ЛЮ АНЬ
ЛЮ АНЬ
Хуайнань-цзы. 179 до н.э., Фэн обл. Фэй (на территории совр. уезда Фэнсянь пров. Цзянсу), - 122 до н.э. Мыслитель, литератор, правитель обл. Хуайнань. Внук Гаоцзу - первого императора дин. Хань (206 - 195 до н.э.). Славился как книжник, знаток музыки, мастер игры на цине (лютне), тонкий стилист. После провала организованного им заговора покончил с собой. По преданию, привлек несколько тыс. "гостей-приживальщиков" (бинь кэ) - ученых, живших на его содержании, для написания трактата "Хуайнань-цзы" и сам принял участие в его создании в качестве одного из авторов. В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) это произв. отнесено к разряду "эклектич." (цза цзя). В нем преобладают идеи даос, характера в синтезе с положениями конфуцианства, легизма и натурфилософии иньян цзя. Небо (тянь), Земля и "десять тыс. вещей" объявляются порождением всеобъемлющего дао, к-рое "покрывает Небо и заполняет Землю". Цель существования - "обретение дао", единение с ним, приводящее к "недеянию" (у вэй |1|, см. Вэй |1|), к-рое является и гл. инструментом управления. Цель человеч. существования - само дао, задача - "обретение" его посредством "возвращения" изначальной миру гармонии внешнего и внутреннего, освобождения от страстей, соизмерения своих желаний с реальными потребностями и установления контроля "сердца" (синь [1]) - сознательно-психич. сферы - над "[телесной] формой" (сим [2|). Т.о. можно стать "совершенномудрым" (шэн жэнь, см. Шэн [1]), естественно следующим глубинным законам мировых процессов, и потому - идеальным правителем, способным соблюдать принцип "недеяния", являющийся гл. инструментом управления Поднебесной. Высшей степени отрешенности от преходящих земных процессов достигает вышедший из их круговорота "истинный человек" (чжэнь жэнь, см. Чжэнь), не просто приобщенный к всеединству и всемогуществу дао, но принципиально не отчленяемый от него; хотя он и "покрывается Небом и кормится Землей", т.е. связан с "(телесным] оформлением" природы, "но не зависит от них", а его внутр. сущность настолько "пустотна" (сюй), что вмещает все "Великое единое" - нерасчленимость Вселенной. Познание в "Хуайнань-цзы" рассматривается как "отклик" (ин) человеч. "духа" (шэнь [1]), неотделимого от вселенского, субстантивирован нрго "духа", на соприкосновение субъекта познания, выступающего в качестве одной из "вещей" (у [3]), с др. "вещами". В результате взаимного "отклика" "вещей" рождаются "благоволение" или "ненависть" между ними, реализуемые в реакциях субъекта. Контроль "сердца" над "формой" и усмирение страстей, являющиеся условием "обретения дао", достигаются в процессе упорядочения познания, опирающегося на "разум" (цзин шэнь). Политич. идеи, выраженные в "Хуайнань-цзы", осн. на положении о необязательности следования древним законам и подражания "совершенномудрым" правителям древности, а также на трактовке "недеяния" как результата подавления "эгоистич. воли" (цзы чжи) и страстей, к-рые могли бы помешать овладению "искусством выправления [управления]" (чжэн шу, см. Чжэн мин). *Ломеранцева Л.Е. Историч. биография хуайнаньского князя Лю Аня и ее житийный вариант // ТПИЛДВ. М., 1970; Ее же. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнань-цзы" - II в. до н.э.). М., 1979 (пер. гл. 1, 2, 6, 9, 21); **Гу Фон. Л.А. // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжу-ань. Сюй бянь (Критнч. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982. Ма Чжэньдо