Санскр.) Буквально, игра; или развлечение. В ортодоксальных
индусских Священных Писаниях разъяснено, что "деяния божества
суть лила", или игра.
ЛИЛА
ЛИЛА
Источник: Теософский словарь
ЛИЛА
в индийской мифологии игра Бога, посредством которой он создает мир. Брахман, развлекаясь, дает жизнь мировой гармонии, создает действительность, как спектакль, танец или поэму. В этой вечной творческой игре разрушение допускается только как условие для нового созидания. Бог играет от избытка любви, источает ее из себя, рождая мир и радуясь при этом. Играя, Брахман сам устанавливает правила игры и добровольно подчиняется им, ибо он, во-первых, духовно совершенен, а во-вторых, руководствуется любовью ко всему созданному им.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ЛИЛА
(игра, представление, развлечение, притворство)
1) Термин, означающий деяния бога, производимые им по собственной воле, легко, "играючи". Чаще всего речь идет о таких играх на земле — с людьми и для людей: проказы Кришны, подвиги Рамы. На юге тамильское слово "тирувилеиядаль" (священная игра), соответствующее Л., означает различные деяния Шивы, запечатленные в ср.-век. памятнике "Тирувилеиядальпуранам" ("Пурана о священных играх Шивы").
2) Мистериальная народная драма Сев. Индии, возникшая в XVI в. в связи с релит, движением бхакти. Существует в 2 формах: рамаитской (рамлила) и кришнаитской (кришналила, или раслила).
А. Дубянский,
А. Суворова
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ЛИЛА
(развлечение, игра) — деятельность божества, не обусловленная внешними факторами. В основном представление о Л. развито в вишнуизме. В узком смысле под Л. кришнаиты подразумевают игры Кришны с пастушками- гопи в рощах Вриндавана. В более широком смысле Л. — это любое свободное действие Бога, в том числе творение и разрушение им мира. С помощью Л. объясняется смысл наличного существования: Бог создал мир, поскольку такова была его Л. При этом божественные Л. часто не поддаются рациональному осмыслению. Понятие Л. кришнаиты распространяют и на деятельность авторитетных представителей своей традиции (например, ЧайтаньЯу Прабхупада). Кроме того, понятие Л. используется в связи с концепцией боговоплощений (аватары). В Средние века благодаря развитию бхакти появилась народная мистериальная драма Л., имеющая две основные формы: рамлила (посвященная деяниям Рамы, аватары Вишну) и раслила, или кришналила, посвященная подвигам и играм Кришны.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
ЛИЛА
санскр. Ша — игра) — в индийской религиозно-философской традиции лила обозначает обычно «космическую» игру Бога, т. е. акт творения мира, начавшийся «беспричинно», в спонтанном выбросе творческой энергии. В адвайтаведанте Шанкары лила сближается с представлением о творческой силе Брахмана (шакти) и манифестации «космической иллюзии» (майя). Майя никогда не выступает самостоятельным началом, это своего рода «оборотная сторона» самого высшего Брахмана, а потому и лила не несет в себе никакой необходимости: проявление «видимой», «миражной» вселенной по сути случайно и ничем не обусловлено. В религиозно-философских учениях тантристского толка, напр. в кашмирском шивачзме, акцент смещается на состояние безудержной радости, восторженного экстаза (улласа), сопровождающее такую «божественную игру». Соответственно и адепт, идущий к освобождению, обретает его внезапно, в изумленно радостной вспышке узнавания (пратьябхиджня} и соучастия в лиле. В этом смысле чисто теоретические изыскания смыкаются здесь с эротико-мистическим экстазом и художественно-литературным творчеством, которое рассматривается как отражение все той же божественной лилы, как перекличка с божественной креативностью.
Н. В. Исаева
Н. В. Исаева
Источник: Новая философская энциклопедия