Сань цин
Сань цин («три чистоты»)
в китайском даосском учении о сотворении Вселенной три сферы высшего мира: Юйцин («нефритовая чистота»), Шанцин («верхняя чистота») и Тайцин («великая чистота»). Юйцин доступна совершенномудрым (шэн), Шанцин – святым (чжэнь), Тайцин – даосским бессмертным (сян). В более поздних представлениях у этих сфер появляются одноименные божества. По другим источникам, у божеств были особенные названия. Божество Юйцина именуется как «изначальный небесный владыка» или носит титул Тянбао («небесная драгоценность»). Его дворец находится на горе Юйшань («нефритовая гора»). Божество Шанцина носит титул Линбао тянцзунь («небесный владыка чудесной драгоценности»). Оно занимается измерениями времени, делит его на периоды. Линбао тянцзунь обитает на самом краю Севера и контролирует взаимодействие темных и светлых сил – инь и ян. Божество третьей сферы называется Тайшан Лао-цзюнь («верховный старый государь») и ассоциируется с основателем даосизма Лао-Цзы, его называют также Шэньбао («божественная драгоценность»).
Источник: Словарь китайской мифологии
САНЬ ЦИН
Триада чистых", "три чистоты". Даос, понятие, персонифицированные для нужд медитации и литургич. символизма три аспекта дао. Объединяет три осн. смысла. 1. Религиозно-филос.: неиерархизированные аспекты саморазвертывания единого дао-универсума 2. Космогонич.: сферы горнего мира - Юй цин ("Нефритовая чистота"), Шан цин ("Верховная чистота") и Тай цин ("Великая чистота"), *обиталища небожителей. 3. Религ. (в позднем даосизме): божества горних сфер. Сфере Юй цин соответствует Юаньши тянь-цзунь ("Небесный владыка изначальности"), он же Тяньбао-цзюнь ("Государь Небесная драгоценность"); в нар. религии отождествляется с верховным божеством Юй-ди (см. Шан-ди). Шан цин соответствует Линбао тянь-цзунь ("Небесный владыка духовной драгоценности"), Тайшан дао-цзюнь ("Верховный государь дао"), ответственный за упорядочение времени и взаимодействие сил инь ян. Сфера Тай цин представлена божеством Тайшан Лао-цзюнем ("Верховный старый государь"), отождествляемым с обожествленным Лао-цзы (Лао-цзюнем, "Государем Лао"). В синкретич. традиции (см. Сань цзяо) божества сфер Юй цин, Шан цин и Тай цин корреспондируют соответственно с духовной (непостижимой), прославленной и земной ипостасями Будды. Намеченные здесь ступени приближения к дольнему миру прослеживаются и в одной из версий своеобразной иерархии святости обитателей горних сфер: Юй цин доступна "совершенномудрым" (шэн [1]), Шан цин -"истинным людям" (чжэнь). Тай цин - "святым-бессмертным" (сянь). Эта иерархия отражает взаимодействие даос, и господствующих конф. (шэн [1]) ценностей. В даосизме подчеркивалось субстанциальное единство С.ц. (напр., медитативная практика "хранения Одного" - шоу и - предусматривала повторение формулы "три есть Одно"). *Рифтин Б.Л. С.ц. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932. P. 399 - 400; Торчинов E.A. Даосизм. СПб., 1993. С. 102 - 3.