Мандеи
МАНДЕИ
религ. секта, возникшая в нач. н. э. в Месопотамии. В учении М. смешаны элементы христианства, иудаизма и др.-вост. религий и на первый план выдвигается противопоставление светлого царства темному. Одна из «светлых» сил, по их учению, - Манда-дихайя, олицетворяющий знание жизни. По его имени и называется секта. М. чтят Иоанна Крестителя (Яхья) как пророка, открывшего путь в светлое царство, установившего водное крещение и омовения. Христа, Авраама, Моисея они считают ложными пророками. Секта М. была довольно широко распространена в I в. н. э., по затем, не устояв в соперничестве с христианством, мн. общины М. распались или примкнули к манихейству. В наст. вр. небольшое количество М. живет в Ираке и Иране.
Мандеи
- сохранившийся доныне остаток религиозно-гностической секты сабиев или крестильников, известных также под названием субба и "христиан св. Иоанна". Живут в Месопотамии, на нижнем Евфрате и Каруне, числом около 20000 душ; имеют своих духовных лиц, называемых тармидами (учители), и священные книги древнего происхождения (вероятно I или II в., но нынешняя редакция принадлежит уже послемусульманской эпохе), на особом сирийском наречии, названном мандейским яз. Главные из этих писаний: сидра-рабба (большая книга) или гинза (сокровище); сидра-ди-яхъя (книга Иоанна); коласта (свод молитв и гимнов). Учение общегностического типа, содержащееся в этих книгах, темно и запутанно, в нем заметно смешение халдейского язычества с библейскими представлениями. Божество является дифференцированным в длинном ряде светлых сил или эонов, частью метафизического, частью мифологического характера, каковы: великий ум (манарабба), жизнь, тихое веяние, солнечный бог Сам-Семир, небесный (грозовой) бог Юша-мин, живущий при хранилищах вод и великих источниках света, далее небесный Иордан, целитель душ, затем знание жизни (манда-дихайя), вероятно соответствующее Софии других гностиков, представляемое иногда в виде всеобъемлющего дерева, совмещающего в себе значение обоих райских деревьев в Библии: древо жизни и древо познания добра и зла. Начальные эоны называются также первая жизнь, вторая жизнь, третья жизнь. Человеческие души суть эманации первой жизни, плененные тьмою материального бытия. Для избавления их небесные эоны вселяются в избранников, каковы в особенности Сиф (Ситиль) и Иоанн Креститель (Яхъя), установивший религиозные омовения и погружения, как символ очищения душ в небесном Иордане. Условие этого очищения для посвященных - воздержание от мяса, вина и половых сношений. Практический путь спасения для обыкновенных М. состоит в преданности своей секте, отделяющей их от нечистого мира, и в послушании тармидам, знающим тайну, но тщательно скрывающим ее от непосвященных. Кроме крещения, существует еще другое таинство, приравниваемое к евхаристии. В священных книгах М. многие места проникнуты крайнею враждою к Христу и христианству. Ср. Siouffi, "Etudes sur la religion de Soubbas"; Brandt. "Mandдische Religion" (1889) его же, "Mandдische Schriften" (1893). Место М. в религиозной истории и их отношение к другим сектам крестильников представляет еще спорный вопрос.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева