Луллий Раймунд

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Луллий, Раймунд
ок. 1232–1316), каталонский мистик и миссионер, изучивший еврейскую каббалу и использовавший ее в мистической мнемотехнике и криптографии. Как большинство интеллектуалов своего времени, занимал двусмысленную позицию по отношению к мусульманству. Ему приписывают многочисленные работы (в частности, по алхимии), к которым он не имел никакого отношения.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ЛУЛЛИЙ Раймунд
ок. 1235-ок. 1315) - исп. теолог и миссионер, философ-мистик, представитель ср.-век. реализма. Л. боролся с аверроизмом (см. Ибн Рошд) по вопросу о двойств, истине, показывая возможность полного слияния философии с теологией. Высказал идею логич. машины (устройства для выполнения логич. операций), с помощью к-рой надеялся доказать все истины христианства.

Источник: Атеистический словарь

ЛУЛЛИЙ (Lulio) Раймунд
род. ок. 1235, Пальма, Мальорка - ум. 1315, Тунис; по преданию - как христ. мученик) - исп. поэт, теолог, философ. После светской жизни занялся миссионерством среди мусульман; был одним из первых зачинателей научной ориенталистики. Как философ, пытался в своем "Ars magna" ("Великое искусство") посредством комбинаторики высших, наиболее общих, очевидных понятий вывести все остальные истины и наглядно изобразить их в их связи, что дает основание считать его предшественником современной логистики.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛУЛЛИЙ, Раймунд
Алхимик, адепт и философ, родившийся в 13 веке
на острове Майорка. Про него утверждают, что в момент нужды он
изготовил для короля Англии Эдуарда III несколько миллионов
золотых "роузноблей", и таким образом помог ему победоносно
закончить войну. Он основал несколько школ для изучения восточных
языков, и кардинал Ксимен был одним из его покровителей и высоко
ценил его, также как и папа Иоанн XXI. Он умер в 1314 г. в весьма
почтенном возрасте. Литература сохранила много фантастических
рассказов о Раймунде Луллии, который могли бы составить крайне
необычайный роман. Он был старшим сыном сенешаля Майорки и
унаследовал от своего отца большое богатство.

Источник: Теософский словарь

ЛУЛЛИЙ Раймунд (ок. 1235 — ок. 1315)
средневековый философ-мистик, богослов и миссионер. Учился и преподавал в Париже. Ортодоксальный представитель реализма средневекового, доходящего у Л. до панлогизма. Л. боролся с аверроизмом по вопросу о двойственной истине, доказывая возможность полного слияния философии с теологией. В этом споре он разрешал научные задачи при помощи т. наз. “машины истины”. Ее действие заключалось в механическом вращении концентрических кругов относительно друг друга. На каждом из кругов было написано по 9 общих понятий (напр., “небо”, “бог”, “человек”, “добродетель”, “истина” и т. д.), обнимающих. по мнению Л., всю область знания. При вращении кругов получались различные комбинации этих понятий, к-рые Л. рассматривал в качестве новых истин. Таким способом он надеялся доказать все истины христианства. В попытке Л. создать логическую машину имеется рациональная идея формализации логических операций, оказавшая впоследствии влияние на Лейбница и в известной мере на развитие математической логики вообще.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Раймунд Луллий

латиниаиров. Lullius, исп. Lulio, каталан. Lull или Llull) Раймунд [ок. 1235, Мальорка - ок. 1315, Тунис (?)], философ, богослов. каталанский писатель. Тридцати лет оставил жизнь блистательного придворного поэта, вступил в орден францисканцев и стал миссионером. Проповедовал в Сев. Африке, где, согласно легенде, претерпел мученич. смерть. Крупнейший знаток иудейской и мусульм. теологии, Л. явился одним из родоначальников европ. арабистики. От Л. осталось ок. 300 соч., написанных гл. обр. покаталански и по-арабски, но сохранившихся часто лишь в лат. переводах.
Мировоззрение Л. сложилось под влиянием францисканства и Августина. Полемизируя с аверроизмом и его учением о двойственной истине, Л. считал, что истинное познание возможно только в свете откровения. Мир для Л. - символ бога, в каждой вещи отражены божеств. «совершенства», рассмотрение к-рых открывает познанию принципы действия бога в мире. В целях исчерпывающей полноты такого познания Л. разрабатывал методы моделирования логич. операций, используя символич. обозначения предельных понятий (осн. соч. «Великое искусство» - «Ars magna», опубл. 1480). Это привело его к разработке первой логич. машины и сделало одним из предшественников комбинаторных методов в логике.

