МАНДЖУШРИ
МАНДЖУШРИ
В Махаяне и Ваджраяне один из главных бодхисаттв, олицетворение мудрости.
Источник: Буддизм. Энциклопедия.
МАНДЖУШРИ
Тибет.) Бог Мудрости. В Эзотерической философии
определенный Дхиан Коган.
определенный Дхиан Коган.
Источник: Теософский словарь
Манджушри
будд.) – «красивое сияние» – один из трех главных бодхисаттв в ваджраяне, олицетворение мудрости. М. изображают красивым индийским царевичем с пылающим мечом в правой руке и с книгой «Праджняпарамиты» в левой.
Источник: Мифологический словарь
МАНДЖУШРИ
один из наиболее почитаемых бодхисатв в будд. школе махаяны. символ мудрости. Иногда рассматривается как один из предшественников Будды Шакьямуни, иногда - как его гл. ученик или сын. Согласно будд. преданиям, будущий Будда - Майтрея будет получать наставления у М.
Источник: Атеистический словарь
МАНДЖУШРИ
санскр.) — в будд. мифологии махаяны и ваджраяны бодхисаттва, олицетворяющий мудрость. Наряду с Авалокитешварой и Ваджрапани входит в число трех осн. бодхисаттв. Образ М. сложился в посл. века до н. э. Обычно его изображают в красной одежде принца с пылающим мечом в поднятой правой руке, с сутрой Праджняпарамита в левой. Культ М. особо развит в Китае, Тибете, Монголии, Бурятии. В ламаизме школы гелугпа его земным воплощением считается основатель школы Цзонхава. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
МАНДЖУШРИ
(санскр. manju-srë, тиб.jam dpal,jam dbyangs, Величественно Прекрасный) — имя одного из главных бодхисаттв Махаяны и Ваджраяны. Считается воплощением мудрости (праджня), покровителем знания (джняна) и сутр Праджня-парамиты, а также бодхисаттвой высшей десятой стадии (бхуми) духовного роста. Впервые упоминается в «Лотосовой сутре» («Саддхарма-пундарика-сутра»). М. является не только частым персонажем махаянских сутр, но и сохраняет своё культовое и духовное значение в буддийском тантризме (Ваджраяна): в медитативной практике, мантрах и садханах. Его образ и ритуальная роль обыгрывается в тантрической литературе — в «М.-мула-тантре» и других текстах. Ряд великих учителей тибетского буддизма, например, Цонкапа, Сакья-пандита, Джамьянг Кхьенце Вангпо, считаются земными воплощениями М. Отличительной особенностью его художественного образа является изображение с мечом в поднятой правой руке (рассекающей невежество) и книгой мудрости в поднятой левой руке.