Ложь

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛОЖЬ
см. Истинностное значение.

Источник: Словарь по логике

Ложь
намеренное искажение истины, неправда, обман.

Источник: Тематический глоссарий по философии

ЛОЖЬ
предметное воздействие заведомо неправильных представлений об истине.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Ложь
осознанное искажение истины; утверждение, несовместимое с истинным высказыванием.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЛОЖЬ
одно из истинностных значений высказываний (концепций), означающего фиксацию отсутствия тождества (вплоть до полного несоответствия) содержания высказывания о предмете с содержанием самого предмета. (См. истина, истинностные значения).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЛОЖЬ
искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, к-рое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Л. является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Л. совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Л. следует отличать бессмыслицу, или абсурд.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Ложь (lying)

В самом деле, ни один человек, думающий правдиво, не может считать, что всегда плохо говорить неправду. Те, кто считает, что ложь - это всегда плохо, вынуждены дополнять эту точку зрения немалой казуистикой и частой практикой запутывающих двусмысленностей, благодаря которым они обманывают, не признаваясь себе во лжи.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Ложь
феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей. Чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Ложь – это, как правило, осознанный продукт коммуникации с другим человеком или с другими людьми, имеющий целью ввести в заблуждение и добиться каких-то социальных преимуществ в конкретных ситуациях.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЛОЖЬ
заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое и о чем он не говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред человеку или добиться для себя преимущества перед другим. В софийном познании необходимо научиться различать правдивость или ложь и поступать во имя правды.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Ложь
высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносеологически Л. определил еще Аристотель, считая ложным то, что находится в противоречии с действительностью: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности, или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно. От Л. следует отличать бессмыслицу, или абсурд. С психологической и этической т. зр. следует отличать Л сознательную и ненамеренную.

Источник: Философский словарь. 1963

Ложь (falsehood)

Я думаю, что окончательная проверка на ложность ничуть не связана с характером следствий из убеждения, но связана с характером отношения между словами и ощущаемыми или припоминаемыми фактами. Убеждение "верифицируется", когда возникает ситуация, которая приносит чувство оправданности соответствующего ожидания; и оно фальсифицируется, когда мы испытываем чувство удивления. Но это относится только к убеждениям, предполагающим возможность подтверждения или опровержения в будущем.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

ЛОЖЬ
преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди; она есть функция любых человеческих коммуникаций. При которых осуществляется встреча «интересов» индивидов и социальных групп. В детстве причинами ее становятся развитие воображения в процессе игры, стремление избежать наказания, пример взрослых и т. п. В дальнейшем все большее влияние в этом отношении оказывает общество. Значительное место в комплексе факторов возникновения лжи начинают занимать страсти: любовь, тщеславие, страсть к успеху, страсть к прибыли, власти, а также малодушие. Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Так, политические деятели лгут в обещаниях, доказательствах и спорах; заведомо обманывают избирателей, клевещут на конкурентов и противников, продают свои «голоса» или покупают их - то за деньги, то за почести. Есть люди, для которых ложь - принцип их бытия. Но есть случаи-охранительной значимости лжи для индивидов (например, милосердная ложь у постели умирающего).

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЛОЖЬ
(Lüge) высказывание, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред другому человеку или добиться для себя преимущества перед другим. Как бы это ни выглядело, позитивно ложь может быть оценена только из вежливости или из жалости. Много лжи возникает при вопросах: спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине), которого он стремится избежать с помощью лжи (народная пословица: «Не спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе лгать»), вот почему уважаемому лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное молчание недейственно, так как оно оставляет слишком много простора для догадок и не предотвращает несчастья (например, при допросе военнопленного или при вопросах, которые намекают на коммерческую тайну). В подобных ситуациях необходимо в зависимости от случая или по чистой совести различать, что служит высшей этической ценности правдивость или ложь.
Kant. Über ein vermeintl. Recht, aus Menschenliebe zu lügen, 1797; F. Nietzsche. Über Wahrheitu. L. im auíBermoral. Sinne, 1872-1873; W. G. Becker. Der Tatbestand der L., 1948; J. Spieler. Wenn Kinder lügen, 1950; G. Müller. Die Wahrhaftigkeitspflicht u. das Problem der L., 1962 (mit Bibl.).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛОЖЬ

- намеренно недобросовестное искажение истины, далекое от честного выражения сомнения; "в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине" (Вл.Соловьев). В логике ложный вывод - просто ошибочный вывод в рассуждениях, способный ввести в заблуждение как самого рассуждающего, так и других людей. В этике есть проблема "лжи необходимой", нравственной позволительности, напр., ради спасения чьей-то жизни заявлять нечто, заведомо не соответствующее реальному положению дел. По Соловьеву, "человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко лжи или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли". Но по большому счету религиозный человек лжецом быть не может: ложь противорелигиозна, человек начинает лгать от слабости духа и разрушает не только свою личную духовную жизнь, делая себя в глубине неискренним, но совершает "измену Центру", вторгается в "главное измерение вещей, людей и отношений. Ее опасность и гибельность состоят в том, что она нарушает или прямо разрушает божественную ткань в человеческой жизни. Когда человек лжет, то он лжет: или Богу о себе; или другим людям о Боге; или другим людям о себе перед лицом Божиим; или о себе и другим о других в их божественном измерении" (И.Ильин).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЛОЖА
помещение, где собираются масоны. Термин ведет свое происхождение от хижин, где жили средневековые каменщики. Впоследствии «ложами» стали именовать специальные помещения, построенные для цеховых собраний. Масоны переняли традицию средневековых цехов, но обогатили ее новым эзотерическим смыслом. Символика масонского храма направлена главным образом на реализацию конструктивной созидательной этики. Храм имеет прямоугольную форму, его потолок усыпан звездами, пол выложен узором в виде шахматной доски, что символизирует вечное противостояние Добра и Зла. Одна из стен не достигает потолка, что призвано символизировать возможность и необходимость улучшения масонского труда и вечное стремление человека к совершенствованию. При входе в храм, символически обращенном на Запад, возвышаются две колонны — Воаз и Иахин, а на Востоке установлен трон Мастера, председательствующего в ложе. Восточная стена украшена изображениями солнца и луны, священной Дельты (равностороннего треугольника в лучах славы со всевидящим оком в центре), а также заглавными буквами изречения: «Во славу Великого Архитектора Вселенной». На западе и юге храма расположены места первого и второго Смотрителей, при них установлены канделябры соответственно с одной и двумя свечами. В канделябре Мастера три свечи. В центре храма помещен треугольный алтарь, на котором лежат Библия, угольник и циркуль. На каждой из трех граней алтаря начертаны слова: «Свобода — Равенство — Братство», — а у подножия алтаря лежат один неотесанный камень и один отесанный, а также рабочие инструменты каменщика. Вдоль стен натянут красный шнур, завязанный в Семь Узлов Любви. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ЛОЖЬ
