ЛЕГИТИМНОГО ГОСПОДСТВА И ПОДЧИНЕНИЯ ТЕОРИЯ

Найдено 1 определение
ЛЕГИТИМНОГО ГОСПОДСТВА И ПОДЧИНЕНИЯ ТЕОРИЯ
— составная часть историко-социологического учения немецкого социолога, историка и экономиста М. Вебера (1864— 1920) о происхождении и развитии капиталистического общества. Одним из важнейших разграничительных признаков между так называемыми традиционными типами общества и современным индустриальным обществом он видел в торжестве формальных рациональных начал, проникающих во все сферы жизни и социального поведения человека. Вместе с тем общество неизбежно является конгломератом отдельных, имеющих разный статус социальных групп, которые существуют в обстановке частичных совпадения и расхождения взглядов и интересов между членами этих групп. Разрешение возможных межгрупповых конфликтов и противоречий Вебер видел в формировании системы господства и согласия, регулирующей существование групп и их членов в рамках единой «социальной организации», которая может быть рассмотрена как определенный социальный тип культуры. Наряду с этим одной из ключевых у Вебера была идея о том, что участие каждого человека в жизни общества неизбежно принимает характер личного обязательства относительно моделей поведения, материальных и духовных интересов внутри группы и в межгрупповых отношениях, которые оформляются в виде господства и подчинения. По Веберу, все члены общества являются «культурными существами», наделенными способностью и желанием занимать определенную позицию в отношении мира и придавать ему значение. Особое социокультурное значение для В. имеют социальные действия, выражающие отношения между человеком и властью в виде легитимного господства, которое характеризуется безусловным признанием и определенным ожиданием со стороны управляемых и сознательно подчиняющихся индивидов. В. выделял разные типы легитимного господства, которые предполагают различные мотивы подчинения. К таким мотивам Вебер прежде всего относил интересы, т.е. рациональные соображения на основе преимуществ и выгод. С другой стороны, мотивы повиновения могут быть обусловлены привычкой к определенному поведению, и, наконец, повиновение может основываться на личной склонности повинующихся по отношению к господствующей группе или правителю. Таким образом, В. вывел три типа легитимного господства: легальный, основанный на интересе, традиционный, определяемый привычками, и харизматический (от греч. харизма — божественный дар), который основан на силе духа и слова правителя и личной преданности повинующихся. Легальный тип господства и подчинения рассматривался В. как в наибольшей степени рациональный и функциональный, т.е. тип управления, освобожденный от содержательных моментов. Формирование такой формально-рациональной структуры экономики и социальной жизни людей В. представлял как самую характерную особенность становления и существования западного индустриального общества в Новое время.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.