МАГИЯ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАГИЯ
чародейство, волшебство, вера в сверхъестественные тайные силы, недоступные научному познанию, с помощью которых можно воздействовать на природу людей, животных, богов.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

МАГИЯ
(от греч. mageia – колдовство, волшебство) – совокупность обрядов, связанных с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей и природу и обычно совершаемых лишь посвященными (шаманами, колдунами).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Магия
греч. – волшебство, колдовство) – совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия – одна из форм древней духовной культуры.   

Источник: Словарь по культурологии

МАГИЯ
совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов. Магия подразделяется на белую (обращение к светлым сверхъестественным силам — Богу, святым и пр.) и черную (апелляция к темным силам — дьяволу, бесам и т.п.).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Магия
1) колдовство, ведовство - общее обозначение обрядов, связанных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека;
2) стадия умственного развития человечества, основанная на вере в собственные способности воздействовать на природу. Магию как стадию развития культуры выделял Дж.Фрезер.

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

Магия
(греч. mageia – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с возникшей в первобытном обществе верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия является элементом всех религий, хотя они, как правило, отрицают это. Рассматривается также как одна их форм первобытных верований.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Магия
(μαγεία) — почти то же, что знание или умение производить какие-нибудь действия неизвестными и, по-видимому, таинственными средствами. Магия могла существовать до тех пор, пока неизвестны были достаточно силы природы и их законы. В средние века еще занимались магиею, и Бэкон Веруламский в начале новых времен говорит еще о магии, хотя и не разделяет прежнего суеверного понятия о ней.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Магия
от греч. mageia — волшебство, колдовство) — таинственная, сверхъестественная способность уметь воздействовать на вещи и людей, не прибегая к помощи естественных средств. Магическая картина мировидения возникает там, где на внешний мир воздействуют с помощью оккультизма, заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т. п., т. е. без допущения и видимого проявления причинного ряда действий.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Магия
греч. – волшебство, колдовство) совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия – одна из форм древней духовной культуры. обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом всякой религии.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Магия
действия, совершаемые посредством каких-либо невидимых или сверхъестественных причин. В религии магия (в отличие от иллюзии) -это действие, основанное на вере в эффективность символических форм, выполняемых автоматически. Магия гласит, что если ритуал совершается правильно, то желаемый результат непременно будет достигнут. В прошлом магия считалась отдельной и, по сути, более примитивной формой мышления, чем религия, но в последние годы ученые проводят все более четкую границу между ними. См. также: В олшебство; Колдовство.

Источник: Новые религиозные движения.

Магия
 (греч. — колдовство, волшебство) — одна из форм первобытной религии; совокупность обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов для получения определенного результата. М. основана на вере в сверхъестественную связь человека и окружающего мира. Различают М. трудовую, вредоносную, лечебную и т. д. Вера в М. сохранилась до позднего средневековья (Алхимия). В настоящее время возрождается в оккультизме. Элементы М. можно найти и в таких мировых религиях, как христианство, ислам (молитвы, миропомазание, соборование и т.п.).

Источник: Философский словарь. 1963

МАГИЯ
Предполагается, что человек способен с помощью различных таинственных слов, жестов, амулетов и т. п. приемов заставить силы природы и даже духов и самого Бога исполнить его волю. Сама магия является суеверием; неверно было бы смешивать магию с религией, которая ей противоположна в принципе, ибо религиозные люди, наоборот, интенсивно переживают свою зависимость от Божества. Однако магия часто соединяется с религиозными верованиями и положениями. Еще одним заблуждением в этой сфере является отождествление магии с наукой, которое проводится некоторыми историками науки (Фейерабенд).
См.: наука, религия.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

МАГИЯ
от греч.-волшебство): Первоначально выступала как одна из ранних форм зарождавшейся науки по способам воздействия на явления, «ход событий», желательных для человека, и имела множество модификаций: охотничья, лечебная, вредоносная, защитная, аграрная и др. Практиковалась колдунами, ведунами, волхвами и т. п. В национальных и мировых религиях магия составляет один из компонентов культа (молитвы о здравии, о дожде, о даровании победы над врагом и т. д.), но существует и вне сложившихся религий – на бытовом уровне в виде знахарства, гаданий и пр. Магия подразделяется на белую (обращение к светлым сверхъестественным силам – Богу, святым и пр.) и черную (апелляция к темным силам – дьяволу, бесам и т. п.). Элементы магии присущи обрядам всех религий.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МАГИЯ
псевдоискусство, претендующее на производство результатов, противоречащих законам природы, и использующее для этого определенную технику (жесты, заклинания). В основе «имитативной» магии лежит имитация того феномена, который мы хотим воспроизвести (грохот грома, чтобы вызвать дождь). «Контаминационная» магия основана на вере в то, что то или иное качество, которым наделен человек или предмет, может передаваться через прикосновение к нему. Магическое объяснение, представляющее, по Конту, первую стадию научного объяснения, связывает наблюдаемые природные феномены с воздействием чьей-либо воли или со сверхъестественными силами; ему противоположно позитивное объяснение, ищущее законы, т.е. неизменные отношения между феноменами.

