МАНДЕВИЛЬ БЕРНАРД ДЕ
Источник: Философский энциклопедический словарь
англ. философ-моралист. Известен своей “Басней о пчелах” (1705) —острой сатирой на совр. ему об-во. В ней изображена жизнь улья, в к-ром процветают пороки и каждый обитатель заботится лишь о своих интересах. Чтобы покарать пчел. Юпитер делает всех их честными. Это приводит к разорению улья. М., т. обр., первым высказал идею, в дальнейшем развитую Гегелем, о неизбежности и даже полезности зла в условиях социального неравенства, направленную против взглядов Шефтсбери. М. ясно видел, что богатство нации в буржуазном об-ве покоится на бедности трудящихся. М. оказал большое влияние на позднейших философов и экономистов (Гельвеций. А. Смит и др.).
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Краткий философский словарь 2004
9 Философский словарь ные понятия — это выдумка господ, чтобы управлять массами. Влияние Мандевиля сказалось прежде всего на французских энциклопедистах, оно способствовало ослаблению морального оптимизма, который был представлен Шефтсбери.
R. Stammler. M.s Bienenfabel, 1918; J. C. Maxwell. Ethics and Politics in M., in: Philosophy, 26 (1951); I. Primer. M.Studies. Den Haag, 1975; T. Home. The Social Thought of В. M., London, 1978; P Carrive. В. M., Paris, 1980; M. M. Goldsmith. Prívate Vices, Public Benefits. B. M.s Social and Political Thought. Cambridge, 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Гл. произв. М. - «Басня о пчелах» (рус. пер. 1974), первоначально вышедшая анонимно в 1705 в Лондоне в виде стихотворного памфлета под заглавием «Ропщущий улей, или Плуты становятся добродетельными» («The grumbling hive; or, Knaves turnd honest»). В 1714 «Басня» была переиздана («The fable of the bees; or, Private vices public benefits»). В 1723 она вышла с новыми комментариями и дополнением: «Исследования о происхождении нравств. Добродетели» («An enquiry into the origin of moral virtue»), в т. ч.: «Изыскание о природе общества» («A search into the nature of society»). Соч. М. получило широкое распространение в 18 в., вокруг него разгорелась острая борьба (против «Басни» М. выступили Дж. Беркли и Ф. Хатчесон; Вольтер посвятил ей сатирич. басню «Марселец и лев»). В «Басйе» М. выступает с острой социальной сатирой на совр. ему общество, в к-ром пороки являются движущей силой развития. М. вскрывает роль господствующей морали как орудия господства над трудящимися, устанавливает зависимость нравственности от обществ. строя.
К. Маркс в «Капитале», высоко оценивая взгляды М., писал, что он был «...бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 395).
Источник: Советский философский словарь
(1670 – 21 янв. 1733) – англ. философ-материалист, по профессии врач. Француз по происхождению, М. родился в Дордрехте (Нидерланды), обучался медицине в Лейденском ун-те. После получения звания доктора медицины в 1691 переехал в Англию, где в Лондоне занимался врачебной практикой. Материалистич., филос. взгляды М. сложились под влиянием учений Гоббса и Локка. М. был другом Франклина. Гл. произв. М. "Басня о пчелах" вышло анонимно (1705) в Лондоне в виде стихотворного памфлета под заглавием "Ропщущий улей, или Плуты становятся добродетельными" ("The grumbling hive; or, Knaves turn´d honest"). В 1714 была переиздана под назв. "Басня о пчелах, или Частные пороки – общественные выгоды" ("The fable of the bees; or, Private vices public benefits"; частичный рус. пер. – "О природе общества" в кн.: А. Деборин, Книга для чтения по истории философии, т. 1, 1924). В 1723 "Басня" вышла с комментариями и дополнениями: "Исследования о происхождении нравственного достоинства" ("An enquiry into the origin of moral virtue") и "Изыскание о природе общества" ("A search into the nature of society"). В "Басне о пчелах" М. выступал как предшественник Гельвеция, Ламетри и Дидро с острой социальной сатирой на современное ему общество, в к-ром пороки являются движущей силой развития. Вместе с тем "Басня" направлена против религ.-этич. ханжества, а также идеалистич. этики Шефтсбери с ее принципом врожденного альтруизма и призывом к подавлению естеств. влечений и потребностей. Работа получила широкое распространение в 18 в, Вольтер посвятил теме М. – обществу, в к-ром царит "закон когтей и первенство зубов", басню "Марселец и лев", заканчивающуюся "моралью", совпадающей с выводами М.: "Так государям-львам приходится стократ контракты заключать, увы, за счет ягнят!" (рус. пер. А. Кочеткова). Реакц. противники М. истолковали его написанную с демократич. позиций "Басню" как апологию безнравственности, не желая видеть язвит. иронии этого памфлета. Против нее выступили Беркли во 2-м диалоге "Алцифрона" (G. Berkeley, Alciphron, v. 1–2, L., 1732) и Хетчесон в "Системе моральной философии" (Fr. Hutcheson, A system of moral philosophy, v. 1–2, 1755). Наиболее злобные реакционеры требовали сожжения памфлета. По словам Маркса и Энгельса, М. "...доказывает, что в современном обществе пороки необходимы и полезны. Это отнюдь не было апологией современного общества" (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). В духе картезианского механистич. материализма М. защищал тезис об автоматизме животных. В соч. "Трактат об иппохондрич. и истерич. страстях" ("A treatise on hypochondriack and hysterick passions", L., 1711) M. попытался материалистически рассмотреть вопросы психопатологии. Данный М. анализ экономич. строя совр. ему общества послужил одним из источников классич. англ. политич. экономии, оказав непосредств. влияние на А. Смита. По оценке Маркса, М. был "...бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 395; см. также т. 23, с. 367, 628–30). Соч.: Free thoughts on religion, the church and national happiness, L., 1723; An enquiry into the origin of honour, and the usefulness of Christianity in war, L., 1732; A letter to Dion, L., 1732 (ответ на критику Беркли); нов. изд. [Liv.l, 1954. Лит.: История философии, т. 2, [М. ], 1941 (см. указат. имен); Верцман И., Лоренс Стерн, в кн.: Из истории английского реализма, М., 1941, с. 134–37; Деборин А. М., Об этике М. и "социализме" Канта, в сб. ст.: Деборин А. М., Философия и политика, М., 1961 (первонач. опубл. в журн. "Die Neue Zeit" в 1906); Sakmann P., ?. de Mandeville und die Bienenfabel-Controverse, Freiburg–Lpz.–T?bingen, 1897; Robertson J. M., Pioneer humanists, L., 1907; Stammler R., Mandevilles Bienenfabel, В., 1918; M?nstermann P., Mandevilles Bienenfabel, [K?ln, 1960 ]. Б. Быховский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.