ЛЮТЕР МАРТИН

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лютер, Мартин
1483–1546), немецкий монах-августинец, теолог и профессор Виттенбергского университета. Его выступление против общепринятых тогда религиозных доктрин и обрядов положило начало протестантской Реформации.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Лютер Мартин
1483-1546) - монах-августинец, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства), отвергавший идею о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между богом и человеком. Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения, которое даруется непосредственно богом (тезис "об оправдании одной верой"), а задачу новой церкви видел в том, чтобы помочь верующему самостоятельно читать и постигать смысл Священного писания.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЛЮТЕР Мартин
1483-1546) - один из вождей Реформации, основоположник лютеранства. Призывал к борьбе против папства и католич. иерархии, его 95 тезисов стали сигналом начала реформ. движения (1517). Возглавил бюргерски-умеренную партию в ходе Крестьянской войны в Германии; предал князьям народное движение. Теологич. обоснованием борьбы против католич. церкви было его учение об «оправдании верой», о предопределении, образовавшее догматич. основу лютеран, церкви. Отрицал непогрешимость решений соборов, церк. «предания» в пользу откровения как источника веры. Разум может только подготавливать веру, но открывают человеку бога только вера и Библия. Перевод на нем. язык Библии Л. имел значение не только для развития протестантизма, но и для утверждения норм нем. литературного языка. Деятельность Л. по своему значению выходит за рамки чисто религ. реформаторства. Сожжение Лютером папской буллы об его отлучении от. церкви в 1520 стояло в ряду тех событий эпохи Возрождения, к-рые знаменовали собой освобождение от духовной диктатуры церкви, религ. догматизма и средневек. авторитарности мышления.

Источник: Атеистический словарь

Лютер Мартин
 (1483—1546) — видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии 16—17 вв. Лютеровский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального нем. языка. Л. был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной истины является не «священное предание» (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Л. выступал против доктрин, выражавших материальные интересы нем. бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой крестьянской войне (1525) Л. встал на сторону господствующего класса. «..Лютер, — писал К. Маркс, — победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению» (т. 1, с. 422).

Источник: Философский словарь. 1963

ЛЮТЕР Мартин
(1483—1546) — нем. мыслитель и обществ. деятель, творец бюргерской Реформации в Германии, начало к-рой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими осн. догматы католицизма. Основатель нем. протестантизма (лютеранства). Установил (1536) порядок богослужения, отличающийся от традиц. католич. Перевел на нем. язык Библию, утвердив нормы нем. лит. языка. Учение Л. основано на его понимании спасения, достижимого посредством веры, дарованной человеку непосредственно Богом. Поэтому принципиальной разницы между мирянами и духовенством нет. Каждый христианин через таинство крещения и посредством упражнений в благочестии обретает священство и, след-но, церковь не явл. необходимым опосредующим звеном между человеком и Богом. Развивая учение о всеобщем священстве, Л. возвращал мирской жизни и гос-ву их «божеств. достоинство», объявляя всю мирскую деятельность человека его священнослужением. В посл. годы жизни Л. уделял большое внимание идее мирского призвания христианина, нравств.-религ. возвышению труда. Соч.: Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произв. 1520—1526 гг. Харьков, 1992; Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002. В.И.Полищук М

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛЮТЕР Мартин
немецкий мыслитель и религиозный деятель, родоначальник немецкого протестантизма. Пришел к выводу, что только подлинная вера может стать условием спасения души, в то время как «добрые дела есть лишь ее плоды и результаты, а вовсе не самодостаточный путь к спасению. Бог и душа, согласно Лютеру, непосредственно, противостоят друг другу, только с помощью веры человек становится счастливым. Божий глаз в душе — это собственная совесть; она действенность Бога в душе. Лютер признает естественное знание о Боге и моральные принципы, основанные на разуме, который, однако, непрестанно может лишь подготавливать веру, но никогда не может заменить ее или превзойти. Философия Лютера достигла своей вершины в учении о непознанном желании в Боге, о котором что-либо сказать может лишь вера или Библия.
Даты жизни. Родился 10.10.1483 в Эйсбелене в бедной крестьянской семье. Философию изучал в Эрфуртском университете. 31.10.1517 вывесил на дверях Виттенбергского собора 95 тезисов против торговли индульгенциями и злоупотреблений католического духовенства. Был обвинен в ереси, но на церковный суд явиться отказался. 15 лет жизни посвятил переводу Библии на немецкий язык.Умер 18.2.1546 в Эйсбелене.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ЛЮТЕР Мартин
(Luther, 14831546) - глава бюргерской реформации в Германии, основоположник лютеранства - первой и гл. разновидности протестантизма. Выходец из семьи рудокопа, ставшего бюргером, Л. окончил Эрфуртский ун-т, поступил в монастырь, затем стал преподавателем в Виттенбергском ун-те. 31 окт. 1517 еще безвестным монахом он бросил вызов римскому папе, прибив к дверям церкви в Виттенберге 95 тезисов, осуждавших продажу индульгенций и др. злоупотребления римско-католич. церкви. Назревшее возмущение католич. церковью привело к тому, что выступление Л. всколыхнуло все классы Германии, положив начало Реформации. Л. сформулировал осн. принципы протестантизма, вел диспуты с идеологами католицизма, призывал к вооруж. борьбе против римской церкви, демонстративно сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. Вызванный рейхстагом в Вормсе, он отказался отречься от своего учения. В условиях начавшегося гонения на лютеранство Л. был взят под защиту нек-рыми нем. князьями, к-рые стали протестантами, имея целью захватить церк. земли и богатства и ликвидировать свою зависимость от императора. Начавшаяся Крестьянская т.чпа 1524—1525 в Германии толкнула Л. к еще более тесному союзу с феодалами. С помощью переведенной им на нем. яз. Библии Л. освящал княж. власть, безропотное повиновение феодалам и даже крепостничество. Л. призывал к беспощадному уничтожению восставших крестьян и их идеологов - анабаптистов. Лютеровская реформация стала орудием княж. абсолютизма. Многочисл. сочинения Л., в т. ч. Малый и Большой катехизисы, лежат в основе лютеранского (евангелич.) вероисповедания.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЛЮТЕР МАРТИН

немецкий теолог и протестантский реформатор (Эйслебен, Тюрингия, 1483 — там же, 1546). Выходец из простой крестьянской семьи. Образование получил в Эрфуртском университете (1501). В 1505 г. — магистр философии, в 1511 г. —доктор теологии. Становится профессором теологии в Виттенбергском университете (1513), а также генеральным викарием августинов в Германии (1515). Безупречный монах, Лютер ревностно предается покаянию, молитве, теологическим размышлениям, всеми способами пытаясь достичь спасения и истины. Известна его знаменитая формула: «Христианин всегда считает себя грешником — что всегда справедливо, он всегда в покаянии». Лютер боролся — сначала в лоне церкви — против ошибок и злоупотреблений, в частности против продажи «индульгенций», введенных в Германии для сбора средств на продолжение строительства собора Святого Петра в Риме: таким образом каждый мог купить себе благодать и за определенную сумму избавиться от грехов. Противостояние Лютера стало началом Реформации. «Небольшой трактат о христианской свободе» (1520) содержит в себе ядро его мысли, изложенной затем в произведениях «Манифест к немецкому дворянству» и «Вавилонское пленение»: здесь он излагает принципы невидимой церкви (противопоставленной римской церкви), каковой является истинная вера, по которой человек может быть спасен лишь внутренней божественной благодатью (а не внешней властью, которая будет предана забвению). В 1530 г. по случаю Аугсбургского сейма Меланкхтон представил вероисповедание, возникшее как следствие ряда работ Лютера; одобренное Лютером, оно известно под названием «Аугсбургское исповедание» и является сегодня «катехизисом» лютеранских церквей.

