МАН

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАН
В китайской мифологии чудовищный змей, четырехпалый дракон или дракон с четырьмя когтями. Согласно словарю «Эръя», считался царем змей.

Источник: Китайская мифология. Энциклопедия.

Мани
сканд.)  – месяц, брат Соль (солнца), сын Мундильфари, управляющий ходом звезд. Согласно прорицанию будет проглочен волком перед концом мира (Рагнарек).

Источник: Мифологический словарь

МАНА
имманентная и безличная сила, определяющая собой все происходящее. В некоторых традиционных обществах Полинезии это синоним «судьбы» в смысле активной, безличной и недифференцированной причины событий.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МАНУ
Manus) (Санскр.) Четырнадцать Ману являются покровителями
или стражами расовых циклов в Манвантаре, или Дне Брамы.
Изначальных Ману семеро, четырнадцатью они становятся в "Пуранах".

Источник: Теософский словарь

МАНА
имманентная и безличная сила, определяющая собой все происходящее. В некоторых традиционных обществах Полинезии это синоним «судьбы» в смысле активной, безличной и недифференцированной причины событий.

Источник: Философский словарь

Ман
в древнекитайской мифологии страшный змей, царь змей. В средние века так стали называть драконов с четырьмя ногтями. Изображение мана – почетный знак на одежде императоров династий Мин и Цин. Право носить халат с вытканным маном император иногда жаловал чиновнику как особое отличие.

Источник: Словарь китайской мифологии

МАНУ
У индийцев прародитель людей, сын бога солнца Вивасвата и брат Ямы. В пуранах и эпосе Ману уже четырнадцать: семь бывших и семь будущих. От каждого из них ведет свое начало человечество в соответствующий мировой период — манвантару. Первым из четырнадцати считается Ману Сваямбхува, сын Брахмы и автор «Законов Ману».

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

МАНИ
санскр., обычно переводится как «магический жезл») - в тантризме - обозначение мужского полового органа. Слово «М.» входит в состав известной каждому ламаисту мантры (заклинания) («ом мани падме хум»), к-рую гравируют или наносят красками на камни. Поэтому и сами эти ритуальные камни получили в просторечии название М.

Источник: Атеистический словарь

МАНИ
санскр., тиб., монг.) — камни с написанной или выгравированной на них мантрой ОМ МА НИ ПАД ME ХУМ, стоящие в гоpax, на перевалах, недалеко от монастырей, населенных пунктов, в местах будд. паломничеств и т. д. Назначение М. разное: от мемориала в честь к.-л. события до маркера сакральногo пространства, принадлежащего тому или иному монастырю. Н. Л. Жуковская

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

МАНУ
Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит
от санскритского корня ман, "мыслитель"; на самом деле -
человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому из
Ману, который возник от Сваямбху, "самосущего", поэтому - Логос и
прародитель человечества. Ману является первым Законодателем,
почти Божественным Существом.

Источник: Теософский словарь

Маны
рим.)  – первоначально божества загробного мира, затем обожествленные души умерших, покровительствовавшие своему роду. В честь М. устраивали дни поминовения, на которых за столом собиралась вся родня, причем считалось, что здесь же присутствуют и умершие родственники. В эти дни на могилы умерших приносили угощение и украшали их цветами. В отличие от лемуров М. считались добрыми богами, культ которых впоследствии слился с культом ларов и гениев.

Источник: Мифологический словарь

МАНУ

        имя нескольких персонажей индийской мифологии. М. предстает как общий предок людей (именуемых манушья или манава), как единственный человек, спасенный богом Вишну от потопа. М., сын Солнца (Вайвасвата), считался первым царем, родоначальником Солнечной и Лунной династий, прекратившим хаос и установившим на Земле законность (дхарму) и порядок налогообложения (в !/« долю доходов). М., сын Самосущего Брахмы (Сваямбхува), продиктовал мудрым риши дхарма-шастру "Ману-смрити".
А. Вигасин

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

МАНИ
216—277) - проповедник, основатель манихейства. В 242 во время коронации иранск. шаха Шапура I из династии Сасанидов М. впервые выступил с проповедью своего вероучения, для к-рого характерны пацифизм и нестяжательство. Зороастрийское жречество (см. Зороастризм) встретило проповедь М. резко отрицательно. В 275 по приказу магов и нового шаха Бахрама I М. был брошен в тюрьму, а в 277 - казнен. Последователи М. были или замучены, или высланы из страны. В 296 римск. император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства.

Источник: Атеистический словарь

МАНА
термин, к-рым народы Полинезии и Меланезии обозначают особую, чувственно не воспринимаемую силу, присущую якобы нек-рым людям, животным, неоду-шевл. предметам, а также духам. В представлении верящих в существование М. народов (в т.ч.ряда африканских) успех или неудача в любом деле зависят именно от М. Нек-рые бурж. религиоведы приписывают вере в М. роль первонач. формы религии, породившей такие, с их т. зр., ее проявления, как олицетворение сил природы, магия, тотемизм, анимизм и др. Но эта концепция не подтверждается фактами.

Источник: Атеистический словарь

МАНЫ
Римские божества загробного мира; также — обожествленные души предков и хранители гробниц. В отличие от лемуров, манов считали добрыми богами, однако с ними была связана богиня Мания, насылавшая безумие, поэтому их слегка опасались.
Овидий в «Фастах» описывает обряд поклонения манам:
 
Честь и могилам дана. Ублажайте отчие души
И небольшие дары ставьте на пепел костров!
Маны немногого ждут: они ценят почтение выше
Пышных даров. Божества Стикса отнюдь не жадны.
Рады они черепкам, увитым скромным веночком,
Горсточке малой зерна, соли крупинке одной,
Хлеба кусочку в вине, лепесткам цветущих фиалок:
Все это брось в черепке посередине дорог.
Можно и большее дать, но и этим ты тени умолишь,
И помолись ты еще у погребальных костров.
 

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

МАНУ
сс. Человек. Прародитель человечества, появляющийся в каждом мировом цикле (кальпа) как порождение мысли Брахмана, творца вселенной. У каждого очередного Ману есть второе имя, отличающее его от предыдущих. Люди — потомки Ману своего цикла. Ману — первый из живущих, тогда как его брат Яма — первый из умерших, бог смерти. Термин «ману» означает мудреца или просто человека. Ману — мужское имя. Манушья — человек, мужчина. Манушья-лока означает землю, мир людей, «Законы Ману» («Дхармашастра Ману») — произведение, восходящее к творчеству мудрецов-риши. Автором его считается Ману Сваямбхува. Другое название: «Ману-смрити». В нем содержатся изречения, стихи, философские эссе и др. Манушьялока — уровень буддийского психокосма, мир-состояние, в котором рождается человек. Проявив волю, он может подняться на более высокие уровни и достичь освобождения от новых рождений.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Ману
др. – инд.) – «человек» (от «мыслить») – первопредок, прародитель людей, сын Вивасвата, брат Ямы. М. при этом рассматривается как первый человек, живший на земле, а Яма – как первый умерший человек, ставший царем умерших. В пуранах и эпосе говорится о 14 М. – семи бывших и семи будущих. От каждого из них ведет начало человечество, а период существования каждого человечества называется манвантарой («период М.»). Прародителем современного человечества является М. Вайвасвата, сын Вивасвата и Саранью в ее божественном облике. С ним связана легенда о потопе, согласно которой М. однажды совершал ритуальное омовение и к нему в руки попала маленькая рыба. Рыба попросила М. вырастить ее, пообещав, что она спасет его от грядущего потопа. Когда она выросла, М. отпустил ее в море и по ее совету сделал большой корабль. Во время потопа рыба отбуксировала корабль к горе, на которой М. принес жертву богам, и из этой жертвы возникла девушка Ила, ставшая женой М. и прародительницей человеческого рода.

