ЛО ЦИН
ЛО ЦИН
Ло Хуэй, Ло-цзу ("патриарх Ло"). 1443 - 1527. Религ. мыслитель, основоположник синкретич. секты Ло цзяо ("Учение Ло"), или Увэй цзяо ("Учение о недеянии"). Осн. соч. - "Пятикнижие Л.Ц." ("Л.Ц. у бу цзин") - представляет собой переход от традиции передачи ортодоксальных буд. текстов на нар. языке к синкретич. лит-ре нар. сект. Учение Л.Ц. нацелено на соединение идей буд. Цзинту школы, Чань школы, конф. императивов и религ. космологии даос, толка, а также неоконф. форм филос. синтеза. Свои построения он посвящает задаче спасения в чань-буд. трактовке - возвращения к состоянию изначальной нерасчлененности сознания на субъект и объект, к его первородной целостности и избавления т.о. от мирских заблуждений. "Чистая земля" и завет будды Амитабхи (см. Цзинту школа) для высших ступеней посвящений, по учению Л.Ц., обретают значение символа, к-рый следует наполнить психоэмоциональным содержанием, обеспечивающим прорыв в собственное "первородное сознание" - обетованную "Чистую землю". В духе чаньского парадокса Л.Ц. отрицал абсолютное значение религ. благочестия и религ. практики, в т.ч. медитации. Основополагающая категория в построениях Л.Ц.- у цзи ("Беспредельное", см. Тай цзи), первоисточник сущего, в т.ч. людей и будд, упорядочивающее начало, определяемое апофатически ("не то и не это"). Л.Ц. отождествляет у цзи то с одним из "трех тел Будды" (дхармакая, см. Фацзан, Фа цзе), то с шуньятой (кун), иногда придает этому понятию оттенок персонификации - У цзи Шэн-цзу ("Святой патриарх Беспредельного"); атрибутика у цзи напоминает чань-буд. характеристики идеального состояния сознания. В русле предшествующей кит. буд. апологетики Л.Ц. отождествлял пять буд. заповедей с пятью конф. добродетелями (см. Ли [2]): "не убий" - с "гуманностью" (жэнь |2]), "не прелюбодействуй"- с "благопристойностью" (ли [2]) и т.д.; "сыновняя почтительность" (сяо [1], см. Сяо ти) трактовалась как побудитель к заботе о спасении родителей, а одухотворяющее прочие добродетели начало виделось в стремлении освободить от сансары (см. Луньхуэй) все живые существа. Путь к спасению сопровождается упразднением различий и противопоставлений, в т.ч. между "тремя учениями" (см. Сань цзяо, п. 1). Вместе с тем сам Л. Ц. считал свою доктрину буд., относя, напр., секту Байлянь цзяо к "еретич. учениям" (се цзяо). Учение Л. Ц. вошло в осн. комплекс представлений нар. сект по преимуществу буд. толка, в т.ч. Байлянь цзяо. Особое значение для нар. сектантства имело утверждение Л. Ц. равенства социальных категорий, монахов и мирян. *Чжэн синь чу и у сю чжэн цзы цзай баоцзюань (Баоцзюань о том, как с помощью истинной веры изгнать сомнения, и о достижении отрешения от мирской суеты). Б.м., 1968; **Абаев Н.В., Поршнева Е.Б. О влиянии чань-буддизма на учение Л. Ц. (XVI в.) // Филос. вопросы буддизма. Новосиб., 1984; Поршнева Е. Б. Религ. движения позднесредневек. Китая. Проблемы идеологии. М., 1991. С. 61 - 8; Overmyer D. Folk Buddhist Religion. Dissenting Sects in Late Traditional China. Camb.-L., 1976. По материалам И. В. Абаева и Е.Б. Поршневой