МАХАБХАРАТА
"МАХАБХАРАТА"
эпос народов Индии. Современный вид приобрёл к середине 1-го тысячелетия. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера. «Махабхарата» - источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе стран Азии.
МАХАБХАРАТА
Санскр.) Букв., "великая война"; прославленная
эпическая поэма Индии (возможно длиннейшая поэма в мире), которая
включает как "Рамаяну" так и "Бхагавад Гиту", "Песнь Небесную".
Нет двух востоковедов, соглашающихся относительно времени ее
происхождения. Но, несомненно, она чрезвычайно древняя.
эпическая поэма Индии (возможно длиннейшая поэма в мире), которая
включает как "Рамаяну" так и "Бхагавад Гиту", "Песнь Небесную".
Нет двух востоковедов, соглашающихся относительно времени ее
происхождения. Но, несомненно, она чрезвычайно древняя.
Источник: Теософский словарь
»МАХАБХАРАТА»
санскр. - «Сказание о великой битве бхаратов») — др.-инд. эпос, сложившийся приблизительно в 6-2 вв. до н. э. Повествует о легенд, борьбе двух царских династий - Кау-равов и Пандавов. «М.» является своеобразной энциклопедией ре-лиг. и филос. учений, мифологии, соц. и политич. институтов Др. Индии. Из «М.» позаимствованы все гл. идеи индуизма, наиболее полно выраженные в «Бхагавадуи-те» и «Шантипарве». Помимо рс-лиг.-идсалистич. взглядов в «М.» широко представлены стихийно-материалистич., диалектич., дуа-листич. и т. п. взгляды и концепции.
Источник: Атеистический словарь
Махабхарата
один из важнейших эпосов индийской мифологии. Махабхарата - это «Великая история» потомков Бхараты. Эпос состоит из около 100 тыс. стихов и разделен на многочисленные главы. История, на которой основывается эпос, древнее самого исторического текста, который был составлен примерно между 400г. до Р.Х. и 400г. по Р.Х. Среди ученых нет единого мнения о том, основан эпос на действительных исторических событиях, или это художественное произведение. Центральная тема основана на мифах об аватарах Вишну. Богиня Земля находится под давлением демонов и перенаселения, ей грозит опасность быть поглощенной океаном. Чтобы освободить ее, боги облекаются в человеческое тело и нисходят на землю, возглавляемые Вишну, который рождается под именем Кришна и возвещает богословие этого эпоса в Бхагавадгите. Затем повествование описывает истории его династии и реакцию на кризис, постигший ее спустя четыре поколения. Эпос пользуетсяпопулярностью среди многочисленных как традиционных, так и новых религиозных движений.
Источник: Новые религиозные движения.
"МАХАБХАРАТА"
(санскр. - «Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказания о великой битве бхаратов») - великая инд. эпич. поэма. Авторство «М.» предание приписывает мудрецу Вьясе, расчленившему Веды на 4 части. Создание «М.» обычно относят к VI—II вв. до н. э. Но события, отображенные в «М.», в к-рой с вымыслом тесно переплелись отзвуки действит. истор. правды, относятся к более древним временам. В центре поэмы - конфликт между двумя царскими родами - Кауравов и Пандавов, их борьба за власть в царстве Гастинапур, многочисл. приключения и страдания Пандавов, вынужденных бежать из родного города из-за интриг Кауравов, описание ожесточ. битвы на равнине Курукгаетры, в к-рой, согласно поэме, приняли участие мн. народы Индии того времени. В «М.» особым разделом входит «Бхагавадгита», получившая большое самостоят. значение в истории инд. религ. и социальных учений. В 8 раз превосходя по объему «Илиаду» и «Одисею», вместе взятые, «М.» включает громадное количество сведений о Др. Индии, в т. ч. и о ее религии.
"МАХАБХАРАТА"
сс. Великое сказание о раздоре и битве на поле Куру (Курукшетра) между двумя родами, имеющими общего предка (Бхарата). Произведение содержит около 100 тысяч двустиший (шлока), входящих в 18 книг, связанных сюжетной линией. Считают, что формирование «Махабхараты» происходило несколько веков. В ней отражены мифология, политические взгляды, описаны реалии быта, представлены философские рассуждения, свидетельствующие о позициях различных школ. Некоторые тексты и сюжеты восходят к глубокой древности, ко временам дописьменной культуры. Дополнения вносились до IV в. Основным составителем признается Шрила Вьясадева, которому, вероятно, принадлежит концепция эпопеи, обладающей высокой художественной ценностью. Один из основных аспектов — нравственность. Наиболее популярен текст «Бхагавадгита» («Песнь господа»). В диалоге героя Арджуны с богом (Кришна) разрешается противоречие между родственными чувствами и долгом воина-кшатрия. Бог, выступающий как «возничий», открывает герою истину: главное предназначение человека — бескорыстное выполнение долга. При этом даже убийство, совершенное воином, не вменяется в грех. Бескорыстное действие не создает карму и не препятствует освобождению души. «Махабхарата» широко цитируется и переиздается на различных языках мира.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
МАХАБХАРАТА