Источник: Советский философский словарь

Раймунд Луллий

1235, Майорка - 1315, Тунис) — испанский богослов и миссионер, философ, логик, алхимик, писатель, один из родоначальников европейской арабистики. Учился в Париже, в тридцать лет оставил светскую жизнь, поэзию и куртуазные произведения и обратился к теологическим, философским, логическим трудам. Написал на каталанском, латыни и арабском языках около трехсот произведений. Испытал влияние арабских ученых (ал-Араби, алГазали), вместе с тем резко выступал против аверроизма и учения о двойственной истине. В главном труде «Великое искусство» (Ars magna, 1308, опубликован в 1480) предложил своего рода «логическую машину», позволяющую механически моделировать логические операции мышления — специальный алфавит (понятия обозначались буквами), сочетания фигур, систему семи концентрических кругов, вращение которых давало новые комбинации терминов, исчерпывая все субстанции и акциденции, абсолютные предикаты мира. Эта попытка формализации логических операций пользовалась успехом до сер. 18 в. Лейбниц в диссертации о комбинаторике (1666) подверг се критике как «слабую тень настоящего искусства комбинаторики». Благодаря конкретным рецептам поиска философского камня и получения золота и серебра «Arsmagna» и другие труды Луллия в этой области стали настольными для алхимиков. Литературные труды — «Книги о Любящем и Возлюбленном», «Книги о рыцарском ордене» и «Книги о животных» переведены на русский язык (1997). Соч.: Tractatus. ed. J. Mangel, t. 1—2. Genevae, 1702 (Bibliotheca chemica curiosa); Obres essencials, vol. 1—2. Barcelona, t. 1—2, 1957— 60 (Biblioteca perenne...); в рус. пер.: Книга о Любящем и Возлюбленном. СПб., 1997.
Лит.; Меиер Э. История химии с древнейших времен до настоящих дней. СПб., 1899; Rynka B. Ars magna. Die grosse Kunst des Raimund Lull. Modling bei Wien, 1960.
Л. А. Микешина

Источник: Новая философская энциклопедия

Раймунд Луллий

Lullus, Lull), Раймунд (1235 – 29 июня 1315) – исп. философ и богослов. Род. на о. Майорка, учился в Париже, в качестве францисканского миссионера проповедовал в Армении, на Кипре и в Сев. Африке; умер в Тунисе. Л. утверждал, что возможно произвести полное слияние философии с теологией. Исходя из этого положения, он полемизировал не только с аверроистами и их теорией двойственной истины, но и с теми религ. философами, к-рые утверждали, что истины веры недоступны для разума и не должны быть предметом филос. доказательства или объяснения. Как логик Л. фактически положил начало трактатам на тему "de consequentiis" (о следовании), содержащим зачатки теории формальной и материальной импликации. В осн. соч. "Великое искусство" ("Ars magna...", опубл. 1480) Л. описывал свои попытки механически моделировать логич. операции в изобретенной им с этой целью "логической машине", анализировал логич. характер вопросит. предложений, изучал взаимоотношения логич. констант "и" и "или" (vel). Формальную логику Л. определял как "искусство и науку, при помощи которых истина и ложь распознаются разумом и отделяются друг от друга, – наука принятия истины и браковки лжи" (цит. по кн.: ?rantl С., Geschichte der Logik im Abendland, Bd 3, В., 1957, S. 150). В приведенном определении содержится явное указание на двузначный характер логич. формализмов. В "Великом искусстве" Л. описал также и технику моделирования логич. операций – систему концентрич. кругов, из к-рых каждый служит для обозначения группы понятий. Так, одна таблица дает девять субстанций: бог, ангел, небо, человек, воображаемое, чувственное, растительное, стихийное, инструментальное. Другая дает девять абсолютных предикатов: благость, величина, длительность, могущество, знание, стремление, добродетель, истина, слава; третья дает те же предикаты как относительные: благое, великое и т.д. Вращая один круг относительно другого, мы можем получать такие сочетания понятий: благой бог, великий бог и т.д., или же: великая благость бога, длительная благость бога и т.д. Различные точки зрения на предмет отмечены под рубриками: различие, согласие, противоречие, начало, середина, конец, превышение, равенство, умаление. Есть еще таблицы вопросов (ли? что? из чего? почему? как велико? какого качества? когда-где? как и чем?), акциденций (количество, качество, отношение, деятельность, претерпевание, обладание, положение, время, место). Логика сведена Л. к оперированию общими знаками, заключение получается посредством механизма. Правила вращения, посредством к-рого субстанции получают подходящие им предикаты, дают, по его мнению, возможность исчерпать общую науку, истину и все конкретные предметы. В системе Л. много произвольного, но осн. идея, не имеющая никакой связи с теологией Л., была воспринята и усовершенствована Бруно и Лейбницем. Л. – изобретатель первой логич. машины, предшественник комбинаторных методов в логике и в этом смысле – предшественник математич. логики. Л. – автор филос. романа "Blanquerna" (1505, англ. пер., L., 1926). Соч.: Obras..., v. 1–21, Barcelona, 1906–50. Лит.: Соловьев В., Лю(у)ллий, Новый энциклопедич. словарь, т. 25, П., [б. г. ]; Дружинин В. Г., К вопросу об авторе сокращения "Великой науки" Р. Л., П., 1914; История философии, т. 1, [M. ], 1940, с. 469; ?ерельман Я. И., Занимательная алгебра, 4 изд., М., 1949; BarberW. Th. ?., R. Lull, L., [1903 ]; Riber [Campins ] L., R. Lulio (R. Llull), Barcelona, 1935; Men?ndez y Pelayo M., R. Lull (Raimundo Lulio), в кн.: Men?ndez y Pelayo M., La ciencia espa?ola, v. 3, B. Aires, [1947 ], p. 5–38; Esclasans ?., La filosofia de R. L., v. 1–, Barcelona, [1952– ]; ?latzeсk E. W., Die Lullsche Kombinatorik, "Franziskanische Studien", 1952, Jg 34, S. 32–60; его же, La combinatoria luliania, "Revista de Filosofia", 1953, v. 12, 1954, v. 13; Rogent E., Dur?n E., d´Al?s-Moner R., Bibliograf?a de les impressions Lulljanes, Barcelona, 1927; Вatllоri M., Introduccion bibliogr?fica a los estudios lulianos, Mallorca, 1944. А. Рубин, H. Стяжкин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Луллий Раймунд

