ЛЕГИТИМНОСТЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ЛЕГИТИМНОСТЬ
от лат.-законный, узаконенный ): принцип, характеризующий государственную власть как законную, правомерную, позволяющий признавать законный характер ее происхождения и наделяющий ее безусловным правом управлять государственной жизнью. Рациональная Л. имеет место там, где государственная власть соблюдает законность, не ущемляет естественные права граждан, а все ее управленческие акции носят законный характер.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Легитимность
понятие, означающее: 1) моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов; 2) согласованность решений и действий с юридическими законами. Легитимность политических явлений не означает автоматически их юридически оформленной законности. В современных условиях легитимность власти связывается с ее формированием на основе демократических избирательных процедур и дальнейшим функционированием в нормативно-правовом поле.

Источник: Философия права, словарь-минимум

Легитимность
(лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный) – согласие народа с властью, когда народ добровольно признает за властью право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности власти в стране, тем чаще будет власть прибегать к насильственным методам и силовому принуждению. Легитимность – политикоправовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших социальных групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Легитимность следует отличать от легальности – соответствия правовым нормам. Легальный, значит, признаваемый законом, соответствующий закону.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Легитимность
Понятие, лежащее на границе между правом и моралью, с одной стороны, и правом и политикой – с другой. Легитимно то, что в своем праве, из чего следует, что право не всегда легитимно. Легитимность есть соответствие не просто закону (это законность), но и справедливости или высшему интересу. Красть, чтобы не умереть с голоду; плести заговор против тирана; демонстрировать неповиновение тоталитарной власти; сражаться с оружием в руках против оккупантов – все эти действия, чаще всего незаконные, в особой ситуации совершенно легитимны. Встает вопрос, кто решает, что легитимно, а что нет. Иногда суд, если это праведный и исполненный власти суд, однако он чаще всего выносит свое решение постфактум, т. е. слишком поздно, и к тому же не застрахован от ошибок. Ведь судит почти всегда победитель, а справедливость нередко остается на стороне побежденных. Вот почему единственной инстанцией легитимации остается индивидуальное сознание. Вам кажется, что этого мало? Для тех, кто таким сознанием обладает в минимальной мере или желает твердых гарантий, – да, мало. Однако приходится этим довольствоваться – просто потому, что ничего другого нет. Кого следует считать легитимным представителем Франции в последней мировой войне – маршала Петена или генерала де Голля? Сегодня ответить на этот вопрос легче легкого. Однако действительно важное значение его решение имело не сегодня, а именно тогда.

Источник: Философский словарь.

ЛЕГИТИМНОСТЬ
лат. legitimus - законный) - в широком смысле - признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. В правоведении противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но моральной функцией оправдания прежде всего власти по критериям авторитета и целей. М. Вебер ввел понятие "признания" в социологию, преобразовав его в категорию "ориентации на другого", таким образом признание оказалось конститутивным моментом социального действия как такового. "Ориентация на другого" как основание социального действия понимает и принимает "всеобщее" социального порядка лишь постольку, поскольку "всеобщее" признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение. Понятие Л. оказывается необходимым для социологического исследования общества и используется Вебером при установлении типов легитимного господства, такого, которое признается управляемыми индивидами. Л., следовательно, есть не свойство социального порядка, но свойство определенного представления о нем. Процесс легитимации обнаруживает себя составляющим репрезентативной культуры (в определении Ф. Тенбрука), способствуя восприятию мира и социальной действительности как "должного". Легитимация объясняет социальный порядок, придавая когнитивную обоснованность объективированным значениям; легитимация оправдывает социальный порядок, придавая нормативный характер его практическим императивам, то есть включает когнитивный и нормативный аспекты. Проблема Л. не есть только проблема ценности, она с необходимостью включает также и знание, а именно знание того, что и каким образом может быть сказано и сделано в культуре или сообществе. Функцию легитимации или правила признания принимает социальный универсум, впитавший различные области значений и теоретических конструкций, включающий институциональный порядок во всей его символической целостности и предполагающий возможность существования различного понимания его смысла, каждый из которых социально значим, и, следовательно, представляется легитимным определенным социальным группам, ориентирующимся на него в реальном поведении.
С.А. Радионова

