немецкий философ (Вадовице, Австрия, 1875 — Карпаты, на границе с Россией, 1915). Был профессором во Фрейбурге, позднее — в Гейдельберге (1910). Его философия представляет собой попытку преодолеть неокантианство и обосновать метафизику познания. В конечном счете, творчество приводит его к синтезу между критицизмом Канта и интуиционизмом феноменологии Гуссерля* Он был учителем Хайдеггера. Его полное собрание сочинений («Gesammelt Schriften», 1923) включает в себя, в частности, такие работы: «Идеализм Фихте и история» (1902), «Философия права» (1905), «Логика философии и теория категорий» (1911) и «Теория суждения» (1912).
ЛАСК
ЛАСК(Эмиль)
Источник: Философский словарь
ЛАСКИ
Laski), Гарольд Джозеф (30 июня 1893 – 24 марта 1950) – англ. социолог, политич. деятель, лидер и идеолог Лейбористской партии. В своих работах Л. проповедовал разновидность реформистской теории врастания капитализма в социализм – т.н. демократический социализм ("Свобода в совр. гос-ве" – "Liberty in the modern state", 1930, new ed., 1948; "Парламентарное управление в Англии" – "Parliamentary government in England", 1938, 4 ed , 1950). Л. считал, что главную роль в развитии общества играет индивидуальное сознание, и потому освобождение трудящихся должно быть осуществлено не путем революции, а в результате нравств. совершенствования ("Вера, разум и цивилизация" – "Faith, reason and civilization", 1944). Л. открыто провозгласил связь своих идей с религией: источник идеи демократич. социализма он видел в христианстве. Абсолютизируя мировые связи капиталистич. хозяйств. системы на империалистич. стадии, Л. пытался доказать необходимость создания мирового гос-ва, считал нац. суверенитет "угрозой цивилизации", оправдывал колониализм ("Основания суверенитета" – "The foundations of sovereignty", 1921, 2 ed., 1931). Соч.: A grammar of politics, New Haven – L., 1925, Communism, L., 1927, Democracy in crisis, 3 ed., L., 1934, The state in theory and practice, L., 1935, The rise of European liberalism, L., 1936, Reflections on the revolution of our time, ?. ?., 1944, The American democracy, L., 1949, Political thought in England. Locke to Bentham, L., 1950. П. Зыков. Москва
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЛАСК
Lask), Эмиль (25 сент. 1875 – 26 мая 1915) – нем. философ-идеалист; проф. Гейдельбергского ун-та. Сочетал неокантианство в духе Риккерта с феноменологией Гуссерля. Отбрасывая, как и все неокантианцы, "вещь в себе", отказываясь также от трансцендентальной эстетики Канта, Л., с др. стороны, пытался сохранить понятие объективного, независимого от мышления идеального бытия, якобы образующего внутреннее лишь интуитивно постигаемое содержание сознания. Т.о., идеальное бытие, понимаемое Л. в духе платонизма, есть трансцендентная логич. структура сознания, якобы составляющая основу не только априорных логич. форм, но и веществ. мира, природы. Одним из гл. понятий философии Л. является понятие формы, истолковываемой в духе Аристотеля, т.е. как идеальная сущность. Однако, в отличие от Аристотеля, Л. рассматривает в качестве осн. форм идеального бытия категории, среди к-рых выделяются первичные формы, нечто вроде субстанции идеального бытия. Субъект, человек понимается как "переживающая реальность". Л., так же как и Гуссерль, настаивает на существовании независимой от субъекта истины (а также "смысла" и "значения"), понимая ее как некое трансцендентное логич. бытие, имеющее свое местопребывание в сознании и постигаемое исключительно интуитивным путем. Интуиция рассматривается как предшествующий мышлению (и науке) акт познания бытия, проникающий сквозь сферу переживаний в то, что якобы определяет их структуру и интенциональность (направленность). Учение об идеальном бытии Л. связывает с теорией ценности, к-рую, взяв у неокантианцев, он истолковывает в духе феноменологии Гуссерля. Л. признает существование, с одной стороны, личных, субъективных ценностей (к к-рым он относит все "практические" ценности), а с др. стороны, – транссубъективных ценностей, существующих в сфере идеального бытия и постигаемых интуитивно. Именно эти транссубъективные ценности и придают человеч. жизни, переживаниям ценностный характер. К таким транссубъективным ценностям Л. относит прежде всего религию, а затем также и эстетическое. В конечном счете все существующее в сфере идеального бытия, поскольку оно имеет интенциональный характер, оказывается сводимым к понятию ценности. Поэтому Л. определяет философию как учение о ценностях. Претензия Л. на строгое обоснование принципов науки, на создание науч. мировоззрения опровергается его крайне упрощенным и в конечном счете антинауч. пониманием естествознания и практич. деятельности, к-рые рассматриваются как наиболее удаленные от идеального бытия. Соч.: Die Logik der Philosophie und die Kategorienlehre, T?bingen, 1911, Die Lehre vom Urteil, T?bingen, 1912, Gesammelte Schriften, Bd 1–3, T?bingen, 1923–24 Лит.: Pick G., Die ?bergegens?tzlichkeit der Werte. Gedanken ?ber das religi?se Moment in ?. L. logischen Schriften vom Standpunkt des transzendentalen Idealismus, T?bingen, 1921, Herrigel E., E. L. Wertsystem, "Logos", 1923–24, Bd 12. Т. Ойзерман. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.