Ramon Lul, Raymundus Lullius, 1235-1315 гг.) - поэт, философ и миссионер, один из оригинальнейших представителей средневекового миросозерцания с положительной его стороны. О жизни его было распространено много легенд. Достоверные сведения находятся в его сочинениях (особенно в некоторых автобиографических стихотворениях) и в жизнеописании, составленном с его слов его учениками. Люллий родился в гор. Пальме, на о. Майорке; молодость провел при Арогонском дворе, в качестве королевского стольника. Хотя рано женатый, он вел рассеянную жизнь и имел много любовных приключений. На 32-м году, сочиняя эротическую песню, он имел видение распятого Христа, повторившееся еще 4 раза. Это произвело в нем внутренний переворот; он оставил двор и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь (сам он никогда не вступал ни в монашество, ни в священство). Будучи твердо убежден не в религиозной только истине христианства, но и в его совершенной разумности, Люллий находил, что слишком мало делается для обращения неверующих (особенно мусульман) путем убеждения. Это сознание необходимости нового, лучшего способа борьбы с неверными представилось ему, во время его уединенных размышлений на Мирамаре, в виде трех конкретных мыслей, которые он приписал особому откровению свыше: 1) мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины, и прежде всего - истины христианского вероучения; 2) мысль об основании миссионерских коллегий, где, кроме других предметов, изучались бы основательно восточные языки, особенно арабский; 3) мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден. Вся дальнейшая жизнь Люллия всецело посвящена осуществлению этих трех мыслей. Для выполнения первой из них он пишет множество больших малых трактатов, где с разных сторон старается изложить и выяснить свой логический метод, называемой им ars generalis, ars universalis, ars magna и т. д. В этом "искусстве" Люллий стоит на почве средневекового реализма, согласно которому общие понятия (universalia) обладают собственным самостоятельным бытием. Исходя отсюда, Люллий предполагает, что действительность есть не что иное, как правильное и постепенное осложнение общих понятий через их различные комбинации друг с другом, а потому разум, следя за логическим порядком понятий, может открывать действительную связь вещей. Это положение, впоследствии возобновленное в более глубокой и тонкой форме Гегелем, имеет, во всяком случае, определенный философский смысл. Нельзя сказать того же о способе применения этого принципа у Люллия - о его знаменитых "кругах". Этот логический механизм, изображаемый в сочинениях Люллия соответствующими фигурами, состоял из нескольких подвижных концентрических кругов, разделенных поперечными линиями на отделения ("камеры"), в которых, в известном порядке, обозначались общие понятия или основные категории всего существующего; вследствие концентричности кругов, подразделения каждого из них занимали определенное положение относительно тех или других подразделений прочих кругов, а вращая их так или иначе, можно было получать множество новых, более или менее сложных комбинаций, в которых Люллий видел новые реальные истины. Эти круги в совокупности своей обнимали всю область возможного знания: один из них заключал основные атрибуты божества, другой - логические категории, третий - метафизические и т. д., до права и медицины включительно. На самом деле никакая истина не была ни открыта, ни доказана с помощью такого механизма, который, поэтому, и следует считать лишь курьезной игрушкой. Сам Люллий утверждал, что система его кругов была ему прямо открыта свыше, в особом видении. Так как он был менее всего склонен к обманам и мистификациям, то должно предположить, что явившаяся в его воображении символическая схема разумной связи, проникающей все сферы бытия и познания, была им ошибочно принята и истолкована в буквальном механическом смысле. Впрочем, он не довольствовался кругами и прибегал к другим наглядным способам пояснения своей системы, напр., к родословному древу понятий. - От неудачных панлогических построений Люллия должно отличать содержание его идей. Господствующим мотивом его философской деятельности было убеждение, что истина - одна: истинное для веры не может быть противно или чуждо разуму и, следовательно, всякое заблуждение может быть опровергнуто разумными аргументами. Тут он сталкивался, во-первых, с аверроистами, начавшими в то время проповедовать прославившийся впоследствии принцип о двух истинах. Дело в том, что Аверроэс, своеобразно толкуя учение Аристотеля, придал ему резко пантеистический характер. Скоро он нашел последователей и в европейских школах; но так как нельзя было скрыть несовместимости этого воззрения с христианским вероучением, то они прибегли к утверждению, что истинное для веры и по вере может быть неистинным по разуму, и что можно, напр., держаться в теологии учения об индивидуальном бессмертии человеческой души, а в философии в то же время отрицать это бессмертие и признавать вечность только за универсальным мировым умом, в котором исчезает личный ум человека при его смерти. Такая двуличность была нестерпима для Люллия, и он видел в аверроистах главных врагов своего дела. Менее резко, но столь же решительно боролся он против того благочестивого взгляда, в котором аверроисты могли находить себе косвенной поддержку - против взгляда, что истины веры вообще недоступны для разума и не должны быть предметом философского доказательства и объяснения. Этот взгляд возник на той же почве полного отделения веры от разума, как и аверроизм; но аверроисты становились всецело на сторону разума, только лицемерно допуская требования веры, тогда как благочестивые иррационалисты искренне дорожили своей темной верой и враждебно относились к разуму и всякой философии. Полемика Люллия против этого последнего взгляда представляет многочисленные вариации одной и той же темы. Какой-нибудь арабский или мавританский мудрец разумными соображениями убеждается в несостоятельности ислама и желает принять христианство, если ему покажут истинность христианских догматов; но какой-нибудь благочестивый монах, к которому он за этим обращается, говорит ему, что божественные догматы суть тайны, совершенно непостижимые для разума, и что в них нужно только верить, не рассуждая. На это арабский мудрец возражает, что в таком случае ему незачем менять религию, так как для слепой веры и мусульманство совершенно пригодно. Против обычного утверждения, что разумное доказательство религиозных истин отнимает нравственную заслугу веры, Люллий возражает, что разумное доказательство не создает веры (как личного субъективного акта или состояния, имеющего нравственную заслугу), а только придает ей общие объективные основания, благодаря которым она может быть сообщаема другим. По Люллию разум и вера суть различные формы одного и того же содержания, и это различие он определяет так: разум показывает возможность и необходимость того, чего действительно дается верой. Понятие разумности или разумной необходимости связано у Люллия с идеей достоинства или совершенства. Так, догмат Троицы имеет за себя, как "необходимое основание" (ratio necessaria), то соображение, что для Бога более достойно или более соответствует его совершенству вечно заключать в себе самом адекватный предмет познания и любви (в лицах Сына и Духа Св.), нежели нуждаться в таком предмете или искать его вне себя; творение мира объясняется тем, что сообщение бытия другому выражает более совершенную степень могущества, мудрости и благости, нежели ограничение себя одним собственным бытием; истина воплощения основывается на том, что личное соединение с чистой человеческой природой есть самое совершенное и достойное Божества, и т. д. Люллий был уверен, что в своей системе он имеет действительное и полное средство доказать добросовестным мусульманам все истины христианской религии; но для того, чтобы это "универсальное" средство могло быть применено к делу, необходимо было владеть арабским языком. Сам Люллий научился ему основательно, и некоторые из его сочинений написаны первоначально на этом языке; литература арабская также была ему хорошо известна. Но заботы его об основании коллегий восточных языков и миссионерского ордена остались безуспешны. Он тщетно обращался к начальству доминиканцев и францисканцев, к университетам и государям, к папской курии при различных папах, наконец, к вьеннскому