ЛУНА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛУНА
Римская богиня ночного света. Культ Луны был вытеснен культом Дианы.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Лун
кит.)  – фантастическое существо, дракон, представляемый в виде животного с рогатой головой и телом пресмыкающегося. В средневековом Китае Л. считался символом императора, его изображали на троне и в императорском халате. Л. – доброе существо, его появление считается благоприятным, хотя в мифах встречаются и земные драконы, за дурные дела лишенные возможности подниматься на небо. В соответствии с учением о пяти первоэлементах сложилось представление о драконах Л. пяти цветов – желтые, зеленые, белые, красные и черные. Также существовало разделение Л. по внешнему виду – чешуйчатые, крылатые, рогатые и безрогие. Л. считался прародителем всех зверей и птиц, существующих на земле.

Источник: Мифологический словарь

Луна
В древнеримской мифологии Луна (Luna) – древнеиталийское божество. Трудно решить, была ли Луна чисто латинским божеством или перешла к римлянам от другого народа. Ей не было посвящено ни празднеств, ни жреческих должностей; имя ее не упоминается в древнем календаре. Часто замечаемое в римской религии сопоставление мужского и женского божества имело место и в данном случае. Луна почиталась совместно с солнцем. Варрон считает богиню Луны в числе 12 сельских божеств. Всего вероятнее, что под именем Луны подразумевалась богиня Диана – Селена, культ которой перешел к латинянам из Кампании. Храм богини Луны находился на Авентине, возле храма Цереры, и, по преданию, построен был еще при Сервии Туллии. Н. О.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

ЛУНА
Спутник земли очень широко использовался в качестве символа
в религиях древности; и в большинстве случаев был представлен в
женском роде, но не повсеместно, ибо в мифах тевтонов и арабов, а
также в концепции раджпутов Индии (см. Тод, "Hist."), и в Татарии
- луна была мужского рода. Латинские авторы говорят о Luna, но
также, хотя крайне редко, о Lunus. Ее греческое имя - Селена,
еврейское - Лебана и также Ярка. В Египте луна связывалась с
Изидой, в Финикии - с Астартой, а в Вавилоне - с Иштар. С
некоторых точек зрения древние рассматривали луну также как
Андрогина. Астрологи приписывают луне силу воздействия на
определенные части человека, в соответствии с определенными
знаками Зодиака, которые она пересекает; также как и особое
воздействие, создаваемое домом, который она занимает в гороскопе.
Разделение Зодиака на 28 больших домов луны, очевидно, является
более древним, чем разделение на 12 знаков: копты, египтяне,
арабы, персы и индусы применяли деление на 28 частей века тому
назад, а китайцы употребляют его и теперь.
Герметисты утверждали, что луна дала человеку астральную форму,
тогда как Теософия учит, что Лунные Питри были творцами наших
человеческих тел и низших принципов. (См. "Тайная Доктрина", т.
I, с. 477.)

Источник: Теософский словарь

ЛУН
В китайской традиции дракон. Эти драконы олицетворяют мужское начало — Ян. В одном старинном трактате, который цитирует в своей книге Юань Кэ, облик луна описан так: «Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапы, как у тигра…» Драконы-лун крылаты; они либо летают по небу, либо плавают по воде. Считалось, что от этих драконов пошли все звери и птицы.
Первоначально драконов-лун было четверо, а именно:
— Тяньлун, или Небесный дракон, сторожил обитель богов;
— Фу Цанлун, или Подземный дракон, охранял богатства земных недр;
— Цинлун, или Земной дракон, повелевал реками и водоемами;
— Шэнь-лун, или Дождевой дракон, управлял ветрами и дождями.
Позднейшая традиция разделила драконов-лун на пять родов по цветам: хуанлун  — желтые, цинлун  — зеленые, чилун  красные, байлун  — белые и сюаньлун  — черные. Кроме того, драконы различаются и по внешнему виду: есть цзяо  — чешуйчатые драконы, есть цю  — рогатые и чи  — безрогие. У всех драконов-лун на лапах по пять пальцев (в отличие от корейских и японских драконов, у которых соответственно по четыре и по три пальца). Появление луна сулит удачу.
Дракон-лун обозначается иероглифом «рю», который означает могущество, силу и величие.

Источник: Китайская мифология. Энциклопедия.