утверждение, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о ч.-л., либо когда он знает нечто иное, чем то, что он говорит. В отличие от заблуждения, Л. явл. сознательным искажением действительного положения вещей (или того положения, к-рое заведомо принимается за действительное). Л. может возникать на разл. уровнях рефлексивного мышления, по-разному связываться с явлениями забывания и контаминации. В этике Л. морально порицаема, если она связана со стремлением причинить вред к.-л. или добиться выгоды для себя. При этом в философии уже в древности ставилась проблема «Л. во благо» или «Л. из благих побуждений», примерами чего явл. этич. неоднозначность таких феноменов, как «Л. из жалости», «Л. из вежливости» или, напр., «благочестивый обман», предложенный Платоном. В нек-рых концепциях морального богословия утверждается, что Л. есть неотъемлемое свойство падшей, греховной природы человека (ср. с изв. сентенцией «Мысль изреченная есть Л.»), чем объясняется отсутствие завета «Не лги!» в Законе Моисея и в Декалоге Иисуса Христа. В данном случае происходит смешение Л. как сознательной, намеренной неправды, и заблуждения как «наивной неправды». В логике и риторике Л. определяется как явное несоответствие содержания высказывания истинному положению вещей. С формальной т.зр. все высказывания можно разделить по логич. смыслу на три категории: истинные (см. Истина), ложные и бессмысленные, т.е. такие, содержание к-рых не поддается точному исчислению. При установлении логич. смысла высказывания необходимо учитывать, что одно и то же утверждение в опред. ситуации и в опред. отношении м.б. признано ложным, тогда как в др. ситуации и в др. отношении — истинным. Причиной этого явл. не только изменение соц.-истор. практики и развитие познания, но и неоднозначность большинства слов в любом «живом» языке, в т.ч. в языке науки и философии. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛОЖЬ
Фундаментальный первообразующий элемент (сеть элементов) восприятия и коммуникации, составная часть большинства истин. Связана с неизбежной аберрацией действительности в процессе ее умножения и суперпозиции.
Человеческое в?иденье, мирочувствование, искусство, науки фактически основаны на Л. Искусство обязано лгать по самой своей сути. При этом искусство выступает не как подделка действительности, но более как средство обмана, извращения, подспудной модификации психического. В науке Л. либо специально оговаривается под видом тех или иных посылок и искусственных приемов, либо остается неявной как в виде методологической лжи, так и в виде разности между научным мировоззрением и предполагаемым кардинально-истин-ным мировоззрением.
Казалось бы, задачей философии является очистка мировоззрения от Л., представление мировоззрения, соответствующего "действительному положению вещей", но история философии показывает ложность всех дошедших до нас философских учений. Тем не менее, очистка мировоззрения от Л. - главная цель философии и наличие такой цели - критерий изначально верно ориентированного философствования.
Различение естественной и искусственной, непреднамеренной и преднамеренной Л. нисколько не облегчает каких-либо этических разграничений. У различных человеческих психотипов одна и та же (однородная) Л. может возникать на различных умственных уровнях, по-разному связываться с явлениями забывания и контаминации. Аналогично неоднозначно проведение разделения грубость-тонкость, где одинаково негативно могли бы оцениваться и "грубая правда", и "грубая ложь".
Религиозная Л. может быть связана с психотехниками и теми дешевыми аффектами, которые предоставляет наивность и конформизм.
Онтологически Л. выглядит как конгломерат вычлененностей, связность неполноценных бытийностей. Постсубъективное творение лжи - продолжение заблаговременно начатого процесса. Будучи необъективной, Л. реальна.

Источник: Философский словарь

Ложь

- в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиною, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который, делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося. В нравственной философии имеет значение вопрос о Л. необходимой, т.е. о том, позволительно или непозволительно делать сознательно несогласные с фактическою действительностью заявления в крайних случаях, напр. для спасения чьей-нибудь жизни. Этот вопрос неосновательно смешивается иногда с вопросом о позволительности худых средств для хороших целей, с которым он имеет только кажущуюся связь. Вопрос о необходимости Л. может быть правильно решен на следующем основании. Нравственность не есть механический свод различных предписаний, безотносительно обязательных в своей отдельности. С материальной стороны нравственность есть проявление доброй природы; но человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко Л. или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли. Со стороны формальной, нравственность есть выражение чистой воли; но соблюдение внешнего соответствия между словом и фактом в каждом единичном случае, независимо от его жизненного смысла и с пожертвованием действительных нравственных обязанностей, вытекающих из данного положения - есть выражение не чистой воли, а только бездушного буквализма. Наконец, со стороны окончательной цели нравственность есть путь к истинной жизни, и ее предписания даются человеку для того, "чтобы он жив был ими"; следовательно, жертвовать человеческою жизнью для точного исполнения отдельного предписания - есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Ложь
высказывание, искажающее действительное положение вещей. По Аристотелю структура лжи следующая: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно. От лжи следует отличать бессмыслицу, или абсурд [2]. Ложь - одно из основополагающих понятий общей теории информационных систем, не раскрывая понятия лжи, бессмысленно говорить об информации и связанных с нею понятиях. Ложь - вещь, противоположная правде, но связанная с последней неразрывными узами: если соединить большую правду с маленькой ложью, то получим большую ложь. (cм. структура лжи).
Ложь - основополагающая категория философии, этики, политики, экономики и остальных областей деятельности человеческого бытия и бытия человечества. В связи с тем, что она является основополагающей, в обществе предпочитают делать вид, что ее не существует. В древности говорили: "Не упоминай имя Бога всуе!" Точно такое же положение складывается и с институтом лжи - этого слова нет в словаре редактора "ЛЕКСИКОН", на котором набран вариант текста настоящего толкователя (по крайней мере, он его не склоняет), его избегают политики, придумывая эквиваленты "лукавство", "интеллектуальная недобросовестность" и т.п. То есть люди подсознательно и сознательно понимают, что, идя по дороге лжи, они неизбежно дойдут сами и доведут других до пропасти. Понимают и тем не менее делают, так как ложь позволяет, как кажется лгущему, во многих случаях достигнуть цели с минимальными временными, моральными и энергетическими издержками. В то же время история показывает, что этические уравнения действуют и в конечном итоге торжествуют правда, либо возмездие. Другое дело, что часто задается вопрос "за что?" это возмездие наступило.
Ассоциативный блок.
Описан случай, когда над Африкой потерпел катастрофу самолет (разломился на куски). Люди падали вместе с креслами и одна девочка кричала в рацию, которой эти кресла были оборудованы, по-видимому, на случай приводнения: "Боженька, я ведь всегда была такая хорошая и послушная. За что ты наказал именно меня?" Эфир слышал все это, но ничем помочь ей не мог.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЛОЖЬ
сознательное искажение истины; неистинное утверждение, сделанное с намерением обмануть; преднамеренное сокрытие подлинной информации с целью введения другого человека в заблуждение и обман; замена фактической информации о реальной действительности сконструированным виртуальным вымыслом, в котором предполагаемый субъект воздействия утрачивает способность различать и осмысливать истинные предметы, явления и процессы;
– «Ложь в собственном смысле слова есть намеренная, связанная с желанием обмануть, неправда, которая отнимает или ограничивает у ближнего возможность суждения, на которую он, согласно молчаливому соглашению, имеет естественное право. Ложь предосудительна потому, что несовместима с правами того, к кому она обращена» (Гроций Гуго).
– «Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиною, хотя бы без намерения и вины субъекта; так, лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося» (Соловьев. 211, т. 17, с. 911).
– «Ложь – это психосоциологический словесный, или нет, акт внушения, при помощи которого стараются, более или менее умышленно, посеять в уме другого какое‑либо положительное или отрицательное верование, которое сам внушающий считает противным истине» (Дюпра. 76, с. 10).
– «Лгать – всегда значит ставить на место действительности какой‑нибудь предпочтительный для лгущего вымысел и заменять действительно происходившие факты такими, какими их хотелось бы видеть» (Мелитан. 149, с. 5).
– «Сущность лжи предполагает, в действительности, что обманывающий полностью владеет истиной, которую он скрывает. Не лгут о том, чего не знают, не лгут, когда распространяют заблуждение, которым сами одурачены, не лгут, когда ошибаются. Идеалом обманщика было бы поэтому циничное сознание, утверждающее себе истину, отрицающее её в своих словах и отрицающее для себя это отрицание» (Сартр. 198, с. 84).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

ложь
ЛОЖЬ — свойство знания, противоположное истине. В феномене Л. можно выделить четыре основных аспекта: гносеологический, логический, нравственный и политический.         В гносеологическом аспекте понятие Л. близко понятию заблуждение. Л. определяется условиями познания, при которых происходит рассогласование знания и объективного положения дел, настоящего и прошлого знания. Такое рассогласование обязано объективным и субъективным причинам — природе объектов и природе человеческого сознания и мышления.         Классическим определением Л. в логике является следующее: ложность высказывания р есть истинность отрицания р. Как и понятие «истина», Л. используется как предикат, т.е. как свойство высказывания р, как объект — одно из истинностных значений, приписываемое высказыванию р, и как унарный оператор, расширяющий логику высказываний. В последнем случае этот оператор определяется аксиоматически. В классической логике (см. Логика высказываний, Логика предикатов) понятия «ложь» и «истина» равнозначны (дуальны), поскольку отрицание истины есть Л. и, наоборот, отрицание Л. есть истина. Но уже в некоторых неклассических логиках это не так; напр., в многозначных, где появляются «степени истинности». На самом деле, неравнозначность истины и Л. проявляется уже при употреблении этих понятий в естественном языке, на что указывает знаменитая антиномия лжеца, из чего следует, что понятие «ложь» является парадоксальным.         Парадоксальность феномена Л. проявляется и в аспекте нравственности. Сознательная Л. близка обману и имеет негативное значение, а лживость является пороком. Однако в философии морали встает также вопрос о необходимости Л.: напр., в крайнем случае, для спасения чьей-нибудь жизни. И тогда Л. оказывается добродетелью. Как писал В. В. Соловьев: «...жертвовать человеческой жизнью для точного исполнения отдельного предписания — есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным» (Соловьев В. Ложь // Энциклопедический словарь (Брокгауз и Эфрон). Т. 34. Спб., 1896. С. 911). В советский период статей с таким названием более не писали.         См. также Истина, Заблуждение         А.С. Карпенко         Лит. Гусейнов А.А. Красно поле рожью, а речь ложью // Новая Россия. 1995. № 2. С. 132—135; Дубровский Д.И. Обман.         Философско-психологический анализ. М., 1994; Солженицын А.И. Жить не по лжи! // Публицистика. Статьи и речи. Вермонт—Париж, 1989. С. 168—174. Экман П. Психология лжи. СПб, 2003.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЛОЖЬ
неправда, противное истине. Феномен лжи имеет четыре основных аспекта: гносеологический, логический, нравственный и политический.
Гносеологический аспект лжи основывается на условиях познания, при которых происходит искажение информации. Последнее может происходить по объективным причинам — в силу природы физических объектов и по субъективным причинам — в силу природы человеческого сознания и мышления.
В логике понятие «ложь», как и понятие «истина», используется либо как предикат, т. е. как свойство высказывания, либо как объект — одно из истинностных значений, приписываемое высказыванию, либо как унарный оператор при построении «логики лжи». В последнем случае этот оператор определяется аксиоматически. В классической логике (см. Логика высказываний. Логика предикатов) понятия «ложь» и «истина» равноправны (дуальны), поскольку отрицание истины есть ложь и, наоборот, отрицание лжи есть истина. Но уже в некоторых неклассических логиках это не так. Напр., это не в многозначных логиках, где появляются «степени истинности». На самом деле неравноправность истины и лжи проявляется уже при употреблении этих понятий в естественном языке, на что указывает-знаменитый «парадокс лжеца» (см. Парадоксы семантические), в котором именно понятие лжи, а не истины делает ситуацию парадоксальной.
Парадоксальность феномена лжи проявляется ист. зр. нравственности. Сознательная ложь, как обман, имеет явно негативное значение, а лживость является пороком. Но в то же время в философии морали встает также вопрос о необходимости лжи. Напр., в крайнем случае для спасения чьей-нибудь жизни. И тогда ложь оказывается добродетелью. Как писал Владимир Соловьев: «...Жертвовать человеческой жизнью для точного исполнения отдельного предписания — есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным». (Ложь (Соловьев В.). — В кн.: Энциклопедический словарь (Брокгауз и Ефрон), т. 34. СПб., 1896, с. 911.) Статья с таким названием была единственной на русском языке.
Особый характер и особое значение ложь приобретает в сфере политики. Достижение благой цели всеми возможными и невозможными средствами безнравственно. В этих случаях цель, какой бы она не была прекрасной, вступает в противоречие со средствами и последние становятся сами целью. Так и происходит в развитых тоталитарных странах (см. Тоталитаризм), где основным средством для достижения цели является ложь. Чтобы снять противоречие между целью и средствами, тоталитарное государство вынуждено прибегнуть к тотальному и систематическому террору. Функциональное значение лжи здесь настолько велико, что возможно построение уникальных типов государств, где ложь материализуется во всех проявлениях человеческой жизни.
Лит.: Гусейнов А. А. Красно поле рожью, а речь ложью. — «Новая Россия», 1995, № 2, с. 132—135 (переиздано: Гусейнов А. А. Язык и совесть. , 1996): Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994; Павлов С. А. Логика ложности FL4. — В кн.: Труды научно-исследовательского семинара Логического центра Института философии РАН. М., 1994; Солженицын Л. И. Жить не по лжи! — В кн.: Он же. Публицистика. Статьи и речи. Вермонт—Париж, 1989. (В середине 70-х гг. статья имела широкое распространение в Самиздате); BarwiseJ., EtchemendyJ. The liar. An essay on truth and circularity. N. Y.-Oxf., 1987.
А. С. Карпенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
323.76 кб

Ложь: нравственно-оценочные аспекты

Зимбули Андрей Евгеньевич
И в религиозных, и в светских моделях мировосприятия ложь считается явлением разрушительным. Открытыми остаются вопросы о возможности преодоления, минимизации лжи.
Читать PDF
260.43 кб

Кант и право на ложь

Штольценберг Юрген
Автор подвергает анализу просвещенческий принцип оправдания лжи из человеколюбия, с которым полемизировал Кант в статье «О мнимом праве…». Устанавливаются преимущества и недостатки аргументов, приводимых в ней.
Читать PDF
164.90 кб

2006. 04. 033. Мясников А. Г. Право на ложь: от Канта до современности: монография. - М. ; Пенза: Из

Ремезова И. И.
Читать PDF
164.67 кб

Ложь умолчания и способность речевого контроля

Разинов Ю. А.
Статья посвящена анализу феноменов молчания и умолчания, которые трактуются в качестве речевых модальностей, связанных с опытом истины, ее сокрытия и искажения.
Читать PDF
90.69 кб

Истина, ложь и справедливость в духовном опыте человека

Волкова А. А.
В статье обосновывается идея о том, что истина и справедливость являются высшими духовными ценностями для человека, определяющими его жизненную ориентацию,деятельность и место в этом мире.
Читать PDF
168.44 кб

2014. 02. 005. Стокке А. Ложь и утверждение. Stokke A. lying and asserting // The journal of philoso

Цибизова И.М.
Читать PDF
1.60 мб

Ложь на Христа : по поводу книги О.Д. Дурново «Так говорил Христос»

А. А. Бронзов
Читать PDF
534.39 кб

Великая ложь нашего времени

Неретина С. С.
Читать PDF
443.27 кб

Запрет на ложь как условие вечного мира

Троицкий Константин Евгеньевич
Дискуссия, которая развернулась в книге «О праве лгать» представляет большой интерес.
Читать PDF
444.20 кб

Мораль, право и ложь

Шалютин Борис Соломонович
Автор утверждает, что право и мораль дают противоположные ответы на вопрос о допустимости лжи во благо. Это обусловлено фундаментальным различием природы моральной и правовой регуляции поведения.
Читать PDF
425.35 кб

Запрет на ложь в этике поступка. Опыт прочтения эссе И. Канта «О мнимом праве лгать…» сквозь призму

Рогожа Мария Михайловна
В статье кантовский запрет на ложь анализируется на материале полемики Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова о природе морали.
Читать PDF
426.38 кб

Моральный абсолютизм и ложь во благо

Мехед Глеб Николаевич
В данной статье автор рассматривает проблему лжи через призму модельной ситуации, предложенной Кантом в трактате «О мнимом праве лгать из человеколюбия», обсуждение которой в 2008 г.
Читать PDF
278.94 кб

СОЦИАЛЬНЫЙ ГЕНЕЗИС НРАВСТВЕННЫХ СТРУКТУР: ЛОЖЬ И ЗЛО ЭГОИЗМА

Меськов В. С., Коломейцев А. Е.
Читать PDF
258.07 кб

ИСТИНА И ЛОЖЬ: ЧТО ТАКОЕ ИСТИННОСТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ

Шрамко Ярослав
Читать PDF
0.00 байт

ЛОЖЬ КАК САМОУСТРАНЕНИЕ

Зубец Ольга

Похожие термины:

  • Истина и ложь

    1. В теории познания И. это образ, соответствующий предмету. Л. это образ, предмету не соответствующий. Такое понимание И. и Л. исходит из того, что и образ и предмет, выделенный в данном соотношении (к