Источник: Новейший философский словарь

ЛЕГИТИМНОСТЬ
законность режима, политических деятелей и лидеров, отражающая качества, вытекающее не из формальных законов и декретов, а из социального согласия и принятия их в качестве законных, т. е. соответствующих ценностным нормам со стороны самих граждан. Легитимность — это длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии, власти в качестве законного и имеет множество интерпретаций. Идея Платона о справедливости, аристотелевское различение монархии, аристократии и демократии являются формами легитимации власти. В Новое время Д. Локк в анализе природы правления сместил источник легитимности, заменив божественное право королей на согласие народа.
Сегодня ни одно обсуждение концепции власти не может быть полным без ссылки на ее легитимность. В современных политических системах, в которых участие народа является критерием их политической ценности, легитимность стала фундаментально значимым понятием. Так, С. Липсет определяет легитимность как способность системы формировать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты являются наиболее адекватными для данного общества. Д. Истон связывает легитимность с диффузией поддержки режима в обществе. Наиболее известное определение легитимности было дано М. Вебером, который сформулировал идеальные типы легитимации власти, выявив традиционную, харизматическую и рационально-легальную форму легитимности. Хотя в веберовской типологии демократии не связаны друг с другом, исторически традиционный тип и харизматический тип обнаруживаются в авторитарных режимах. В демократических государствах особо важное значение имеет рационально-легальная легитимность, поскольку сохранение демократии в конечном счете зависит от поддержки большинства населения или по крайней мере от того, воспринимает ли большинство демократические институты в качестве легитимных. В диктатурах, хотя получение поддержки со стороны народа и является одной из целей, она не имеет столь важного значения, поскольку авторитет гл. о. опирается на силу принуждения. Авторитарные режимы не всегда обладают необходимой легитимностью, но, как правило, также испытывают потребность в ней. М. Вебер имплицитно признавал идею смешанной легитимности, когда власть опирается на поддержку народа, мотивированную разньми типами легитимности в каких-то пропорциях.
Т. А. Алексеева

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
120.68 кб

2003. 01. 032. Линь Дуань. Конфуцианская этика и легитимность власти в Древнем Китае. Lin Duan. Konf

Корнилов М. Н.
Читать PDF
345.85 кб

Легитимность права и процесс социальной эволюции

Денисенко Владислав Валерьевич
В статье представлено историческое и современное понимание роли рациональности и легитимности права. С точки зрения коммуникативной рациональности раскрывается проблема признания и обоснования права в обществе.
Читать PDF
91.62 кб

Уровни легитимности государственной власти и правового действия

Мамычев Алексей Юрьевич, Сухомлинов Александр Сергеевич, Щеглов Борис Сергеевич
Современные процессы трансформации государственно-правовой сферы, развитие новых форм и способов осуществления и оправдания государственной власти требуют научной «ревизии» классической теории легитимности, нового анализа содержан
Читать PDF
87.82 кб

Конфликты модернизации и проблема легитимности власти в российском социально-политическом контексте

Цибулевская Е. А., Анкудинова К. А.
Рассмотрена специфика модернизационных процессов, характерных для переходного периода российского общества; в дискурсе транзитивного общества концептуализирована проблема власти, рассмотренная в российском социально-политическом к
Читать PDF
103.43 кб

Природа легитимности власти в дискурсе переходного типа социальности

Цибулевская Е. А., Анкудинова К. А.
Рассмотрена природа легитимности власти в дискурсе переходного типа социальности, раскрыта специфика социальных институтов и ценностей переходного времени, рассмотрена проблема сохранения стабильности общества.
Читать PDF
103.90 кб

Природа легитимности власти в дискурсе переходного типа социальности

Цибулевская Е. А., Анкудинова К. А.
Рассмотрена природа легитимности власти в дискурсе переходного типа социальности, раскрыта специфика социальных институтов и ценностей переходного времени, рассмотрена проблема сохранения стабильности общества
Читать PDF
344.14 кб

Влияние легитимности знания в культуре на понимание истины

Колесова Ольга Валентиновна
Автор высвечивает проблему через особенности существования прагматического плана выражения научного знания в истории. Показана взаимосвязь социальности знания и понимания истины.
Читать PDF
315.33 кб

Социально-культурные основания легитимности общественной интеграции

Ибрагимова Зульфия Зайтуновна, Нигоматуллина Резида Масхутовна
Статья посвящена изучению архетипических, устойчивых структур культуры и социальной организации, которые являются условиями формирования ценностей интеграции, точнее, интеграционного, солидарного сознания.
Читать PDF
157.26 кб

Методологические подходы в исследовании правовой культуры в процессе обеспечения легитимности и прее

Навальный Сергей Викторович
Автор данной статьи рассматривает юридическую природу и сущность феномена правовой культуры с точки зрения обеспечения легитимности и преемственности государственной власти, определяет динамику данного процесса.
Читать PDF
259.44 кб

Личность, идентичность и история: к проблеме новой легитимности старых понятий

Хорьков Михаил Львович
В статье анализируется проблема новой легитимности концепций личности, идентичности и истории.
Читать PDF
208.94 кб

Архетипические составляющие легитимности власти

Грицков Юрий Викторович, Львов Денис Владимирович
С позиций архетипического подхода обсуждается феномен власти. Показаны взаимосвязи символического описания власти с ее архетипическими основаниями.

Похожие термины:

  • ЛЕГИТИМНОГО ГОСПОДСТВА И ПОДЧИНЕНИЯ ТЕОРИЯ

    — составная часть историко-социологического учения немецкого социолога, историка и экономиста М. Вебера (1864— 1920) о происхождении и развитии капиталистического общества. Одним из важнейших разгр