Луна
Естественный спутник, обращающийся вокруг планеты. Из девяти планет нашей Солнечной системы лишь Меркурий и Венера не имеют ни одной луны. Наша Луна обращается вокруг Земли (и вместе с нею вокруг Солнца), находясь на расстоянии в среднем 384 тыс км от нее. Один оборот вокруг Земли Луна совершает за 27 сут, 7 ч и 43 мин (это ее звездный, или сидерический, период обращения) Земля за это время тоже смещается, так что Луна возвращается на прежнее место в нашем небе только через 29,5 сут [это ее синодический период обращения. — Прим. перев.]; за этот период Луна проходит через цикл фаз. Фазы, которые мы видим, зависят от взаимного положения Земли, Солнца и Луны. Когда Луна находится позади Земли (по отношению к Солнцу), мы видим ее обращенную к Земле половину, целиком освещенную солнечными лучами, и называем эту фазу полнолунием. Когда Луна пройдет половину своей орбиты, она расположится более или менее в том же направлении от нас, что и Солнце, и наступает новолуние. Орбита Луны вокруг Земли имеет эллиптическую форму, так что в разное время Луна кажется разного размера, потому что ее расстояние от Земли меняется. Действительный диаметр Луны равен 3475 км, что немного больше четверти диаметра Земли Гравитационное притяжение на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле
Главной причиной приливов и отливов на Земле является гравитационное притяжение Луны. Луна притягивает к себе воду на ближней к ней стороне Земли и тянет к себе твердую часть Земли сильнее, чем воду, на дальней стороне Земли. Таким образом, в большинстве областей Земли происходят каждый день два высоких прилива. Луна исследовалась несколькими непилотируемыми и пилотируемыми американскими космическими кораблями, в том числе в 1969-1972 гг. были осуществлены полеты на Луну кораблей «Аполлон» с двенадцатью астронавтами (были проведены также исследования на Луне советской автоматической станцией «Луна»). Помимо того, что американские астронавты выполнили на Луне многочисленные измерения, они привезли в сумме 382 кг образцов лунных горных пород для их анализа на Земле Многие кратеры на Луне образованы ударами метеоритов — кусками породы из внешнего пространства, сталкивавшимися с поверхностью Луны, не защищенной атмосферой Отсутствие всякой атмосферы считают главной причиной чрезвычайно больших различий температуры на Луне — от 110 °С на дневной стороне до —146 °С на ночной стороне Каких-либо следов воды и свидетельств о ее прежнем существовании на Луне не обнаружено. На Луне нет жизни и нет признаков химических веществ, какие были бы связаны с жизнью. См. Лунное затмение; Метеороиды, метеоры и метеориты; Синодический период обращения.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

