ЛАВРА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Лавра
Слово от греч. Laura – название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721–1917 Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Нов. Почаев, ныне г. Почаев) лавры.

Источник: Православный церковный словарь.

ЛАВРА
греч. laura — многолюдный монастырь) — название наиболее крупных и важных по своему положению мужских правосл. монастырей. В Рус. правосл. церкви Л. назывались монастыри: Киево-Печерский (с 1598), Троице-Сергиев (с 1744), Александро-Невский (с 1797) и Почаевско-Успенский (с 1833). Настоятелями Л. являются местные епархиальные архиереи. Настоятелем Троице-Сергиевой Л. состоит глава церкви — патриарх.

Источник: Атеистический словарь

Лавра
крупный православ. мужской монастырь. Русская православ. церковь имела до революции четыре Л.: Киево-Печерская (с 1688 г.), Троице-Сергаева (с 1744 г.), Александро-Невская (с 1797 г.) и Почаевско-Успенская (с 1833 г.). В наст. вр. функционируют две Л.: Троице-Сергиева (в г. Загорске) и Почаевская (на Волыни). На территории Троице-Сергиевой Л. находятся резиденция патриарха, Московская духовная академия и семинария.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЛАВРА
(греч. букв. - городская улица, квартал) - большой и особо значимый в культе мужск. монастырь. До 18 в. Л. подчинялись непосредств. патриарху, с 1721 синоду. Л. пользовались особыми правами, число монахов в Л. не ограничивалось. Настоятели Л, - епархиальные архиереи, Троице-Сергиевой Л. - патриарх. Непосред. управление Л. осуществляется наместниками настоятелей - архимандритами. В России статус Л. имели: Киево-Печерская Л., Троице-Сергиева Л., АлександреНевская Л., Почаевско-Успенская Л.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Лавр
Лавровое дерево (по гречески «дафна» – см. ст. Дафна) у древних греков было посвящено Аполлону. Отсюда многообразное употребление его ветвей и листьев при триумфах у греков и римлян, при богослужении в языческих храмах и пр. Почет лавра, как известно, сохранился и доныне. Думают, что слово бакалавр (baccalauratus) произошло от обычая украшать лаврами головы молодых людей, возводимых в степень доктора.
У русского поэта XVIII в. М.М. Хераскова в поэме «Чесменский бой» читаем аллюзию этому выражению:
«Мы сокрушили флот! и полно мстить!» – речет;
Толико кроткими утешена сердцами,
Венчала слава их лавровыми венцами.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

ЛАВРА
(гроч. laura, букв. - проход) - название нек-рых наиболее крупных мужских правосл. монастырей. В русской правосл. церкви до революции имелось 4 Л.: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Настоятелями Л. были местные архиереи, а непосредств. руководителями - наместники Л. Лавры были крупнейшими центрами религ.-монархич. идеологии и всяческого мракобесия, охранителями церк. и гос. устоев бурж.-помещичьей власти и самодержавия в России, очагами черносотенной борьбы с рев. и освободит. движением. В наст. вр. заметная роль в русской правосл. церкви принадлежит Троице-Сергиевой Л., настоятелем к-рой считается патриарх.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЛАВР
символ триумфа, победы и успеха. Лавр служит эмблемой Аполлона — греческого бога солнца, поэзии и музыки. Преследуемая влюбленным Аполлоном нимфа Дафна превращается в лавровый куст — в объятиях бога оказалось деревце, ветвями которого он украсил свою голову и лиру. На играх в честь Аполлона, включавших соревнования, как в атлетике, так и в искусствах, победителей венчали лавровыми венками. Эпитет «поэт-лауреат» восходит к древнему поверию, что лавр способен вдохновить. В портретной живописи лавровый куст или ветвь указывает на то, что модель имеет отношение к литературе или искусству. Римляне распространили традицию награждения лавровым венком и на воинов-победителей. Так, Юлий Цезарь надевал лавровый венок на все официальные церемонии, а на английских монетах Карл I, Георг I и Георг II, через некоторое время и Елизавета II также изображались с лавровыми венками. Как символ превосходства лавр включался в эмблемы таких автомобильных компаний, как «Альфа-Ромео», «Фиат» и «Мерседес». Будучи вечнозеленым деревом, лавр также символизирует бессмертие. В этом качестве лавровая роща растет на вершине Парнаса — обиталища муз. Лавровый куст был эмблемой Лоренцо Медичи (1448–1492) с девизом «Такая добродетель», подчеркивая, что добродетель не увядает, как вечнозеленый лавр. Лавр в античности считался предохраняющим растением, а лавровая ветвь использовалась в качестве кропила в римских жертвенных обрядах. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Похожие термины:

  • АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

    мужской правосл. монастырь, основанный в С.-Петербурге в 1710 по распоряжению Петра I; статус лавры получил в 1797. Был одним из гл. церк. центров, оказывавших влияние на все стороны религ.-политич. жизни
  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

    выдающийся памятник церк. зодчества 18 в., огромный ансамбль в форме каре из нескольких корпусов, окружающих трапециевидный двор со зданиями в виде башен по углам, с несколькими храмами. Основан ук
  • КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

    мужск. монастырь, основанный в 1051 при Ярославе Мудром, в 1598 церковь присвоила ему наименование лавры. В 11 ? 2 вв. - один из культурн. центров Др. Руси, средоточие летописания. В наст. вр. К.-П. л. - культурн
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

    крупнейший рус. монастырь, нахо-д¦ггся в совр. Загорске (71 км к северу от Москвы), основан в сер. 14 в. Сергием Радонежским. Наименование «лавра» присвоено в 1744. В 14-18 вв. Т.-С. л. играла важную роль в поли
  • ПОЧАЕВСКО-УСПЕНСКАЯ ЛАВРА

    монастырь в Почаеве Тернопольской обл. Основан, по преданию, ок. 1240 монахами КиевоПечерской лавры. бежавшими после татаро-монг. разгрома Киева. В 16 - 17 вв. - центр национальнорелиг. сопротивления ока