Источник: Философский словарь

Лютер, Мартин
1483 - 1546) - религиозный реформатор Германии, основатель лютеранской церкви. Вел борьбу против католицизма и власти римского папы. Началом его религиозно-реформаторской деятельности считают опубликованные им 95 тезисов против отпущения грехов за деньги.
Реформация представляла собой социальное движение, охватившее мелкую городскую буржуазию и широкие круги крестьянства и направленное против всех видов феодальной эксплоатации. Вследствие неразвитости общественных отношений и преобладания церковности во всех областях гражданской жизни, движение должно было неизбежно принять религиозную форму. Основной причиной Реформации был экономический гнет господствующих классов: духовенства во главе с папой, патрициата городов и феодалов деревни. На-ряду с этим большую роль сыграло также разложение католической церкви, выродившейся в голое орудие насилия и вымогательства и превратившей религию в свод безжизненных формальностей и обрядов. Могущественным толчком к началу Реформации послужили великие открытия XIV и XV в.в. (изобретение книгопечатания, усовершенствование артиллерии, открытие Америки и др.), расширившие умственный кругозор и способствовавшие развитию критической мысли буржуазии. Реформационное движение было начато Лютером в 1520 г. (сожжение папской буллы). Внешним результатом реформации явилось новое христианское учение - протестантизм в обеих его формах: лютеранская и реформатская церковь). Социальный же результат заключался в эмансипации торговой буржуазии от пут феодального строя. Реформационное движение ознаменовалось на протяжении десятилетий кровавыми столкновениями между враждующими лагерями. Наиболее выдающимися событиями этого рода являются: Крестьянская война в Германии, Мюнстерское восстание, Тридцатилетняя война и т.д. /Т. 4, 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЛЮТЕР (Luther) Мартин
1483-1546) - религиозный реформатор, основоположник лютеранства, одного из трех осн. течений в протестантизме. Возглавляя церковную кафедру в Виттенбергском университете, в 1517г. выступил с тезисами, направленными против продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и др. злоупотреблений католической церкви, а также против ее претензий на посредничество между богом и людьми. Это выступление явилось важным актом Реформации -антифеодального и антикатолического общественного движения в Европе в XVI в. Сам Л. возглавил бюргерски-умеренное ее направление. В основе учения Л. лежит принцип «оправдания верой», к-рый исходит из представления о всеобщей греховности человечества (Грех): человек, утративший способность к добру, может найти спасение лишь в вере, к-рая даруется свыше как божья благодать. Невозможность приобрести внутреннюю праведность в какой-то мере компенсируется праведной жизнью, к-рая «вменяется» человеку богом. В противоположность католическому вероучению, рассматривающему земную жизнь как этап подготовки верующего к загробной жизни, Л. считал ее важнейшим звеном в христианском «плане спасения». С его т. зр., именно в земной жизни люди становятся на путь веры, помогающей им преодолевать склонность к греху. В соответствии с таким представлением Л. осуждал аскетизм, монашество, пренебрежение «мирскими» интересами. Вместе с тем он проводил грань между религиозной и общественной сферами деятельности в земной жизни. К религиозной сфере он относил веру, церковную деятельность и религиозную проповедь, а к общественной -государство и разум, гражданскую мораль и «мирские» дела людей. Однако грань между этими сферами Л. не считал абсолютной. Учение Л. вело, по сути дела, к обмирщению религии. Принцип «оправдания верой» имел целью углубить внутреннюю религиозность людей По словам Маркса, Л. «победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению... Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека» (т. 1, с. 422 - 423).
М

Источник: Словарь по этике

ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483-1546)
немецкий мыслитель, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Доктор богословия (1512) Виттенбергского университета. Л. начал реформу теологии, оставаясь на ее почве. Основные положения нового вероучения, положившие начало Реформации, Л. впервые обнародовал в 95 тезисах против торговли индульгенциями католическим духовенством (31.10.1517). Позже его взгляды были изложены в работах "К христианскому дворянству немецкой нации", "О свободе христианина", "О вавилонском пленении церкви" и др. Л. обвинялся папским Римом в ереси. В 1520 Л. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви; на императорском рейхстаге в Бормсе (1521) публично отстаивал принцип автономии совести. Л. отвергал авторитет папских декретов и посланий, утверждая, что церковь не является необходимым посредническим звеном между человеком и Богом. Человек, по Л., достиг "спасения души" только при помощи веры, которая даруется ему Богом непосредственно. Л. восстанавливал авторитет "Священного писания", стремился сделать Библию доступной для каждого и 15 лет посвятил ее переводу на немецкий язык. Он считал, что каждый христианин вправе сам толковать "Священное писание". Л. не признавал принципиальной разницы между духовенством и мирянами. Роль духовенства видел в том, чтобы наставлять людей в смирении перед Богом. Монашество не считал идеальным образцом религиозного служения. Л. выдвинул лозунг мирской аскезы: каждый человек должен с максимальной серьезностью относиться к своему делу, своему призванию - пахать землю, изготавливать ремесленные изделия, учить детей, управлять государством. Чем лучше это делают крестьянин, ремесленник, купец, учитель, монарх, тем более их деятельность угодна Богу. Л. в корне изменил отношение к мирской деятельности, с религиозно-нравственных позиций способствовал возвышению труда. Историческое значение лютеровской Реформации состояло в том, что она заложила основы религиозно-этических ценностей, которые стимулировали становление и развитие новой культуры - культуры свободного предпринимательства. Сам Л. был противником понимания Реформации как борьбы за справедливость и евангельское равенство. Социальной опорой Реформации Л. считал власть князей. В историю немецкой мысли Л. вошел также как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки и т.д. См. также: Протестантизм, Протестантская этика.
Е.В. Петушкова

