МАНАС

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАНАС

Санскр.) Букв., "ум", ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним Махата. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его Буддхи-Манасом или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению - Кама-Манасу.

Источник: Теософский словарь

МАНАС
(санскр. manas, тиб. thugs, yid, ум, разум, рассудок) — 1) в Абхидхарме шестой орган чувств, мышление, способное воспринимать умственные объекты; 2) в йогачаре седьмой вид сознания, 3) один из многих терминов для «ума», иногда его даже отождествляют с сознанием (читта), но чаще всё-таки различают и считают его тем бременем двойственности, от которого нужно освобождаться на Пути к высоким уровням духовного развития. Как и содержание других органов чувств, М. рассматривается в дхармо-частицах. Согласно «Абхидхарма-коше» (I, 17): «Любой из шести видов сознания, ставший прошлым, есть разум (М.)» (в пер. В.И. Рудого).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

МАНАС
санскр.), Мано (пали) — ум, способность человека мыслить; тот аспект сознания, к-рый осуществляет связь субъекта и объекта. М., по существу, двойствен: с одной стороны, это «внутр. чувство», к-рое соприкасается с миром вещей и образует сознание, состоящее из пяти скандх - элементов, с другой стороны, М. сообщается со способностью к интуитивному познанию (санскр. буддхи) и освещается им. В виджнянаваде М. т. н. седьмое, концептуализирующее сознание, к-рое систематизирует результаты осознания, получаемые «шестью сознания-ми», выделяет субъект (самого себя) и объекты, т. е. в конечном счете утверждает реальность «я», истинное существование к-рого безоговорочно отрицается всеми без исключения будд. школами. Сознание — М. рассматривается как продукт заблуждений, поэтому для достижения нирваны адептам будд. школ, доктрины к-рых базируются на догматич. положениях виджнянавады, предписывается подавлять функционирование М. посредством медитации. А. Н. Игнатович, Н. А. Панаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

МАНАС

санскр. - ум), одно из осн. понятий др.-инд. философии; ум в самом широком смысле, охватывающий все ментальные проявления; интеллект, способность к пониманию, т. е. к осмысливанию впечатлений, воспринятых через органы чувств. и к ответу на эти впечатления; восприятие, чувство, сознание, воля; внутр. орган восприятия и познания; инструмент (способность), с помощью к-рого возникают мысли, а объекты восприятия воздействуют на душу (М. в отличие от атмана и пуруши принадлежит телу и, как правило, подвержен уничтожению, гибели). М. часто помещают в сердце (уже в «Ригведе») - средоточие ментальной деятельности.
Согласно учению ньяи, М. - тонкая, неделимая, вечная субстанция, не имеющая частей, служащая душе инструментом восприятия психич. явлений. Он бесконечно мал, подобен атому. М. - это внутр. восприятие, противопоставленное внешнему (бахья); оно возникает при контакте М. с психич. состояниями. Вместе с пятью внеш. чувствами М. образует шесть органов познания, но в отличие от них он лишен материальности. Ум, как и тело, отличны от «Я». Для вайшешики М. - последний (девятый) вид субстанций, неощутимое начало, существование к-рого выводится на основании особых рассуждений. В санкхье М. понимается как центр. орган, руководящий деятельностью органов познания и органов действия; М. состоит из частей и может находиться в одноврем. контакте с неск. чувствами; он придает определенность чувств. восприятиям. М. - сложный продукт пракрити, подвержен возникновению и уничтожению. В йоге М. вместе с эмпирич, «Я» и интеллектом составляет тонкое тело, с к-рым связана душа. Для последователей джайнизма М. материален, поскольку он является соединением атомов. В буддизме М., напротив, нематериален; вместе с материальным телом и бесформенным сознанием (виджняна) он образует то целое, к-рое условно называется Человеком. При этом мадхьямика считает М. нереальным, тогда как йогачара исходит из реальности М.: он состоит из потока идей и выступает как единств. реальность, объекты же внеш. мира суть лишь идеи, образы, рожденные М. Саутрантика и вайбхашика· признают реальность М. наряду с реальностью внеш. объектов.

Источник: Советский философский словарь

МАНАС
санскр. manas, от корня man — думать) — в индийской философии обозначение психической способности координации и синтезирования деятельности моторных и сенсорных органов (индрий); манас также отвечает за то, чтобы чувственные данные поступали к субъекту познания (см. Атман, Пуруша) в определенной последовательности и чтобы психомоторые желания последнего без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам». Манас часто выступает как ядро психической индивидуальности, определяющий специфический способ познания и действия личности. Распространенный перевод манаса как «ума» (англ. mind) может ввести в заблуждение, поскольку санскритский термин обозначает не активную познавательную способность (как «ум» в европейской традиции), а бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой. Большинство школ включало манас в число индрий, некоторые из них приписывали ему, помимо его обычных функций координатора, способность к особому роду восприятия (манаса пратьякша).
В санкхье манас вместе с аханкарой («это») и буддхи («интеллектом») формирует внутренний орган (см. Антахкарана). В вайшешике манас выступает в качестве своеобразного помощника атмана, существование которого объясняет, почему в одном случае познавательный контакт атмана, органов чувств и объектов приводит к возникновению знания, а в другом случае не приводит, почему акты познания возникают не одновременно, а последовательно, каким образом происходит припоминание (см. Смршпи), а также восприятие внутренних эмоциональных состояний (радости, страдания и т. п.).
В отличие от ведантистов, считавших манас всепроникающим, подобно Атману, и мимансака Кумарила Бхатты, видящего в нем субстанцию среднего размера, вайшешика представляет манас как особого рода атом (ami). Атомарностью манаса вайшешики объясняли составленность процесса познания из серии актов: манас, в силу своего крайне малого размера, способен в единицу времени вступить в контакт только с одним органом чувств и породить в душе только одну «единицу» знания. Манас — материален (murta), но в отличие от обычных материальных вещей, постоянно активен, способен перемещаться очень быстро и даже выходить за пределы тела (в особых йогических состояниях). Благодаря его скорости, смена чувственных восприятий (визуальных, слуховых и т. п.) происходит так быстро, что человеку кажется, что он видит, осязает и слышит одновременно.
Помимо учений, связывающих манас с определенными психическими функциями, он часто символизирует некую эмпирическую ментальность, «необработанный ум», чуждый духовной дисциплине и потому постоянно мечущийся. Так, в мимансе манас уподобляется демону, являющемуся причиной всех несчастий человека («нет у человека худшего врага, чем манас»). В учениях йоги неустойчивость манаса (синоним читта-вритти) считается препятствием к освобождению мокша (см. Мокша), поэтому его стабилизация выступает одной из главных задач йога.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • МАНАС, КАМА

    Санскр.) Букв., "ум желаний". У буддистов это шестой из Чадаятаны (см.) или шести органов познания - потому высший из них, синтезированных седьмым, называемым Кличта, духовным восприятием того, что заг
  • МАНАС САНЬЯМА

    Санскр.) Совершенное сосредоточение ума и контроль над ним во время упражнений Йоги.
  • МАНАС ТАЙДЖАСИ

    Санскр.) Букв., "лучистый" Манас; состояние Высшего Эго, которое лишь высокие метафизики могут осознать и постичь.
  • МАНАС МАНО

    пали. Разум. Внутренний аппарат, инструмент мышления, функциональный комплекс, воспринимающий, оценивающий, обобщающий и преобразующий информацию, поступающую от органов чувств (индрия). На сс. ос