ЛЕФОР Клод

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕФОР Клод

французский философ (р. Париж, 1924). Один из основателей (1949) журнала «Социализм или варварство», где напечатаны его статьи, анализирующие тоталитаризм, позднее собранные в «Элементах критики бюрократии» (1871). Одна из задач его работы «Макиавелли» (1972) — определение взаимоотношения политики и идеологии. Им изданы посмертные произведения Мерло-Понти, а также: «Слишком человек» (1976), «Об отсутствующей колонне. Очерки о Мерло-Понти» (1978), «Формы истории» (1978), «Демократическое изобретение» (1981).

Источник: Философский словарь

ЛЕФОР Клод
(1924, Париж – 2010, там же) – политический философ, профессор Высшей нормальной школы. Образование второй ступени получил в лицее Карно, где стал учеником М. Мерло-Понти, после смерти которого осуществил издание его неопубликованных работ, в том числе книги «Видимое и невидимое». В политике поначалу примыкал к левым нетрадиционной направленности, вместе с К. Касториадисом сотрудничал в журнале «Социализм или варварство» (до 1958), затем стал критиком советского и других форм социалистического тоталитаризма. В конце 1940-х и в 1950-е Л. исследовал формы государственного социализма и в результате выработал концепцию «бюрократического общества». Он отверг теории бюрократии К. Маркса, М. Вебера, Л.Д. Троцкого. С его точки зрения, Маркс лишь указал на феномен государственной бюрократии и описал ее внешние черты; он прочно увязал ее существование с классовым обществом, думая, что пролетарская революция разрушит этот паразитический управленческий аппарат и заменит его самоуправлением пролетариата. Вебер раскрыл многообразие форм бюрократии (государственная бюрократия, индустриальная, партийная, профсоюзная и т.д.) и выделил основные ее характеристики, но ошибочно полагал, что бюрократия нейтральна в отношении политической власти, и чрезмерно сближал процессы бюрократизации и капиталистической рационализации, не проводя четкого различия между индустриальной и бюрократической формами иерархии. Троцкий считал советскую бюрократию явлением сугубо временным, существование которого не затрагивает социалистической природы советского общества. Сам Л. развивал идею, разделяемую и другими представителями группы «Социализм или варварство»: советская бюрократия представляет собой новый господствующий класс, появление которого означает, что в СССР создано не социалистическое, а бюрократическое общество. Л. особенно подчеркивал, что советская бюрократия политически не нейтральна, она сформировалась в тесной связи с политической властью и при опоре на идеологию марксизма. Л. был тонким аналитиком истории философско-политической мысли, прослеживая ее от Платона и Аристотеля до X. Арендт; написал несколько работ о Н. Макиавелли, кропотливо исследовал тексты А. Токвиля, ища в них ответ на вопрос о природе демократии. Он выработал оригинальный взгляд на «политическое», его роль и место в обществе. Политическое для него – не институты власти, не особая «правительственная» сфера общественной деятельности; все это – предмет изучения политической науки. Философ же видит в «политическом» то, что определяет «форму общества», с его помощью осуществляется «полагание формы человеческого существования». В обществе политика первична, она обеспечивает его «смысл» и является сценой, на которой зримо предстают общественные отношения. Л. считал, что демократия – это особая форма общества, которая была изобретена в ходе Американской и Французской революций. Он оспаривает марксистский тезис о том, что демократия явилась политической формой, соответствующей интересам буржуазии; на деле буржуазные отношения могли успешно развиваться (и развивались в определенный период) в условиях королевской власти. Отличительная черта демократии заключается в том, что в обществе существует запрет на отождествление кого-либо (лица, группы лиц, народа в целом) с властью. В демократии, таким образом, власть не соотносится ни с трансцендентным началом, лежащим по ту сторону социальных явлений, ни с субстанциальным началом (народ как совокупность избирателей лишен субстанциального единства). Демократию отличает «де-корпорация» власти, закона, права, всей нации, которые ранее не отделялись от персоны короля. Л. придерживался точки зрения, что область права вообще и права человека в частности составляют основной элемент политики. Возражая Арендт, считавшей, что политика была извращена вмешательством социального вопроса, Л. доказывает, что между политическим и социальным постоянно осуществляется взаимосвязь, так как демократия всегда находится в поисках своего фундамента. Он понимает демократию как власть «символическую», открытую для будущего, отличая ее от других, жестко «определенных» форм власти, например от тоталитаризма.
Соч.: Политические очерки (XIX– XX вв.). М., 2000; Формы истории. СПб., 2007; Eléments d’une critique de la bureaucratie (avec E. Moren, J.-M. Coudrey). Genève, 1971; Le travail de l’oeuvre, Machiavel. P., 1972; Un homme en trop. P., 1976; Sur une colonne absente. Autour de Merleau-Ponty. P., 1978; Les formes d’histoire. Essai de l’anthropologie politique. P., 2000. Лит.: Федорова, М.М. Понятие демократии и онтологизация политического: Клод Лефор // Политическое как проблема. Очерки политической философии XX века. М., 2009; Poltier, H. Passion du politique. La pensée de Claude Lefort. Genève, 1998; Flynn, B. The philosophy of Claude Lefort. Evanston, 2005. E.A. Самарская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
255.95 кб

Режим демократии. Клод лефор и жак Рансьер

Саркисьянц Альберт А.
В статье исследуется концепция Жака Рансьера, рассматривающего политику как событие и процесс.
Читать PDF
224.55 кб

Французский историк и философ Клод Лефор о «Тоталитаризме» …

Костромина Надежда Георгиевна
Представлены взгляды известного французского историка и философа Клода Лефора на один из главнейших феноменов ХХ столетия тоталитаризм. Работы К.
Читать PDF
3.10 мб

Комментарий о марксизме и феноменологии в творчестве Клода Лефора

Гашков Сергей
Эта статья была задумана как не совсем обычное исследование. С одной стороны, речь идёт о попытке понять взаимное соотношение феноменологии и марксизма в творчестве раннего Лефора.

Похожие термины:

  • ЛЕФОРТ Клод

    р. 1924) -франц. философ, наряду с Арендт один из важнейших теоретиков тоталитаризма. В 1948 , разочаровавшись в политике Коммунистической партии и Третьего Интернационала, вместе с Корнелиусом Кастори