одно из главных произведений канонической литературы конфуцианства. Авторство приписывается ученикам Конфуция, но текст составлялся в основном в 3— 1 вв. до н. э. Во 2 в. до н. э. трактат «Ли цзи» включен в состав конфуцианского «Пятикнижия» (см. «Уцзин»). В 12 в. две главы «Ли цзи» — «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединность и постоянство») — в качестве самостоятельных произведений вошли в «Четверокнижие» («Сы шу») — базовый конфуцианский канонический свод.
В «Ли цзи» представлена идеальная модель социального механизма, якобы реализованная в эпоху Западного Чжоу (11— 8 вв. до н. э.), — от основ политической администрации, включая номенклатуру чиновничества, функции ведомств и протокольные церемониальные формы, до норм взаимоотношений в рамках семьи и ритуалов в основных жизненных ситуациях. Основой указанного механизма являются нормы ди-благопристойности. Разные их аспекты спроецированы на типизированные жизненные ситуации. Содержание «благопристойности» выражает, в частности, принцип сяо («сыновней почтительности») — основа семейной жизни и эталон отношения подданных к правителю. Опирающаяся на этот принцип система отношений накладывается на всю Поднебесную. Универсальность ли воплощается в двух типах устройства общества: идеальной модели Да тун («Великое единение») и приемлемой Сяо кан («Малое процветание»), описание которых вложено в уста Конфуция.
Гармонизация общества и природы осуществляется через их взаимокоординацию посредством правителя. Сына Неба. Средства такой гармонизации — ритуал, согласованный с календарным циклом, и указы, ограничивающие вмешательство в природную среду (охоту, рубку деревьев и т. п.), поощряющие своевременную хозяйственную и иную деятельность. Т.о сын Неба осуществляет правление посредством «недеяния» (у вэй) — невмешательства в единственно должный ход событий.
Путь к овладению ритуальной «благопристойностью» — «учение» (сюэ). Этот термин совмещает значения «учение», «учеба», «изучение», «науки», «философия» и «научение». Процесс «учения» предписывается согласовывать с природным ритмом: весной и летом следует основное внимание уделять военной подготовке — сфере «воинственности» (у), осенью и зимой — изучать правила поведения, церемониал, тексты, историю, музыку, относящиеся к сфере «письменности/культуры» (вэнь). Основу «учения» должно составлять почитание древних «совершенномудрых», а учебный процесс следует контролировать регулярными экзаменами. Особую роль в обществе играют «ученые» (жу), которых отличает понимание недостаточности своих знаний и стремление к их реализации в политико-административной и ритуально-церемониальной сфере. Внешним регулятивным функциям «благопристойности» параллельны функции музыки как некоего внутреннего упорядочивающего эстетического начала. Музыка может быть нравственной (такова древняя ритуальная музыка, умеряющая страсти и пробуждающая благородные чувства) и аморальной, потворствующей распущенности.
Исторические сведения о политико-административном и социальном устройстве древнего Китая, ритуалах и обычаях, правовых нормах и идеологических ценностях скорректированы в «Ли цзи» в русле установок имперского конфуцианства 2— 1 вв. до н. э.
Лит.: Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями), т. 19—26. Пекин, 1957; Ли цзи (отдельные главы; пер. И. С. Лисевича, Р. В. Вяткина, В. Г. Бурова).— В кн.: Древнекитайская философия, т. 2. M., 1973; Из «Ли цзи» (пер. И. Сухорукова),— В кн.: Из книг мудрецов. М., 1987; ВасшъевЛ. С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи»,— В кн.: Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1987.
А. Г. Юркевич
ЛИ ЦЗИ
«ЛИ ЦЗИ» («Записки о правилах благопристойности», «Книга ритуалов»)
Источник: Новая философская энциклопедия
ЛИ ЦЗИ
Записки о правилах благопристойности", "Книга ритуалов", "Книга установлений", "Книга обрядов", "Трактат о правилах поведения", "Записки о нормах поведения". Одно из главных произв. конф. канонич. лит-ры. Текст составлялся в основном в 4 - 1 вв. до н.э. В 1 в. до н.э. трактат "Л.ц." наряду с "Чжоу и", "Шу цзином", "Ши цзином" и "Чунь цю" включен в состав конф. "Пятикнижия" ("Пятиканония"- "У цзин"). В 12 в. две главы "Л.ц."- "Да сюэ" ("Великое учение") и "Чжун юн" ("Срединность и постоянство") - в качестве самостоятельных произв. вошли в "Четверокнижие" ("Сы шу")- базовый конф. канонич. свод. Согласно "Хань шу" (1 в.), в 1 в. до н.э. Лю Сян редактировал текст "Л.ц." из 130 пяней (глав). Основываясь на этом корпусе, Дай Дэ, младший современник Лю Сяна, вычленил и отредактировал 85 пяней, известных как "Да Дай Л.ц." ("Записки о правилах благопристойности старшего Дая"). Его племянник Дай Шэн сформировал на этой основе текст из 49 пяней, получивший впоследствии назв. "Сяо Дай [Л.] ц." ("Записки [о правилах благопристойности] младшего Дая"). Текст не сохранился, но считается основой совр. корпуса "Л.ц." из 49 пяней. Большинство из них приписывается ученикам Конфуция (непосредственным, а также во втором и третьем поколениях): Цзы Сы ("Чжун юн"), Цзэн-цзы ("Да сюэ"), Янь Юаню [1J ("Ли юнь" - "Действенность ритуала", "Распространение ритуала") и др. Авторство на сохранившуюся часть гл. 19 "Юэ цзи" ("Записок о музыке") приписывается Гунсунь Ни-цзы, по др. традиц. версии - Сюнь-цзы. Гл.41 "Жу син" ("Поведение ученого") нек-рыми конф. комментаторами признавалась недостоверной. В целом в "Л.