Мандеи

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МАНДЕИ
религ. секта, возникшая в нач. н. э. в Месопотамии. В учении М. смешаны элементы христианства, иудаизма и др.-вост. религий и на первый план выдвигается противопоставление светлого царства темному. Одна из «светлых» сил, по их учению, - Манда-дихайя, олицетворяющий знание жизни. По его имени и называется секта. М. чтят Иоанна Крестителя (Яхья) как пророка, открывшего путь в светлое царство, установившего водное крещение и омовения. Христа, Авраама, Моисея они считают ложными пророками. Секта М. была довольно широко распространена в I в. н. э., по затем, не устояв в соперничестве с христианством, мн. общины М. распались или примкнули к манихейству. В наст. вр. небольшое количество М. живет в Ираке и Иране.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Мандеи

- сохранившийся доныне остаток религиозно-гностической секты сабиев или крестильников, известных также под названием субба и "христиан св. Иоанна". Живут в Месопотамии, на нижнем Евфрате и Каруне, числом около 20000 душ; имеют своих духовных лиц, называемых тармидами (учители), и священные книги древнего происхождения (вероятно I или II в., но нынешняя редакция принадлежит уже послемусульманской эпохе), на особом сирийском наречии, названном мандейским яз. Главные из этих писаний: сидра-рабба (большая книга) или гинза (сокровище); сидра-ди-яхъя (книга Иоанна); коласта (свод молитв и гимнов). Учение общегностического типа, содержащееся в этих книгах, темно и запутанно, в нем заметно смешение халдейского язычества с библейскими представлениями. Божество является дифференцированным в длинном ряде светлых сил или эонов, частью метафизического, частью мифологического характера, каковы: великий ум (манарабба), жизнь, тихое веяние, солнечный бог Сам-Семир, небесный (грозовой) бог Юша-мин, живущий при хранилищах вод и великих источниках света, далее небесный Иордан, целитель душ, затем знание жизни (манда-дихайя), вероятно соответствующее Софии других гностиков, представляемое иногда в виде всеобъемлющего дерева, совмещающего в себе значение обоих райских деревьев в Библии: древо жизни и древо познания добра и зла. Начальные эоны называются также первая жизнь, вторая жизнь, третья жизнь. Человеческие души суть эманации первой жизни, плененные тьмою материального бытия. Для избавления их небесные эоны вселяются в избранников, каковы в особенности Сиф (Ситиль) и Иоанн Креститель (Яхъя), установивший религиозные омовения и погружения, как символ очищения душ в небесном Иордане. Условие этого очищения для посвященных - воздержание от мяса, вина и половых сношений. Практический путь спасения для обыкновенных М. состоит в преданности своей секте, отделяющей их от нечистого мира, и в послушании тармидам, знающим тайну, но тщательно скрывающим ее от непосвященных. Кроме крещения, существует еще другое таинство, приравниваемое к евхаристии. В священных книгах М. многие места проникнуты крайнею враждою к Христу и христианству. Ср. Siouffi, "Etudes sur la religion de Soubbas"; Brandt. "Mandдische Religion" (1889) его же, "Mandдische Schriften" (1893). Место М. в религиозной истории и их отношение к другим сектам крестильников представляет еще спорный вопрос.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Традиция имяславия в работах О. Э. Мандельштама

Романов А. В., Калинская Д. Б.
Рассматривается толкование О.Э. Мандельштамом категорий «слово» и «имя», а также их соотношение. Дается сравнительный анализ дефиниций этих понятий О.Э. Мандельштамом и русскими религиозными философами того времени.
Читать PDF
0.00 байт

Философия слова и имени в творчестве О. Э. Мандельштама

Романов Анатолий Владимирович, Калинская Д. Б.
В статье анализируются взгляды О.Э. Мандельштама на слово и имя, а также соотношение этих понятий. Дается сравнительный анализ понимания этих категорий О.Э. Мандельштамом и русскими религиозными философами того времени.
Читать PDF
0.00 байт

«у геометрии природы фрактальное лицо1» (памяти Бенуа Мандельброта)

Розенберг Геннадий Самуилович, Чупрунов Евгений Владимирович, Гелашвили Давид Бежанович, Иудин Дмитрий Игоревич
Статья посвящена памяти выдающегося математика ХХ века Б. Мандельброта создателя фрактальной геометрии. Рассмотрены основные вехи жизненного пути и научной деятельности Б. Мандельброта.
Читать PDF
0.00 байт

Организационные потребности общества как исток морали в этике Бернарда Мандевиля

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье рассматриваются этические воззрения Бернарда Мандевиля как пример такого объяснения морали, которое видит в нравственных нормах элемент комплексной системы, с помощью которой сообщества поддерживают свою внутреннюю упоряд
Читать PDF
0.00 байт

Великий кочевник Бенуа Мандельброт

В. А. Шлык
Статья посвящена 80-летию Бенуа Мандельброта, который, открыв фракталы, изменил взгляд человека на окружающий мир. Рассказывается о рождении понятия фрактала, создании геометрии негладких форм и теории хаоса.

Похожие термины:

  • Бернард Мандевиль

    (1670–1733) – английский философ-деист, моралист, испытал влияние идей Гоббса и Локка . Автор «Басни о пчелах», одной из самых нашумевших книг своего времени. М. свое представление о состоянии современ
  • Мандель, Эрнест

    Mandel, Ernest) (Germain) (1923- 1995) - руководитель бельгийской секции Четвертого Интернационала, затем один из вождей всего Объединенного Секретариата. Давний сторонник теории бесповоротного перерастания ста
  • МАНДЕЙЗМ

    религия, возникшая в начале н. э. в Месопотамии. М. представляет собой смешение взглядов нек-рых гностич. христ. сект (см. Гностики) с элементами иудаизма, зороастризма и вави-лон. религии. Последоват
  • МАНДЕВИЛЬ БЕРНАРД ДЕ

    род. ок. 1670, Дордрехт - ум. 21 янв. 1733, Лондон) - англ, писатель. Прославился своей сатирической, снабженной комментариями "Басней о пчелах" ("The fable of the bees or private vices made public benefits", 1714), в которой не колеблясь п