Источник: Философский словарь

МАГИЯ
от греч. mageia - волшебство) - таинственная способность уметь воздействовать на вещи и людей, даже на "демонов" и "духов", не прибегая к помощи естественных средств. Чисто душевно воспринятое понятие магии вновь ожило в магическом идеализме эпохи романтизма (см. также Новалис). Где на внешний мир воздействуют с помощью оккультизма, заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т. п., следовательно, без допущения причинного ряда действий, там налицо магическая картина мира. Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности людей: хозяйственная магия (обряды обеспечения удачи на охоте, вызывание дождя и т. д.), лечебная ("белая магия"), вредоносная ("черная" магия, насылание "порчи") и др. Элементы магии присущи обрядам всех религий. См. также Оккультизм.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАГИЯ
(Magie; от греч. mageia — «волшебство») — таинственная способность уметь воздействовать на вещи и людей, даже на «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств. Чисто психологически воспринятое понятие магии вновь ожило в магическом идеализме эпохи романтизма (см. также Новалис), а в настоящее время, перенятое у оккультизма, — в философии графа Кейзерлинга. Там, где на внешний мир воздействуют с помощью заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т. п., следовательно, без допущения причинного ряда действий, там налицо магическая картина мира.
J. Ennemoser. Gesch. der M., 1844; E. Levi (pseud. A. L. Constant). Histoire de la m., Paris, 1859 (Repr. 1976); A. Beth. Religion u. M. bei den Naturvölkern, 1914; С. Albrecht. Psychologie des myst. Bewußtseins, 1951; W. E. Peukert, Gesch. d. Geheimwissenschaften II, M., 1961; G. Luck. Magie u. andere Geheimlehren in der Antike, 1990 (KTA 489).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАГИЯ
греч. mageia — волшебство) — одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д. Первобытную М. наиболее полно изучили Леви-Брюль и советский исследователь Н. Я. Марр (1864—1934), угадавшие в ней специфическую форму мышления, при к-рой человек еще не знает качественных различий вещей (не мыслит при помощи понятий или концептуально) и поэтому переносит свойства к.-л. явления или вещи на любые др. Такое сопричастное перенесение первобытный человек мыслит как незыблемую реальность, в к-рой нет места для чего-то сверхъестественного. М. как действие, связанное с представлением о сверхъестественной силе, возникает позднее, когда “магическое мышление” существует уже рядом с логическим. Сверхъестественными представляются тогда человеку те явления, к-рые уже при наличии способности познавать законы и явления природы кажутся все же непостижимыми. Обыденное представление о М. связано с верой в возможность прямого осуществления желаний без целенаправленных действий (напр., исцеление больного, выпадение дождя, гибель к.-л. и т. п.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Магия
(греч. mageia) — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять на воображаемые таинственные силы и с их помощью — на окружающую действительность. М. является составной частью и всех совр. религий. Пережитки магич. обрядов сохраняются и в христианстве (таинства причащения, миропомазания, молитва и др.). Магич. приемы различаются по степени сложности, общей направленности, способу действия и целевому назначению. По степени сложности различают: 1) индивидуальное магич. действие; 2) индивидуальный или групповой магич. обряд; 3) коллективную магич. церемонию. По целевому назначению М. подразделяется на следующие виды: 1) вредоносная (черная или злая) М. — ее назначение состоит в том, чтобы причинить вред определенному лицу или нескольким лицам («навести порчу на ребенка», «наслать моровое поветрие» и т. п.); 2) военная М. — военные пляски, заколдовывание оружия и т. п.; 3) любовная М. —различные способы «привораживания» и «отвораживания»; 4) лечебная М. — заклинания, молитвы, снадобья; 5) промысловая М. — заклинание охотничьих ловушек, оружия и т. п.; 6) метеорологическая М. — обряды и церемонии вызывания дождя и т. п. Нек-рые исследователи выделяют в качестве особого вида М. т. н. вербальную магию (магию сло́ва) — всякого рода заклинания, молитвы и т. п. Магич. представления и действия отличаются значительной живучестью; преодоление и полное устранение их из быта народов проходит постепенно по мере роста общей культуры и укрепления атеистического мировоззрения.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МАГИЯ
лат. magia), колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестеств. путем воздействовать на мир (явления природы, людей, духов). Разновидности магич. действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности коллектива, «дополняют» практич. деятельность: хоз. М. (обряды вызывания дождя, обеспечения удачи на охоте), лечебная М. («белая» М.), вредоносная М. (насылание «порчи», «черная М.») и др. (продуктивная, предохранительная и деструктивная, по классификации Б. К. Малиновского). По Дж. Фрейзеру, магич. обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных или следующих одно за другим (смежных) явлений; отсюда два типа М. - гомеопатическая (подражательная, по сходству; уничтожение изображения - гибель врага, и т. п.) и контагиозная (заразительная, по смежности; использование волос и одежды врага для порчи и т. п.). Вера в возможность непосредств. магич. воздействия на природу исходила, по Леви-Брюлю, из чувства партиципации (сопричастия) с ней человека, присущего первобытному сознанию (ср. традиционный для магич. заговоров мотив сопоставления частей тела человека и природных объектов). Элементы М. присущи обрядам всех религий.
Связанные с М. представления о мире, в частности о взаимодействии всех вещей, легли в основу древнейших натурфилос. учений и разнообразных «тайных наук», получивших распространение в позднеантич. и ср.-век. эпоху (напр., алхимия и др.). Зачатки опытного естествознания в это время развивались еще в значит. мере в тесной связи с М., что находит отражение во мн. работах ученых Возрождения (Дж. Делла Порта, Дж. Кардано, Парацелъс и др.). В дальнейшем развитии науки происходит преодоление элементов М. (см. также Оккультизм).