ЛУНА
постоянно используемый вместе со звездами религиозный символ, означающий власть ночных сил. Символизирует корабль, неутомимо несущий свет через тьму к рассвету. Луна связана, с одной стороны, с мировым яйцом, а с другой — с гробом. Сложный и амбивалентный образ, изменчивый и неверный, Луна меняет природу своего действия в зависимости от знака, в котором она находится. Символ постоянных трансформаций и преобразований формы, она считается силой, управляющей превращениями в природе. Изображение Луны произошло от египетского иероглифа. Солнце и луна — симметрично по одному светилу с каждой стороны креста (солнце по правую руку Христа, луна — по левую) — являются постоянными элементами средневекового Распятия, хотя после XV в. встречаются редко. Их происхождение очень древнее: обычно солнце и луна сопровождали образы языческих солнечных богов Персии и Греции, что и перешло в раннее христианское искусство через праздник Рождества, перенявший существовавший тогда языческий обряд отмечать новое рождение солнца. В Откровении Иоанна Богослова луна изображена у подножия Девы Марии, а в Деяниях апостолов солнце и луна выступают в качестве основ нашего мироздания. Солнце и луна символизировали образное соотношение двух Заветов — Ветхий Завет (луна) может быть понят, только если он освещен сиянием Нового Завета (солнце). Луна — весьма почитавшееся древнее божество во многих цивилизациях, особенно в Халдее. В доисламской Аравии и других семитских культурах поклонение луне также преобладало над культом солнца. Священный брак между небом и землей, с которого начинается генеалогия богов в различных теогониях, иногда трактуют как союз луны и солнца, в котором подчеркивается активный мужской характер солнца. Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, неявленным феноменам жизни и природы. Символика луны в своей пассивной женской отражательной способности связана с символикой зеркала, обладающего теми же свойствами. Если в ряде древних традиций луна представляла женские божества или пассивный принцип творения, то в тевтонских, арабских и татарских мифах она олицетворяла мужское начало. У многих древних народов лунные боги были богами мудрости. Например, в Египте Тот-Гермес или Тот-Хонс был третьей ипостасью египетской троицы: бог солнца Амон, богиня неба Нут и их сын — бог луны Хонс. В Египте луна также ассоциировалась с Исидой и представляла андрогинное начало, так как Исида выступала воплощением «небесного гермафродита». Считалось, что при каждом периодическом «сотворении» Вселенной солнечный Осирис — первое проявляющееся божество — рождался на горе Синай, т. е. на горе Луны. В Индии луной-богом был сын Сомы-луны Будха, в Халдее Нэбо выступал лунным богом сокровенной Мудрости. В Финикии луна связывалась с Астартой, в Вавилоне — с Иштар. Причем в Халдее и Вавилоне луна, как остывшее солнце, считалась старше последнего. Бог луны у шумеров имел названия: господин, князь богов, «отец, который держит в руках жизнь на земле». В Ригведе Сурья (Солнце) играет роль невесты, а Сома (Луна) — жениха. В «Эдде» Луна и Солнце являются мужем и женой. На санскрите луна, или сома, обозначает священный напиток, используемый в храмах для достижения транса в целях постижения тайной мудрости. В античной Греции луна воспринималась по-разному: как дневная Артемида, богиня лунного света Селена и богиня ночных видений и чародейств Геката; как богиня лунного света считалась двойником солнца (Аполлона). В Риме у них даже было одно святилище. Являясь богиней колдовства, Луна связывает мир живых и умерших и выводит призраки мертвых из могил. Она предстает владычицей трех миров: неба, земли и подземного царства. Исламская традиция рассматривает Луну как основного посредника между землей и другими планетами, и в этом качестве как силу, синтезирующую все аспекты интеллекта, явленные в планетарных сферах и архетипическом мире зодиакальных знаков. Ее число в исламской нумерологии — 7 — означает количество планетарных сфер и является четвертью от 28 дней лунного цикла. Луна определяет ритм недели и лежит в основе цикла чередований работы и отдыха в трех монотеистических религиях. 28 ночей, когда можно наблюдать изменения фаз Луны (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + + 7 = 28), означают общее количество планет и передают участие каждой в распространении божественного интеллекта. Разделение Зодиака на 28 больших домов Луны предшествовало его разделению на 12 знаков. Лунные владения — это макрокосмический эквивалент 28 знаков арабского алфавита, из которого язык божественного слова может быть понят как выражение «общественного дыхания». Этот принцип лежал в основе индусской, коптской, арабской и китайской астрологии. Мифологическая география, включающая Солнце с Островами Блаженных, с Млечным Путем как «высшей сферой», рассматривает Луну в аспекте ее влияния на формирование и распад организмов и — в последнем смысле — представляющую царство мертвых. В системе мистика и духовного учителя Г. И. Гурджиева луна — активный агент поглощения непробужденных человеческих душ после их смерти. Идея странствия на Луну после смерти присутствует в традициях Индии, Ирана и Греции. Это одна из важнейших черт астральной теологии, которая развивалась пифагорейской мыслью. Прогрессирующее изменение форм луны — от диска до тонкой нити света — лежит в основе мистической теории форм, повлиявшей на способ изготовления музыкальных инструментов и на графику еврейского и арабского алфавитов. Фазы луны составляют мифическую и символическую основу дуалистических моделей. Мир тьмы — ад — изображается в них как убывающий месяц, чей рог соответствует одной четверти луны; знак двойной спирали — двум четвертям луны, обращенным в противоположные стороны; луна на ущербе — две четверти, наложенные одна на другую противоположными сторонами. Лунный серп был символом девственности и в качестве такового увенчивал лоб греческой Артемиды и римской Дианы. Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты, египетской Исиды и греческой Дианы. Позднее использовался в символике, связанной с Девой Марией. В христианской мистике Мария с серпом означает женский принцип, приносящий свет во тьму ночи. Месяц использовался как символ безопасности в Византийской империи времен Константина. Затем символ был перенят турками после победы мусульман над христианами и использовался султаном как знак его могущества. Полумесяц стал символом ислама, противопоставленным кресту. Открытая вверх дуга лунного серпа означает женское начало в мире. Опущенная вниз, перевернутая, являет собой чашу, из которой вытекает благодать. Ассоциируется с сосудом, чашей, в которую собирается эликсир жизни, проливающийся затем на землю, питая все живое. Серп нарождающейся луны обозначает и лунный день, и лунный элемент — серебро. Новолунию приписывались магические средства, например, способность исцелять болезни, поэтому к нему приурочивались культовые действия и моления. Напротив, полнолуние считалось временем активизации темных сил. Фазу невидимости луны, или черную луну, уподобляют смерти, и на это опирается представление, что человек после смерти отправляется на Луну и возвращается с нее, в традициях, признающих идею переселения душ. Три ночи, когда луна отсутствует на небе, а потом возрождается, сравнивают с тремя днями смерти и потом Воскресением Христа. По словам религиоведа Мирче Элиаде, фазовая цикличность появления и исчезновения луны — символ того, что «смерть является не прекращением, а временным изменением жизненного плана». У средневековых алхимиков и астрологов луна была символом серебра и понедельника. В целом в алхимии луна с ее фазами представляет изменчивое женское начало и множественность. Другой существенный аспект луны касается ее связи с материнской ночью, окутывающей, защищающей и опасной одновременно. Вследствие бледности ее света луна связывается с воображением и фантазией как промежуточной стадией между духовной жизнью и интуицией. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словаръ сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
97.46 кб

Воскобойников Анатолий Эммануилович: «В моем доме Луна, а не люстра»

Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна
Воскобойников Анатолий Эммануилович доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и политической философии Московского гуманитарного университета.

Похожие термины:

  • ЛУНА, АРКАН ТАРО

    тринадцатый основной Аркан Таро, изображающий луну, поднявшуюся над двумя башнями — светлой и темной. Оккультное значение карты — заблуждение. Карта указывает на дорогу мудрости, освещенную слаб
  • СОЛНЦЕ — ЛУНА

    (санскр. su–rya-candra) — семантика двух начал мифологически многослойна; в буддизме эта пара символизирует сострадание и мудрость, учителя и донатора, в Ваджраяне — это мужская (Луна) и женская (Солнце)