Источник: Новейший философский словарь

ЛЮТЕР Мартин
творец немецкой Реформации (см. Протестантизм); р. 10.11.1483 (Эйслебен) ум. 18.2.1546 (там же); в своем сочинении «К христианскому дворянству немецкой нации» («An den christlichen Adel deutscher Nation», 1520; рус. пер. 1912) ив последующих сочинениях он призывал к борьбе против папства и духовенства, потому что они устанавливают опеку над совестью и верой. Бог и душа непосредственно противостоят друг другу, только с помощью веры человек становится счастливым. «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе» («Von weltlicher Obrigkeit», 1523; рус. пер.: «О светской власти», 1906). Божий глас в душе это собственная совесть; она действенность Бога в душе. «Поэтому никто не может меня спросить, должен ли он делать то или другое; но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать, и тем более приказывать» (Письмо курфюрсту Иоганну от 25.5.1529). Тем самым верующий человек становится ответственной за себя христианской личностью. Основная философская позиция Лютера изложена уже в «Heidelberger Disputation» (1518). Лютер признает естественное знание о Боге и моральные принципы, основанные на разуме, который, однако, непрестанно может лишь подготавливать веру, но никогда не может заменить ее или превзойти, тем более что, по Лютеру, первоначальная созерцательная сила естественного познания постепенно ослабевала. Поэтому Лютер ратовал за формальное обучение мышлению посредством логики, которое заключается в том, что «человеку раздельно и четко называют вещь короткими ясными словами», и именно не по-латыни, а на родном немецком языке. Проведение своей философской программы Лютер предоставил Меланхтону, который, однако, писал по-латыни. Философия Лютера достигла своей вершины в учении о непознанном желании в Боге, о котором что-либо сказать может лишь вера или Библия. Лютер известен своим учением о предопределении. Другие произведения: Sermon von den guten Werken, 1520; Von der Freiheit eines Christenmenschen, 1520 (рус. пер.: Свобода христианина, 1994); Der große Katechismus, 1525; De servo arbitrio, 1525; Собр. соч.: Werke. Weimar, 1883 ff.; Сочинения на нем. яз., 1826-1857; Сочинения на лат. яз., 38 т., 1829-1886; Сочинения на нем. яз., 10 т., 1948 ff. (Берлин). (На рус. яз.: Избр. произв., 1994; 95 тезисов, 2002.)
L. Boehmer. Der junge L., 1925; G. Ritter. L., Gestalt u. Symbol, 1925; O. Dittrich. L.s Ethik, 1930; H. Lammers. L.s Anschauung vom Willen, 1935; R. Thiel. L., I-Il, 1935-1936; Lammers. L. in Spiegel der dt. Geistesgesch., 1954; J. Hirsch. L. Stidien, l-V, 1954 ff.; F. Lötzsch. Vernunft u. Religion. Lutherisches Erbe bei Kant, 1976; R. Malter. Das reformator. Denken u. die Philos. L. s, 1980; B. Lohse. M. L. Eine Einf. in sein Leben u. Werk, 1981; R. Thiel. M.L. Ketzer von Gottes Gnaden, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛЮТЕР Мартин
10.11.1483, Эйслебен, Саксония - 18.2.1546, там же), нем. мыслитель и обществ. деятель, глава бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма (лютеранства), один из создателей общенем. лит. языка. В 1501-05 учился в Эрфуртском ун-те, испытал влияние кружка гуманистов и неосхоластич. учения Оккама, после окончания курса принял монашеский постриг и вступил в августинский монастырь. На личном опыте Л. понял недостаточность предписываемого католицизмом пути спасения через «добрые дела» (молитвы, пост, паломничества к святым местам, пожертвования церквям и монастырям и пр.). Выход из глубокого душевного кризиса он нашел в самостоят. прочтении Писания. Л. были близки идеи нем. мистиков 14в.; их учение о возрождении души, проникающейся божеств. началом, о единстве «внутр. человека» с богом Л. превратил в учение об «оправдании верой»: вера - единственное условие спасения души; добрые дела - лишь плоды и проявления веры, а не самодостаточный путь к спасению.
К публичной защите своего учения Л. побудила продажа в Германии папских индульгенций. 31 окт. 1517 он вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями и др. злоупотреблений католич. духовенства. По словам Ф. Энгельса, тезисы Л. оказали действие, «...подобное удару молнии в бочку пороха» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 392); они были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиционных сил против римскокатолич. церкви, за нац. и религ. независимость Германии. Тезисы, положившие начало Реформации, содержали основы нового понимания христианства, позже развитого Л. в работах «К христ. дворянству нем. нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина», «Сермон о добрых делах» и др. Л. был обвинен в ереси, отказался явиться в Рим на церк. суд и в 1520 публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви; выступил на имперском рейхстаге в Вормсе (1521), где публично отстаивал автономию совести.
Учение Л. выросло из его понимания спасения. Т. к. человек достигает спасения только посредством веры, к-рая даруется ему непосредственно богом, то нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Каждый христианин обладает всей полнотой божеств. благодати и через таинство крещения обретает священство, поэтому церковь не является необходимым посредующим звеном между человеком и богом. Каждый сам должен без внеш. предписаний и ограничений свободно упражняться в благочестии. Сан священника дается по воле общины верующих и ею же может быть отнят; духовная власть ничем не отличается от светской и так же, как она, должна быть подчинена гос-ву.
Л. отвергал монашество как идеальный образ религ. служения. Развивая учение о всеобщем священстве, он возвращал мирской жизни и гос-ву их «божеств. достоинство», объявлял всю мирскую деятельность человека его священнослужением.
Л. стремился заменить авторитет церкви авторитетом Библии. Он отвергал исключит. право папы на толкование Священного писания. Всякий христианин в силу своего священства обладает правом самостоятельно толковать Писание и защищать веру. Чтобы гарантировать свободу совести, сделав Библию доступной для каждого, Л. посвятил 15 лет ее переводу на нем. язык. Оценивая деятельность Л., К. Маркс писал: «Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека» (там же, т. 1, с. 422-23). Л. был противником нар. понимания Реформации как борьбы за социальную справедливость и евангельское равенство; социальной опорой Реформации он считал князей. К концу Крест. войны 1524-26, потерпев неудачу в роли посредника между крестьянами и князьями, Л. стал требовать жестокой расправы над восставшими крестьянами, называя их кровожадными разбойниками, к-рые, прикрывая свои дела Евангелием, на самом деле выступают в качестве орудия дьявола.
Тезис о внутренней свободе верующего (свободе убеждения) парадоксальным образом сочетается у Л. с отрицанием свободы воли, что категорически выражено в его осн. теологич. произв. «О рабстве воли» (1525). Л. разрушил церк. единство Зап. Европы, но основать новую церковь на провозглашенных им принципах всеобщего священства, свободы совести и церк. самоуправления ему не удалось. Увидев, что отмена традиц. форм церк. регламентации поведения привела к падению уровня религ. воспитания народа, он до конца жизни мучился сомнениями в правомерности своей реформаторской деятельности, стремился к ограничению свободы в истолковании Библии и восстановлению элементов внеш. культа (что нашло отражение в первых документах протестантской догматики и в составленных самим Л. катехизисах).
В последние годы жизни Л. уделял большое внимание идее мирского призвания христианина, нравственнорелиг. возвышению труда. Он готовился к надвигающейся религ. войне с католиками и вел борьбу с «ересями» (учениями цвинглианцев, анабаптистов и др. протестантских сект, возникших в ходе Реформации).

Источник: Советский философский словарь

ЛЮТЕР МАРТИН

(10 ноября 1483 – 18 февр. 1546) – деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма. Род. в г. Эйслебене в Саксонии. В 1501 поступил в Эрфуртский ун-т, в 1505 получил степень магистра свободных иск-в. В Эрфуртском ун-те Л. был связан с кружками гуманистов, к-рые вели энергичную борьбу против столпов схоластич. теологии, но не примкнул к ним. В то время как радикальные гуманисты видели пути развития нем. культуры в распространении светского образования, Л. стремился к реформе теологии, оставаясь на ее почве. Пытаясь найти основы новой христианской догматики, он изучал различные направления схоластич. теологии, в частности ср.-век. мистику. Начав читать лекции в Виттенбергском ун-те, в 1512 он получил степень д-ра богословия. Осн. положения нового вероучения Л. высказал в предназначенных для диспута 95 тезисах против индульгенций, прибитых им 31 окт. 1517 к дверям виттенбергской церкви. Л. выступал против догматов и претензий католич. церкви, утверждал, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом. Человек, по Л., достигает "спасения души" ("оправдания") только при помощи "веры", к-рая даруется ему непосредственно богом. Л. отвергал претензии духовенства на господствующее положение в мире. Вместе с тем объявив "веру" христианина единств. средством его общения с богом, Л. настаивал на том, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, светское гос-во и его учреждения занимают важное место в христианской религии. В соответствии с этим должен быть отвергнут авторитет папских декретов и посланий ("священное предание") и восстановлен авторитет "священного писания". Но, выдвинув против католич. вероучения положение о непосредств. общении наделенного "верой" христианина с богом, Л. решительно отрицал при этом значение человеч. воли и разума. Общения с богом человек, согласно лютеровскому учению, достигает путем полного "смирения" и "сокрушения сердца": человек должен осознать свою полную ничтожность перед спасающей его милостью божией. Поэтому Л. не полностью отвергал роль духовенства, считал его необходимым для того, чтобы наставлять людей в смирении перед богом. В первых произведениях Л. оставалось неясным, следует ли из его учения, что сама светская жизнь и мирской порядок должны быть преобразованы, поскольку они призваны играть важную роль в деле религ. "оправдания". Л. не уточнял своих взглядов по вопросам социальных отношений, что придавало его учению весьма широкий характер, т.к., не выходя по существу за рамки бюргерской ереси, оно, по словам Энгельса, не исключало "...ни одного более радикального направления..." (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 365). В обстановке усиления классовой борьбы крестьянства и гор. низов идеи Л. были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиц. и революц. слоев населения и положили начало широкому обществ. движению, направленному против католич. церкви. Л. отказался явиться на церк. суд в Рим, а на лейпцигском диспуте с папистом Экком в 1519 открыто признал, что во многом следует учению сожженного на костре великого чешского реформатора Яна Гуса. В 1520 Л. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году Л. напечатал свой трактат "К христианскому дворянству немецкой нации" ("An den christlichen Adel deutscher Nation: von des christlichen Standes Besserung"), осн. мысль к-рого заключается в том, что нац.-политич. задача немцев – освободиться от папского засилья – решается тем, что дело служения богу должно рассматриваться не как дело одного духовенства, а как функция всей жизни христиан, их мирских учреждений и светской власти. Эта идея, объявляющая священной всю мирскую жизнь христиан, получила выражение в его учении о "всеобщем священстве". Но этот сравнительно радикальный период в деятельности Л. продолжается недолго. Реформац. движение вышло за те границы, к-рые желал поставить ей Л. В обстановке обострившейся в 1520–21 классовой борьбы, когда выявилось революц. понимание Реформации нар. низами, когда на политич. арену выступил вождь крестьянско-плебейского лагеря Т. Мюнцер, Л. выдвинул на первый план консервативные основы своего учения и стал отдаляться от нар. движения. Уже в трактате 1520 "О свободе христианина" ("Tractatus de libertate christiana") он разъяснял, что "христианскую свободу" следует понимать только в смысле духовной свободы, из чего следует, что телесная несвобода вполне совместима с христ. свободой. Учение Л. было осуждено императорским эдиктом в Вормсе весной 1521. С 1522 Л. стал резко выступать против революц. действий нар. масс. В трактате 1523 "О светской власти" ("Von weltlicher Obrigkeit") Л. в сформулированной им теории "божественного" и "естественного" права указал, что светская власть, опираясь на естеств. право, обязана охранять существующий светский порядок силой меча и что именно этой своей функцией она создает основу для христ. благочестия, т.е. для божеств. порядка. Таким образом, феод. власть князей объявлена была Л. официальной опорой Реформации. Во время Крестьянской войны Л. на основании этой теории двух порядков требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния. В полемич. трактате 1525 против Эразма Роттердамского "О рабской воле" (De servo arbitrio) Л. сформулировал свою "теорию" абсолютного предопределения, согласно к-рой человеч. воля и знания не играют никакой роли и не имеют никакого значения. Человеч. воля, пишет Л., подобна вьючному животному: она пассивно повинуется тому, кто овладевает ею, богу или дьяволу. Эта реакц. концепция представляла собой шаг назад по отношению к его идеям начала 20-х гг. о том, что божественное откровение возвещается расцветом языков и наук. Став на реакц. позиции в области социально-политич., Л. порвал с традициями прогрессивной мысли. Эта эволюция Л. отражала развитие того консервативного слоя бюргерства, идеологом к-рого был Л. Реабилитация мирской жизни в лютеровском вероучении, сочетавшаяся с отрицанием всякого положит. значения воли и разума человека, означала не изменение существующих отношений, а лишь их освящение божеств. авторитетом. "... Лютер победил рабство по набожности только тем, – писал К. Маркс, – что поставил на его место рабство по у б е ж д е н и ю. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422–23). В историю нем. обществ. мысли Л. вошел и как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки и т.д. Правда, Л. всегда подчеркивал свою отчужденность от идей гуманизма и от светской культуры вообще. Однако он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах своей борьбы с папистами стремился использовать нар. культуру и многое сделал для ее развития. В этом отношении Л., вопреки его религ. догматизму, оставался сыном эпохи Возрождения. Поэтому Ф. Энгельс причислил Л. к выдающимся людям этой эпохи. Важнейшим вкладом Л. в нем. культуру было утверждение им в нем. переводе Библии норм общенем. нац. языка. Составленный Л. "хорал" на основе 46-го псалма сделался, по словам Энгельса, "Марсельезой XVI в.". Этим же духом проникнут ряд духовно-лит. произведений Л., особенно составленные им религ. песни, в к-рых он сумел широко использовать формы и элементы мелодий песен мейстерзингеров, нар. песен и светской лирики. Характерной чертой лютеровской реформации является сочетание абстрактного радикализма с религ. освящением действительности. Историч. значение ее заключалось в том, что она дала толчок мощному подъему обществ. движения, в ходе к-рого на арену выступили различные направления, истолковывавшие реформационные идеи в бурж.-радикальном и революц. духе. Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abtl. 1–4, Weimar, 1882–1957 (Abtl. 1, Bd 1–58; Abtl. 2, Bd 1–6; Abtl. 3, Bd 1–10; Abtl. 4, Bd 1–11; Inhalts?bersicht zu Abtl. 1–4). Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, в кн.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; Бецольд Ф. фон, История реформации в Германии, пер. с нем., т. 1–2, СПБ, 1900; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, М., 1947; его же, Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны, М., 1962; Diem ?., Luthers Lehre von den zwei Reichen, M?nch., 1938; Hinrichs K., L. und M?ntzer, В., 1952; Stern L., M. L. und Philipp Melanchthon – ihre ideologische Herkunft und geschichtliche Leistung, [Halle – Wittenberg, 1954 ]; Bornkamm H., L. im Spiegel der deutschen Geistesgeschichte, Hdlb., 1955; Gerstenkоrn H. R., [" ] Weltlich Regiment... [" ]. Die Staatstheoretischen Auffassungen Martin Luthers..., Bonn, 1956; Fife R. H., The revolt of M. L., N. Y., 1957; Вlayney I. W., The age of L. The spirit of Renaissance-humanism and the Reformation, N. Y., [1957 ]; Granz F. E., An essay on the development of Luther´s thought on justice, law and society, Camb., 1959. M. Смирин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛЮТЕР Мартин
10 ноября 1483, Эйслебен, Саксония — 18 февраля 1546, там же) — немецкий теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. С 1501 по 1505 учился в Эрфуртском университете, в 1505 получил степень магистра свободных искусств и намеревался изучать юриспруденцию. Однако пережив острый духовный кризис, поступил в августинианский монастырь, в 1506 постригся в монахи, принял духовный сан (1507); в 1512 получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики Витгенбергского университета.
Уже в монастыре Лютер испытывал гнетущее чувство собственной греховности и неизбежности небесной кары, которое не могли смягчить ни молитва, ни истовое служение. Мучительно размышляя: «Где мне найти милосердного Бога?», он особое внимание обратил на Послание к римлянам, в котором говорится, что в благовествовании Христовом «открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведной верою жив будет» (Рим 1:17). Егоозариладогадка: божественная справедливость выражается не в наказании или воздаянии, но в высшей милости, которая никак не зависит от поведения человека, но даруется по абсолютно суверенной воле Господа и проявляется в личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Такая вера не рассудочный выбор или умственное душевное согласие с церковной догматикой, но безрадельное доверие к Спасителю, состояние полного смирения и «сокрушения сердца» человека, осознающего свое полное ничтожество и неискоренимую греховность. Такова суть знаменитой концепции sola fide (спасения только верой), — догматического фундамента протестантизма. В 1517 Лютер обнародовал 95 тезисов, в которых обличал продажу индульгенций как корыстную торговлю «небесными сокровищами», несовместимую с учением Писания. Обвиненный Римом в ереси, он категорически отказался пересмотреть свои взгляды, а в 1520 публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Первоначально Лютер не претендовал на серьезный пересмотр католической доктрины. Но последовательное теологическое обоснование концепции sola fide неизбежно подрывало учение церкви о том, что спасение невозможно без ее посредничества, т. е. сами устои земной власти Ватикана. Лютер не выдвигал серьезной программы преобразования общества. Светское правление, подчеркивал он, установлено Богом для охраны мира, наказания греха и преступлений, а потому в земной жизни христианин «слуга всем» и должен подчиняться ее законам. С этих позиций он выступал как против требований кальвинистов, сделать Евангелие средством регуляции мирской жизни, так и против призывов Т. Мюнцера, силой добиваться социального равенства на земле. По мере роста воинственных выступлений крестьян и городских низов, Лютер отстаивал все более консервативные позиции, а в своих памфлетах 1525 требовал жестокой расправы с мятежниками. Однако не критикой отдельных церковных предписаний или конкретными политическими высказываниями объясняется громадное воздействие Лютера на последующее развитие Запада. Оно связано со специфической интерпретацией путей спасения («оправдания»), а, следовательно, земного призвания («свободы») человека, рожденной размышлениями богобоязненного монаха.
Уже в трактате «О свободе христианина» (1520) Лютер ясно заявляет: христианину следует творить добрые дела для усмирения своей плоти, но в расчет он должен принимать лишь одобрение Божие, а не земных властей. Поучительна и его полемика о свободе воли с другим знаменитым умом 16 в. — Эразмом Роттердамским. По мнению Эразма, отрицание свободы воли человека, делает его неодушевленным существом, не способным отвечать за свои поступки, а Бога — деспотом, не достойным ни почитания, ни любви. В ответ Лютер утверждал абсолютную суверенность воли Бога. Мы не можем говорить: Бог должен делать так, потому что это благо; напротив, это благо, потому что Он так делает. Воля же человеческая «находится где-то посередине между Богом и сатаной, словно вьючный скот. Если завладеет человеком Господь, он охотно пойдет туда, куда Господь пожелает... если же владеет им сатана, он охотно пойдет туда, куда сатана пожелает» (Избр., с. 199). Воля человека «без Божьей благодати ничуть не свободна, а неизменно оказывается пленницей и рабыней зла, потому что сама по себе она не может обратиться к добру». Не означают ли подобные представления полный разрыв с традициями гуманизма? Напротив: учение Лютера о природе человека несло в себе глубокий гуманистический пафос, выраженный в особой парадоксальной форме, расшифровать которую смогло только последующее развитие культуры. Мысль о неискоренимой греховности и ничтожестве человека утверждала извечное, «онтологическое» равенство всех верующих перед Богом, пробуждала в мирянах чувство собственного достоинства и внутренней независимости от «князей» — и церковных, и светских. Эта мысль признавала равенство всех христиан в возможности прямой связи с Богом, опосредованной только собственной совестью, проявляя полное доверие к духовно-нравственному опыту любого «профана», превосходящего «в глазах» Бога все папские декреталии и схоластические философские умствования. Идеи Лютера, пробившие брешь в духовной диктатуре церкви, положили начало широкому общенациональному движению против Католической церкви.
Поскольку Лютер не признает посреднической роли церкви во взаимоотношениях человека с Богом, он отвергает специфическое для католицизма выделение особой (сакральной) активности (таинства церковные, посты, «добрые дела», подвиги благочестия, монашество, паломничество к святым местам и т. п.) как решающего средства спасения и объявляет священнодействием всю повседневную (профаническую) деятельность человека, проникнутого сознанием безоговорочного раскаяния в своей греховности. Для Бога не имеет значения, насколько богат или знатен человек; главное — это состояние «внутреннего человека», мотивы его деятельности. Отсюда ключевое для Лютера понятие земного долга, призвания (der Beruf): это бескорыстное, полное сознания собственной греховности служение Богу и ближним. Протестантская концепция, освящающая повседневный целеустремленный труд, профессиональное мастерство и усердие как форму служения Господу, стала могучим стимулом становления раннего капитализма, развития предпринимательской активности и формирования идеологии либерализма.
Приписываемое Лютеру враждебное отношение к разуму и науке требует уточнения. Человек, подчеркивает он, живет в двух сферах: в отношении к Богу (Царство Небесное) и в отношении к природной и социальной среде (царство земное). Адекватным и достаточным инструментом решения земных проблем (т. е. физического существования и регуляции жизни общества) служит разум — величественный дар Бога, отличающий человека от животного. Однако, по мнению Лютера, человеческий разум («природный разум») в принципе неспособен проникнуть в тайну божественной милости, которая может быть познана лишь верой. Для веры же никакой рациональной предпосылки существовать не может, поскольку природный разум извращен грехом; религия такого разума не просто недостаточна, но порочна и ведет к идолопоклонству В теологии такой разум может быть лишь служанкой веры, дрессировщиком человеческой самонадеянности и никчемности. Вера рождает «просвещенный разум» — способность человека упорядочение рассуждать над материалом, который дан в Писании. Аналогично Лютер относится к науке. С одной стороны, он категорически отвергает ее как средство богопознания, с другой — признает ее роль в изучении природы и общества для получения практических знаний, частично восстанавливающих господство человека над природой, утраченное Адамом. Небеса теологии, подчеркивает он, не являются небесами астрономии: с религиозной точки зрения свет Луны — знак божественной заботы, дело же ученых исследовать его как отражение света Солнца.
Принципиальное различение двух сфер человеческого существования предопределяет отношение Лютера к философии: в отличие от теологии, она имеет дело с эмпирическим, видимым миром, и способна давать полезные знания. Напр., он одобряет размышления Цицерона об этике и трактаты Аристотеля, посвященные логике и риторике, но с порога отвергает самое право философов как рассуждать о богословских предметах (о Боге, грехе, бессмертии души и т. д.), так и переносить философские категории в область теологии. В этом случае тот же Аристотель фигурирует у него как «зловонный философ», «слепой язычник». Особо неприязненно Лютер относился к Фоме Аквинскому и к схоластике в целом.
Великим творческим подвигом Лютера был перевод Библии на немецкий язык, сыгравший громадную роль в подъеме национальной культуры. Этому способствовали и составленные им хоралы и религиозные песни, в которых широко использованы мелодии и тексты народных песен. Он также много сделал для реформирования системы образования, настаивая на изгнании схоластики и преподавании дисциплин, обогащающих учеников полезными знаниями. Творчество Лютера оказало глубокое влияние на европейскую (прежде всего немецкую) философию и культуру в целом.
Соч.: О рабстве воли. — В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986; Избр. произв. СПб., 1994.
Лит.: Порозовская В. Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1898; Бецольд Ф. фон. История Реформации в Германии, пер. с нем., т. 1—2. СПб., 1900; Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 1955; Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984;0нхе. Время и дело Мартина Лютера.— В кн.: Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991; Энгельсф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Эна.№сФ.Соч..изд.2,т.7.М., 1986; Blaneyl. W. The Age of Luther. N. Y, 1957; Mackmnonl. Luther and Reformation, v.1—4. N.Y., 1962; Deutin W. Der radikale Doktor Martin Luther. Koln, 1982.
Л. Н. Митрохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛЮТЕР МАРТИН(1483-1546)

немецкий мыслитель и теолог, идеолог Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Магистр "свободных искусств" Эрфуртского университета (1505). Возглавил кафедру моральной философии (с 1508), доктор теологии (1512) Виттенбергского университета. Осуществил перевод Библии на немецкий язык ("Библия, которая есть полное Священное писание на немецком", 1534), сыгравший важнейшую роль в конституированни немецкого литературного языка: при жизни Л. было продано более 100000 экземпляров этой книги. Основные сочинения: "Лекции о Послании к Римлянам" (1515-1516), "Девяносто пять тезисов" (1517), "Разговор об отпущениях и милости" (1518 - первое произведение, написанное Л. на немецком языке), "К христианскому дворянству немецкой нации" (1520), "О вавилонском пленении Церкви" (1520), "О свободе христианина" (1520), "О монашеском обете" (1521), "Верное предостережение всем христианам беречься мятежа и возмущения" (1522), "О светской власти, в какой мере мы обязаны ей повиноваться" (1523), "Против небесных пророков" (1524), "О рабстве воли" (1525) и др. Полное издание произведений Л. на немецком языке насчитывает 67 томов, на латыни издано 38 томов. В истории культуры и религии Западной Европы Л. инициировал возрождение пророчески-библейского, "израильско-христианского" типа религиозной веры: примитивно-чувственные культ и обрядность античного канона были им отвергнуты и замещены духовно-словесными репертуарами служения Богу. (Об учении Дионисия Ареопагита и его школы, согласно которой Бог - "жених" души, а душа - "невеста" Бога, Л. писал: "Это лишь собственные учения авторов, которые они принимают за высшую мудрость. И я когда-то этим занимался, конечно, не без большого вреда. Я говорю Вам: "Ненавидьте это "Мистическое богословие" Дионисия и подобные книги, в которых содержатся подобные басни, как чуму... Своим "Мистическим богословием", вокруг которого невежественные теологи поднимают так много шума, он принес самые большие неприятности. В нем больше платонизма, чем христианства, и я не хотел бы, чтобы чья-нибудь святая душа когда-нибудь знакомилась с этой книжицей". Как "пустую фантазию и мечтание" обозначил Л. представления Бонавентуры о мыслимых сценариях соединения души с Богом.) По мысли Хайлера, Л. не пытался (в духе сект первоначального христианства) слепо и механически подражать образцам павло-иоанновского Евангелия - он освободился от католической мистики, заменив ее набожностью, ориентированной на классическую библейскую, пророческо-евангелическую религию. 1) Л. поставил во главу угла религиозного мировоззрения утверждение мира и личности (ср. у Гете: "высшее счастье для детей земли - это личность"). 2) Л. провозгласил в качестве подлинной веры собственную убежденность верующего. Христианство у Л. выступило как личный ответ грешной человеческой природы исполненному любви Богу, познаваемому из Библии благодаря вере: "Мы готовы доказать всему миру, что наше учение - не поэтический соблазн и не мечтание, но Писание и ясное Слово Бога. Мы не призываем следовать ничему другому, кроме спасения, и еще мы учим верить или быть твердыми". 3) Л. обратился к Богу как к личному господину и отцу, признав в качестве единственного мыслимого авторитета личность религиозного гения. Отвечая на новозаветный вопрос: "Что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?" (Лк. 10:25), Л. заявлял: "...Мы не обновили проповедь, а лишь возродили старое и твердое учение апостолов; мы не создали нового крещения и причастия, Отче наш, веры, мы ничего нового не хотели узнать или привнести в христианство, мы лишь поспорили и поговорили о старом (о том, что Христос и апостолы оставили и передали нам). Но это мы сделали: мы нашли все то, что Папа скрыл своим лишь человеческим учением. Все, что было скрыто толстым слоем пыли и оплетено паутиной, мы милостью Божией воскресили, очистили, стряхнули пыль и вымели сор, чтобы оно вновь засверкало и все смогли увидеть, что есть Евангелие, Крещение, Причастие, Таинство, Ключ, Молитва, - есть все, что дал Христос и как нужно для спасения". 4) Л. сформулировал цель спасения в милости Бога. По Л., Бог в справедливости своей мог осудить людей на гибель, но по любви своей, наиболее полно явившей себя в распятии Христа, Он избрал путь спасения грешников. (Эта идея Л. - плод т.наз. "Башенного переживания", или "Turmerlebnis", - впоследствии была обозначена как концепция "вмененной праведности", согласно которой все мыслимые грехи людские затмеваются заслугами Христа.) По мнению Л., неисповедимость Бога, являющая себя в нелепости креста, такова, что мера Его милосердия - милосердие без меры. В учении Л. любовь эта непосредственно связует человечество с Богом: такое предстояние Богу (Coram Deo) и именовалось Л. оправданием. (Ср. у апостола Павла: "Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его".) 5) Л. свел общественный религиозный культ к объединению личностей для лишенного жертвенности общения с Богом. По мнению Л., никакие нравственные и должные дела не могут гарантировать спасение. В труде "О рабстве воли" Л. писал: "...Величие Бога - всепожирающий огонь, Он неподвластен никакому воздействию человеческой воли или разума". Деяния (т.е. дела, изначально замышляемые как "добрые"), по Л., составляют самую суть греха, ибо их основание - желание сделать себя, а не Бога центром Вселенной. Согласно Л., они /добрые дела. - А.Г./ даже не в состоянии создать высшую "предрасположенность" для спасительной милости: "Никаким другим трудом нельзя достичь Бога или потерять его, кроме как верой или безверием, доверием или сомнением; другие дела не доходят до Бога". Л. конституировал нравственно-теологические основания "чистой" религии милости: нравственная деятельность выступала лишь как само собой разумеющееся следствие сильного религиозного переживания. По мысли Л., "не следует спрашивать, нужно ли делать добрые дела, они должны твориться без каких-либо требований" (ср. с позднеиудейскими религиозными законами). Л. первым произнес добросердечные слова о священности и ценности честной профессиональной жизни ("повседневных добрых дел"), открыв тем самым "новую эпоху в отношениях между религией и культурой" (Хайлер и др.). 6) Л. усмотрел смысл откровения в осуществлении личности Иисуса Христа (лютеровская христология предельно акцентирована: "...и так софисты изобразили Христа, как будто бы он был человек и Бог; посчитали его ноги и руки, странным образом смешали обе его природы, что является лишь софистическим познанием Господа Иисуса Христа. Христос же был назван Христом не потому, что имел две природы. Как меня это касается? Он носит свое утешительное имя за свои дела, которые он принял на себя. То, что он по природе своей человек и Бог, касается только Его, но то, что он творит в мире, распространяет свою любовь на всех и на меня и становится моим спасителем и утешителем, - это проис-
ходит мне в утешение"). Главным пафосом "95 тезисов" Л. был отказ от организационной архитектоники католицизма, от лежащего в ее основании принципа незыблемого авторитета высших церковных иерархов, от ее догматики и теологии, фундированных мистическим приматом безличного. Согласно Л.: А) Подлинное покаяние правомерно понимать как исключительно внутренний процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни истинного христианина (тезисы 1-4). Б) Ни от каких небесных кар церковь освобождать не может (тезисы 5-7). В) Римский первосвященник не располагает какой-либо властью над чистилищем - к его отпущению грехов умершим Бог может и не прислушаться (тезисы 8- 29). Г) Институт индульгенций греховен и богопротивен: раскаяние вплоть до готовности принять муку за грехи результируется для верующего в прощение безо всяких индульгенций (тезисы 30-40). Д) Если и существует сокровищница заслуг, накопленных Иисусом Христом и всеми святыми во спасение грешного человечества, то она - как крест, смерть и ад - споспешествует грешнику отнюдь не по милости папы (тезис 58); "ключи от царства" (Мф. 16:19) принадлежат, по Л., не римскому первосвященнику, но всей общине верующих (ср.: где двое или трое соберутся во имя Его, там будет и Он среди них. - Мф. 18:19-20). Е) Уверенность в спасительной силе отпущения грехов не может замещать и заместить веру в спасительность креста (ср. с будущей формулой Л.: "sola fide" - лат. "только верой") (тезисы 53-55). Л. неоднократно подчеркивал и сформулировал в качестве своеобычного символа собственного мировоззрения тезис о том, что "церковь наличествует всюду, где проповедуется и исповедуется слово Божие /Священное Писание -А.