Источник: Советский философский словарь

МАГИЯ
совокупность особых действий, физических и духовных с целью сверхъестественного воздействия на эмпирический мир, «реальную действительность». Магическая культура опирается на представление о скрытой связи всех вещей, и, соответственно, возможности воздействия одних вещей на другие путем выявления механизма их сакральной связи, т. е. божественной. Магические действия предполагают, что мир есть целостный пространственно-временной континуум, где сплетаются причины и следствия, физическое действие и мысль. Человек рассматривает себя как сопричастного жизни природы, ее составной элемент (Леви-Брюль). Разновидности магических ритуалов отражают проявление сакральных, скрытых сил в различных сторонах человеческой жизни: «хозяйственная магия» (вызывание дождя); лечебная, «белая магия»; вредоносная, «черная магия» (насылание порчи). Дж. Фрэзер выделяет два типа магии: гомеопатическая, действующая по принципу сходства (например, уничтожение изображения - гибель врага, разыгрывание детства - проекция его в реальность), и контагиозная, действующая по принципу смежности (например, использование волос, одежды, имени врага для порчи). Магическое наследие древнейших культур легло в основу так называемого «эзотерического» (тайного, доступного немногим) знания, получившего распространение в Европе в позднеантичную эпоху и Средневековье. Научный прообраз подобного знания - алхимия, которой увлекались многие представители эпохи Возрождения (например, легендарный Парацельс). В XX в., когда происходит системный кризис рационалистического мышления, налицо новое обращение к магии и магическим культурам древности (например, Египту). В философии предпринимаются попытки переосмыслить магический мир, развить новую систему восприятия действительности, преодолевающую неизбежную ограниченность научного субъекта (К. Кастанеда, К.-Г. Юнг и др.)

Источник: Краткий философский словарь 2004

МАГИЯ
(греч. mageia — волшебство) — совокупность воззрений и обрядов, выражающих архаичные формы религиозных представлений о мире на основе отношений между реальным и сверхъестественным. С М. обычно соотносятся понятия колдовства, чародейства, чуда, а также связывают практику знахарства, заклинаний, толкований сновидений и различного рода гаданий. М. основана на убеждении, что реальные явления, процессы жизнедеятельности и силы окружающей природы могут быть замещены обыденными привычными предметами, словами, манипуляциями или действиями, которым придаются сверхъестественные свойства, что должно выражать проявление человеческой воли и доказать подчинение человеку различных природных и жизненных процессов и сил (напр., предшествующее настоящей охоте разыгрывание сцен успешного овладения зверем). Со времен Э.Б. Тайлора (1832—1917) М. принято рассматривать как одну из низших ступеней развития культуры и одну из форм первобытной религии, основанной на замещении по принципу аналогии реальных связей в объективном мире связями идеальными, существующими лишь в сознании людей. С точки зрения М. Вебера (1864—1920), магические действия и магическое мышление не выходят из сферы повседневной деятельности человека, но предполагают овладение некими силами, выходящими за пределы этой повседневности на основе вхождения в особый мир магического ритуала, обряда или магической общности. Однако магическая обрядность и сама вера в М. не могут осуществляться без человека, наделенного харизмой — даром овладевать сверхъестественными силами и наделять этими силами предметы или других людей, но обязательно необычными способами и средствами. Широко известна точка зрения французского антрополога и социолога Л. Леви-Брюля (1857—1939), который на основе изучения культуры племен Африки, Австралии и Океании представил М. как самобытную форму первобытного дологического мышления и коллективных представлений о единстве мира на основе сопричастности и взаимодействия отдельных предметов и мистических сил природы.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

МАГИЯ
лат. magia, от греч. колдовство, волшебство) — индивидуальные или коллективные действия, призванные сверхъестественным путем повлиять на духов, людей, явления природы, в дополнение к различным видам человеческих практик — хозяйственной, лечебной, созидательной, разрушительной, охранительной, молитвенно-религиозной и т. п. Типология магии формируется по различным основаниям: по антиномии добра и зла (с точки зрения мага или его адепта) — белая магия (хозяйственная, целительная) и черная (порча, наговор, сглаз); по типу результата — созидательно-охранительная и разрушительная (Б. К. Малиновский); по сходству-подобию явлений, связываемых магическими действиями, — гомеопатическая магия и по простому следованию одного явления за другим — контагиозная магия (Дж. Дж. Фрейзер). В основе концепции Фрейзера лежит принцип причинно-следственной связи. Веру в прямое магическое воздействие человека на природный объект (группу природных объектов) Л. Леви-Брюль выводит из чувства партиципации (сопричастности человека природе), особенно присущего первобытному сознанию. При этом взаимодействие всех вещей мира укоренены в магическом мировидении. Оно-то и связует магию с натурфилософскими учениями древних и основаниями «тайных наук» — с «протонаучными» формами знания (см. Оккультизм, Герметизм, Алхимия).
Магия как род деятельности инвариантна, но, вписанная в ту или иную конкретную культуру, она обретает исторически неповторимые черты. Обрядовая по своей природе, она сопровождает культовые действия всех религий, также вписанных в историю соответствующих культур. Окрашивает в неповторимые тона национально-этнические, фольклорно-этнографические, мифологические, литературные и художественные, познавательно-мировоззренческие особенности культур различных народов. Представляется наиболее продуктивной историческая трехзвенная цепь «магия — наука — религия», а в науке следует отметить провоцирующую роль магии в развитии экспериментально-практической составляющей научного знания.
Лит.: Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.. 1979; Tlwrndike L. History of magic and experimental science, vol. 1-8. N.Y.. 1923-58. B. Л. Рабинович

