мужск. монастырь, основанный в 1051 при Ярославе Мудром, в 1598 церковь присвоила ему наименование лавры. В 11 ? 2 вв. - один из культурн. центров Др. Руси, средоточие летописания. В наст. вр. К.-П. л. - культурно-историч. заповедник.
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
Источник: Атеистический словарь
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
(Успенская К.-П. л.) - один из крупнейших монастырей. Основана в 1051 в искусств, пещерах на берегу Днепра, затем (до 16 в.) ставших местом захоронения монахов. Крупнейший культурный центр Др. Руси, играл и значит, политич. роль. Здесь создан первый рус. летописный свод Патерик, ряд других произведении. Монастырь вел упорную борьбу с нац. угнетением и насильств. окатоличиванием украинцев, с униатством. Статус лавры получил в 1598. К.-П. л. - крупнейший крепостник. В кон. 18 в. владела 80 тыс. крепостных крестьян, в 19-нач. 20 в. располагала значит, недвиж. имуществом и капиталами. В пещерах К.-П. л. погребен 131 преподобный монах и затворник, что обеспечило ей важное место в пропаганде культа святых, чудотворений и т. п. К.-П. л. была местом массового паломничества. Лавра вела борьбу с революционно-освободит. движением, материалистич. мировоззрением. В годы Октября К.-П. л. выступила на стороне контрреволюции. В 1929 была закрыта. Вновь открылась в 1942 и действовала до 1961. Вовремя Вел. отеч. войны архитект. памятники лавры сильно пострадали. Восстановительные работы начаты в 1944. В наст. вр. К»-П. л. - гос. историко-культурный заповедник с рядом музеев и выставок.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
КИЕВО-ПЕЧЁРСКАЯ ЛАВРА
самый древний русский монастырь, основанный при Ярославе Мудром ок. 1051, т. е. вскоре после христианизации Киевской Руси. Монастырь с самого основания служил опорой княж. власти и при поддержке киевских князей и бояр в течение короткого времени превратился в крупное феод. хоз-во и в гл. рассадник христ. «благочестия» на Руси. В монастыре велись летописи, отражавшие важнейшие события в жизни Др. Руси и проводившие идеи объединения русского народа под властью киевских князей и правосл. церкви. В нач. XII в. здесь была составлена известная летопись «Повесть временных лет», первонач. редакция к-рой принадлежит монаху Нестору, а в XIII в. составлен «Киево-Печерский патерик» (см. Патерик), сыгравший большую роль в прославлении русских «святых» и «праведников». В период борьбы укр. народа против польской агрессии монастырь был важным центром борьбы против католицизма и Брестской унии, В 1688 церковь присвоила ему «почетное» наименование лавры.
К.-П. л. была крупнейшим рассадником религ. мракобесия, в предрев. период являлась одним из центров погромной, черносотенной пропаганды, а в первые годы после Окт. революции - одним из опорных пунктов реакц. церковников в их борьбе с Сов. гос-вом. Ансамбль зданий К.-П. л. представляет собой выдающийся истор. памятник архитектуры, однако ряд строений на ее территории разрушен фашистскими варварами во время Отеч. войны 1941—1945.
К.-П. л. была крупнейшим рассадником религ. мракобесия, в предрев. период являлась одним из центров погромной, черносотенной пропаганды, а в первые годы после Окт. революции - одним из опорных пунктов реакц. церковников в их борьбе с Сов. гос-вом. Ансамбль зданий К.-П. л. представляет собой выдающийся истор. памятник архитектуры, однако ряд строений на ее территории разрушен фашистскими варварами во время Отеч. войны 1941—1945.