Г./; церковь потому и именуется царством веры, что ее глава невидим и является объектом веры. Превращать церковь в видимое царство есть заблуждение... Вера не может терпеть иного главу, помимо Христа". Л. сумел сформулировать и ритуально очертить для верующих новое, принципиально нетрадиционное чувство жизненной основы, резко контрастирующее с ортодоксально-мистическим. Вера для Л. - как для героев и фигурантов Ветхого и Нового Заветов - "живая отважная надежда на милость Божью, надежда настолько определенная, что он не устает об этом повторять. Такая надежда и сознание милости Бога делает его радостным, упрямым и веселым по отношению к Творцу и сотворенному миру". По мысли Л., "верить в Бога ... значит в борьбе обрести такое сердце, которое станет сильным и не отчаивающимся по отношению ко всему, что могут черт и мир, к нищете, несчастью, грехам и стыду... Истинная вера - это доверие к Христу в сердце, и это доверие пробуждает в нас только Бог". Согласно учению Л., вера не может и не должна пониматься как экстатическое блаженство мистика в сфере сакрального бессознательного, она не есть опустошение естественной душевной жизни как итог ее религиозной сублимации - вера проявляема ежечасно, в повседневной, обыденной жизни, в привычных состояниях "посюстороннего" бодрствования. Если для католического мистика Бог - "сам в себе пребывающий и сам для себя достаточный", то для Л. Бог есть "открывшийся", "тот, Кто помогает в беде" и "тот, Кто внимает молитве", чья сущность - откровение и который проявляет свою волю и распахивает свое сердце в истории: "Бог - это не какой-то неизвестный и неопределенный Бог, но тот, который сам открыл себя в определенном месте и через свое собственное слово и посредством известных знамений и чудес отобразил себя, равно как возвестил, запечатлел и утвердил для того, чтобы можно было определенно узнать Его и достичь". Как утверждал Л.: "Во всем, посредством всего и над всем осуществляется Его власть, и более не действует ничего... Словечко "власть" не означает здесь покоящуюся силу, какой обычно обладают преходящие цари, о которых говорят: "он силен, хотя спокойно сидит и ничего не делает"; но силу действующую и деятельность постоянную, которая непрерывно встречает нас и воздействует. Поэтому Бог не покоится, а постоянно действует... Бог - огонь, который изнуряет, съедает и усердствует". Принципы, выдвинутые Л., - "sola fide, sola gratia, sola scriptura" (лат. "только верой, только милостью, только Писанием") - не только знаменовали восстановление в правах предельных форм выражения религиозного чувства ветхозаветного и новозаветного образца, но и провозгласили радикальнейший подход, в границах которого все крещеные христиане полагались священниками в силу самого их крещения. Была задана поворотная идея "священства всех верующих": каждый христианин был обязан не только с верой принимать слово Божие, но и служить ближнему своему. В конечном итоге Л. заместил католический принцип традиции и сопряженный с ним авторитет живой учительской службы личным авторитетом пророческих гениев Ветхого и Нового Заветов. Полемизируя с Августином, утверждавшим, что он "даже Евангелию верит лишь потому, что его побуждает верить авторитет католической церкви", Л. заявлял: "...это было бы ложно и не по-христиански. Каждый сам по себе должен верить потому, что это слово Бога, и потому, что он сам внутренне чувствует, что это истина... Ты должен сам в своей совести чувствовать Христа и непоколебимо верить, что это слово Бога". Л. не устрашился постулировать неодинаковую религиозную ценность различных фрагментов Ветхого и Нового Заветов, полагая, что исконное право каждого истинно верующего "четко выбрать из всех книг те, которые являются наилучшими". По сути, становление западноевропейской цивилизации как социума, поместившего в свои основания идеалы всестороннего раскрепощения человека и обретения им прав и свобод в полном мыслимом объеме, было инициировано последующими высокоэвристическими интерпретациями идей Л., внешне носившими "всего лишь реформаторский" характер. Горизонт радикальной личностной свободы был задан Л. как предельная ценность: для него оказалось принципиально допустимым истолкование Писания через призму "основной событийности" библейско-пророческой веры. Каждый верующий христианин обретал личный религиозно-нравственный индикатор: искренняя опора на учение Павла и Иоанна обусловливала, по Л., абсолютное право любого человека во Христе на собственный выбор, на тот "единственный пробный камень, позволяющий придирчиво рассмотреть все книги, чтобы увидеть, вращаются ли они вокруг Христа или нет". События Библии, как полагал Л., переживаются истинно верующим при его встрече с текстом как вновь и вновь происходящие - происходящие неизбывно, здесь и сейчас. С другой стороны, императив личной свободы исполнял в идейной системе Л. также и роль значимой парадигмы мышления. Л. был убежден в том, что человеческая природа слаба и эгоистична, подвержена воздействию пороков, способна восставать против Бога; род же человеческий "поражен неизлечимой проказой и несмываемой скверной". Тем не менее он считал (в отличие от Аристотеля, этические максимы которого воспроизводились в томистской и оккамистской теологии), что не все поступки людей изначально расчетливы: по мнению Л., фундированному мыслями Протагора, Парменида и Платона, самые важные решения человека не связаны с непосредственной выгодой, они спонтанны и "боговдохновенны". Л. признавал плодотворность и оправданность сочетания в душе человека естественного знания о Боге, с одной стороны, и моральных принципов, фундированных разумом, - с другой. По Л., разум может лишь непрестанно подготавливать веру, но никогда не может заменить ее или превзойти. (При этом Л. полагал, что первозаданная людям созерцательная сила естественного познания постепенно ослабевает.) Формулируя первые в Европе программные стратегии религиозного просвещения, Л. ратовал за формальное обучение мышлению посредством логики: по его мнению, человеку должно "раздельно и четко называть вещь короткими и ясными словами", причем на родном ему языке. Отстаивая на императорском рейхстаге в Вормсе (1521) принцип автономии совести, Л. подчеркивал, что совесть сопутствует "Божьему гласу в душе", она суть "действенность Бога в душе": "никто не может меня спросить, должен ли он делать то и другое; но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать и, тем более, приказывать" (Письмо Л. курфюрсту Иоганну от 25 мая 1529). Восстанавливая изначальное звучание библейской мудрости, Л. предвосхитил основной спектр концепций гражданских прав и свобод, впоследствии облагородивших западный мир: "Мысли и чаяния души не могут быть никому подвластны, кроме Бога; поэтому нелепо и невозможно повелениями принудить кого-либо верить так, а не иначе... И если светский владыка твой все же делает это, то скажи ему: "Не подобает Люциферу восседать вместе с Господом; тебе, государь, я обязан служить и телом, и добром своим... но если велишь мне верить иначе, чем я верю, то не послушаюсь я тебя; в этом случае ты тиран и слишком высоко заносишься, - повелеваешь там, где нет у тебя ни права, ни власти". В историю немецкой мысли Л. вошел также как реформатор образования, языка, музыки и т.д. Инициированный Л. синтез жестко-рефлексивных оснований классически-римского мировоззрения /читай: права. - А.Г./, его сакрализация повседневной хозяйственной деятельности вкупе с освящением данной интеллектуальной "амальгамы" пафосностью личного выбора индивида очертили условия возможности вовлечения в сценарии человеческой практики как научной (формально-рациональной) компоненты, так и стоического по сути начала, жизненно необходимого для пребывания в рамках стихии "юного" буржуазного строя: по Л., "Бог означает то, чем следует запастись, чтобы во всех несчастьях иметь прибежище и находить благо во всех страданиях".

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
299.49 кб

МАРТИН ЛЮТЕР И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Судаков А.К.
В статье рассматривается взгляд Мартина Лютера на место пророка Моисея и Пяти-книжия Моисеева как откровения Божьей воли и Божьего закона в духовной истории человечества.
Читать PDF
627.75 кб

Реликвии в теологии Мартина Лютера

Хирвонен В.
Читать PDF
559.30 кб

Мартин Лютер. Бунтарь в эпоху потрясений

Роман Соловий
Читать PDF
283.72 кб

МАРТИН ЛЮТЕР: ЛИЧНОСТЬ И УЧЕНИЕ. (ОБЗОР)

Мельник С.В.
Читать PDF
359.98 кб

Совесть как голос Бога в учении Мартина Лютера

Наталья Владимировна Еремеева
Учение Лютера о совести находится в тесной связи с доктриной об оправдании.
Читать PDF
300.64 кб

Проблема Средневековья в теологии Мартина Лютера

Иваненко Алексей Игоревич
Статья посвящена интерпретации Средневековья в теологии Матрина Лютера.
Читать PDF
312.16 кб

Мартин Лютер и средневековая схоластика: Pro et contra

Душин Олег Эрнестович
В статье рассматривается проблема отношения Мартина Лютера как родоначальника Реформации к наследию средневековой схоластики на примере его подходов к позднесредневековому номинализму, учению Фомы Аквинского и идеям Аристотеля.
Читать PDF
148.32 кб

Мартин Лютер и крестьянская война: борьба с самим собой

Горовая А.В.
Статья посвящена идеологической позиции Мартина Лютера по отношению к событиям Крестьянской войны. В работе показан диалог реформатора с властью и народом.
Читать PDF
594.53 кб

Мартин Лютер и идея сопротивления (Лев Шестов и Дитрих Бонхеффер)

Душин О. Э.
Читать PDF
628.86 кб

Различие веры разума и церковной веры у Канта как наследие Мартина Лютера

Седестрём Х.
Читать PDF
235.14 кб

Концепт Beruf и основы трудовой этики в педагогической системе Мартина Лютера

Полякова Мария Александровна
В статье рассматриваются истоки западной деловой активности, благополучия и индивидуализма. Опираясь на некоторые посылы Мартина Лютера и трактовку концепта Beruf М.
Читать PDF
124.61 кб

Историко-философские предпосылки формирования экзегетической парадигмы Мартина Лютера

Александр Михайлович Прилуцкий
Экзегетика Мартина Лютера, с одной стороны, является частью программы реформирования средневековой церкви и в связи с этим включается в общую вероисповедную парадигму Реформации. С другой стороны, на становление экзегетики М.
Читать PDF
271.43 кб

Мартин Лютер и «Немецкая теология»: к вопросу о мистике как источнике реформационной теологии

Сергей Викторович Волжин
В статье рассматривается отношение духовных начал, представленных, в частности в теологии Лютера, к средневековой, преимущественно позднесредневековой мистике, исследуется связь центральных тем реформационных сочинений Лютера с ос
Читать PDF
634.50 кб

Бог как Deus absconditus в теологии Мартина Лютера и Бог как ноумен в философии Иммануила Канта

Еремеева Н. В.
Читать PDF
191.03 кб

Мартин Лютер и рост социально-политического самосознания народных масс в Германии в 1517-1521 гг

Майер Вильгельм Евгеньевич

Похожие термины:

  • КИНГ Мартин Лютер

    15 января 1929, Атланта— 4 апреля 1968, Мемфис) — негритянский религиозный и общественный деятель США, сыгравший выдающуюся роль в борьбе против расизма. Учился в баптистском колледже в Атланте (1945—48),