Источник: Новая философская энциклопедия

МАГИЯ
колдовство, чародейство, волхвование, ведовство (греч. шаgeia) - действия, обряды и церемонии, связанные с верой в существование сверхъестеств. мира и в возможность влиять на окружающую действительность с помощью сверхъестеств. силы. Вера в то, что на объективный мир можно воздействовать магич. способом ¦ - снадобьями, процедурами, заклинаниями и т. п., - возникла на почв» беспомощности первобытного человека в его борьбе с природой и незнания им реальных законов природы. Не имея возможности или не надеясь достичь чего-либо своими собств. силами (поразить врага или оборониться от него, избежать болезни, обеспечить хороший урожай или удачу на охоте и т. д.), человек пытался посредством М. достичь своей цели с помощью сверхъестеств. сил, в существование к-рых он верил. М. является неотъемлемой существ, частью всех религий, находя выражение гл. о. в обрядово-культовой их стороне. В бурж. религиоведении (Д. Фрэзер, Э. Дюркгейм и др.) имеют место попытки сблизить М. с наукой, представить М. как пранауку. Подобные концепции антинаучны, поскольку они игнорируют то, что в основе М. лежит не знание, а заблуждение (вера в сверхъестественное), стремление не опираться на законы природы, а действовать вопреки им. Магич. приемы весьма разнообразны. По степени сложности их можно подразделить на индивидуальные магич. действия (человек, «чтобы охранить себя от несчастья», плюет через левое плечо и т. п.), индивидуальные или групповые магич. обряды (пляска австралийцев-аборигенов перед выходом на охоту и т. п.) и коллективные магич. церемонии (напр., церк. молебствие о ниспослании дождя). По общей направленности Б. К. Кагаров подразделяет магич. приемы на две группы: протрептические, или агрессивные, и профилактические, или оборонительные. По целевому назначению различают следующие виды М. (типология С. А. Токарева): «вредоносная», или «злая», М. - ее назначение состоит в том, чтобы причинить вред определ. лицу или неск. лицам («навести порчу», «наслать моровое поветрие» и т. п.); этот вид М. называют также «черной» М. и противопоставляют ей «белую» («незлую»); «военная» (военные пляски, заклинания и молитвы над оружием и пр.); «любовная» М. - разл. способы «привораживания» или «отвораживания» человека; «лечебная» М. (по-видимому, древнейший вид М.) - применение снадобий, заклинаний и т. п.; «промысловая» и «земледельч.» М. - заклинание охотничьих ловушек и оружия, магич. процедуры на поле и т. п. Нек-рые исследователи (А. А. Потебня и др.) выделяют в качестве особого вида «вербальную» М., т. е. М. слова - всякого рода заговоры, заклинания и молитвы. Магич. представления и действия отличаются сильной живучестью. Еще и в наше время они далеко не полностью устранены из быта народов нашей страны. Их преодоление и полное устранение происходит по мере изживания религ. представлений, в процессе общего роста культуры народов и их социалистич. сознательности. См. также Шаманство, Оккультизм.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МАГИЯ
от греч. ?????? – колдовство, волшебство, чародейство) – совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека сверхъестеств. образом воздействовать на материальные предметы, существа и духов. М. составляет органич. элемент всякой религии. Корни М., как и корни всякой религии вообще, заключены в обществ. практике, в бессилии первобытного человека перед стихийными силами природы и общества. Поэтому первобытные магич. обряды непосредственно связаны с практич. деятельностью: лечебная М. – с нар. медициной, любовная (половая) М. – с полуинстинктивными приемами ухаживания, промысловая М. – с промысловой техникой (охотничья маскировка, подманивание и скрадывание зверя), военная М. – с подготовкой к сражению или к военному походу (имитация или репетиция боя, подготовка оружия и пр.). Одним из осн. типов М. является М. наступательная (агрессивная). Приемы наступат. М. по "технике" очень часто представляют собой более или менее отдаленное подобие тех естеств. действий, к-рые только и могут привести к желаемому результату. В одних случаях человек, желая, напр., погубить врага, пронзает его изображение и т.п. (подражательная, или нмитативная, М.), сжигает его волосы, ногти и т.п. (М. части, или парциальная) или просто бросает копье или заменяющий его предмет в том направлении, где живет противник (начинательная, или инициальная, М.). В определ. случаях магич. обряды могут дополняться, а иногда и полностью заменяться словами (заговоры) – т.н. словесная, или вербальная М. Кроме М. наступат. действия, существует М. запрета действия, или М. табу. Она связана с верой, что совершение определ. действий, прикосновение к определенным предметам, существам мешает достижению желаемых результатов и, даже более того, автоматически навлекает на человека какую-то таинственную, сверхъестеств. опасность и что единств. способ избежать этого отрицат. магич. влияния состоит в соблюдении строжайшего запрета этих действий – табу. Магич. опасность, проистекающая из нарушения табу, мыслится обычно как заразительная. Человек, нарушивший табу, оказывается в состоянии табу, он не только находится в опасности, но и сам является ее источником. С М. табу тесно связана очистительная (катартическая) М. – разнообразные приемы очищения человека от состояния магич. нечистоты, состояния табу. В ходе развития религ. верований М. становится одним из элементов классовых религий. К первобытным магич. обрядам уходят своими корнями почти все осн. христ. обряды – "таинство" соборования, а также целебные заговоры с упоминанием имен святых, богородицы – лечебная М.; окропление "святой водой" посевов, скота – земледельческо-скотоводческая (промысловая) М.; молебны о победе – военная М.; обряд "анафематствования" – вредоносная М. В этих случаях магич. заклинание превращается в молитву. Однако