МАНТРА

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мантра
Формула, используемая для многочисленных видов медитации в индуизме и буддизме.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

МАНТРЫ
Санскр.) Стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в
качестве заклинаний и магических формул. Под Мантрами
подразумеваются все те части Вед, который отличаются от
"Брахман", или их толкования.

Источник: Теософский словарь

Мантра
(mantra) - «инструмент мышления» в индусской и буддийской медитации. Мантра напоминает хорошо отрепетированный гимн или комбинацию звуков. Исполняя мантру, человек вызывает присутствие особенного индивидуального божества или входит в состояние отрешенности.

Источник: Новые религиозные движения.

МАНТРА
санскр., дословно «стих», «заклинание», «волшебство») — магич. формула призывания и заклинания богов в др.-инд. традиции, в т. ч. в индуизме и буддизме. Особую силу и значимость приписывает М. ваджpaянa в Тибете и школа Сингон-сю в Японии. Каждому божеству адресована своя, неповторяющаяся, состоящая из осoбoгo набора звуков М. Вера в силу М. основана на вере в древнюю магич. силу звука. Самая известная во всех странах М., превратившаяся по сути дела для громадного большинствa рядовых буддистов в повседневную молитву - ОМ МА НИ ПАД ME ХУМ.

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

МАНТРА
магическая формула. Она может быть слогом, словом, несколькими словами или предложением. Выражает определенный аспект Бога, имеет специальное назначение и внутреннюю силу. Произносится вслух или про себя. Многократное повторение мантры именуется «джапа» (например, ОМ – АУМ). Целительский, успокоительный и просветляющий эффект мантр основан на их способности вызывать определенный тип вибраций в организме человека, его нервной системе и ментальных структурах. В восточной и западной магии мантры, которых существует множество, применяются для установления контакта мага с различными стихиями природы: водой, огнем, воздухом и др.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МАНТРА
санскр. - стих, заклинание) - в древнеиндийской религиозной традиции магическая вербальная формула общения с богами, приватно транслируемая от учителя к ученику. Предполагалось наличие особой сверхестествен-ной связи между конкретной М. и соответствующим божеством. Коренной поворот в эволюции М. как вида специфической коммуникации "посю-" и "потустороннего" мира произошел, согласно легендам, тогда, когда одна из них была озвучена с крыши храма. Являясь определенным аналогом молитвенных словесных рядов в христианстве, многие М. начали исполнять также и роль одной из несущих конструкций процедур медитации. М. "ОМ МА НИ ПАД ME ХУМ" ("О! Сокровище в лотосе!") частично в этой своей ипостаси выступает также и как повседневная молитва многих приверженцев буддизма. Согласно традиции предполагается, что эта М. в состоянии "пронизывать" и "просвечивать" все шесть главных сфер бытия, а также обладает значимым потенциалом освобождения человека от мучительного цикла рождений и смертей.
А. А.Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

МАНТРА
(санскр. mantra, тиб. sngags, gros, сокровенное речение) — первоначально: священные стихи гимнов Вед древних индо-ариев. Позднее в буддизме М. — это сокровенное речение преимущественно санскритских слово- и звукосочетаний, особое и постоянное произнесение которых стало обязательным компонентом практик медитации, а также обрядово-ритуальных действий, в том числе для простых верующих. Задача М., нередко содержащей один-два слога (например, «А», «АУМ» или «ОМ»), состоит в том, чтобы способствовать созданию образа духовного сосредоточения, плодотворной умственной деятельности, глубокому погружению сознания медитирующего в состояние вне звуков и знаков, в природу Будды. Эти занятия сопровождаются особыми ри- туальными жестами (мудра) и позами тела (асана). М. необходимо проговаривать сотни и тысячи раз. Звукосочетания и графические символы-слоги активно используются в тантрической практике. Для созерцания йидамов предписано воспроизведение М. в уме, т.е. М. рассматривается в качестве «опоры» для концентрации сознания. При классификации по типу ритуала и виду визуализации (например, спокойный тип созерцателя — гневная форма йидама, и наоборот) базовой является биджа-М. («слог-семя»), из которой «проявляется» божество, имеющее «мантрическое тело» (М.-пуруша), украшенное знаками-отметинами Великого человека (маха-пуруша-лакшана). На обыденном уровне М., наверное, можно понимать как молитву, обращённую к святому лику или йидаму. Однако задачи М. как практики состоят в другом — в отождествлении практикующего и йидама, в создании состояния единения, единства.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

МАНТРА
санскр. "стих", "заклинание") - первоначально фраза или звук (комбинация звуков) из текстов Вед, обладающие сакрально-очистительным или вдохновляющим действием. Впоследствии индуистская и буддистская традиции стали считать М. любые фразы и звукосочетания, наделяемые особыми свойствами. Значение М. основано на вере в магическую силу звука, возможность опосредования заклинаниями общения со сверхъестественными существами и силами. Индуистская и буддистская религиозно-философские традиции знают огромное число разнообразнейших М., имеющих специфические функции и звучание. Наибольшее распространение имеют М., используемые в ритуалах, способствующие медитации, и М., концентрирующие тайные знания, символизирующие откровения о мире. Примером такого рода М. может служить общеиндуистский священный слог АУМ (ом), символизирующий триединство божества, три сферы мироздания, три пути служения богам, три священные обязанности, три "дважды рожденные" варны и т. д. Его произнесение, по традиции, очищает душу для сакральных размышлений, укрепляет ясность сознания, призывает на помощь благосклонных богов и т. д. Самая распространенная буддистская М. - ОМ MA НИ ПАД ME ХУМ, фактически превратившаяся в стандартную и повседневную молитву как для мирян, так и для монахов. Особое значение М. имеют в эзотерических сектах и ответвлениях индуизма и буддизма. Широко известно оккультное течение буддизма - тантризм (ваджраяна), синонимом которого является термин "тайная мантра", обеспечивающая ускорение достижения состояния Будды. В ритуальной и медитативной практике М. могут использоваться не только в форме заклинательных звуков, но и в виде записанных фраз, символов и т. д. В современной Индии широко распространен обычай писать подходящие к случаю М. на кусочках пергамента или выкладывать мозаикой перед входом в дом. Усложненную разновидность M. - магические диаграммы мандалы и янтры - можно повсеместно встретить в индуистских и буддистских храмах. В японской религиозной традиции значение М. признается не только буддистскими школами, но и сторонниками синтоизма.
Е. В. Гутов

Источник: Современный философский словарь

МАНТРА

        (от корня "ман " — мнить, полагать + орудийный суффикс — тра, т. е. "орудие осуществления психического акта") — сугубо необыденный текст, произнесение к-рого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные. В ведической культуре и раннем брахманизме М. назывались поэтич. части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным. Так, важнейшая из ведических М., т. наз. гаятри, ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта М. состоит из трех восьмисложных стихотворных строк. В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество М. разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто М., в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к М. как последовательности звуков, не имеющих смысла вне ее. Существует два главных класса М. Первый класс включает в себя М., требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу М. и испытавшего ее результаты. Без этого твержение М. бесполезно. Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи.
        В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская М. — Ом. Гл. шиваитская мантра — "Ом намах щивая", вишнуитская — "Ом намо нараяная". Перестановка слогов М. дает много других М. на разные случаи жизни (скажем, от зубной боли, от змей и пр.). Особый класс М. в тантрической практике составляют т. наз. "семенные" ("биджа"), т. е. слоги, воображаемые практиком в особых местах тела и разворачивающиеся в божества. М. есть модулятор энергии (праны), как внутренней, так и внешней. С индуистской точки зрения М. являются и нек-рые христианские молитвы, напр, католическая "Аве Мария" или "Отче наш". Если М. содержит в себе обращение к некоему божеств, персонажу, то предельная ее цель — причащение к нему или слияние с ним.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

МАНТРА
сс. Звук. Сакральное звукосочетание. Совокупность слов и звуков, обладающая магической силой. Мантры применяются в индивидуальной и коллективной духовной практике как эффективное средство изменения состояния сознания. Считается, что колебания, возникающие при произнесении, распевании мантр, входят в резонанс с колебаниями глубинных структур в организме человека и вызывают визуализацию религиозных образов, транс, сверхъестественные способности. Учитель посвящает ученика в тайну мантры, которая становится его личной защитой (дикша-мантра), или в мантру его покровителя, которого можно вызвать в трудную минуту, произнеся сс. в определенном состоянии сознания. Мантрами называют священные песнопения (саман) из «Книги песнопений» («Самаведа»). Их распевают по знакам, которые признаются прототипом нотной записи. Мантры обладают созидательной, целительной или разрушительной силой, действующей на любом расстоянии. Носителями колебаний считают эфир (акаша) или прану, энергию более тонкую, чем все другие. Существует техника защиты (паритрана) от воздействия или от нежелательного восприятия (грахана) посторонних мантр. Утверждается, что эффективность мантр обусловлена реализацией единства воли, знания и действия в одной точке (трибинду). Большую роль при этом играют вера (шраддха) в сс. силу, правильное произнесение и личностные характеристики субъекта и объекта действия. Поле мантры ограничивается особыми структурными элементами, с которых она начинается и которыми заканчивается (Хри, Хум, Сваха и др.). В буддизме все мантры начинаются с элемента «Ом». В краткой мантре-звуке может быть сжато огромное количество информации, воздействующей как на живые существа, так и на неодушевленные предметы. Эта информация невербальна и лишена эмоциональной окраски, мантры не содержат просьб, они выступают как инструмент. Кроме коротких мантр в буддизме применяются развернутые формулы (дхарани), воздействие которых на сознание адепта обусловлено не только звучанием отдельных элементов, входящих в формулу, но и сочетанием их в целом. В кришнаизме, амидаизме и в практике движения «Сока гаккай» постоянное произнесение мантр входит в образ жизни адептов. Мантры произносятся непрерывно или определенное количество раз. При этом используются четки, перебирание которых поддерживает состояние внутреннего сосредоточения и помогает счету. Учение о мантрах называют «мантравада».