Источник: Мифологический словарь

MAN
лат.) - в философии существования персонифицированное общественное мнение. Мы наслаждаемся и развлекаемся, как наслаждаются другие; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как смотрят и судят все; но мы так же избегаем "большой толпы", как избегают ее другие; мы находим возмутительным то, что принято находить таковым. И эти другие (Man) - не кто-то определенный, а все, хотя и не сумма, - предписывают форму бытия повседневности (М. Хайдеггер). Это Man вызывает постоянное искушение довериться ему, отдать себя ему во власть, запутаться в нем и стать чужим самому себе (см. Коллектив). В этическом смысле Man представляет собой противоположность индивидуальности; относительно Man вполне уместен категорический императив, где личность в силу морали "равной справедливости" (которая гарантирует личности только право защиты) становится так же бесправна, как она бесправна по отношению к этому Man. В психологии Man есть коррелят "мы"; как член некоего Man я есть часть какой-то целостности, а как участник "мы" я вхожу в некую систему отношений.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Ман
 (нем. Man — неопределенно-личное местоимение) — одно из осн. понятий экзистенциализма; введено Хайдеггером. Понятие «М.» обозначает «социальную реальность», выступающую в виде правовых законов, моральных норм, культурных традиций и общественного мнения. М., по Хайдегтеру, всегда враждебно человеку, препятствует его свободной деятельности, обезличивает его. Чтобы выйти из-под власти М. и обрести свободу, человек, согласно экзистенциализму, должен изолировать себя от об-ва и поставить себя в «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью. Только почувствовав страх перед смертью, личность вырывается из «повседневного бытия», становится свободной и может нести ответственность за свои поступки. В концепции М. получила иррационалистическое решение проблема взаимоотношений личности и буржуазного об-ва. В этой концепции отражен характерный для капиталистического строя антагонизм личности и об-ва. Рассмотрение человека только как «личности», отрицание его сущности как совокупности общественных отношений, неизбежно приводит философов-экзистенциалистов к ненаучным и реакционным выводам.

Источник: Философский словарь. 1963

“МАН”
нем. man — неопределенно-личное местоимение) — одно из осн. понятий экзистенциализма; введено Хайдеггером. Термин “М.” на рус. язык не переводится; в нем. языке он выступает как субъект в неопределенно-личных предложениях. Пребывание в мире “М.”— это, согласно Хайдеггеру, такой способ существования личности, когда она мыслит, чувствует и поступает “как все” (ср. “всемство” Достоевского), не избирая в каждой ситуации своего подлинного пути. “М.” выступает в виде общепринятых принципов поведения, морали, застывших и “овеществленных” форм языка, мышления и пр. “М.”, по Хайдеггеру, враждебно свободе человека, препятствует его творческой деятельности, обезличивает его. Чтобы выйти из-под власти “М.” и обрести свободу, человек, согласно экзистенциализму, должен поставить себя в пограничную ситуацию между жизнью и смертью. Только почувствовав страх смерти, личность вырывается из “повседневного бытия”, становится свободной и может нести ответственность за свои поступки. В концепции “М.” получила иррационалистическое решение проблема взаимоотношений личности и об-ва. Концепция “М.” представляет собой своеобразную морально-этическую оппозицию буржуазному “отчужденному об-ву” (Отчуждение), реальных путей перестройки к-рого экзистенциалисты не видят.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Маны
В древнеримской мифологии маны (Manes) – собственно добрые, или светлые, души умерших. Слово manes – множественное число прилагат. manis, которое antiqui dicebant вм. bonus (Varro L. L. VI, 4); в позднейшей классической латыни это сл. употреблялось обыкновенно с сущ. dii, а также в словах mane sc. tempus – доброе время, т. e. утро, и immanis – недобрый, ужасный, чудовищный. В связи с тем же именем стоят имена божеств Mana Genita, помогавшая при родах, и Cerus Manus (= creator bonus), упоминавшийся в песне Салиев. Под манами подразумевают обоготворенные блаженные души умерших, культ которых относится к древнейшему времени религиозной жизни римлян (ср. Fustel de Coulanges, «La cité antique»): культ их предусмотрен уже в законах XII таблиц. Это – примиренные и благосклонные духи предков, покровительствующие своему роду (ср. Евмениды) . Как обоготворенные души, маны близки к ларам, ларвам и лемурам С императорского времени на гробницах стали писать буквы D. М. или D. M. S. (= Diis Manibus или Diis Mainbus Sacrum), чем обозначалось отождествление покойного с его богом-хранителем. В последнем значении слово manes совпадает со словами Genius и Juno, которые, по занесенному с Востока обычаю, писались на надгробных плитах. На греческих памятниках писали: θεοίς δαίμοσι. В колумбариях ставились алтари для принесения жертв подземным богам.
Местопребывание манов считалось под землей; в связи с этим сл. manes часто употребляется вм. inferi (= подземное царство). Как добрые духи, они назывались еще dii propitii. Служение манам лежало на обязанности понтифекса (со времен Нумы). В древнее время им приносились человеческие жертвы; позднее они заменились праздником мертвых, feralia, который справлялся ежегодно в феврале; кроме того М. почитались еще 23 мая, в праздник rosalia, и 23 марта, в праздник Violaria. Февральский праздник от 13 до 20 числа носил общее название dies parentales или parentalia.
Ср. Gatherius, «Da jure Manium» (in Graev. Thes. 12 p. 1200; Лпц., 1671); Schoemann, «De diis Manibus Lan bus et Geniis» (1840); Fayout et Daniel Lacombe, «Du jus sepulcri en droit romain» (П., 1885-86).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

МАНО
Гност.) Владыка Света. Rex Lucis в "Кодексе Назареев". Он
есть Вторая "Жизнь" второй или проявленной троицы, "небесная
жизнь и свет, и более древняя, чем зодчий небес и земли"
("Код.Наз.", т. I, с. 145). Эти троицы суть следующие. Верховный
Владыка великолепия и света, светящийся и сияющий, прежде
которого никто другой не существовал, называется Корона (венец);
Владыка Ферхо, непроявленная жизнь, которая существовала в первом
извечно; и Владыка Иордан - дух, живая вода милосердия (ibid.,
II, 45-51). Он есть тот единственный, через которого мы можем
быть спасены. Эти трое составляют троицу in abscondito. Вторая
троица состоит из трех жизней. Первая есть подобие Владыки Ферхо,
из которого она произошла, и этот второй Ферхо есть Царь Света -
Мано. Вторая жизнь есть Иш Амон (Плерома), чаша предопределения,
содержащая видимую мысль Jordanus Maximus&a - типа (или его
доступное понимаю отражение), прообраза живой воды, который есть
"духовный Иордан". (Ibid., II, с. 211.) Третья жизнь, созданная
обеими другими, есть Абатур (Аб, Родитель или Отец). Это
таинственный и ветхий "Старейший из Старейших", Старец "Senem sui
obtegentem et grandaevum mundi". Эта последняя, третья Жизнь
является Отцом Демиурга Фетахила, Творца мира, которого офиты
называют Ильда-Баофом (см.), хотя Фетахил есть единородный,
отражение Отца, Абатура, который производит его смотрением в
"темную воду". София Ахамот также рождает своего Сына
Ильда-Баофа, Демиурга, смотрением в хаос материи. Но Владыка
Мано, "Владыка величественности, Владыка всех гениев", в этом
каббалистическом "Кодексе" является более высоким, чем этот Отец,
ибо один чисто духовный, другой - материальный. Так, например,
тогда как "единородный" Абатура есть гений Фетахил, Творец
физического мира, - Владыка Мано, "Lord of Celsitude", являющийся
сыном Того, кто есть "Отец всех, кто проповедует Евангелие",
также производит "единородного", Владыку Лехдайо, "справедливого
Владыку". Он есть Христос, помазанник, который изливает
"милосердие" Невидимого Иордана, Духа Высшего Венца. (Для
дальнейших сведений см. "Раз. Изиду", т. II, с. 263, и след.)

Источник: Теософский словарь