мн. магич. представления и обряды сохранились до наших дней и без всякой примеси христианских или иных подобных идей, как пережитки древнейших религ. верований. Напр., вера в хорошие и дурные приметы, знахарство, любовное "привораживание", охотничьи поверья. Любая М., выражается ли она в церк. обрядах или в религ. пережитках, является грубым суеверием. Лит.: Майков Л. Н., Великорусские заклинания, СПБ, 1869; Леманн ?., Иллюстрированная история суеверий и волшебства, пер. с нем., М., 1900; Ветухов А. В., Заговоры, заклинания, обереги и другие виды, народного врачевания, основанные на вере в силу слова, вып. 2, Варшава, 1907; Познанский Н., Заговоры, П., 1917; Фрэзер Д., Золотая ветвь, пер. с франц., [М. ], 1928; Сидоров ?., Знахарство, колдовство и порча у народа коми, Л., 1928; Кагаров Е. Г., К вопросу о классификации народных обрядов, "Докл. АН СССР", 1928, No 11– [15 ] В; его же, Состав и происхождение свадебной обрядности, в кн.: Сб. Музея антроп. и этногр., т. 8, Л., 1929; Зеленин Д. К., Табу слов у народов Вост. Европы и Сев. Азии, ч. 1, там же; Токарев С. ?., Сущность и происхождение М., Тр. ин-та этногр. им. ?. ?. Миклухо-Маклая, Нов. серия, т. 51, М., 1959; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; Семенов Ю. И., Возникновение человеч. общества, Красноярск, 1962; Maтвеев В. С., О "загадочном" в психике, [3 изд., Свердл. ], 1962; Зыбковец В. Ф., О черной и белой M., M., 1963; Hubert H. et Mauss M., Esquisse d´une th?orie g?n?rale de la magie, L´Ann?e sociologique. 1902–1903, an. 7, P., 1904; Preuss K. Th., Ursprung der Religion und Кunst, "Globus", 1904, Bd 86, No 20, 24; Vierkandt ?., Die Anf?nge der Religion und Zauberei, "Globus", 1907, Bd 92, No 2, 3, 4;Gennep A. van, Les rites de passage, P., 1909; Marett R., The threshold of religion, 2 ed., L., 1914; Cyclopedia of magic, by H. Hay, N. Y., 1949; Wedeсk H. E., Dictionary of magic, N. Y., [1956 ]. С. Токарев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАГИЯ
лат. magia, от греч. mageia) — различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности.
Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи; апелляция к М. позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые roc-ва, получать статус святых и богов после смерти; М. вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида.
По Б. Малиновскому, М. обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; на ее основе создается церемониальная структура торговли, организуются сложные формы коллективного труда; М. действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М. представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; М. — предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, т.к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к про-говариванию мифа. Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание. Она культивирует также свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» — шамане. М. дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по Малиновскому, в ритуал изации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием.
Антропологи исследуют М. в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность (единство племени, успешность деятельности и т.п.). Психологическое объяснение М. К. Леви-Стросом ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является магическое лечение. Для объяснения этих феноменов Леви-Строс выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом и далее — психикой и физиологией человека — объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа, во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающих коммуникативный резонанс психических и физических структур.
Все объяснения М. строятся или по космологическому, или по социокультурному принципу. Космологический, или натуралистический, способ объяснения М. предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология исходит из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез — из психической энергии; телепатия, ясновидение, предвидение — из дальнодействия и обратного течения времени. Известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека; подобно этому еще не известные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М.
Обособленность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, нет сомнений в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики; М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятного объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение и сводятся к вытеснению М. из культуры или редукции ее к чему-то иному, «рациональному».
Религиоведение, культурология, этнография, социальная психология, лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации («функционализм» Малиновского), функции культуры, функции языкового символизма. Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности) а также потребности психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей; задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничное™ с наукой и практикой; там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет убедительного объяснения, всегда находится место для М.
Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М. выполняет не только научную, но и общекультурную функцию — раскрывает корни и содержание современного «оккультного возрождения», освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия (харизма, судьба, тайные силы) для создания политических мифологий.
О Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1985; Эванс-ПричардЭ. Нуэры. М., 1985; Элиаде М. Космос и история. М., 1987; Заблуждающийся разум. М., 1990; Магический кристалл. М., 1992; Знание за пределами науки. М., 1996; Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII—XIX вв. М., 1999; Разум и экзистенция. СПб., 1999; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999. И. Т. Касавин

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Магия
свойственные любой вере ритуальные действия и церемонии, наделявшиеся сверхъестественной способностью воздействовать на божественные или природные силы; термин, к-рый в греч. языке обозначал колдовство и волшебство, а затем в церк. и научном обиходе закрепился за языческой и традиционной двоеверной обрядностью, непосредственно связанной с практической деятельностью земледельцев, скотоводов, охотников и т. д.
Единого принципа классификации магических приемов не существует. По сфере применения выделяют земледельческую, промысловую и охотничью М., по характеру действий индивидуальную либо групповую, а также вербальную и обрядовую М., хотя словесные и обрядовые магические действия обычно переплетаются. С т. зр. ценностных характеристик различают вредоносную (черную) и полезную (белую) М.Но чаще всего схемы классификации магических обрядов строятся по признаку назначения обрядов (хозяйственная, лечебная, любовная, военная, кладоискательская, воровская М.), а также по способу передачи магической силы с учетом психологической природы магического воздействия: симпатическая М. строится на символическом изображении желаемого; парциальная М. предполагает действие над целым по его части; к контактному виду М. относится передача желаемого свойства путем прикосновения; имитативная М. основана на провоцировании желаемого на основании образно-символического сходства с магическим действием. Выделяют также очистительные, обрядовые действия, предохранительные магические обряды и обряды умилостивительные. Инициальная М. ритуальным изобилием в день празднества призвана была обеспечить достаток в течение всего года. Различные классификации не исключают, а дополняют друг друга, позволяют полнее охарактеризовать явление, при том что многие магические действия носят сложно-составной характер и не могут быть описаны с т. зр. к.-л. одного принципа.
Хозяйственная М. направлена на обеспечение благополучия. У славян-земледельцев ею пронизаны календарные земледельческие праздники и приуроченные к ним обряды, связанные с почитанием обожествленной природы, к крой, как к сверхъестественной силе, обращаются участники магических действий. В сельскохозяйственной магии имитационные и контактные действия были нацелены на стимуляцию плодородия и повышение урожая. Во время сева практиковалось обрядовое совокупление на поле, что являлось симптоматическим средством магического оплодотворения Земли и символизировало космический брак Неба и Земли, считавшийся причиной плодородия. В ослабленной форме та же М. плодородия осуществлялась способом катания мужчин, священника или женщин по пашне. Для усиления плодородия Земли в нее зарывали изображение фаллоса, практиковалось сидение обнаженных женщин на борозде, прикосновения сеятеля к половым органам женщины, выход мужчин на посевную без порток и метание семян между ног, игровое спаривание молодежи, ритуальное целование, участие в посеве невесты или беременной женщины. Симптоматическая М. по мере деградации ритуалов плодородия в сторону упрощения сменяется контактной с большим удельным весом символической имитации.
Летняя обрядность призвана была обеспечить быстрый и качественный рост злаков. В карпогонических обрядах подскакивания вверх, подбрасывания к небу ритуального печения (обычно т. наз. лестниц) и пляски-подпрыгивания с заклинаниями высоких и дружных всходов заключалась летняя М. плодородия. Обрядовая еда (каши, кисели) с обрядовым кормлением скота и зарыванием части пищи в землю (вид жертвоприношения) дополняли весенне-летний обрядовый комплекс умилостивительными магическими действиями.
В осеннем обряде завивание «Волосовой бородки» из оставленного в поле пучка колосьев, а также в праздновании «именин снопа» был заложен принцип парциальной М., выражавшейся в представлении о концентрировании всей плодоносящей силы поля в пучке колосьев. Принципы парциальной М., когда свойство части переносится на весь объект, отразился в егорьевских обрядах, призванных предотвратить потерю животных.
С этой целью пучки остриженной шерсти скотины помещали под порог или в замок, «закрепляя» т. обр. животных за домом.
Обряды лечебной М. были направлены на изгнание болезни из тела или на предохранение от возможного вреда. Для этой цели широко практиковалась очистительная (катарсическая) М.Не без влияния контактных приемов болезнь выкуривали, отпугивали неприятными запахами, выгоняли отвратным зельем, опрыскивали водой «с уголька». В очистительных целях широко использовались св. природные стихии огня, земли, воды. Вся лечебная М. была построена на вербальных методах без применения заговорных формул не обходилось ни одно лечение, оказывающее благотворное воздействие внушением. Вербальная М. сочеталась с контактной, сообщавшей телу свойство того или иного предмета (накладывание красной повязки, прикосновение к ране различных, в т. ч. лекарственных, веществ, зашивание раны). Приемы парциальной М. применялись при остановке крови. Они основаны на введении в обряд предмета-заместителя, к-рый находился в соприкосновении с больным и, как часть, символизировал целое. Так, бинты с раны подвешивали к печи, чтоб с высыханием материи кровь остановилась. При лечении иных болезней, особенно детских, замещающим болезнь носителем выступала одежда больного, его срезанные ногти и волосы, вода, к-рой обмывали тело. По принципам парциальной логики эти заместители отправлялись вместе с болезнью по течению рек. Способы имитативной М. применялись при лечении сыпи, нарывов, ячменя, зубной боли («как у мертвяка зубы не болят — так у меня не боли», «как зерно сгорает в огне так исчезнет ячмень из глаз» и т. д.). В медицинских целях, а также при борьбе с эпидемиями широко использовалась предохранительная М. Особую силу приписывали борозде, пропаханной вокруг селения обнаженными девственницами. Чтобы не допустить распространения болезни, защищались очерченным при помощи плуга кругом и добытым трением огнем. К лечебной М. примыкает М. плодородия, направленная на охрану беременности и родов. Мн. действия восходят к свадебной обрядности (обсыпание зерном, использование защитительных свойств шкуры, сажание ребенка на колени, съедание яйца).
Любовная М. была направлена на регуляцию отношений между полами, но практиковалась чаще девушками, привораживавшими суженых.
К контактной М. относилось употребление «наговоренной» пищи, с к-рой связывались надежды на присушку жениха. Наговор на след жениха относился к парциальной М. Имитативная М. широко применялась в наговорах («как у мене сердце горит так и у него, раба божия, бы горело»).
Вредоносная М. (см. Колдовство) по большей мере основывалась на контактных принципах воздействия (подбрасывание колдовского зелья или предмета с наговором, употребление с целью порчи довольно безвредных вещей: кореньев, воды, соли, хлеба и т. д.). Нанесение вреда через предмет-заместитель, находившийся в соприкосновении с человеком (широко практиковавшиеся операции с т. наз. вынутым следом), относится к разряду парциальной М. Принципы имитационной М. были положены в основу заговоров («как мертвец умер так ты, раб божий, умри»). В целом в традиционной обрядности применялся богатый арсенал магических приемов, из сочетания к-рых складывался узор многоцелевых ритуальных комплексов.
В реликтовых формах лечебная, любовная и хозяйственная М. сохранилась в изолированных р-нах с коренным населением, живущим в экстремальных условиях (Север России) или в регионах, наименее затронутых цивилизацией (белорусское Полесье).

Источник: Религии народов современной России

магия
МАГИЯ (от перс, magus — жрец) — различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности.         Дж. Фрэзер (Золотая ветвь. М„ 1985) предложил одну из первых теорий М. Он отличает ее от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи; апелляция к ней позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые государства, получать статус святых и богов после смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида. По Б. Малиновскому (Магия, наука и религия // Магический кристалл. М., 1992), М. обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; она создает церемониальную структуру торговли, организует сложные формы коллективного труда; М. действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М. представляет собой, в основном языковый феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; М. — предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, т.к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа. Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание, и она также культивирует свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» — шамане. М. дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием.         Антропологи исследуют М., в основном, социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность (единства племени, успешности деятельности и т.п.). Психологическое же объяснение М.К. Леви-Стросом (Структурная антропология. М., 1983) ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является для него магическое лечение. Для объяснения этих феноменов он выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом, и далее — психикой и физиологией человека-объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа, во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающей коммуникативный резонанс психических и физических структур.         Все объяснения М. строятся по космологическому или социокультурному принципам. Космологический, или натуралистический, способ объяснения магии предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология — исходя из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез — из психической энергии; телепатия, ясновидение, предвидение — из дальнодействия и обратного течения времени. Подобно тому как известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека, так еще неизвестные, но, в принципе, познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М.         Особенность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, поэтому нельзя сомневаться в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики — М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятого объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение — это вытеснение М. из культуры или редукция ее к чему-то иному, «рациональному».         Религиоведение, культурология, этнография, социальная психология, лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации («функционализм» Б. Малиновского), функцию культуры, функцию языкового символизма. Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности (единство племени, организация труда и общения), а также потребности психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей; задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничности с наукой и практикой: где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не предоставляет убедительного объяснения —там всегда находится место для М.         Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М. выполняет не только научную, но и общекультурную функцию — раскрывает корни и содержание современного «оккультного возрождения», освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдо-научные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия (харизма, судьба, тайные силы) для создания политических мифологий.         И.Т. Касавин         М. представляет собой индивидуальные или коллективные действия, сверхъестественным путем направленные на духов, людей, на явления природы в дополнение к различным видам человеческих практик — хозяйственной, лечебной, созидательной, разрушительной, охранительной, обрядово- и молитвенно-религиозной, насылающей порчу, привораживающей, меняющей естественный ход событий. Синоним волшебства, чародейства, колдовства. Отсюда и типология магий, формируемая по различным основаниям: по антиномии Добра и Зла (с точки зрения мага или его адепта) — Белая магия (хозяйственная, целительная) и Черная магия (порча, наговор, сглаз); по типу результата — созидательно-охранительная и разрушительная (Б. Малиновский); по сходству — подобию явлений, связываемых магическими действиями, — гомеопатическая М., и по простому следованию одного явления за другим — контагиозная М. (Дж. Фрэзер). В основе концепции Фрэзера лежит принцип причинно-следственной связи: не только вослед, но и по причине. Веру в прямое магическое воздействие человека на природный объект (на группу природных объектов) Л. Леви-Брюль выводит из чувства партиципации (сопричастности человека с природой), особенно присущего первобытному сознанию. При этом взаимодействия всех вещей мира укоренены в магическом мировидении. Оно-то и связывает М. с натурфилософскими учениями древних и с основаниями «тайных наук» — с «протонаучными» формами знания (см. Оккультизм, Герметизм, Алхимия). «Технэ» здесь выступает не только как практика, как искусство, но и как магический опыт.         М. как род деятельности архетипична, инвариантна. Но, вписанная в ту или иную культуру, в конкретный культурный жанр, она обретает исторически неповторимые черты, историческое первородство — уникальность. Обрядовая по своей природе, она сопровождает религиозные действия всех религий, также вписанных в историю соответствующих культур. Окрашивает в неповторимые тона национально-этнические, фольклорно-этнографические, мифологические, артефактно-художественные, литературно-художественные, познавательно-мировоззренческие, философские результаты культур различных народов в их спецификах. Оставляя за пределами науки магическую «пользу дела», можно сказать, что М. — феномен культуры (каждой!), но и всечеловеческий деятельностный архетип.         Специфицируя и укрупняя связи магических действований с иными формами общественного сознания, полезно особо выделить наиболее продуктивную историческую трехзвенную цепь: М. — наука — религия; а в науке отметить особый магический отсвет, провоцирующий развитие экспериментально-практической составляющей научно-познавательной деятельности, научного знания.         Европейское возрождение (Дж. Делла Порта, Дж. Кардане Парацельс) без магической его составляющей было бы культурно не завершено.         Табуированное мышление, новоевропейское художественное мышление, «переклички» дизайна Запада и Востока, реликтовая М. детского фольклора, мировой фольклор, танцы народов рос. и амер. Севера в семантических и семиотических сопоставлениях архаических (вплоть до тернеровских) картин быта и художеств с рисунком пронзенного стрелами мамонта (для удачной охоты), огородного пугала, детской считалки («Дождик, дождик, пуще!..») и прочими вербальными заклинаниями, — все это нескончаемая жизнь М. в ее все новых и новых эвристиках и новейших философских рефлексиях (в том числе и поэтических):         Если ты, мечтой томим,/ Знаешь слово Элоим,/ Муху странную бери,/ Муху в банку посади,/ С банкой по полю ходи,/ За предметами следи./ Если муха чуть шумит —/Под ногами медь лежит./ Если усиком ведет —/ К серебру тебя зовет.—/ Если хлопает крылом / Под ногами злата ком.         Это из «Царицы мух» Н. А. Заболоцкого. A.M. Турков, комментируя, свидетельствует следующую запись поэта, сохранившуюся в его бумагах: «Знаменитый Агриппа Ноттенгеймский царицей мух называет какую-то таинственную муху величиной с крупного шмеля, которая любит садиться на водяное растение Fluteau plantagine и с помощью которой индусы якобы отыскивают клады на своей родине».         Ясно, что в нынешние времена магическое слово Элоим позабыто за ненадобностью. Медь, серебро и золото можно искать — причем, более успешно — иначе, без «волшебного жезла» Агриколы. И только энтомологически пристальное наблюдение над «странной мухой» по-прежнему длится — теперь уже с научными целями. Между тем без магического элоима и без земного злато-сереброискательства не было бы и мухи, изученной во всех своих научных подробностях. Точно так же обессмыслились и отлетели в оккультное небытие ритуальные символы алхимической магии. Золотые сны о трансмутации стали объектом истории курьезов, персонифицированных в шутовской игре комедиантов былого, исторически избывшего себя алхимического действа. Действительные же герои, изображаемые этими шутами, по точному слову К. Маркса, уже умерли. Но в         культуре они живы. Если только культура понята как «физиологический раствор» для реальной жизни всех ее выдуманных персонажей — Элоима и Царицы мух.         В.Л. Рабинович         Лит.: Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Касавин И.Т. Шаман и его практика // Природа. 1988. № 11; Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания. М., 1990; Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992; Юнг К.Г. Ответ Иову. М., 1995; Знание за пределами науки. М., 1996; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999; Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII — XIX вв. М., 1999; Thorndike L. History of magic and experimental science. V. 1 — 8. N.Y., 1923 — 1958; Parsons A. Belief, Magic and Anomie. N.Y., 1969; Elkin A. Aboriginal Men of High Degree. Sydney, 1977; AlcockJ. Parapsychology: Science or Magic? Oxford, 1981; Philosophy of Science and the Occult. N.Y., 1982; О ´Keefe D. Stolen Lightning: The Social Theory of Magic. Oxford, 1984.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
369.35 кб

