Кризис социокультурный

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Социокультурный кризис
нарушение стабильного развития, определенное выражение социальных, культурных и экономических конфликтов. Социокультурный кризис является одним из ествественных состояний общества. Существуют локальные (ограниченные некоторой территорией), институциональные (поражают определенную сферу общественной жизни) и общие - социетальные (охватывающие собой все общество). Среди социетальных выделяются социальный кризис, возникающий в различных процессах человеческой деятельности и культурный, который деформирует сами способы деятельности и типы воспроизводства жизнедеятельности общества. При этом оказывается, что социокультурный кризис является всеобъемлющим, универсальным, поскольку включает в себя кризисные явления как в сфере социальных отношений, так и в культуре. Эти два кризиса как бы сосуществуют одновременно. Общий кризис общества включает в себя политическую, экономическую, структурно-производственную и собственно социальную сферы. Одновременно развивается и кризис культуры, включающий в себя духовно-нравственную, трудовую, этническую и экологическую сферы. При этом социальный и культурный кризисы действуют в социуме одновременно и взаимодействуют друг с другом. Всеобщность социокультурного кризиса осознавалась в самых разнообразных формах. Так, разложение средневековых устоев жизни в народном сознании в Европе того времени трансформировалось в изменении образа сатаны. Мир, по свидетельству А. Я. Гуревича, оказывается буквально «инфицирован» бесами, которые воздействуют на человека в любых жизненных ситуациях. В XVI веке обнаружилось, что воинство Люцифера состоит из семи с половиной миллионов бесов. Власть Сатаны в сознании людей расширялась до невиданных пределов. Человек живет в постоянной опасности дьявольских козней; Сатана захватывает весь земной мир. Трактаты по демонологии появляются в огромных количествах в период с XV по XVII века. Огромное количество процессов над ведьмами в этот период времени говорит о том, что в сознании людей складывалась своеобразная «субъективная реальность», образ мира, в котором причудливым образом сочетались действительные вещи и вымышленные фантомы. По мнению А. Я. Гуревича, представление о том, что люди, якобы, общаются с бесами, зарождалось в сознании спонтанно, на основании личных переживаний и впечатлений. Отсюда и огромное количество стереотипных описаний различных сборищ ведьм и колдунов, обрядов, которые их сопровождали. Страх смерти, загробных мук и одержимость идеей постоянного присутствия в повседневной действительности нечистой силы, вмешивающейся в жизнь людей,— все это симптомы материальных и социальныы невзгод населения, которые умножились в переходный период от Средневековья к Новому времени, когда рушился или расшатался привычный уклад жизни. Молитва французских крестьян в XVII в. «Избави нас. Господи, он чумы, голода и войны» - как нельзя лучше высвечивает источники их страхов -источники, искоренить которые они были бессильны. Всеобщность кризиса была связана с огромным количеством междоусобных религиозных и прочих войн. Война оказывалась весьма доходным предприяяием и для разного рода деклассированных элементов, и для князей церкви, и для аристократов разного толка. Война и сопровождающие ее голод, эпидемии вели к массовой миграции населения. Так, после Тридцатилетней войны в Германии, начавшейся с 1618 года, число земельных хозяйств сократилось в три-четыре раза. В ходе массовой миграции почти вдвое сократилось население Германии, почти прекратила свою деятельность система образования. Все это сопровождалось глубоким одичанием нравов, усилением мистических настроений, дезинтеграцией прочных религиозных убеждений. В результате этого глубочайшего социокультурного кризиса возникает явление аномии.

Источник: Человек и общество. Культурология

Кризис социокультурный
нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее разл. подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сооб-ва, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов. К.с. может быть вызван причинами и внешнего, и внутреннего для сооб-ва происхождения. К числу внешних причин могут быть отнесены: значит. по характеру и скоротечное по срокам наступления изменение природно-климатич. условий в зоне обитания сооб-ва, не располагающего эффективными средствами для адаптации к такому изменению; агрессия или покорение одного сооб-ва другим, при к-ром завоеватель стремится не только к установлению своего полит. господства, но и к ломке традиц. жизнеустроения, институтов социальной организации и регуляции, религ. и ценностных ориентации покоренного народа (см. Конфликт культурный). В обоих приведенных случаях изменившиеся условия существования сооб-ва приводят к серьезным переменам в стереотипах сознания и поведения людей, девальвации традиц. норм и правил жизнеобеспечения, социального взаимодействия, морали, ценностных императивов и табу; начинает разрушаться система социально интегрирующих мотиваций, функциональных взаимодействий между людьми; в сознании людей начинает доминировать принцип “каждый за себя” и т.п., т.е. наступает кризис консолидирующих сооб-во социокультурных связей и норм; сооб-во начинает преобразовываться в хаотич. массу самостоятельно выживающих индивидов, все менее придерживающихся общепринятых норм такого рода выживания. Внутр. причины К.с. могут быть связаны: с полит. кризисом в сооб-ве и падением эффективности работы институтов социальной регуляции, что в свою очередь ведет к росту криминальных и иных девиантных форм поведения населения (включая революционные), деградации консолидирующей идеологии и пр.; социально-экон. кризисом, ведущим к серьезным изменениям в характере социальных интересов и потребностей людей, по отношению к к-рым действующие нормы и ценности, институты социальной организации и регуляции становятся не адекватными сложившейся ситуации; кризисом господствующей идеологии (светской или религиозной), теряющей свои социально консолидирующие и мобилизующие возможности, утрачивающей эффективное влияние на сознание масс; нарастание неравномерности развития разл. областей социальной жизнедеятельности в сооб-ве, что при превышении опр. пределов такого рода разрыва может привести к социальному взрыву и насильственной ломке устаревших нормативно-ценностных установлений и организационных форм (революции); неэффективность протекания процессов социокультурной модернизации, когда сооб-во “застревает” в положении, при к-ром прежние нормативно-ценностные регуляторы социальной жизни уже деградировали (или демонтированы), а новые еще не сложились или не начали полноценно функционировать, а также иные причины такого же рода. Практич. формы, в к-рых проявляется К.с., инициированный внутр. причинами, по существу аналогичны варианту К.с., вызванному причинами внешними. И в том и в другом случае наблюдается прежде всего понижение уровня социальной интегрированности и консолидированности сооб-ва, падение мотивации к осуществлению деятельности, соответствующей коллективным интересам, деградация нормативно-ценностных регуляторов совместной и согласованной жизнедеятельности людей. Последствия К.с. могут быть различны и зависят от совокупности конкретно-истор. факторов, его породивших и ему сопутствующих. В одних случаях К.с. ведет к деструкции и депопуляции сооб-ва (классич. пример – гибель Рим. империи в 4-5 вв.), в иных — сооб-во находит внутр. резервы для мобилизации и восстановления структуры своей социокультурной организации, эффективности работы полит., экон. и идеол. регулятивных механизмов (напр., патриотич. порыв франц. народа, инициированный Жанной д´Арк в годы Столетней войны 14-15 вв.). Технологии выхода из К.с., как свидетельствует история, также весьма различаются. Но во всех случаях наблюдаются два непременных условия: накопление критич. массы населения, кровно заинтересованного в сохранении или восстановлении тех или иных форм своей социальной интегрированности (полит. структуры, религ. единства и т.п.), а также формирование новой консолидирующей людей идеологии (или функциональное обновление традиционной), достаточно четко формулирующей целевые установки требуемой социальной мобилизации. См. также Энтропия социально-культурная. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
156.64 кб

Деградация и кризис: социокультурный подход

Хоружая С. В.
Читать PDF
502.08 кб

Глобализация и кризис социокультурной идентичности

Звоновский В. Б.
Статья посвящена вопросам формирования социокультурной идентичности в современных условиях.
Читать PDF
371.48 кб

Социокультурный кризис и возможные пути выхода из него

Штомпель Людмила Александровна, Штомпель Олег Михайлович
Статья посвящена определению понятия социокультурного кризиса как процесса деструктивного рассогласования между культурной и социальной сторонами общества и путей выхода из социокультурного кризиса.
Читать PDF
165.96 кб

Социокультурный кризис и механизмы саморегуляции общества

Голованова Елена Владимировна
В статье рассматривается социокультурный кризис как имманентный признак современности, для которой характерны масштабные трансформации и деконструкции сформированных ранее онтологических, аксиологических и гносеологических основ ц
Читать PDF
710.65 кб

Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций

Лапин Н. И.
2000-Й год воспринимается как хронологический рубеж летосчисления. Но в историческом отношении рубежность этой даты не столь однозначна: в чем-то перелом, а в чем-то связь, продолжение начатого. Неоднозначна она и для России.
Читать PDF
311.52 кб

Социокультурные условия кризиса выражения культурного смысла

Сергеев Дмитрий Валентинович
Целью данной статьи является выявление социокультурных условий кризиса выражения смысла, что выступает отражением социальных особенностей бытия смысла в современном обществе.
Читать PDF
339.00 кб

XX-XXI В. Глобализация социокультурного кризиса современности

Тихонова Евгения Петровна
Статья посвящена исследованию основных проблем XX-XXI вв., которые связаны с процессами глобализации социокультурного кризиса.
Читать PDF
303.04 кб

Социокультурные основания современного экологического кризиса

Соболевская Юлия Викторовна
Статья посвящена философскому осмыслению социокультурной природы глобального экологического кризиса и выявлению его причин.
Читать PDF
150.37 кб

Интеллигенция в условиях кризисного социокультурного пространства

Мельник Лилия Игоревна
Актуальность вопросов сохранения и развития феномена интеллигентности сегодня обусловлена необходимостью противостояния натиску кризисных явлений современности, процессам стандартизации и обезличивания общества.
Читать PDF
107.06 кб

КОРРУПЦИЯ КАК ФАКТОР КРИЗИСА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ МОЛОДёЖИ

Аверьянов Михаил Витальевич
Данная статья посвящена исследованию явления коррупции как фактора кризиса социокультурной ментальности молодёжи, определению механизмов минимизации её деструктивного воздействия, проблематике социологических исследований в сфере
Читать PDF
324.81 кб

Кризис высшего образования в России как социокультурная катастрофа

Любецкий Николай Петрович, Самыгин Сергей Иванович, Касьянов Валерий Васильевич
В статье рассматриваются проблемы реформирования постсоветской системы вузовского образования.
Читать PDF
389.43 кб

Идеологический формат социокультурного кризиса в современной России

Солодовник Любовь Владимировна
В статье рассматриваются факторы, определяющие идеологический формат современного социокультурного кризиса; отмечаются изменения, происходящие в идейно-мировоззренческой и духовно-нравственной атмосфере общества.
Читать PDF
74.33 кб

Две концепции социокультурного кризиса: зигмунт Бауман и ульрих Бек

Логинов Александр Владимирович
В статье рассмотрены два различных подхода к современной социокультурной ситуации. Сопоставлены позиции английского социолога и философа Зигмунта Баумана и немецкого социолога Ульриха Бека.
Читать PDF
740.29 кб

Региональная идентичность личности в условиях социокультурного кризиса

Зверев Андрей Леонидович
В статье анализируется процесс самоидентификации личности в условиях социокультурного кризиса, когда привычные представления человека об окружающей реальности рушатся, и они заменяются временными представлениями о себе и своем мес
Читать PDF
3.61 мб

Социокультурный кризис современности и его отражение в массовой культуре

Юданова Мария Васильевна
На данный момент массовая культура проникла во все сферы жизни общества и сформировала своё единое семиотическое пространство.