Согласно Девериа и другим востоковедам,
"магия считалась священной наукой, неотделимой от религии" у
древнейших и самых цивилизованных и ученых народов. Египтяне,
например, были одним из наиболее искренне религиозных народов, и
таким были и все еще являются индусы. "Магия заключается в
поклонении богам и достигается поклонением им", говорил Платон.
Могла ли тогда нация, которая, как доказано благодаря
неопровержимым свидетельствам надписей и папирусов, твердо верила
в магию на протяжении тысячелетий, быть столь долгое время
обманываема. И могло ли быть, что поколение за поколением ученой
и благочестивой иерархии, многие из которых вели жизнь
самоистязания, святости и аскетизма, продолжало бы обманывать
себя и народ или хотя бы только последний, ради удовольствия
сохранить веру в "чудеса"? Фанатики, нам говорят, сделают все,
чтобы навязать веру в своего бога или идолов. На это мы отвечаем:
в таком случае, брамины и египетские рекгетамены (см.) или
Иерофанты не стали бы популяризировать веру в способность
человека посредством магической практики управлять услугами богов
- которые, в действительности, суть ничто иное, как оккультные
силы или потенции Природы, - воплощенные в самих этих ученых
жрецах, - в которых они почитали лишь свойства неизвестного и
безымянного Принципа. Как искусно формулирует это Прокл Платоник:
"Древние жрецы, приняв во внимание, что в природных вещах
заключено некое сродство и симпатия одной вещи к другой, и между
вещами проявленными и оккультными силами, и обнаружив, что все
вещи содержатся во всем, создали священную науку на основе этой
взаимной симпатии и сходства... и использовали в оккультных целях
как небесные, так и земные сущности, с помощью которых,
посредством определенного сходства, они низводили божественные
силы в это низшее жилище." Магия является наукой общения с
божественными, надземными Силами и управления ими, так же как и
власти над силами низших сфер; практическим знанием сокровенных
тайн природы, известных лишь немногим, ибо их так трудно постичь,
не погрешив против природы. Древние и средневековые мистики
подразделяли магию на три класса - Теургию, Гоэтию и
естественную Магию. "Теургия с древних времен была особой сферой
теософов и метафизиков", говорит Кеннет Маккензи. Гоэтия есть
черная магия, а "естественная (или белая) магия вознеслась с
целением в своих крыльях на величественную позицию точного и
поступательного изучения". Комментарии, добавленные нашим
покойным ученым Братом, замечательны. "Реалистические стремления
наших времен содействовали навлечению на магию дурной славы и
осмеяния. ...Вера (в самого себя) является существенным элементом
магии; и существовала задолго до других идей, предполагающих ее
наличие. Она заставляет, как утверждают, умного человека
выглядеть глупцом; мысли человека должны быть взвинчены почти до
сумасшествия, т.е. восприимчивость его мозга должна быть
расширена далеко за пределы низкого, жалкого состояния
современной цивилизации, прежде чем он сможет стать истинным
магом; (ибо) занятия этой наукой требуют определенной степени
изоляции и отказа от своего Я." Поистине великой изоляции,
достижение которой представляет чудесный феномен, чудо само по
себе. В то же время магия не есть нечто сверхъестественное. Как
поясняет Ямблих, "они заявляли, что посредством жреческой теургии
способны подниматься к более возвышенным и всемирным Сущностям, и
к тем, которые утвердились над судьбой, т.е. к богу и демиургу:
ни используя материю, ни присваивая что-либо помимо нее, кроме
наблюдения за ощутимым временем." Некоторые уже начинают
осознавать существование тонких энергий и воздействий в природе,
о которых они до тех пор ничего не знали. Но как справедливо
замечает д-р Картер Блейк, "девятнадцатое столетие не явилось
свидетелем возникновения новых и завершения старых методов
мышления"; к чему м-р Бонвик добавляет, что "если древние мало
что знали о нашем методе исследования тайн природы, то мы знаем
об их методе поиска еще меньше."