Магия и концепции научно-технического творчества

Степанов Александр Анатольевич
Проводится анализ концепций научно-технического творчества с целью выявления его взаимосвязи с магией.
Читать PDF
777.75 кб

Древняя «Магия слова» и эволюция искусства аргументации

Меркулов И.П.
Читать PDF
351.47 кб

КВАЛИА, РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И МАГИЯ ФИЛОСОФСКИХ КОМНАТ

Михайлов И.Ф.
Проблема качественно своеобразных и невыразимых аспектов феноменального опыта квалиа составляет согласно распространенному мнению основу «трудной проблемы сознания».
Читать PDF
489.37 кб

"ЦИФРОВАЯ МАГИЯ" ВЛАСТИ: ПЕРВАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Исаев И.А.
В статье рассматривается проблема идейных научных истоков ранних технологий власти. Миф «машины властвования» рождался одновременно с мифом о цифровом управлении обществом.

Похожие термины:

  • МАГИЯ, БЕЛАЯ

    или так называемая "Благотворная Магия", есть божественная магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия или корысти, и направленная всецело на творение добра миру в целом и своему ближнему
  • ЧЕРНАЯ МАГИЯ

    Оккульт.) Колдовство; некромантия, или воскрешение мертвых, и другие эгоистические злоупотребления анормальными силами. Это злоупотребление может быть ненамеренным, но все же это "черная магия" вс
  • Магия, наука и религия

    «МАГИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ» («Magic, Science and Religion») — одна из наиболее известных работ англ. этнографа и исследователя культуры Бронислава Малиновского. Впервые опубликована в книге «Science, Religion and Reality» (ed.
  • МАГИЯ, колдовство

    действия и обряды, совершаемые с целые повлиять сверхъестеств. путем на явления природы, животных или человека. Первобытн. магич. обряды трудно отграничить от инстинктивных или рефлекторных дейст
  • МАГИЯ Великая Наука

    Согласно Девериа и другим востоковедам, "магия считалась священной наукой, неотделимой от религии" у древнейших и самых цивилизованных и ученых народов. Египтяне, например, были одним из наиболее