собору всей западной церкви. Не успевая в своих попытках широкой организации миссионерского дела, Люллий несколько раз брался за единоличное его осуществление, отправляясь проповедовать христианство мусульманам Северной Африки. Каждый раз после успешных прений о вере с мусульманским духовенством, Люллий обращал на себя внимание властей и народа; его подвергали насилиям, сажали в тюрьму, изгоняли из страны. В Тунисе он за открытую проповедь Евангелия на городской площади был побит камнями. Тело его было поднято генуэзским купцом Стефаном Колумбом (предком Христофора), который перевез его на своем корабле в Пальму (по некоторым рассказам, он был еще жив и умер в дороге). Торжественно похороненный на своей родине, он сделался там местным святым и чудотворцем. Впоследствии делались попытки его канонизации, но против его памяти восстал могущественный орден доминиканцев, из-за учения о непорочном зачатии Богородицы, которое защищал Люллий и отрицали доминиканцы (принявшие этот догмат только в XIX в.). Провинциальный инквизитор арогонского королевства Николай Эймерик возбудил в 1372 г. против Люллия обвинение в различных ересях, но встретил сильное противодействие со стороны короля и лучших людей Испании. Сочиненная им папская булла против Люллия была впоследствии объявлена подложной (в 1419 г.). Сторонники Люллия, бывшие довольно многочисленными уже в последние годы его жизни (в одном парижском университете нашлось 50 магистров и докторов, заявивших письменно полное одобрение его учению), образовали после его смерти целую школу, особенно процветавшую в XV в. Из нее вышли многие сочинения, ошибочно приписанные самому Люллию. Подлинные его сочинения, писанные на каталонском, арабском и латинском языках, были распространены в многочисленных рукописях. Еще в начале XIV в. были составлены им каталоги. Полное печатное издание Зальцингера в Майнце, 1721-1742 гг., в 10 тт., из которых 7-й и 8-й не появлялись в обращении. Стихотворения ("Obras rimadas") изданы в Испании. Богатое собрание рукописей Люллия, между которыми есть неизданные, находится в Мюнхене. Из 313 сочинений, описанных Ренаном, многие (около 100) не принадлежат Люллии. Таковы все алхимические трактаты: Люллий не только не занимался алхимией, но осуждал ее, как ложное и безнравственное искусство; между тем, уже ближайшее потомство сделало из Люллия алхимика по преимуществу. Это можно объяснить невольным недоразумением: название ars magna, ars universalis, которое он давал своей логической методе, в тогдашнем словоупотреблении означало именно искусство превращать металлы и добывать жизненный эликсир. Целый ряд алхимических сочинений, приписанных Люллию, имеют характер грубого подлога: Люллий является здесь действующим в Англии, где он никогда не был, при том через несколько десятилетий после своей смерти и при дворе небывалого английского короля Роберта. По схоластическому обычаю давать особые прозвания важнейшим деятелям религии и науки, Люллий был прозван учителем озаренным или озареннейшим (doctor illuminatus, illuminatissimus). - В эпоху Возрождения к Люллию примыкают с разных сторон Агриппа Неттесгеймский, Николай Кузанский и в особенности Джордано Бруно, возобновляющий "великое искусство" в нескольких своих сочинениях. Позднее Лейбниц находил у Люллия кое-что хорошее. Из новейших Ренан, признавая большое достоинство за поэтическими произведениями Люллия, вполне отрицательно относится к его философским трудам. В истории философии Люллий занимает видное место, во-1-х, как самый последовательный из средневековых "реалистов", доведший эту точку зрения до панлогизма (т. е. отожествления порядка действительности с порядком логическим) пятью веками раньше Гегеля, и во-2-х, по его идее о взаимоотношении между разумом и верой (философией и теологией), как внутренне восполняющими, а не ограничивающими друг друга формами истины, в сущности равноправными (хотя Люллий и употреблял иногда мимоходом обычное средневековое выражение о философии, как служанке богословия). Главный недостаток Люллия заключался в слабой способности к философскому изложению идей, вследствие чего он так держался механических схем.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева