1. В теории познания И. это образ, соответствующий предмету. Л. это образ, предмету не соответствующий. Такое понимание И. и Л. исходит из того, что и образ и предмет, выделенный в данном соотношении (корреляте) из бесконечного объекта, представляют собой конечные множества элементов и признаков. Изоморфное соотношение этих множеств является абсолютной истиной, гомоморфное – относительной. Иное понимание абсолютности истины как полного знания бесконечности некорректно. Относительность как соотнесенность выражается в принципе конкретности истины. Истина объективна, так как факт соответствия или несоответствия знания и предмета не зависит от субъекта, хотя выбор предмета задается и субъективно и объективно: в соответствии с задачей субъекта, но при условии, что именно такое выделение объективно возможно. Игнорирование коррелятивной природы предмета знания и наличие различных субъективных подходов приводит к модным ныне установкам, что «все относительно» и никакой объективной и абсолютной истины не существует. Однако эти ложные высказывания претендуют на истинность.
2. В аксиологии И. это базовая ценность, на которую ориентируется познавательная деятельность. Л. Может выступать как ценность, но уже не в познании, но на манипулятивном уровне общения.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 167-169; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 88-89; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 196-199; его же. Вселенная философа. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб. 2008. С. 113-122; его же. Истина об истине // Практики признания истины. СПб. 2011.