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

МАНТРА
(от гл. «ман» — думать) — особое мистическое словосочетание, слово или слог, элемент индуистской духовной практики. Подчас М. не имеет лексического смысла. Считается, что постоянное произнесение М. помогает достижению высоких духовных состояний, обретению магических сил или избавлению от зла. Первоначально М. — это стихи из веду которые использовались брахманами в ритуалах. Одна из самых известных М. — Гаятри, или Савитри, посвященная богу солнца Савитару; по сей день индуисты произносят ее на рассвете. В развитом индуизме М. — изречение, в кратчайшей форме выражающее сущность божества. В тантризме и кришнаизме М. становится тонкой формой божества. Порядок слов в М. строго определен и не может быть нарушен, поскольку в противном случае она утрачивает свою эффективность. Иногда М. соотюсят с техниками медитации, с дыхательными упражнениями, определенным положением рук (мудра) и т. п. Это особенно характерно для биджа-М. («семенных мантр»), состоящих только из одного слога. В тантризме каждое божество имеет свою биджа-М. (например, Ганеша — Гам, Шива — Хум, Лакшми — Шрим и т. п.). Биджи чертят в определенных точках мандолы, ритуально «накладывают» на отдельные части тела (см. Ньяса). Самая главная биджа — это Ом. При посвящении ученик получает от учителя личную М., которую должен хранить в тайне. Помимо нее используется и обычный набор М., доступный для всех. Особое направление йоги, мантра-йога, охватывает все многообразие техник рецитации М. Зачастую мантра-йога комбинируется с кундалини-йогой, поскольку ее методики позволяют активизировать внутреннюю спиритуальную силу (кундалини). С точки зрения мантра-йоги, проявленная вселенная представляет собой уплотнение тонкой звуковой формы абсолютного, находящейся в непрерывной вибрации. В некоторых работах позднего времени выделяется 16 ступеней этой йоги, венцом которых выступает обретение высшего состояния сознания. Современные кришнаиты используют в своей практике махамантру, т. е. «великую мантру», введенную еще Чайтанъей: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Слово «Кришна» они толкуют как «всепривлекающий Господь», «Рама» — «всерадующий», «Хари» (в звательном падеже «Харе») — энергия Бога. Кришнаиты верят, что произнесение М. полностью очищает сердце от стремления к материальным вещам, поскольку в словах М. пребывает сам Кришна. Сравнение М. с молитвой некорректно, поскольку в молитвенной практике Бог отделен от самой молитвы, тогда как в М. эта отделенность отсутствует.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

Похожие термины:

  • МАНТРА ШАСТРА

    Санскр.) Брахманистские писания по оккультной науке заклинаний.
  • МАНТРА ТАНТРА ШАСТРЫ

    Санскр.) Сочинения о заклинаниях, но особенно - о магии.
  • Биджа-мантра

    Мантра-семя. Звук, находящийся между непроявленным и проявленным состояниями. Как и речь (вак, вач), он проходит стадии от скрытой, латентной, до слышимого артикулированного звука. Короткие биджа-ма
  • Джапа-мантра

    Мантра, произносимая шепотом (джапа). Близка к ней по значению аджапа-мантра, произносимая совсем беззвучно, про себя, мысленно. Мантры этих видов произносятся неоднократно или постоянно с использ
  • МАНТРЫ и ДХАРАНИ

    формы буддийской молитвенной практики. Мантра—молитва. Дхарани (это слово образовано от того же корня «дхр», что и «дхарма», держать) — сочетания звуков и слогов, кодирующие содержание развернуты
  • ПЕРИОД МАНТР

    Санскр.) Один из четырех периодов, на которые подразделена ведийская литература.
  • ВАДЖРАЯНА, мантраяна

    буддийское направление тантризма. Как эзотерическая практика внутри махаяны (см. Буддизм) ваджраяна возникла в 3—7 вв. в Индии и оттуда распространилась в Тибет, где раздробилась на множество сект
  • МАНТРИКА ШАКТИ

    Санскр.) Сила или оккультная мощь мистических слов, звуков, чисел или букв в этих Мантрах.