ц." очерчивается идеальная конф. модель социального механизма - от основ политич. администрации, включая номенклатуру чиновничества и функций ведомств, протокольных церемониальных форм до норм взаимоотношений в рамках семьи и ритуалов в осн. жизненных ситуациях, в т.ч. траурных обрядов. Основа указ, механизма - нормы ритуальной "благопристойности" (ли [2]), освещению разных аспектов к-рых с проекцией на типизированные жизненные ситуации посвящены главы "Л.ц." Конкретизацией ли [2] применительно к социальной жизни индивида выступает принцип сяо [1] ("сыновней почтительности") - основа семейной жизни и эталон отношения подданных к правителю. Структура семьи (цзя), патронимии (цзун) и соответствующая система взаимоотношений накладывались на всю Поднебесную (Тянь ся) - социум с занимаемой им территорией, подлежащие регулирующему воздействию ритуальной "благопристойности". Идея универсальности этого воздействия наиболее последовательно выражена в гл. 9 "Ли юнь" - наиболее филос. и теоретизирующей главе "Л.ц.". Основу предложенных в ней типов устройства об-ва составляют дье модели: идеальная Да тун [1] ("Великое единение") и приемлемая Сяо кан ("Малое процветание"), описание к-рых вложено в уста Конфуция. Идея соотнесенности функционирования социума и космоса наиболее отчетливо выражена в гл. 6 "Юэ лин" ("Полунные указы"), содержащей наставления по поводу гармонизации человеч. об-ва и природы через их взаимокоординацию посредством медиатора - личности правителя, Сына Неба. Гармонизация осуществляется и посредством ритуала, согласованного с календарным циклом, и с помощью прагматич. указов, ограничивающих вмешательство в природную среду (охоту, рубку деревьев и т.п.) и поощряющих своевременную хозяйств, и иную деятельность. Т.о. Сын Неба осуществляет правление посредством "недеяния" (у вэй [1], см. Вэй [1])- невмешательства в единственно возможный естеств. ход событий при безусловности регулирующей роли личности государя. Главная роль в овладении буквой и духом ритуальной "благопристойности", согласно гл. 8 "Вэнь-ван ши цзы" ("Наследники Вэнь-вана") и гл. 18 "Сюэ цзи" ("Записки об учении"), принадлежит "учению" (сюэ). Этот термин совмещает значения "учение", "учеба", "изучение", "наука", "философия" и "научение". Процесс "учения" со ссылкой на основателей дин. Чжоу - Вэнь-вана и Чжоу-гуна (Ив. до н.э.) предписывалось согласовывать с природным ритмом: весной и летом следовало осн. внимание уделять военной подготовке - сфере "воинственности" (у (2]), осенью и зимой - изучать правила поведения, церемониал, тексты, историю, музыку, относящиеся к сфере "письменности/культуры" (вэнь). Каждый населенный пункт должен иметь учебное заведение, где основу "учения" составляло бы почитание древних "совершенномудрых" (шэн [11), а учебный процесс контролировался регулярными экзаменами. Успех обучения зависит как от способностей ученика, так и, гл. обр., от учителя: он открывает ученику дорогу к мудрости, но не ведет по ней, а помогает обучаемому идти самому. Хороший учитель способен стать администратором. Пиетет к "ученым" (жу) - носителям и хранителям "письменности/культуры", их особая роль в об-ве подчеркивается в гл. "Жу син". "Ученого" отличает понимание недостаточности своих знаний и недовольство отсутствием возможности для их реализации в политико-администр. и неотделимой от нее ритуально-церемониальной сфере. Возможность такой реализации не всегда дается предложенным администр. постом. В таком случае от него следует отказаться, приняв же его - твердо следовать нормам ли [2]. Парную "благопристойности" категорию составляет в "Л. ц." понятие юэ - музыка. Ее функции как внутр. упорядочивающего начала параллельны внеш. регулятивным функциям "благопристойности". Музыка м.б. нравственной (такова древняя ритуальная музыка, умеряющая страсти и пробуждающая благородные чувства) и аморальной, способствующей распущенности ("новая" музыка). "Л.ц." как историч. источник содержит информацию о политико-администр. и социальном устройстве древнего Китая, ритуалах и обычаях, правовых нормах и идеологич. ценностях, мировоззренческих установках. Наиболее авторитетные коммент. на "Л. ц."- "Л.ц. чжу" ("Коммент. к "Запискам о правилах благопристойности") Чжэн Сюаня (2 в.), "Л.ц. чжэн и" ("Правильное толкование "Записок...") Кун Инда (6 - нач. 7 в.), "Л. ц. сюнь цзуань" ("Компиляция из исследований "Записок...") Чжу Бяо (19 в.) и "Л. ц. цзи цзе" ("Сб. толкований "Записок...") Сунь Сиданя (19 в.). *Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с коммент.). Т. 19 - 26. Пекин, 1957; Л. ц. (пер. отд. глав И. С. Лисевича, Р. В. Вяткина, В.Г. Бурова) // Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973; Из "Л. ц." (пер. с кит. В. Сухорукова) // Из книг мудрецов. М., 1987; Couvreur S. Li Ki. Vol. 1-2. Ho Kien Fu, 1913; The Sacred Books of China. The Texts of Confucianism. P. 3-4. The Li Ki. Tr. by J. Legge. Vol. 27- 28. Delhi, etc., 1966; ** Васильев Л.С. Этика и ритуал в трактате "Л.ц." // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1987; Лапина 3. Г. Ритуал как способ орг-ции жизни в традиц. кит. культуре // ВМУ. Сер. 13. Востоковедение. М., 1991. А. Г. Юрксвич