санскр. – великая повесть о бхаратах) – др.-инд. эпос, созданный в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э., состоит из 100 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 книг. Эпос М. создавался в период распада ведической религии и образования индуизма с его двумя гл. богами: кшатрийским Вишну и браминским Шивой. Тексты М. создавались на протяжении 6–5 вв. до н.э. и лишь позже были объединены одной, вероятно брахманской, редакцией. М. повествует о междоусобной борьбе двух братьев. Эта тема занимает всего около 1/4 поэмы, остальные 3/4 непосредственно не связаны с фабулой и посвящены фольклорной, мифологич., социально-политич. и филос. тематике. М. – богатейший источник сведений о культурной и социальной жизни инд. народа. История междоусобной борьбы отражает картину соперничества браминов (жрецов) и кшатриев (воинов-правителей), их борьбу за идеологич. и политич. первенство. М. – гл. источник сведений о развитии ортодокс. инд. философии в период после эпохи Упанишад, в частности о древней санкхье, тесно связанной с вишнуизмом и йогой. В М. имеется ряд ссылок на неортодокс. еретич., рационалистич. и материалистич. учения (настику, локаяту, чарваку), отрицавшие догмы о боге, бессмертии души и ее переселениях. Большой интерес представляют упоминания материалистич. школ свабхава-вада и ядричха-вада (XII. 175; XII. 222; XII. 224). Вместе с тем М. свидетельствует об окончательном складывании осн. концепций инд. религии и этики; в ней уже четко говорится о трех путях достижения "высшей реальности": пути знания (джняна-марга), пути действия (карма-марга) и пути преданности, любви (бхакти-марга). Мн. тексты М. проникнуты духом высокого гуманизма ("нет ничего выше человека", "Мокшадхарма" 301, 20), глубокой преданности долгу (дхарме), стремления к правде. Как лит.-художеств. произведение поэма дает образцы яркого поэтич. творчества и является источником вдохновения для всей последующей санскритской художеств. лит-ры. Издания: The Mahabharata..., transi, into English prose by Protap Chandra Roy, Calcutta, 1883; new ed., Calcutta, 1919; рус. пер. – М., кн. 1, Адипарва, пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова, М.–Л., 1950; М., пер. с санскрита, вып. 1–6, Ашхабад, 1955–62. Лит.: Ильин Г. Ф., Старинное инд. сказание о героях древности, М., 1958. В. Смирнов. Ашхабад.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
"МАХАБХАРАТА"
("Великое (сказание о битве) потомков Бхараты") — др.-инд. эпическая поэма на санскрите, насчитывает в разных рецензиях от 82 до 95 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 различного объема книг. "М. " складывалась в устной традиции и сохраняет многие характерные черты устно-эпического стиля. Осн. сказание повествует о лишении сыновей царя Панду (Пандавов) царства их двоюродными братьями Кауравами, о жизни Пандавов в изгнании и о возвращении ими царства после великой битвы на Курукшетре. В этот сюжет оказались включенными по принципу "обрамленного повествования" многочисл. мифы и легенды. Зародившись в кшатрийской (воинской) среде на сев. долины Ганга, "М. " стала затем общеиндийской эпопеей и перешла в ведение брахманов, подвергших ее религ.-дидактической переработке, при к-рой в состав "М. " вошли религ.-философские (напр., "Бхагавадгита") и др. дидактич. тексты, концентрирующиеся гл. обр. в огромных по объему XII и XIII книгах. Поэтому в индийской традиции "М. " рассматривается не только как эпос (итихаса), но и как законоучительный трактат (дхарма-шастра). Становление "М. " продолжалось много веков: от начала I тыс. до н. э., когда предположительно началось сложение сказаний на ее основной сюжет, до перв. пол. I тыс. н. э., когда поэма обрела вид, близкий к современному. Типологически "М. " представляет собой классич. эпопею, частично трансформировавшуюся в эпопею ре лиг.-дидактическую, но при этом в ней удерживается ряд элементов содержания и формы, присущих эпосу на стадии архаики. Мифология "М." , как и все ее содержание в целом, многослойна. В повествованиях раннего слоя отражена архаич. мифология индоариев, в типологическом отношении более древняя, чем ведийская, и существовавшая параллельно с ней; центральным здесь является миф о борьбе Индры с драконом Вритрой, дэвов с асурами. Борьба Пандавов с Кауравами, в к-рых воплотились на земле соответственно дэвы и асуры, осознавалась как земное продолжение извечной космич. битвы. На стадии классической эпопеи мировоззрение "М." окрашивается пессимизмом, основной интерес переносится с мифа о первотворении-асуроборстве на другой аспект циклич. Космогонии — эсхатологический, отсюда возрастание роли таких божеств, как Яма. губящий мир при светопреставлении, Кала — бог разрушительного времени, Рудра-Шива и т. д. Характерна для этoго слоя и мифологема безличной, слепой судьбы (дайва). Поздний эпос засвидетельствовал зарождение и развитие религии индуизма. Если в раннем слое "М. " пара героев -Лрджуна и его возничий Кришна — воспроизводила на эпич. уровне мифологический союз асуроборца Индры и Вишну как его помощника, то с превращением в индуизме Вишну в верховного бога растет и роль эпич. Кришны: теперь он, как аватара Вишну, неизмеримо превосходит Арджуну и в кульминационный момент сюжета обращается к нему с духовным наставлением (см. БХАГАВАДГИТА). В позднем приложении к "М." , ее XIX книге "Харивамше" ("Родословие Хари") содержатся уже все гл. индуистские легенды о детстве и юности Кришны, неизвестные основной части эпопеи. Появляются в "М. " и тексты, представляющие мифологию другого великого бога индуизма — Шивы, а также индуистских божеств субстратного (неарийского) происхождения: Сканды, Кали-Дурги. В дидактич. главах, посвященных гл. обр. проповеди нравственного закона — дхармы, предпринимаются попытки интерпретировать действие эпич. безличной судьбы как частный случай проявления индуистской кармы или как промысл верховного божества. "М." , ставшая для индуистов священной книгой, не без основания рассматривается иногда учеными как своего рода "энциклопедия индуизма". Существует громадное число литературных произведений на сюжеты из "М." как на санскрите, так и на региональных языках.
Я. Васильков
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь