В этом состоянии приобретался
дар пророчества. Эти два слова почти синонимы. Одно почиталось
так же, как другое. Пифагор и Платон высоко оценивали ее, а
Сократ советовал своим ученикам изучать Мантику. Отцы Церкви,
которые так сурово осудили мантическое безумие у языческих жрецов
и пифий, были не прочь применить его в своих собственных целях.
Монтанисты, получившие свое название от Монтана, епископа Фригии,
который считался божественно вдохновленным, соперничали с
(мантеис) или прорицателями. "Тертуллиан, Августин и мученики
Карфагена были из их числа", говорит автор книги "Prophecy,
Ancient and Modern". "По-видимому, монтанисты напоминали вакханок
тем диким энтузиазмом, которым отличались их оргии", - добавляет
он. Что касается происхождения слова Мантика, то тут мнения
расходятся. Существовал знаменитый Мантист Провидец в одни
Мелампа и Проэта, Царя Аргоса; и была Манто, дочь прорицателя
Фив, и сама прорицательница. Цицерон описывает прорицание и
мантическое безумие, говоря, что "во внутренних закоулках ума
скрыта способность божественного прорицания, божественный
импульс, который, когда разгорается сильнее, называется
безумием", неистовством. ("Разоблаченная Изида".)