительством, газетах и журналах ("Новое слово", "Вопросы философии и психологии", "Начало" и др.) и использовали нек-рые положения марксистской доктрины для критики народничества. Видными представителями "Л. м." были П. Б. Струве, Булгаков, Туган-Барановский, Бердяев и др. В его развитии можно выделить 2 этапа: 1-й - сер. 90-х гг., когда "легальные марксисты", соглашаясь с бернштейнианством, формально сохраняли связь с марксизмом; 2-й - кон. XIX - нач. XX в., когда они открыто порывали с марксизмом, эволюционируя гл. обр. в сторону религиозно-идеалистической философии. Философской основой "Л. м." выступало, как правило, неокантианство, а в области социологии - экономический материализм, оплодотворенный идеями Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Р. Штаммлера и др. Считая, что "чисто философского обоснования" марксизма "еще не дано" Струве П. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. Спб.,1894. С. 46), "легальные марксисты" взяли, на вооружение противопоставление естествознания и обществознания на основе кантианского учения о теоретическом и практическом разуме, тезис о непознаваемости социальных явлений, доступных, по их мнению, лишь аксиологически-нормативному и телеологическому рассмотрению. Однако в оценке неокантианства среди представителей "Л. м." имелись и разночтения. Так, Бердяев отрицательно относился к агностицизму, утверждая, что не только явления (феномены), но и "вещи в себе" (ноумены) познаваемы. Булгаков, утверждая, что "разум сам является законодателем природы, сам устанавливает ее законы" (Булгаков С. От марксизма к идеализму. М., 1903. С. 199), усматривал основу разума лишь в религиозной вере. Характерным для "Л.М.", особенно на втором этапе его развития, был тезис о независимости научного знания от объективной реальности, об отделении чистой науки от практики, поскольку практические проблемы относятся лишь к сфере нравственных оценок: добра и зла. Утверждая "беспристрастное", "объективное" рассмотрение социальных явлений, констатирование "необходимости данного ряда фактов", что означало их прогрессивность, представители "Л. м." отвергали принцип партийности, оценки социальных явлений с классовых позиций. Неокантианские гносеологические установки служили им исходной основой критики социальных воззрений марксизма, материалистического понимания истории. Если в критике народничества "легальные марксисты" опирались на экономический материализм, на "метод историко-экономичес-кого материализма", доказывая неизбежность, необходимость и прогрессивность миссии капитализма в России (отсюда призыв "пойдем на выучку к капитализму"), то к кон. 90-х гг. они отходят от этой позиции. Углубляя мысль Струве о недооценке марксизмом роли личности в истории, Булгаков утверждал, что в марксизме "личности и личному творчеству вообще поется похоронная песнь" (Булгаков С. Два града. М., 1911. Т. 1. С. 74). "Легальные марксисты" заявляли, что учение марксизма о классовой борьбе, о социалистической революции, о диктатуре пролетариата в своей основе ложно, поскольку не может быть научно доказано, а учение о научном социализме является всего лишь лжерелигией. Бердяев писал: "Социал-демократия, обоснованная марксизмом, есть самая совершенная и законченная форма социализма и именно социализма религиозного" (Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 5. С. 511-512). По Булгакову, трудности в оценке социализма "исчезают, если только мы признаем, что экономический материализм является вредным придатком к идеям социализма, поэтому и устранение его ничуть не влечет за собой уничтожения искажаемого им идеала" (Булгаков С. От марксизма к идеализму. С. 248). Свой отказ от марксизма, отождествляемого с экономическим материализмом, сторонники "Л. м." пытались представить как стремление вернуться к подлинно народному религиозному духу, а в личном плане - как духовное и логическое развитие и углубление своего миропонимания. В кон. XIX - нач. XX в. "Л. м." как идейно-политическое течение перестает существовать, его представители переходят на др. идейные и социально-политические позиции. В 1902 г. Струве становится, редактором журн. "Освобождение", а вскоре, Туган-Барановский, вступает в партию кадетов. Бердяев выступает как идеолог богоискательства, а Булгаков начинает разработку софиологии. Эволюция "Л. м." происходила в идейной борьбе с социал-демократами (Ленин, Плеханов и др.), к-рые вначале пошли на временное соглашение с ним, используя его для пропаганды идей марксизма и борьбы с народничеством. Ленин посвятил ряд работ критике "Л. м.": "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве", "Отражение марксизма в буржуазной литературе", "Что делать?" и др. В его оценке "Л. м." - это отражение марксизма в буржуазной литературе, в разрыве "Л. м." с народничеством он усматривал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму, что неизбежно вело к отказу от материалистической диалектики и забвению революционности. Острой критике с позиций диалектико-материалистического метода философские и социалистические взгляды "Л. м." были подвергнуты в работах Плеханова "Материализм или кантианство", "Несколько слов в защиту экономического материализма", "Об экономическом факторе", "Еще раз материализм" и др.

Источник: Русская философия: словарь